Трактовка предмета экономической теории различными школами экономистов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2010 в 21:47, реферат

Описание работы

в своем реферате я поставила перед собой следующие цели:
1.Рассмотреть несколько школ экономистов (с древних времен по настоящие годы)
2.Просмотреть все плюсы и минусы их деятельности.
3.Выявить их вклад в развитие экономической теории.

Содержание работы

Введение……………………………………………………….ст. 3-5
Глава№1. Зарождение экономической теории
1. Экономические концепции Аристотеля………………ст. 6-7
2. Учения Фомы Аквинского……………………………..ст. 7-8
Глава№2. Экономические школы.
2.1 Меркантилисты………………………………………….ст. 9-13
2.2 Физиократы………………………………………………ст.13-17
Глава№3 Классическая школа политической экономии
3.1 Экономические учения У. Петти……………………….ст. 18-20
3.2 Экономические учения А. Смита………………………ст.20-24
3.3 Экономические учения Д. Рикардо…………………….ст. 24-26
Глава№4 Современные школы…………………………….ст. 27-30
Заключение…………………………………………………….ст. 31
Список литературы…………………………………………...ст.32-33

Файлы: 1 файл

реферат!!! по эк теории.docx

— 57.58 Кб (Скачать файл)

     И ранний и поздний меркантилизм связывают  процветание страны с активным вмешательством государства в экономическую  жизнь, но формы и степень этого  вмешательства у них различны. Поздний меркантилизм более «либерален», он отвергает политику абсолютных запретов.»6

     «Если подытожить отличительные особенности  меркантилизма как экономической  школы, то к ним следует отнести:

  • Исключительное внимание к сфере обращения;
  • Рассмотрение денег как  абсолютной формы  богатства;
  • Отнесение к производительному труду только по добыче золота и серебра;
  • Обоснование экономической роли государства;
  • Убеждение, что превышение экспорта над импортом является показателем экономического благосостояния страны.
 

     Критики меркантилизма обратили внимание на то, что стремление к достижению активного торгового баланса  дает лишь мимолетный эффект, поскольку  приток в страну драгоценных металлов поднимает внутренние цены и доктрина «продать дороже, купить дешевле» оборачивается  против самой страны.»7 

     «Нельзя не отметить, что представители меркантилизма, в частности Т. Манн, отдавали себе отчет в том, что приток золота в страну поднимает внутренние цены. И наверное их рекомендации в области  экономической политики в свете  вышеизложенного трудно понять, если не принять во внимание одно из главных  убеждений эпохи меркантилизма. Государственное могущество являлось для представителей меркантилизма  основной целью, и эта цель могла  быть достигнута, по их мнению, ослаблением  экономической мощи соседних государств так же, как и усилением собственной.»8 

   «В  большинстве работ поздних меркантилистов присутствует мысль, что увеличение  количества денег в обращении  может оказать значительное воздействие  на рост производства, «… торговля увеличивается, только когда налицо изобилие денег  и товары дорожают, пользуясь спросом».

   Пожалуй, наиболее ярким представителем доктрины «деньги стимулируют торговлю»  является шотландец Дж. Ло ( 1671 – 1729), который считал, что ключ к экономическому процветанию – изобилие денег  в стране. Не то чтобы он считал сами деньги богатством, он отлично понимал, что подлинное богатство –  это товары, предприятия, торговля. Но изобилие денег, по его мнению, обеспечивает полное использование земли, рабочей  силы, предпринимательских талантов. «Никакие законы, - пишет Дж. Ло, - не могут дать людям работу. Если в  обращении нет такого количества денег, которое позволило бы платить  заработную плату большему числу  людей». Именно прирост людей, обеспечивает полное использование рабочей силы и других факторов производства.

     Именно  меркантилисты были родоначальниками представления о недостатке денег  как о причине безработицы, которое  экономисты-классики позднее отвергли как нелепость.»9 

     «Заканчивая рассмотрение данной экономической  школы, следует отметить, что политика меркантилизма, т.е политика накопления денег в  форме драгоценных  металлов, протекционизма и государственной  регламентации хозяйства проводилась  в 15-18 вв. во всей Европе, и, по-видимому, она не могла быть другой в период становления абсолютистских государств, создания национальных хозяйств. Ускоренное капиталистическое развитие было возможным  только в национальных рамках и во многом зависело от государственной  власти, которая содействовала накоплению капитала и тем самым хозяйственному росту. Своими взглядами меркантилисты  выражали подлинные закономерности и потребности экономического развития.

