Теория спроса и предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 23:02, курсовая работа

Описание работы

Рыночная экономика это бесконечное взаимодействие спроса и предложения. Разработка простой модели такого взаимодействия составила эпоху в истории экономической науки. И хотя с той поры минуло более двух столетий, именно с нее начинается теоретическое знакомство с современной рыночной экономикой: дело в том, что через эту модель могут быть описаны все экономические процессы.
Действительно, любому акту купли-продажи предшествуют два феномена “спрос” и “предложение”, величины которых определяют объем сделок и уровень цен на рынке. А поскольку рыночная экономика есть динамика цен и объема сделок, то добиваться их желаемого изменения можно, регулируя величину спроса (влияя на доходы потребителей) и величину предложения (влияя на прибыль производителей). Это справедливо и для макро-, и для микроэкономики.

Файлы: 1 файл

теория спроса и предложения .doc

— 698.50 Кб (Скачать файл)

Таблица 1. 1. Зависимость между спросом и ценой 

 

Цена за единицу, дол.

Объем спроса за месяц, шт.

6

10

5

20

4

30

3

45


 

 

Как видим из таблицы, повышение  цены на единицу товара (видеокассету) снижает объем спроса на него. Чем выше цена, тем меньше объем спроса. Наибольшее количество видеокассет в нашем примере — 45 штук, соответствует самой низкой цене — 3 дол. Чем ниже цена, тем больше объем спроса.

Обратная зависимость между  ценой товара и его количеством, которое покупатели хотят и могут приобрести, получила название закона спроса.

Каждой комбинации цены и объема спроса из табл. 1.1 соответствует определенная точка на кривой спроса.

Кривая спроса графически показывает объем спроса на товар при каждом значении цены при прочих равных условиях.

Так как между ценой на товар  и объемом спроса на него существует обратная зависимость, кривая спроса имеет  отрицательный наклон.

Сформулируем причины, лежащие  в основе закона спроса. Во-первых, практикой  подтверждено, что люди склонны больше покупать товаров по низкой цене, чем по высокой. Снижение цены на товар для части потребителей, ранее его не покупавших, станет “зеленым сигналом” к его приобретению. Во-вторых, действие принципа убывающей предельной полезности означает, что человек получает наибольшее удовлетворение от первой покупки. Приобретение и потребление последующих единиц товара приносит ему все меньший потребительский и нравственный эффект. Следовательно, только при снижении цены на данный товар человек захочет стать его покупателем. В-третьих, снижение цены приводит к возникновению эффекта дохода. Эффект дохода — расширение покупательной способности денежного дохода потребителя. Значит, потребитель получает возможность купить больше как данного товара, так и других товаров и услуг. Кроме того, более низкая цена на определенный товар, чем ранее установившаяся, дает толчок к действию эффекта замещения.

Эффект замещения  — стремление покупателя приобретать более дешевый товар по сравнению с относительно дорогими аналогичными товарами.

Так как рынок предполагает наличие  множеств покупателей, следует различать индивидуальный и рыночный спрос.

Рыночный спрос представляет собой сумму индивидуальных объемов спроса при каждом значении цены. 

Предположив, что на рынке действуют три покупателя, определим объем рыночного спроса, используя данные табл. 1.2. 

Таблица 1.2. Рыночный спрос  

 

Цена за единицу, дол.

Объем спроса за месяц, шт

Объем рыночного спроса

1-й покупатель

2-й покупатель

3-й покупатель

 

6

10

20

5

35

5

20

30

10

60

4

30

45

20

95

3

20

60

30

135


 

 

Кривую рыночного спроса строят путем суммирования индивидуальных кривых спроса по горизонтали. Процесс  ее построения представлен на рис. 1.2.

Как видно из табл. 1.2, при цене, скажем, в 4 дол. объем спроса 1-го покупателя составляет 30 шт., 2-го — 45, а 3-го — 20 шт. Объем рыночного спроса при данной цене равен 95 шт.

В случае одинаковых значений индивидуального спроса можно  производить не суммирование, а умножение количества всех покупателей на объем индивидуального спроса при каждом значении цены. Для 100 покупателей эта возможность представлена в табл. 1.3. 

 

 

 

 

 

Таблица 1.3. Рыночный спрос   

 

Цена за единицу, дол.

Объем индивидуального  спроса, шт.

Количество 
покупателей

Объем рыночного спроса, шт.

6

10

100

1 000

5

20

100

2 000

4

30

100

3 000

3

45

100

4 500


 

  

Совокупный рыночной спрос в  данном примере равен 10500 штукам, результату сложения объемов рыночного спроса при каждом значении цены.

Как уже было установлено, изменение объема спроса происходит под влиянием либо повышения, либо снижения цены. Динамика последней находит свое отражение в движении вдоль кривой спроса.

Изменение величины (объема) спроса означает перемещение из одной точки в другую по кривой спроса. Смещение же самой кривой спроса в ту или иную сторону находится под воздействием неценовых факторов или, как их еще называют, факторов изменения спроса. Они следующие: вкусы потребителей, их число на рынке, денежные доходы, цены на сопряженные товары, потребительские ожидания[11,c.144].

Влияние определенных факторов приводит к тому, что по прежним ценам  покупатели готовы приобрести больше или меньше товаров. Если факторы  оказывают положительное воздействие  на спрос, кривая смещается вправо, если отрицательное- кривая смещается влево.

Факторы, оказывающие влияние на изменение спроса.

1.Потребительские  предпочтения.

