Трактовка предмета экономической теории различными школами экономистов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2010 в 21:47, реферат

Описание работы

в своем реферате я поставила перед собой следующие цели:
1.Рассмотреть несколько школ экономистов (с древних времен по настоящие годы)
2.Просмотреть все плюсы и минусы их деятельности.
3.Выявить их вклад в развитие экономической теории.

Содержание работы

Введение……………………………………………………….ст. 3-5
Глава№1. Зарождение экономической теории
1. Экономические концепции Аристотеля………………ст. 6-7
2. Учения Фомы Аквинского……………………………..ст. 7-8
Глава№2. Экономические школы.
2.1 Меркантилисты………………………………………….ст. 9-13
2.2 Физиократы………………………………………………ст.13-17
Глава№3 Классическая школа политической экономии
3.1 Экономические учения У. Петти……………………….ст. 18-20
3.2 Экономические учения А. Смита………………………ст.20-24
3.3 Экономические учения Д. Рикардо…………………….ст. 24-26
Глава№4 Современные школы…………………………….ст. 27-30
Заключение…………………………………………………….ст. 31
Список литературы…………………………………………...ст.32-33

Файлы: 1 файл

реферат!!! по эк теории.docx

— 57.58 Кб (Скачать файл)

   Содержание. 

   Введение……………………………………………………….ст. 3-5

   Глава№1. Зарождение экономической теории

    1. Экономические концепции Аристотеля………………ст. 6-7
    2. Учения Фомы Аквинского……………………………..ст. 7-8

    Глава№2. Экономические школы.

    2.1 Меркантилисты………………………………………….ст. 9-13

    2.2 Физиократы………………………………………………ст.13-17

    Глава№3 Классическая школа политической экономии

    3.1 Экономические  учения У. Петти……………………….ст. 18-20

    3.2 Экономические  учения А. Смита………………………ст.20-24

    3.3 Экономические  учения Д. Рикардо…………………….ст. 24-26

    Глава№4 Современные школы…………………………….ст. 27-30

    Заключение…………………………………………………….ст. 31

    Список  литературы…………………………………………...ст.32-33 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

      Введение. 

   Тема  моего реферата «Трактовка  предмета экономической теории различными школами  экономистов». Я считаю, что данная тема актуальна и на сегодняшний  день, когда  в странах появляются различные кризисы и экономисты, прибегая к прошлому опыту и высказывая новые идеи, пытаются их решить. 

   Мы  должны уметь анализировать сведения, касающиеся экономики, получаемые нами из средств массовой коммуникации и  средств массовой информации. Без  этого мы не сможем адекватно оценить  ситуацию и предпринять соответствующие  действия. Какие действия предпринять? Как отразится увеличение объема производства на цене? На спросе? На все  эти и ряд других немаловажных вопросов нам поможет ответить экономическая  теория. Причем немаловажной характеристикой  экономической теории является то, что в ней есть несколько направлений. У каждого свои взгляды. Есть общие  черты. Есть различия. Но у всех одна задача – стабилизация экономики. Обеспечение  развития экономической системы, как  в целом, так и по составляющим ее компонентам. О каких направлениях идет речь? Когда они появились? Кто основатель? На эти и ряд других немаловажных вопросов я постараюсь ответить в рамках своей работы. 

   Так же в своем реферате  я поставила перед собой следующие цели:

1.Рассмотреть несколько школ экономистов (с древних времен по настоящие годы)

2.Просмотреть все плюсы и минусы их деятельности.

3.Выявить их вклад в развитие экономической теории. 

Субъектом моего исследования являются несколько  экономических школ и некоторые люди, стоящие в их главе, а объектом – экономические явления, которые происходили в результате деятельности этих школ. 

В написании  реферата мне помогли различные источники (от учебных пособий до книг, написанных известными экономистами). Все используемые мною книги отвечают на тот или иной вопрос. 

Так  в учебном пособии Агапова  И. И. «История экономических учений»  показывается развитие экономической  науки, эволюция взглядов на основные экономические проблемы общества, трактовка  базовых экономических категорий… 

А в  книге «25 ключевых книг по экономике» под редакцией И.Ю. Устьянцевой  рассматриваются известные труды  экономистов, так как «Экономические таблицы» Кене, «Богатства народов» Смита.

