Торговля – вид деятельности семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 18:37, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: Разработать приемы, способствующие формированию у учащихся представление о таком виде деятельности семьи, как торговля продуктами пчеловодства.
Задачи исследования:
• всесторонне изучить теоретические аспекты представленной к изучению темы;
• разработать тематический план по представленной к изучению теме;

Содержание работы

Введение
I. Торговля, как вид индивидуально-трудовой деятельности семьи
1.1. Семья, как социальный институт
1.2. Потребности семьи
1.3. Виды индивидульно-трудовой деятельности семьи
1.4. Торговля, как вариант деятельности семьи
II. Методика проведения занятий по теме: «Торговля, как вид деятельности семьи» в обще-образовательных и средне-специальных учебных заведениях
2.1. Разработка тематического плана по теме «Торговля – как вид деятельности семьи»
2.2. План проведения урока на тему: «Искусство ведения бюджета семьи»
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Диплом_Вика.doc

— 888.50 Кб (Скачать файл)

 

  1. Что такое доход? Совокупный доход? (Под доходом понимают деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия, отдельного лица или какого-либо рода деятельности. Все полученные средства составляют совокупные доходы. Семья может потратить только ту сумму, которые заработали ее члены. Ни копейки больше.)
  2. Что такое расход? (Расход – это затраты, издержки, потребление чего-либо для определенных целей. Чтобы рассчитать семейный бюджет, нужно знать, на что расходуются деньги. Все расходы можно разделить на две группы: постоянные и переменные. Постоянные расходы – расходы, которые можно осуществить или запланировать на какой-либо период. Переменные расходы могут быть периодическими (сезонными, циклическими) и единовременными (непредвиденными).)
  3. Денежные расходы семьи делят на три основные группы:
    • личное потребление;
    • налоги и другие обязательные и сбережения.
    • денежные накопления платежи

Какие вы знаете обязательные платежи? (Обязательные платежи: налоги; взносы в общественные и кооперативные организации, в ЖСК; погашение ссуд в банке, кредитов; оплата коммунальных услуг, детсада; транспортные расходы; дополнительные услуги образования – кружки, секции.)

  1. Что такое коммунальные услуги? (Оплата коммунальных услуг включает плату за отопление, газ, воду, радио, телефон.)
  2. Предложите проекты снижения затрат на оплату коммунальных услуг. (Для того, чтобы снизить затраты на оплату коммунальных услуг, необходимо знать точный расход воды. Для этого в квартире нужно установить счетчики. Еще одним источником экономии может быть плата за электроэнергию. Включенный телевизор, который никто не смотрит, лампочка, постоянно горящая в туалете. Кажется, что тут сэкономишь? Но все начинается с малого.)
  3. В чем разница между кредитом и ссудой? Назовите условия, при которых выдается кредит. (Кредит – предоставление в долг товаров или денег. Когда в долг дают деньги, то такой кредит называют денежной ссудой. Ссуду может взять как предприятие. Организация, так и любой человек.

Условия, при  которых дается кредит:

  • платежность (уплата % за пользование кредитом);
  • срочность (возвращение денег в точно назначенный срок);
  • возвратность (обязательный возврат всей суммы долга с учетом %)

III. Практическая  работа (20 минут)

Методика: деловая игра

Разделить учеников на группы, определить задания (случайный выбор):

Состав семьи:

  • папа, мама, двое детей (студент и школьник);
  • папа, мама, ребенок (садик), бабушка (не работающая);
  • папа, мама, 2 ребенка (оба в садике);
  • папа, мама, 1 ребенок (школьник), дедушка, бабушка;
  • папа, мама, сын-студент, дочь-школьница, дедушка;
  • папа, мама, 2 ребенка (оба школьники), дедушка, бабушка.