Представления покупателей о полезности блага  изменяются в благоприятном или  неблагоприятном направлении для  определенного товара. Среди факторов, изменяющих потребительские предпочтения выделяют:

  • Изменение потребностей (это долговременные факторы воздействия- появлении нового, усовершенствованного товара, приводит к возрастанию спроса на него и понижению спроса на устаревшую модель).
  • Мода (если товар входит в моду, то при сохранении прежней цены, объем покупок будет увеличиваться).
  • Реклама (очень сильное средство воздействия на потребительское предпочтение – успех рекламы- смещение кривой спроса вправо, провал рекламы- смещение кривой спроса влево).

2.Цена на другие товары.

Поскольку потребности взаимосвязаны между  собой, то и блага, их удовлетворяющие, находятся в определенной зависимости  друг от друга.

Блага, способные удовлетворить  одну и ту же потребность, получили название товаро-субститутов. Например, при увеличении цены на автобусные билеты, часть пассажиров отдаст предпочтение другому виду транспорта (железнодорожному), который стал относительно дешевле. Поэтому, при тех же ценах на ж/д билеты, спрос на них увеличится.

Для товара характерно еще одно свойство - взаимодополняемость. Это означает, что эффективное потребление  одного из них возможно только при  сочетании с другим. Такие блага  называются комплементарными. Резкое подорожание бензина повлияет на спрос на автомобили.

3.Число покупателей. Увеличение  числа покупателей повышает спрос,  уменьшение- снижает.

4.Ценовые ожидания покупателей.  Ожидания потребителей относительно  возможности повышения цен в  будущем, может побудить их  покупать теперь же, т.е. поднимет  спрос на определенную группу товаров. Ожидание падения цен приведет к падению спроса.

5.Доходы. При росте доходов кривая  спроса на качественные товары  будет смещаться вправо, а   на некачественные товары –  влево.

Степень изменения спроса под воздействием того или иного фактора характеризует коэффициент эластичности спроса. Он показывает, насколько изменится спрос при изменении фактора на единицу. Использование коэффициентов эластичности спроса позволяет на практике рассчитывать суммарное воздействие различных факторов на рыночный спрос.

Таким образом, изменение в спросе означает сдвиг кривой спроса в ту или иную сторону под воздействием неценовых факторов.

Как уже говорилось выше, объем  спроса зависит от многих факторов. Одним из основных является цена на данный товар. Устойчивая повторяющаяся взаимосвязь между объемом спроса и ценой, имеющая обратно пропорциональный характер называется законом спроса.

Количество товаров, которое покупается людьми, всегда зависит от цен на товары. Между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, всегда существует определенное соотношение. Высокая цена товара ограничивает спрос на него, уменьшение цены на этот товар, как правило, обуславливает возрастание спроса на него. Эту взаимосвязь между ценой и количеством покупаемого товара можно отразить на графике (рис.1.1)

 

 

 

 


Р


                            


 

P2                                                A    


 

                                                                                                                           

P1                                                                                     B


                                                                                                                              Qd2

                                                                                                                 Qd1               


                                                   Q2                              Q1                                 Q

                                                                                                                        

Рис.1.1   Кривая спроса

 

При цене Р1, которая является более  низкой по сравнению с ценой Р2, спрос предъявлен на большее количество продукта Q1. Когда цена повышается до Р2, спрос снижается. Причина этого кроется в том, что при росте цены люди делают выбор, какие продукты им потреблять. Из закона спроса можно сделать вывод, что при равноценности других составных величин результатом повышения цены всегда будет уменьшение количества покупаемого товара.

Этот закон впервые сформулировал  французский математик Антуан Огюстен  Курно в работе «Исследование  математических принципов теории богатства». В соответствии с его формулировкой  закона спрос на товар составляет некоторую функцию цены, причем, как правило, убывающую. Такое положение вполне обосновано и не противоречит рынку.

Формула закона падающего спроса А.Курно  такова:

D = f(P),

где f(P)<0; D - спрос; f - функция; P - цена.

Данный закон выражает следующую зависимость[6,c.78] :

  • цены имеют тенденцию к снижению;
  • при этом количество товаров, на которое предъявлен спрос, наоборот, повышается;
  • но повышение количества товаров, на которое предъявляется спрос, происходит в меньшей степени, чем снижение цены;
  • отсюда кривая спроса - убывающая.

Закон падающего спроса под воздействием многочисленных факторов действует  как тенденция.

Точки А и В (рис.1.1).Точка А - это позиция на линии спроса, которая обозначает количество потребляемого продукта по данной цене. Точка В обозначает то же самое, определяя количество продукта, которое будет потребляться по более низкой цене. Когда мы имеем дело с изменением цены, линия спроса движется из точки А в точку В. Вот это движение по линии спроса и будет результатом смены цены.

Таким образом, под спросом следует  понимать всю кривую спроса, а обозначение  отдельной точки на кривой спроса означает «купленное количество товара»  по определенной цене. Движение по данной кривой спроса представляет собой изменение  объема покупок в результате сдвигов в ценах, но вовсе не означает изменения самой кривой спроса.

Линия справа, обозначенная как  Qd2, отражает перемену спроса и свидетельствует о том, что на рынке появился новый фактор, который вызывает значительные перемены во взаимоотношениях между ценами и количеством продукта, пользующимся спросом. Перемена в спросе может быть вызвана увеличением дохода покупателей, внедрением экзогенного (внешнего) спроса в экономику или сменой цен на альтернативные продукты. Другими причинами изменения спроса могут быть перемены вкусов в пользу данного продукта, новый приток потребителей на рынке. Повышение или снижение цен на элементы производства продукта меняют себестоимость и цену всего продукта. Уменьшение количества продукта высокого спроса приводит к повышению цены на продукт-заменитель.

Информация о работе Теория спроса и предложения