Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2010 в 21:47, реферат
в своем реферате я поставила перед собой следующие цели:
1.Рассмотреть несколько школ экономистов (с древних времен по настоящие годы)
2.Просмотреть все плюсы и минусы их деятельности.
3.Выявить их вклад в развитие экономической теории.
Введение……………………………………………………….ст. 3-5
Глава№1. Зарождение экономической теории
1. Экономические концепции Аристотеля………………ст. 6-7
2. Учения Фомы Аквинского……………………………..ст. 7-8
Глава№2. Экономические школы.
2.1 Меркантилисты………………………………………….ст. 9-13
2.2 Физиократы………………………………………………ст.13-17
Глава№3 Классическая школа политической экономии
3.1 Экономические учения У. Петти……………………….ст. 18-20
3.2 Экономические учения А. Смита………………………ст.20-24
3.3 Экономические учения Д. Рикардо…………………….ст. 24-26
Глава№4 Современные школы…………………………….ст. 27-30
Заключение…………………………………………………….ст. 31
Список литературы…………………………………………...ст.32-33
И ранний и поздний меркантилизм связывают процветание страны с активным вмешательством государства в экономическую жизнь, но формы и степень этого вмешательства у них различны. Поздний меркантилизм более «либерален», он отвергает политику абсолютных запретов.»6
«Если
подытожить отличительные особенности
меркантилизма как
Критики
меркантилизма обратили внимание на
то, что стремление к достижению
активного торгового баланса
дает лишь мимолетный эффект, поскольку
приток в страну драгоценных металлов
поднимает внутренние цены и доктрина
«продать дороже, купить дешевле» оборачивается
против самой страны.»7
«Нельзя
не отметить, что представители
«В
большинстве работ поздних
Пожалуй, наиболее ярким представителем доктрины «деньги стимулируют торговлю» является шотландец Дж. Ло ( 1671 – 1729), который считал, что ключ к экономическому процветанию – изобилие денег в стране. Не то чтобы он считал сами деньги богатством, он отлично понимал, что подлинное богатство – это товары, предприятия, торговля. Но изобилие денег, по его мнению, обеспечивает полное использование земли, рабочей силы, предпринимательских талантов. «Никакие законы, - пишет Дж. Ло, - не могут дать людям работу. Если в обращении нет такого количества денег, которое позволило бы платить заработную плату большему числу людей». Именно прирост людей, обеспечивает полное использование рабочей силы и других факторов производства.
Именно
меркантилисты были родоначальниками
представления о недостатке денег
как о причине безработицы, которое
экономисты-классики позднее отвергли
как нелепость.»9
«Заканчивая
рассмотрение данной экономической
школы, следует отметить, что политика
меркантилизма, т.е политика накопления
денег в форме драгоценных
металлов, протекционизма и государственной
регламентации хозяйства
Важно
отметить, что меркантилизм порывает
с традициями экономической мысли
средневековья, ее поисками справедливой
цены, осуждением ростовщичества, оправданием
регламентации хозяйственной жизни, нравоучительными
льготами. Представители меркантилизма
допускают свободное движение ссудного
процента, осуждают накопление сокровищ
и ориентируются на торговлю как на источник
капиталистической прибыли.»10
2.2
Физиократы.
«Интересной
экономической школой, стоящей несколько
особняком в истории
И действительно, источник богатства и процветания нации физиократы видели исключительно в развитии сельского хозяйства.
Основоположником и главой этой школы был Ф. Кенэ (1694 – 1774), придворный медик Людвига 15. Он сформулировал не только основные теоретические положения, но также экономическую и политическую программу физиократизма.
Физиократы
объявили сельское хозяйство единственной
отраслью, создающей богатство страны.
Они настаивали на том, что именно
постоянно воспроизводимые
Деньги
Кенэ трактовал как бесполезное
богатство, объявляя их только посредником
в обмене, тем самым отрицая
основополагающий тезис меркантилистов.
