Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2010 в 21:47, реферат
в своем реферате я поставила перед собой следующие цели:
1.Рассмотреть несколько школ экономистов (с древних времен по настоящие годы)
2.Просмотреть все плюсы и минусы их деятельности.
3.Выявить их вклад в развитие экономической теории.
Введение……………………………………………………….ст. 3-5
Глава№1. Зарождение экономической теории
1. Экономические концепции Аристотеля………………ст. 6-7
2. Учения Фомы Аквинского……………………………..ст. 7-8
Глава№2. Экономические школы.
2.1 Меркантилисты………………………………………….ст. 9-13
2.2 Физиократы………………………………………………ст.13-17
Глава№3 Классическая школа политической экономии
3.1 Экономические учения У. Петти……………………….ст. 18-20
3.2 Экономические учения А. Смита………………………ст.20-24
3.3 Экономические учения Д. Рикардо…………………….ст. 24-26
Глава№4 Современные школы…………………………….ст. 27-30
Заключение…………………………………………………….ст. 31
Список литературы…………………………………………...ст.32-33
В
своем анализе ценообразования
на базе трудовой стоимости У. Петти различал
политическую цену, зависящую от соотношения
спроса и предложения, и естественную
цену, лежащую в ее основе, или стоимость,
определяющуюся затратами труда. Однако
он считал, что стоимость создается только
трудом, затраченным на производство золота
и серебра. Воспринимая денежную форму
стоимости, У. Петти исходил из того, что
стоимость других товаров образуется
при их приравнивании к деньгам, к серебру.
Наряду с этим У. Петти высказал знаменитую
крылатую фразу: «труд есть отец и активный
принцип богатства, а земля — его мать».
Он назвал в ней два фактора богатства,
а следовательно, стоимости, которые согласовать
не смог. Попав в глубокое противоречие,
У. Петти отошел от трудовой теории и определял
стоимость заработной платой.
Заработную
плату У. Петти называл естественной
ценой груда, ее уровень определялся
минимумом средств
«Методология.
Экономическая жизнь, по Смиту, - это
процесс, подчиненный объективным,
не зависящим от желания отдельных
лиц законам. Смит считал эти законы
естественными. Их он пытался вывести
из природы человека. Для этого
Смит прибегал к помощи абстракции
(отвлечения). Отвлекаясь от случайных
явлений, он приходил к ряду важных
выводов об отдельных чертах капиталистического
хозяйства. Но одновременно Смит ставил
себе и другую задачу – дать конкретное
изображение экономической
«Учение о разделении труда. В основе всей этой системы экономических взглядов Смита лежит идея, что богатство общества создается трудом в процессе производства. Оно зависит: от доли населения, занятого производительным трудом; от уровня производительности труда. Смит считал важнейшим фактором экономического прогресса разделение труда и сделал его исходным пунктом своего исследования.
С
правильных позиций Смит рассматривал
зависимость разделения труда от
размеров рынка. Обширный рынок, доказывал
он, создает благоприятные
Хотя
отдельные положения учения о
разделении труда были сформулированы
предшественниками, в трактовке
Смита они получили совершено
новое значение. Он убедительно показал,
что труд – источник богатства, а
разделение труда – важнейший
фактор повышения производительности
труда и умножения
Возникновение
разделения труда Смит объясняет
склонностью людей к обмену. Оно
является одним из естественных свойств
человека. Склонность человека к обмену
«породила первоначально и
Недостатком
всей системы взглядов Смита на разделение
труда было непонимание им различия
между общественным и мануфактурным
разделением труда. Первое имеет
место на всех ступенях развития общества,
а последнее порождено
«Взгляды на деньги. Вслед за разделением труда Смит рассматривает вопрос о деньгах. Их возникновение он объяснил техническими трудностями непосредственного обмена товара на товар. Для преодоления этих затруднений каждый производитель старался получить такой товар, который никто не откажется взять в обмен. Это всеобщее средство обмена и стало деньгами. Смит понимал, что деньги - особый товар. Он стихийно выделился из всей массы товаров. Но сущности денег как всеобщего эквивалента Смит не понял. Для него деньги лишь средство обращения, мимолетный посредник, облегчающий обмен товаров. Он не понял, что деньги, в отличие от всех других товаров, выступают как общественная форма богатства, воплощение общественного труда.
Теория
стоимости. В теории стоимости двойственность
метода Смита и противоречивость его теоретических
взглядов выступают особенно очевидно.
С одной стороны, Смит значительно глубже
и полнее, чем Петти, разработал теорию
трудовой стоимости. Но одновременно некоторые
его взгляды находятся в прямом противоречии
с положением об определении стоимости
рабочим временем. Он дает несколько определений
стоимости.
Первое
определение - затратами труда. Смит
различал потребительную и меновую стоимости.
