Трактовка предмета экономической теории различными школами экономистов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2010 в 21:47, реферат

Описание работы

в своем реферате я поставила перед собой следующие цели:
1.Рассмотреть несколько школ экономистов (с древних времен по настоящие годы)
2.Просмотреть все плюсы и минусы их деятельности.
3.Выявить их вклад в развитие экономической теории.

Содержание работы

Введение……………………………………………………….ст. 3-5
Глава№1. Зарождение экономической теории
1. Экономические концепции Аристотеля………………ст. 6-7
2. Учения Фомы Аквинского……………………………..ст. 7-8
Глава№2. Экономические школы.
2.1 Меркантилисты………………………………………….ст. 9-13
2.2 Физиократы………………………………………………ст.13-17
Глава№3 Классическая школа политической экономии
3.1 Экономические учения У. Петти……………………….ст. 18-20
3.2 Экономические учения А. Смита………………………ст.20-24
3.3 Экономические учения Д. Рикардо…………………….ст. 24-26
Глава№4 Современные школы…………………………….ст. 27-30
Заключение…………………………………………………….ст. 31
Список литературы…………………………………………...ст.32-33

Файлы: 1 файл

реферат!!! по эк теории.docx

— 57.58 Кб (Скачать файл)

     Глава№4. Современные школы. 

     С конца XIX в. начинают формироваться  новые подходы в экономической  науке и в течение длительного  времени ее различные направления  так или иначе концентрировались  вокруг двух основных проблем: трудовой теории стоимости и теории предельной полезности.  

     Неоклассическое направление возникло как реакция  на экономическое учение К. Маркса. Оно господствовало до 30-х годов  нынешнего столетия и воспевало  эпоху свободного предпринимательства.  

     Главная проблема, которая находилась в центре внимания неоклассиков (Альфред Маршалл (1842-1924) Артур Пигу (1877-1959) и др.) - удовлетворение потребностей человека. Ключевая идея Маршалла состояла в перемещении  усилий с теоретических споров о  стоимости к изучению проблем  взаимодействия спроса и предложения  как сил, определяющих процессы, протекающие  на рынке. По Маршаллу, по мере потребления  новых единиц, частей, долей блага, темп нарастания полезности падает, добавочная полезность, приносимая каждой новой  долей снижается.  

     Согласно  выработанному неоклассиками подходу, цена товара определяется двумя факторами: предельной полезностью (со стороны  покупателя) и издержками производства (со стороны продавца).  

     Принципы  предельной полезности послужили основанием для разработки обширной концепции  предельных величин. Великая депрессия 29-33 годов показала невозможность  путем свободной конкуренции  разрешать социально-экономические  проблемы и противоречия современного мира. Потребовалось серьезное вмешательство  государства в ход экономической  жизни.  

     На  волне кризиса 30-х годов возникла теория эффективного спроса, которая  предложила свои рецепты регулирования  экономики и нашла применение на практике, стала составной частью экономической политики многих государств. Автором этой теории был английский экономист Джон Кейнс (1883-1946). Его  идея состояла в том, чтобы применить  методы активизации и стимулирования совокупного спроса (общей покупательной  способности) и тем самым воздействовать на расширение производства и предложение  товаров. Государство может воздействовать на инвестиции посредством регулирования  уровня процента, либо осуществляя  инвестиции в общественные работы. Инвестиции по Кейнсу играют решающую роль в расширении платежеспособного  спроса, а спрос создает предложение. Он не верил в саморегулирующий рыночный механизм и считал, что для обеспечения  экономиче-ского равновесия необходимо вмешательство извне.  

     В 70-80 годах, когда чрезмерное вмешательство  государства в экономику стало  тормозить развитие общественного  производства, снова становится актуальным неоклассическое учение и остается таковым по настоящее время. Оно  представлено теориями монетаризма  и неолиберализма.  

     Монетаризм - это теория стабилизации экономики, в которой главенствующую роль играют денежные факторы. Для 70-х годов стала  характерной не безработица, как  это имело место во времена  великой депрессии, а инфляция при  одновременном снижении производства (стагфляция). Началась переоценка ценностей. Был выдвинут лозунг "назад к  Смиту", что означало отказ от методов активного государственного регулирования.  

     Положительный вклад монетаризма в экономическую  теорию заключается в детальном  исследовании механизма воздействия  денежного мира на товарный мир. Управление экономикой представители этой теории сводят к контролю государства над  денежной массой, эмиссией денег, к  достижению сбалансированности государственного бюджета. Признанным авторитетом этого  направления является американский экономист Милтон Фридман (р.1912 г.).  

