Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 23:02, курсовая работа
Рыночная экономика это бесконечное взаимодействие спроса и предложения. Разработка простой модели такого взаимодействия составила эпоху в истории экономической науки. И хотя с той поры минуло более двух столетий, именно с нее начинается теоретическое знакомство с современной рыночной экономикой: дело в том, что через эту модель могут быть описаны все экономические процессы.
Действительно, любому акту купли-продажи предшествуют два феномена “спрос” и “предложение”, величины которых определяют объем сделок и уровень цен на рынке. А поскольку рыночная экономика есть динамика цен и объема сделок, то добиваться их желаемого изменения можно, регулируя величину спроса (влияя на доходы потребителей) и величину предложения (влияя на прибыль производителей). Это справедливо и для макро-, и для микроэкономики.
Линия спроса на рис.1.1 подразумевает только один продукт. Смена цен и наличие альтернативных продуктов по различным ценам, которые несут в себе такую же или подобную полезность, будут влиять на движение этой линии. Изобразив на рис.1 совокупную линию спроса, мы покажем совокупные производственные возможности страны в целом. Но такой рисунок обычно используется для выражения перемен в спросе на примере цены одного какого-либо товара или услуги. Перемена спроса обычно бывает вызвана значительным изменением в рыночной структуре, что находит свое выражение в реальном снижении или повышении цены. Повышение спроса может наступить в результате серьезного открытия в области технологии, что значительно снизит стоимость производительных затрат при выпуске продукта. В этом случае большее количество продукта становится доступным по более низким ценам и, следовательно, у людей повышается на него спрос.
Р
P2
P1
Рис.1.2 Кривая спроса
На рис.1.2 горизонтальные линии Р1 и Р2 вышли за линию Qd1. Новая линия, обозначенная Qd2, означает, что у потребителя имеется больше денег на покупки и в результате будет увеличено количество продукта, которое он приобретет на рынке. Предположим, что эти линии спроса обозначают только единичные продукты. В действительности же мы имеем дело со взаимодействием предложения и спроса на примере бесконечного множества продуктов, которые могут быть в продаже в любом месте и в любое время.
Передвижение линии спроса может произойти при внедрении в экономику экзогенного спроса - спроса, изменение которого вызвано вмешательством правительства или внедрением каких-либо сил извне свободного рынка.
На рис.1.2 видно, что цена поднялась и установила новые соотношения между требуемым количеством продукта и предлагаемой ценой. Механизм цен - это лучший путь регулирования, чем вмешательство правительства. В системе рынка потребители продукта имеют возможность сами определить, в каком количестве им потреблять продукт и сколько за него платить. Если этому механизму не дать работать самостоятельно, результатом, скорее всего, будет сокращение объема полезности, производимой и потребляемой обществом.
Эндогенный или внутренний спрос - это тот спрос, который генерируется внутри общества благодаря факторам, существующим в данном обществе.
Таким образом, рынок может регулироваться с помощью своего собственного механизма (спроса, предложения, цен и др.) и государством прямо или косвенно через госзаказы, налоги и т.д.
Различные товары отличаются друг от друга по степени изменения спроса под воздействием того или иного фактора. Степень реакции спроса на эти факторы поддается количественному измерению с помощью коэффициента эластичности спроса. Понятие эластичности спроса раскрывает процесс адаптации рынка к изменениям в основных факторах (цене данного товара и других товаров, доходов потребителей и т.д.), определяющих спрос.
Закон спроса имеет общепринятое в экономической теории графическое изображение (см. график 1.1).
Цена (Р)
величина спроса (Qd)
График 1.1
Закон спроса - ВЕЛИЧАЙШИЙ ЗАКОН РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ, ибо он придает поведению покупателей и продавцов ОБЪЕКТИВНУЮ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ЛОГИКУ, а это позволяет прогнозировать их реакцию на изменение цены.
Закон спроса важен и тем, что показывает достижение экономикой данной страны высокого уровня развития — ведь спрос может “благодарно” увеличиваться при снижении цены или “возмущенно” уменьшаться при росте цены только при отсутствии дефицита; там же, где дефицит, мнение покупателя не важно, все диктует производитель; а ведь подлинный рынок — это равноправие спроса и предложения.
1.3 Предложение и факторы, его изменяющие. Закон предложения
Для описания поведения продавцов на рынке используют термин “предложение”. Предложение — это количество товаров, представленных на рынке.