Профессии родителей:

  • папа адвокат, мама учитель;
  • папа слесарь, мама юрист;
  • папа водитель, мама психолог;
  • папа учитель, мама домохозяйка;
  • папа программист, мама продавец;
  • папа автомеханик, мама врач

Социальное положение старшего поколения:

  • дедушка – пенсионер;
  • бабушка – пенсионер и работает сторожем;
  • дедушка – пенсионер и работает дворником;
  • бабушка – пенсионер;
  • дедушка – пенсионер. Работает водителем.

Бытовые условия семьи:

  • 2-х комнатная квартира;
  • 4-х комнатная квартира;
  • 3-х комнатная квартира.

Задание:

  1. Необходимо составить бюджет семьи на месяц
  2. Проверьте свои способности в управлении семейной экономикой с помощью теста:

Таблица 3

Тест по проверке своих способностей в управлении семейной экономики

Вопросы тестирования

Да

Нет

Сведения приблизительные, мнение неопределенное

1. Знаенте ли  вы, сколько денег осталось до  зарплаты?

20

5

7

2. Вы увидели  модную вещь. Будете ли интересоваться  ее стоимостью и просить на нее денег у родителей?

7

20

6

3. Считаете ли  вы, что холодильник более необходимая  вещь, чем музыкальный центр?

25

2

11

4. Покупаете  ли про запас постельное белье?

1

18

8

5. Заказываете  ли вы такси, когда ехать  далеко, а на улице дождь?

4

16

6

6. Верите ли  вы, что свое материальное положение  можно улучшить, участвуя в различных  лотереях, розыгрышах?

2

24

12

7. Помогают ли  вашей семье дедушка и бабушка  средствами для покупки вещей?

11

14

3

8. Берете ли  вы ссуды?

17

5

6

9. Считаете ли  вы, что экономнее все делать дома вручную, чем тратиться на бытовую технику?

9

15

3

10. Собираясь  в магазин, составляете ли вы  список необходимых покупок?

14

3

5

11. Отдаете ли  вы вещи, из которых вы выросли,  малоимущим или в благотворительные  организации?

9

9

0

Итого:

 

 

Ответив на вопросы, подсчитайте набранные очки. Что  получилось?

30–40 очков. Да, в вашем доме не имеют никакого понятия о том, что деньги любят счет. И задолго до зарплаты встает вопрос: у кого бы занять нужную сумму. Всякие советы по рациональному ведению домашнего хозяйства вы встречаете в штыки. Постоянно строите планы, как бы быстро и легко стать состоятельным. Вам стоит задуматься над перспективами своей жизни.

40–100 очков. Квалификация домашнего экономиста у вас невысокая. Вы сознаете, что никто, кроме вас, не виноват, что деньги утекают, как вода сквозь пальцев, но как навести порядок, не имеете понятия. Вы постоянно мучаетесь в раздумьях, какая вещь вам более необходима и тем не менее довольно часто приобретаете нечто лишнее. Вам необходимо навести железную дисциплину в расходах.

100–170 очков. К деньгам вы относитесь спокойно. Уверены в завтрашнем дне. В вашей семье каждый знает цену заработанного рубля. В будущем вы станете хорошим домашним экономистом.

170–180 очков. Что же, вас можно назвать довольно квалифицированным домашним экономистом. Вы знаете, чего хотите добиться в семейной жизни, знаете и средства для достижения цели. Вы не будете залезать в долги, брать ссуды, но и сами дадите в долг в редких случаях. Окружающие считают, что у вас дом “полная чаша”. В вашей семье часто говорят: “Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи”.

IV. Подведение итогов

Методика: беседа

  1. Подвести итоги работы за урок.

Как часто приходится слышать от знакомых людей сетования  по поводу нехватки денег. И ведь не хватает-то каких-нибудь 100-200 рублей. А знаете ли вы, что в переводе с древнегреческого слово “экономика” означает не что иное, как “умение вести домашнее хозяйство” Нет ничего предосудительного в том, чтобы вести скрупулезный подсчет семейных денег и так планировать свои расходы, чтобы они были или меньше или равны доходам.

Законы домашней экономики  просты и одновременно сложны. Просты потому, что, опираясь на здравый смысл, их в состоянии постичь каждый. А сложны потому, что для того, чтобы следовать им, нужно иметь определенную силу воли.