Он доказывал, что пропорции, в которых
товары обмениваются друг на друга, определяются
затратами труда. Он прямо определял меновую
стоимость рабочим временем.
Второе
определение стоимости у Смита -
определение покупаемым трудом. При простом
товарном производстве это определение
справедливо, а в условиях капитализма
-нет.
Третье
определение стоимости - доходами.
Игнорируя свое определение стоимости
затраченным на производство товара трудом,
Смит при рассмотрении составных частей
товаров заявлял, что: заработная плата,
прибыль и рента являются тремя первоначальными
источниками всякого дохода так же, как
и всякой меновой стоимости.
Учение
о доходах, Смит различал в капиталистическом
обществе три класса - рабочих, капиталистов
и землевладельцев. Соответственно этому
он считал основными доходами: 1) заработную
плату, 2) прибыль и 3) ренту. Исходя из теории
трудовой стоимости, общим источником
всех доходов Смит считал труд. Он рассматривал
прибыль и ренту как часть стоимости, созданной
трудом рабочих. В то же время в теории
сформулированы положения, отличные от
указанных. Рассмотрим этот вопрос подробнее.
Заработная
плата. Природы заработной платы как превращенной
формы стоимости и цены рабочей силы Смит
не знал и трактовал ее как цену труда.
Величина заработной платы, по Смиту, находится
под постоянным воздействием движения
народонаселения. С ростом богатства,
доказывал он, увеличивается спрос на
труд, повышается заработная плата и растет
благосостояние населения. В результате
ускоряется его прирост. Образуется избыток
рабочих рук и заработная плата понижается.
При низкой ее величине размножение сокращается,
что ведет к недостатку рабочих и повышению
заработной платы.
Прибыль.
Прибыль Смит прямо называл вычетом из
продукта рабочего. Стоимость, созданная
трудом рабочего, распадается на две части.
Одну из них получает рабочий в форме заработной
платы, а другая образует прибыль капиталиста.
Прибыль - это результат того, что рабочий
работает сверх нормы, необходимой для
создания эквивалента его заработной
платы.
Земельная
рента. В теории ренты Смит прямо указывал,
что рента создается неоплаченным трудом
рабочего, представляет вычет из продукта
его труда. Он связывал ее возникновение
с частной собственностью на землю. Землевладелец
требует увеличения ренты и в том случае,
когда улучшение земли произведено арендатором
за свой счет. Но и здесь Смит был непоследователен.
В некоторых случаях он утверждал, что
рента, подобно прибыли и заработной плате,
является элементом издержек производства
и вместе с другими доходами участвует
в образовании стоимости.»19
3.3
Экономическое учение
Давида Риккардо.
«Давид Риккардо (1772-1823) – самый выдающийся представитель английской классической политической экономии. В его трудах научные взгляды У. Петти и А. Смита, и прежде всего теория трудовой стоимости получили дальше развитие.
В 1817 г. вышло в свет первое издание главного труда Д. Риккардо «Начало политической экономии и налогового обложения». При жизни Риккардо было опубликовано еще два издания «Начал…»
Методология. Стремясь за внешней видимостью раскрыть сущность экономических явлений, классическая школа широко использовала метод абстракции. Однако у предшественников Риккардо научный анализ переплетался с поверхностными обобщениями. В отличие от Смита Риккардо последовательно придерживался абстрактного метода. Отвлекаясь от случайного, он стремился определить внутренние связи и законы, управляющие хозяйством. В предисловии к «Началам…» Риккардо, отметив, что продукт делится между классами земледельцев, капиталистов и рабочих писал: «Определить законы, которые управляют этим распределением, - главная задача политической экономии»
Основой всей теоретической
Доходы
классов капиталистического общества
Риккардо рассматривал как часть
стоимости, созданной трудом. На этом
основании он сформулировал экономическую
противоположность классов
«Теория
стоимости. Как и Смит, Риккардо различал
меновую и потребительскую
Последовательно
отстаивая определение
В отличие от Смита Риккардо был убежден, что закон стоимости сохраняет силу в условиях капитализма. Но показать, как он действует, Риккардо не смог.
Риккардо
не понял, что цена производства –
это превращенная форма стоимости.
Поэтому он хотел непосредственно
согласовать определение
Капиталы
разного органического строения
могут принести равную прибыль только
при условии, что товары продаются
по ценам производства, которые отклоняются
от их стоимости. Продажа товаров
по ценам, отклоняющимся от стоимости,
с его точки зрения, противоречит
закону стоимости. Поэтому он не мог
объяснить образование средней
прибыли на основе теории трудовой
стоимости. Это было равносильно
признанию, что на основе закона стоимости
нельзя объяснить процесс
Информация о работе Трактовка предмета экономической теории различными школами экономистов