     Важно отметить, что меркантилизм порывает с традициями экономической мысли  средневековья, ее поисками справедливой цены, осуждением ростовщичества, оправданием регламентации хозяйственной жизни, нравоучительными льготами. Представители меркантилизма допускают свободное движение ссудного процента, осуждают накопление сокровищ и ориентируются на торговлю как на источник капиталистической прибыли.»10 

2.2 Физиократы. 

     «Интересной экономической школой, стоящей несколько  особняком в истории экономической  мысли, является школа физиократов  во Франции. Впрочем, «физиократы» –  название,  которое они получили в дальнейшем, сами себя они называли «экономистами». Название, данное этой школе более поздними исследователями, отнюдь не случайно, так как точно  отражает суть их экономических воззрений. Слово «Физиократы» ведет свое происхождение  от двух латинских слов – «физиос» (природа) и «кратос» (власть).

     И действительно, источник богатства  и процветания нации физиократы видели исключительно в развитии сельского хозяйства.

     Основоположником  и главой этой школы был Ф. Кенэ (1694 – 1774), придворный медик Людвига 15. Он сформулировал не только основные теоретические положения, но также  экономическую и политическую программу  физиократизма.

     Физиократы  объявили сельское хозяйство единственной отраслью, создающей богатство страны. Они настаивали на том, что именно постоянно воспроизводимые богатства  сельского  хозяйства служат основой  для всех других форм богатства, обеспечивают занятия всем видам профессий, способствуют благополучию населения, приводят в движение промышленность и поддерживают процветание нации.

     Деньги  Кенэ трактовал как бесполезное  богатство, объявляя их только посредником  в обмене, тем самым отрицая  основополагающий тезис меркантилистов. Только в земледелии, по утверждению  Кенэ, создается новое богатство, а большая производительность земледельческого труда обусловлена самой природой.

     Обосновывая этот тезис, физиократы подробно разработали  учение о чистом продукте. Под чистым продуктом они понимали избыток  продукции, полученной в земледелии, над издержками производства.  «Чистый  продукт, - писал Кенэ, - это ежегодно создаваемые богатства, которые  образуют доходы нации, и представляют продукт, извлекаемый из земельных  владений после изъятия всех издержек». Таким образом, физиократы считали, что чистый продукт возникает  только в земледелии, и на их стороне  была сама очевидность, ибо нигде  прирост продукции не демонстрировался столь наглядно, как в сфере  животноводства и растениеводства.

     Физиократы  утверждали, что в промышленности существует лишь потребление, промышленность объявлялась «бесплодной отраслью»  по причине того, что там преобразовывалась  форма продукта, данного природой. Поскольку, по мнению физиократов, чистый или прибавочный продукт создается  исключительно в земледелии, земельная  рента оказывается у них единственной формой чистого продукта. В промышленности же по причине ее «бесплодности» прибавочный  продукт не создается, а доход  и заработная плата рабочего представляют собой издержки производства.

     С учением о чистом продукте у физиократов  тесно связана концепция о  производительном и непроизводительном труде. Впервые в истории экономической  мысли они отнесли к производительному  труду только труд, который создает чистый продукт. Соответственно, согласно их воззрениям, только труд, занятый в сфере сельского хозяйства, является производительным, труд же в других сферах народного хозяйства является непроизводительным, или «бесплодным».

     Этот  критерий был положен в основу классификации общества при анализе  процесса общественного воспроизводства, данном Ф. Кенэ в его известной  работе «Экономическая таблица» (1758), которая  вошла в историю экономической  мысли как первый опыт макроэкономического  анализа.»11

     «Производительный класс – это класс, который  путем выработки земли выращивает ежегодное богатство нации, авансирует свой труд  в сельское хозяйство  и ежегодно оплачивает доходы владельцев земли. В сферу деятельности этого  класса  включаются все работы и  все затраты, связанные с производством, вплоть до продажи в первые руки: именно путем  этой продажи осуществляется ежегодное воспроизводство богатства  нации.