Итак, каждый из нас будет  в состоянии управлять своим  бюджетом с учетом своих доходов, целей, желаний. При этом необходимо соблюдать четыре условия: учет; планирование, организация; контроль.

Слова эти звучат по-бухгалтерски. Но без усвоения и применения на практике этих понятий всерьез заниматься семейной экономикой невозможно. Ключевое слово в экономике – учет. Чтобы стать квалифицированным домашним экономистом, учет надо вести обязательно.

Статьи семейного бюджета тоже нужно выстраивать, исходя из доходов. Вы должны знать, что вы можете себе позволить, а чего нет. Знаете ли вы, какая часть доходов у вас уходит на питание, на транспорт, на коммунальные услуги, на одежду и т.д.? Нет? А знать необходимо. Это ориентиры, по которым вы будете сверять экономический курс своей семьи.

Разобрать наиболее характерные  недочеты в работе учащихся.

Вопросы по пройденному  материалу:

    1. Что такое бюджет семьи? (Бюджет семьи – это структура всех доходов и расходов за определенный период времени – месяц или год.)
    2. Каким образом можно снизить затраты на оплату коммунальных услуг. (Установка счетчиков воды, экономный расход электроэнергии, переход на многотарифный учет электроэнергии)

Отметить, кто из учащихся добился хороших результатов работы.

Выставить оценки за работу каждому учащемуся.

V. Домашнее  задание:

Методика: постановка задачи для самостоятельного изучения

  1. Изучить и законспектировать: «Экономика: Учебник для общеобразовательных учреждений гуманитарного профиля", Линьков А. Я., Скляр М. А., Иванов С. И.,  Вита-Пресс, 2011 г., с. 121-125»
  2. Составить вместе с родителями бюджет вашей семьи за месяц. Подумать: какие статьи расходов могут быть сокращены, а какие увеличены? Как можно увеличить доходную часть вашего бюджета?

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение данной работы необходимо отметить, что семья является основой всех социальных институтов, и, говоря о развитии семьи, подразумеваем развитие общества в целом.

Среди ряда функций, присущих семье, стоит особо выделить экономическую функцию, так как  ведение членами семьи общего хозяйства, когда все они работают, как одна команда, способствует формированию крепких экономических связей между ними. Нормы семейной жизни включают экономическую обязательную помощь и поддержку каждого члена семьи в случае, если у него возникают экономические трудности.

Кроме того, существуют также производственные и непроизводственные функции домашних хозяйств. Среди производственных функций стоит отметить ведение личных подсобных хозяйств, при которой произведенная продукция может использоваться как для внутреннего потребления, так и для внешней реализации.

Объектами торговли семьи может быть большой перечень товаров, таких как продукты растениеводства, животноводства и пчеловодства. В данной работе более подробно рассмотренно пчеловодство.

Так же в работе представлен вариант наиболее возможного тематического плана по теме «Торговля – как вид деятельности семьи» дисциплины «Технология», 11 класс. Планирование работы учителем - необходимый элемент его деятельности. В настоящее время в условиях работы общеобразовательных учреждений по разным учебным планам и возможности выбирать программы курса и учебники учитель сам должен осуществлять планирование учебного процесса.

При составлении  тематического плана учтено, что каждый отдельный урок является звеном в общей системе занятий, он опирается на предыдущие и готовит последующие уроки.

Кроме того, разработан план проведения практического урока на тему: «Искусство ведения бюджета семьи». Цель планирования урока - привести в систему всю подготовительную работу, так организовать учебный процесс, чтобы создать оптимальные условия для решения учебно-воспитательных задач данного урока в данном конкретном классе с точки зрения не только особенностей учебного материала, но и уровня подготовки учащихся, их способностей, интересов, материальной базы конкретной школы.