Для иллюстрации зависимости между ценой товара и его количеством, которое продавцы хотят реализовать, обратимся к табл. 1.4 .
Таблица 1. 4. Зависимость между предложением и ценой
Цена за единицу, дол. |
Объем предложения за месяц, шт. |
6 |
40 |
5 |
35 |
4 |
30 |
3 |
20 |
Как видно из нее, по мере роста
цены увеличивается объем
Прямая связь между ценой товара и объемом предложения при прочих равных условиях носит название закона предложения. Его графическое выражение воплощается в кривую предложения, имеющую положительный наклон.
Причины вышеустановленной зависимости следующие.
1. Повышение цены на данный товар стимулирует производителей тратить больше времени и сил на его производство. Верно и то, что часть не выпускавших ранее этот товар производителей войдут в соответствующую отрасль.
2. Продажа дополнительной партии продукции приводит к необходимости повышения цены в силу того, что растут затраты на производство единицы продукта.
3. Рост цен обязан
По аналогии с определенным ранее объемом рыночного спроса для 100 покупателей находим объемы рыночного предложения при четырех значениях цены.
Таблица 1.5. Рыночное предложение
Цена за единицу, дол. |
Объем предложения индивидуального продавца, шт. |
Количество |
Объем рыночного предложения, шт. |
6 |
40 |
100 |
4 000 |
5 |
35 |
100 |
3 500 |
4 |
30 |
100 |
3 000 |
3 |
20 |
100 |
2 000 |
Изменение величины (объема) предложения в ответ на изменение цены при прочих равных условиях отображается движением вдоль кривой предложения. Изменение предложения означает смещение всей кривой предложения под воздействием неценовых факторов.
Основные неценовые факторы, влияющие на предложение: цены на ресурсы, технология производства, налоги и субсидии, цены на другие товары, ожидания изменения цен, число продавцов на рынке.
Рост цен на ресурсы увеличивает величину издержек производства. Производители станут сокращать ставшее дорогим производство продукции. Это соответствует сдвигу влево кривой предложения. Наоборот, падение цен на ресурсы стимулирует стремление увеличить предложение и графически отображается сдвигом вправо кривой предложения.
Усовершенствование технологии создает предпосылки для снижения издержек производства, приводит к расширению предложения товаров на рынке.
Зависимость между предложением и налогами обратная. Рост налогов имеет своим следствием увеличение издержек производства, а значит, сокращение предложения. Субсидии, направляемые государством в производство товаров, наоборот, расширяют их предложение.
Изменение цен на другие товары способно сократить или увеличить предложение. Например, первый случай может быть результатом повышения цены на сою. Тогда производители захотят отказаться или ограничить выращивание кукурузы — более дешевого товара. Результатом снижения цены на сою станет увеличение предложения кукурузы.
Если производители ожидают повышения цен на свой товар, возможна ситуация сокращения его поставок на рынок и уменьшения предложения. В некоторых отраслях реакция производителей будет обратной и предложение товара увеличится.Рост числа продавцов вызывает рост предложения товаров.
Предложение, точно также как
и спрос, это обобщающий термин. Он
характеризует поведение
Объем и структура предложения
характеризует экономическую
В каждый данный момент положение производителей, предлагающих свой товар на рынке, не является одинаковым. Некоторые из них произвели много товаров, а другие мало. Одни из них затратили на их производство меньше средств производства и труда, у других эти затраты на единицу продукции оказались более высокими. Но, оказавшись на рынке, все они, каковы бы ни были их производственные издержки, стремятся получить самую высокую цену. При этом чем выше цена товара, тем активнее они будут пытаться продать большее его количество, то есть увеличивать предложение (при наличии конкурентов).
Объем предложения товара – это количество товара, которое продавцы желают продать за некоторый период времени (день, месяц, год).
«Желание продать» здесь означает, что продавцы действительно желали и могли бы поставить на рынок предлагаемое количество товара при наличии достаточного числа покупателей.
Как важно различать объем спроса и объем покупки, так же важно отличать объем предложения от объема продаж. Объем предложения определяется только поведением продавцов, тогда как объем продаж определяют и продавцы, и покупатели.
Объем предложения зависит от цены
товара и других факторов, прежде всего
от цен, используемых в производстве
ресурсов и имеющихся в распоряжении
продавцов производственных технологий.
Также объем предложения зависи
Так же как и спрос, предложение можно классифицировать в зависимости от уровня экономики, на котором оно возникает:
Р
P2
P1