     Неолиберализм - еще одно направление в экономической  науке и практике управления хозяйственной  деятельностью. Его представители  отстаивают приоритетное значение свободы  субъектов экономической деятельности. Частное предпринимательство само способно вывести экономику из кризиса, обеспечить ее подъем и благосостояние населения. Государство должно обеспечивать условия для конкуренции и  уйти от излишней регламентации рынка. Одним из основоположников и главным  теоретиком неолиберализма считается  Фридрих фон Хайек ("Пагубная самонадеянность" и "Дорога к рабству" М., 1992). В  своих работах он отстаивает принцип  максимальной свободы человека.  

     Институционально-социологическое  направление (Гэлбрей Д. и др.) рассматривает  экономику как систему, где отношения  между хозяйствующими объектами  складываются под воздействием экономических  и внешнеэкономических факторов, особенно технико-экономических. В  этом направлении исключительное значение придается трансформации современного общества под воздействием научно-технического прогресса. Последний ведет к  преодолению социальных противоречий и бесконфликтной эволюции общества от индустриального к пост и супериндустриальному  (теория конвергенции).  

     Таковы  в общем плане основные направления  в современной экономической  мысли. Правящие структуры и политические партии суверенных государств, возникших  на развале СССР, пытаются вывести  экономику государств из кризиса, придерживаясь  того или иного направления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение.

      В заключение сформулируем главные выводы из выше сказанного.

      Главный вывод состоит в том, что смену  экономических теорий во времени  нельзя рассматривать просто как  переход от грубых и неточных экономических воззрений ко все более правильным. Хотя, конечно, со времен Платона и Аристотеля прогресс в экономической теории очевиден. Но все же развитие экономической науки ведёт к росту альтернативных воззрений, не совместимых между собой. Поэтому ни одно из современных направлений экономической мысли (различные версии кейнсианства, монетаризм и так далее) не может объяснить все особенности экономической реальности 90-х годов (наподобие того, как это сделал Кейнс для более простой реальности 30-х годов). Предлагаемые ими модели и различные объяснения не только являются альтернативными, но также неполными и частичными.

      Итак, мы видим, что даже беглый исторический обзор показывает, что история  экономических учений не может быть простой наукой. Каждая экономическая  теория получает в ней свою «нишу», которую она (и только она) характеризует  с удовлетворительной степенью правильности. История экономических учений убеждает нас, что таких альтернатив и  «ниш» мест с течением времени становится все больше.

      Можно заметить, что все экономические  школы склонялись к одной идее: «Государство зиждется на экономике  и сильного государства со слабой экономикой быть не может». 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы: 

  1. Агапова, И. И. История экономических учений: курс лекций  / И. И. Агапова. – М.: Юристь, 2001 – 285ст.
  2. Аникин, А. Юность науки / А. Аникин. – М.: Политиздат, 1985. – 349ст.
  3. Афанасьев, В. Этапы развития буржуазной политэкономии / В. Афанасьев. – М.: Экономика, 1985. – 198ст.
  4. Бартенев, Н. А. Экономические теории и школы / Н. А. Бартенев. – М.: Просвещение, 1996. – 256ст.
  5. Блауг, М. Экономическая мысль в ретроспективе / М. Блауг. – М.: Дело Лтд, 1994. – 410ст.
  6. Браунинг, М. Современные экономические теории / М. Браунинг. – М.: Прогресс, 1987. – 290ст.
  7. 25 ключевых книг по экономике: научно-популярное издание /  под ред.  И. Ю. Устьянцевой. – М.:  Урал LTD, 1999. – 559ст.
  8. История экономических учений (современный этап) / под ред. А. Г.  Худокормова: учебник. – М.: Инфра – М, 2002. – 733ст
  9. Левита,  Р.  Я. История экономических учений: полный курс в кратком изложении / Р. Я. Левита. – М.: Инфра – М, 2001. – 224ст.
  10. Научитель, М. В. История экономических учений / М. В. Научитель. – М.: Интеграция, 2005. – 119ст.
  11. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов: в 2 томах / А. Смит. – М.: МП Эконов, 1993. – 2 тома.
  12. Сорвиров, Б. В. История экономических учений: курс лекций / Б. В. Сорвиров. – М.: Экзамен,2008. – 382ст.
 
  1. Сурин, А. И. История экономических учений: учебно-методическое пособие / А. И. Сурин. – М.: Финансы и статистика, 2006 – 200ст.
  2. Шумпетер, Й. Теория экономического развития / Й. Шумпетер. – М.: Прогресс, 1982. -321ст.
  3. Ядгаров, Я. С. История экономических учений / Я. С. Ядгаров. – М.: Просвещение,  1996 г -288ст.

Информация о работе Трактовка предмета экономической теории различными школами экономистов