Особый  интерес представляет работа Сурина А. И. «История экономики и экономических учений». В ней раскрывается история экономики и экономических учений с момента ее зарождения в древности по настоящее время. 

Издание «История экономических учений (современный  этап)» под редакцией Худокормова  посвящено послевоенному этапу  в развитии мировой экономической  теории. В этой книге основное внимание уделяется экономической мысли  Запада: эволюция кейнсианства, монетаризм и т.д. 

На первый взгляд, история экономической теории - это хронологическое описание, включающее комментарии наиболее продуктивных попыток создания все более точных и правильных экономических воззрений. Однако, с начала зарождения экономической  мысли до наших дней происходит её эволюция, включающая элементы ветвления  и создания новых, не существовавших ранее возможностей альтернативного  поведения. Поэтому важнейшим параметром функционирования экономики является время, линейное в прошлое и ветвящееся в будущее. 

   С одной стороны прогресс в экономической науке очевиден и более поздние теории совершеннее, чем их предшественники. Поэтому логичен вопрос - зачем вообще изучать историю экономической науки, если достаточно взять последние, и потому самые правильные, - относительно прошлых, экономические воззрения? 

   Проблема  заключается в том, что прогресс в истории экономической теории - двойственен и неоднозначен. Более  ранние и более поздние экономические  теории часто оказываются несравнимыми, так как они относятся к  разным экономическим системам, реальностям, и поэтому эволюция экономической  науки является своеобразным отражением эволюции самой экономики, потому без  знания первой у нас мало шансов постигнуть вторую. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава № 1.Зарождение экономической теории.

     «Ни древний мир, ни эпоха феодализма не знали экономических учений в строгом смысле слова. Разумеется, определенные теоретические представления об экономике были у правителей и государственных деятелей,  у философов и теологов, у образованных владельцев латифундий и у крупных торговцев. Но они не создавали целостной системы и касались лишь отдельных сторон хозяйствования, например налоговой службы или внешней торговли. Как правило, эти представления имели не аналитический, а нормативный характер: они не объясняли существующее положение вещей, а предписывали, какой должна быть экономика, каким нормам должна соответствовать с точки зрения справедливости, божественных установлений, интересов государя и т.п.»1

  1.1.Экономические концепции Аристотеля.

     «Зачатки экономической теории, однако, можно встретить и в весьма отдаленные от нас времена в трудах выдающихся мыслителей. Среди них прежде всего нужно назвать древнегреческого философа Аристотеля (384 – 322 до н.э.)

     Рассматривая  богатство, Аристотель делит его  на два вида: натуральное и денежное. Первое он  считает истинным богатством. Богатство как совокупность потребительских  ценностей имеет свои границы, ибо  потребление не безгранично. Денежное богатство таких границ не имеет. Соответственно Аристотель подразделяет «искусство приобретать богатство» на два направления. Цель первого  – удовлетворение потребностей. Цель второго – накопление денег. Науку, занимающуюся натуральным богатством, Аристотель назвал «экономией», а рассматривающую денежное хозяйство – «хрестоматикой».  К объекту хрестоматики Аристотель относился резко отрицательно.

     Аристотель  понимает, что экономия не отделена от объекта хрестоматики непреодолимым  барьером: одно перерастает в другое. Каждое благо может быть уподоблено двояко. Естественное употребление –  прямое удовлетворение нужды в этом благе: мясо поедается, плащ охраняет от непогоды.   Неестественное употребление – для обмена. Но если обмен служит получению какого-то другого нужного  человеку блага – это еще сфера  экономии. Если же целью обмена являются деньги как таковые – это сфера  хрестоматики. Таким образом, к экономии Аристотель относит не только натуральное  хозяйство, но и торговлю в той  мере, в какой она служит интересам  потребителя. Он различает меновую  торговлю и товарную торговлю. К  хрестоматике Аристотель причисляет крупную  торговлю, цель которой – денежная нажива, и ростовщичество. Ростовщичество он считает наиболее противным природе.

     Деньги  возникают в сфере экономики. Они служат соизмерению благ. Товары становятся равными друг другу вследствие того, что все они выражаются в  деньгах. В экономии деньги – инструмент, в хрестоматике они становятся целью. Здесь деньги порождают деньги.