Только в земледелии, по утверждению
Кенэ, создается новое богатство,
а большая производительность земледельческого
труда обусловлена самой
Обосновывая этот тезис, физиократы подробно разработали учение о чистом продукте. Под чистым продуктом они понимали избыток продукции, полученной в земледелии, над издержками производства. «Чистый продукт, - писал Кенэ, - это ежегодно создаваемые богатства, которые образуют доходы нации, и представляют продукт, извлекаемый из земельных владений после изъятия всех издержек». Таким образом, физиократы считали, что чистый продукт возникает только в земледелии, и на их стороне была сама очевидность, ибо нигде прирост продукции не демонстрировался столь наглядно, как в сфере животноводства и растениеводства.
Физиократы
утверждали, что в промышленности
существует лишь потребление, промышленность
объявлялась «бесплодной
С
учением о чистом продукте у физиократов
тесно связана концепция о
производительном и непроизводительном
труде. Впервые в истории
Этот критерий был положен в основу классификации общества при анализе процесса общественного воспроизводства, данном Ф. Кенэ в его известной работе «Экономическая таблица» (1758), которая вошла в историю экономической мысли как первый опыт макроэкономического анализа.»11
«Производительный
класс – это класс, который
путем выработки земли
Класс
владельцев включает в себя монарха,
собственников земли и
Бесплодный
класс образуют все граждане, занятые
в области иных услуг и работ,
не связанных с сельским хозяйством,
их расходы оплачиваются производительным
классом и классом
Производительные
расходы – это
Бесплодные
расходы – это расходы, связанные
с промышленностью или с
Расходы дохода – расходы, понесенные собственниками, получившими в свое время доход от «продажи чистого продукта, который земледелец вырастил за предыдущий год».
Эти расходы справедливо делятся между классами производительных расходов (хлеб, мясо, вино и т.д.) и классами бесплодных расходов (одежда, утварь, меблировка и т.д.)
Экономическая таблица основана на существовании ежегодных авансов капитала, задействованного земледельцами и ремесленниками в начале периода и необходимого им для обеспечения жизни и оплаты производственных расходов в течение рассматриваемого года.»12
«Значительный интерес представляет взгляд физиократов на проблему налогообложения, который непосредственно связан с их взглядом на природу чистого продукта. Основываясь на своем учении о чистом доходе, физиократы требовали, чтобы земельная рента была и единственным источником налогового обложения.
Таким образом, требование физиократов ввести единый налог было направлено на минимизацию издержек сбора налогов путем обложения напрямую тех доходов, которые в конечном счете и несли налоговое бремя.»13
«Экономические
воззрения физиократов, в частности,
доктрина производительного труда,
отрицание роли внешней торговли
как источника увеличения богатства
нации и характерная для
Глава№3. Классическая школа политической экономии.
«Классическая
школа политической экономии относится
к числу зрелых направлений экономической
мысли, оставивших глубокий след в истории
экономических учений. Экономические
идеи классической школы не потеряли
своего значения до наших дней. Классическое
направление зародилось в XVII веке и
расцвело в XVIII и в начале XIX века.
Величайшая заслуга классиков состоит
в том, что они поставили в
центр экономики и
Первым
представителем и прародителем классической
школы следует считать
Классическая
школа представлена несколькими
основоположниками и рядом
3.1 Экономическое учение У. Петти.
«В вопросах экономической политики У. Петти во многом разделял позиции меркантилистов, ратуя за накопление денежных богатств, внешнеторговую экспансию, колониальные захваты и ограбление других народов. В вопросах экономической теории он ушел далеко вперед.
У. Петти
внес существенный вклад в разработку
методологии экономической науки, в формирование
методов исследования; ставил и решал
проблему экономического закона и исходил
из необходимости точного количественного
анализа исследуемых явлений; пришел к
выводу, что основой экономики является
производство. Он первый разработчик трудовой
теории стоимости, на основе которой стремился
объяснить содержание таких категорий,
как цена товара, заработная плата, рента,
цена земли и др.
Информация о работе Трактовка предмета экономической теории различными школами экономистов