     Класс владельцев включает в себя монарха, собственников земли и сборщиков  десятин (тех, кто взимает десятину, то есть доход духовенства). Этот класс  существует на доход или на чистый продукт обработки земли, который  ему ежегодно отдает  производительный класс после того, как вычтет из общего объема воспроизводства богатство, необходимое для оплаты его ежедневного  аванса и для обеспечения дальнейшей эксплуатации земли.

     Бесплодный  класс образуют все граждане, занятые  в области иных услуг и работ, не связанных с сельским хозяйством, их расходы оплачиваются производительным классом и классом собственников, причем последние сами получают свои доходы от  производительного класса.

     Производительные  расходы – это сельскохозяйственные расходы на производство зерна, сырья  и выращивания скота и т.д.

     Бесплодные  расходы – это расходы, связанные  с промышленностью или с торговлей (покупка одежды, жилья и т.д.).

     Расходы дохода  –  расходы, понесенные собственниками, получившими в свое время доход  от «продажи чистого продукта, который  земледелец вырастил за предыдущий год».

     Эти расходы справедливо делятся  между классами производительных  расходов (хлеб, мясо, вино и т.д.) и  классами бесплодных расходов (одежда, утварь, меблировка и т.д.)

     Экономическая таблица основана на существовании  ежегодных авансов капитала, задействованного земледельцами  и ремесленниками в начале периода и необходимого им для обеспечения жизни и  оплаты производственных расходов в  течение рассматриваемого года.»12

     «Значительный интерес представляет взгляд физиократов  на проблему налогообложения, который  непосредственно связан с их взглядом на природу чистого продукта. Основываясь  на своем учении о чистом доходе, физиократы требовали, чтобы земельная  рента была и единственным источником налогового обложения.

     Таким образом, требование физиократов ввести единый налог было направлено на минимизацию  издержек сбора налогов путем  обложения напрямую тех доходов, которые в конечном счете и  несли налоговое бремя.»13

     «Экономические  воззрения физиократов, в частности, доктрина производительного труда, отрицание роли внешней торговли как источника увеличения богатства  нации и характерная для физиократов  идея «естественной» закономерности общественной жизни, основанной на принципах «естественного права»,  позволили А. Смиту сказать, что физиократическая система есть «наилучшее приближение к истине из опубликованного до сих пор на предмет политической экономии»»14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава№3. Классическая школа политической экономии.

   «Классическая школа политической экономии относится  к числу зрелых направлений экономической  мысли, оставивших глубокий след в истории  экономических учений. Экономические  идеи классической школы не потеряли своего значения до наших дней. Классическое направление зародилось в XVII веке и  расцвело в XVIII и в начале XIX века. Величайшая заслуга классиков состоит  в том, что они поставили в  центр экономики и экономических  исследований труд как созидательную  силу и стоимость как воплощение ценности, положив тем самым начало трудовой теории стоимости. Классическая школа стала провозвестницей  идей экономической свободы, либерального направления в экономике. Представители  классической школы выработали научное  представление о прибавочной  стоимости, прибыли, налогах, земельной  ренте. В недрах классической школы, по сути, зародилась экономическая  наука.

   Первым  представителем и прародителем классической школы следует считать английского  экономиста Уильяма Петти (1623-1687), которого К. Маркс назвал "отцом политической экономии и в некотором роде изобретателем  статистики".

      Классическая  школа представлена несколькими  основоположниками и рядом талантливых  их популяризаторов и толкователей. Если не вдаваться в более тонкий анализ, то вся так называемая классическая экономическая школа может быть представлена по крайней мере четырьмя именами: Адам Смит (1723-1790), Давид Рикардо (1772-1823), Томас Мальтус (1766-1834), Джон Стюарт Милль (1806-1873).»15

3.1 Экономическое учение  У. Петти.

     «В  вопросах экономической политики У. Петти во многом разделял позиции  меркантилистов, ратуя за накопление денежных богатств, внешнеторговую экспансию, колониальные захваты и ограбление других народов. В вопросах экономической теории он ушел далеко вперед.

У. Петти  внес существенный вклад в разработку методологии экономической науки, в формирование методов исследования; ставил и решал проблему экономического закона и исходил из необходимости точного количественного анализа исследуемых явлений; пришел к выводу, что основой экономики является производство. Он первый разработчик трудовой теории стоимости, на основе которой стремился объяснить содержание таких категорий, как цена товара, заработная плата, рента, цена земли и др. 

Информация о работе Трактовка предмета экономической теории различными школами экономистов