     Аристотель  не создал сколько-нибудь  завершенной  экономической концепции. Но на протяжении многих последующих веков по силе теоретического мышления с ним некого поставить рядом.»2

1.2. Учения Фомы Аквинского.

     «В средневековой Европе идеи Аристотеля почитались непререкаемыми. На них опирался и видный мыслитель Фома Аквинский. У Аристотеля Фома Аквинский взял деление богатства на естественное и искусственное, отрицательное отношение к хозяйствованию ради денег, утверждение, что деньги могут порождать деньги. Но он пошел дальше Аристотеля – он признавал пользу товарно-денежных отношений.

     Утверждая, что торговать ради прибыли в  общем постыдно, Фома Аквинский допускает  торговую прибыль, если она служит источником средств существования для торгующего или используется на честные цели. Торговую прибыль он истолковывает  и как плату за труд, если купец  улучшает вещь перед ее перепродажей.

     Фома  Аквинский принадлежал к числу  сторонников канонической доктрины, разрабатывающейся церковными юристами – толкователями канонов католицизма  с 12 века. Канонисты поставили вопрос о справедливой цене. В его решение  Фома Аквинский внес весомый вклад. Он выделил два вида справедливости в обмене: справедливость «сообразно вещи» и справедливость «сообразно отношению части к целому». Первый вид справедливости реализуется  в цене, отражающей затраты труда  и другие расходы. Второй вид справедливости реализуется в цене, дающей продавцу возможность поддерживать образ  жизни, приличествующий его социальному  положению.»3 
 
 
 
 
 

Глава№2. Экономические школы.

     «Экономическая теория начала свой исторический путь в эпоху позднего средневековья, эпоху первоначального накопления капитала. Уходящее в прошлое господство натурального хозяйства, рост товарно-денежных отношений, нараставшее накопление капитала и расширение сферы его действия, начавшееся становление рыночной системы хозяйства и сопровождавшие этот процесс изменения в социальной структуре общества, — все это требовало своего объяснения, теоретического  обоснования.»4

2.1 Меркантилизм.

      «Ситуация кардинально меняется с началом развития капиталистических экономических отношений. Это происходит в Европе в 15 – 16 вв. в эпоху, которая получила название «эпоха великих географических открытий», а так же «эпоха первоначального накопления капитала».  Известно, что и исторически, и логически первоначально капитал выступает в форме торгового и денежного капитала. Открытие новых территорий и захват колоний чрезвычайно ускорили процесс формирования национальных торгово-денежных капиталов, что в свою очередь привлекло внимание к исследованию закономерностей в сфере торгово-денежного обращения. Возникает первая в истории экономической мысли школа, впоследствии получившая название меркантилизм.

     Каковы  же отличительные особенности данной школы? Естественно, будучи выразителями интересов купеческого капитала, представители этой школы не могут  не рассматривать деньги как абсолютную форму богатства. Отождествляя свои интересы с интересами государства, представители меркантилизма утверждают, что нация тем богаче, чем больше золота и серебра она имеет. Накопление же богатств (естественно в денежной форме) происходит в процессе внешней  торговли или в ходе добычи благородных  металлов. Отсюда следует утверждать, что только труд, занятый в сфере добычи благородных металлов, является производительным.

     Впрочем, сугубо теоретические исследования мало  интересуют представителей школы  меркантилизма. Основной акцент в их исследованиях сделан на вопросах экономической  политики и лежит в области  рекомендаций по увеличению притока  золота и серебра в страну. Слова, предписываемые Х. Колумбу, о том, что  «золото – удивительная вещь, открывающая  душам дорогу в рай», стали знаменем этого периода развития буржуазного  общества.»5

     «Меркантилизм прошел два этапа развития. К 16 веку относиться ранний меркантилизм, называемый также монетарным или меркантилизмом денежного баланса. Его основное требование – абсолютное сокращение импорта. Идеи раннего меркантилизма в Англии пропагандировал Уильям Стаффорд (1554 – 1612). В 17 веке на смену монетарному меркантилизму приходит так называемый меркантилизм торгового  баланса. Отказ от импорта объявляется бесперспективным. Главное, считают поздние меркантилисты, чтобы экспорт превышал импорт, т.е торговый баланс должен быть активным. Наиболее ярким представителем позднего меркантилизма был англичанин Томас Мен (1571 – 1641).

Информация о работе Трактовка предмета экономической теории различными школами экономистов