В проведение данного урока использованы следующие методики: опрос, рассказ, беседа, деловая игра. В качестве материального обеспечения кроме стандартных материалов (таких как наглядное пособие, раздаточный материал, калькуляторы) используется мультимедийное оборудование. В практической части урока разработан план проведения деловой игры, которая более наглядно дает учащимся понимание понятия бюджета семьи.

В итоге, поставленные задачи можно считать выполненными, а поставленную цель – достигнутой.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Анисимов В.В Общие основы педагогики: учебник для вузов/ В.В. Анисимов, О.Г. Грохольская, Н.Д Никандров. - М.: Просвещение, 2006.-574с.
  2. Барлыбаев А.А. Товарность личных подворий населения (опыт локального анализа)/АПК: экономика, управление. – 2002.
  3. Вигман С.Л Педагогика в вопросах и ответах: Учебное пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.-208 с.
  4. Ганьшина Г.В.,Теория и практика домоведения, М., ИНФРА-М, 2009. – 231 с.
  5. Горбунова Т.В. Особенности педагогических технологий формирования технологической культуры школьников // Современное состояние и перспективы развития технологического образования. Опыт формирования технологической культуры в системе непрерывного, многоуровневого образования (на примере Калужской области) / Калуга: КГПУ им. К.Э.Циолковского. - 2003. - 84с.
  6. Егоров В. Ф., Организация торговли, Учебник/Питер, 2006. – 352 с.
  7. Каменская Е. Н. Педагогика: Учебное пособие. - М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и К», 2006. - 320 с.
  8. Каплан Р. Финансы домашних хозяйств: влияние на финансовый рынок России /Финансовый бизнес, №3, 2005г. – с.63-73.
  9. Карачев А.А. Актуальные проблемы технологического образования российских школьников. // Школа и производство. - 2003. - №2.
  10. Кругликов Г. И.Методика преподавания технологии с практикумом: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. -М.: Издательский центр «Академия, 2002. - 480с
  11. Мегедь А. Г., Полищук В. П., Пчеловодство: Учебник / Пер. с укр. Р. Д. Барган, Л. П. Никитиной.— К. : Выща шк. Головное изд-во, 1990.— 325 с.
  12. Менеджмент в России и за рубежом, Журнал, Главный редактор: B.Ефремов, Издательство "Финпресс",  №2, 2001
  13. Педагогика: учебное пособие / под редакцией П.И. Пидкасистого. - М.: Издательство Юрайт, Высшее образование, 2009.-430 с.
  14. Подласый И. П. Педагогика: учебник - М.: Юрайт - Издат, 2009.- 540 с.
  15. Серебренников Л.Н. Технологическое образование как педагогическая проблема // Преподавание технологии в школе. Подготовка учителей технологии и предпринимательства. - М: МИОО, 2002. - 49с.
  16. Симоненко В.Д. Основы технологической культуры. - М.: Издательство Вентана Граф, 1998. - 263c.
  17. Симоненко В.Д. Технологическая культура и образование (культурно-технологическая концепция развития общества и образования). - Брянск: Издательство БГПУ. - 2001. - 214с.
  18. Торговое дело: экономика и организация: Учебник/Под общ. ред. проф. Л.А. Брагина и проф. Т.П. Данько. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 256 с.
  19. Тюгашев Е.А. Экономика семьи и домашнего хозяйства: Учебное пособие. – Новосибирск: СибУПК, 2002. – 249 с.
  20. Учебник пчеловода / А. С. Нуждин, Г. Ф. Таранов, В. И. Полтев и др. - Москва: "Колос", 1984. - 416с., ил.
  21. Шевченко Т.В. Педагогика за 24 часа/ Т.В. Шевченко. - Ростов на Дону: Феникс, 2008. - 286 с.
  22. Шмелёв Г.И. Индивидуальные формы ведения сельскохозяйственного производства/Вопросы экономики. – 1996.
  23. Экономическая теория: Учебник для студентов вузов /Под ред. проф. И.П. Николаевой, проф. Г.М. Казиахмедова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2006. – 543 с.

Информация о работе Торговля – вид деятельности семьи