Трансформация институтов в России с началом проведения экономических преобразований в начале 90-х годов. Образование предпринимательско

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 20:06, контрольная работа

Описание работы

Трансформационные процессы в России в 90-е годы XX - го столетия внесли радикальные изменения во все стороны социальной жизни. В стране резким путем произошла смена социально-экономических и политических отношений, вызвавшая кризис ценностных ориентаций в обществе, снижение морально-нравственных ориентиров, снижение не только общего уровня культуры, но и уровня политической культуры населения, деформацию механизмов общей и политической социализации.

Содержание работы

Введение
Суть экономических реформ
Образование предпринимательского сектора
Заключение
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

ТЕОРИЯ.doc

— 90.50 Кб (Скачать файл)

 Однако в  целом результаты, достигнутые  в области макроэкономической политики и производства, еще весьма слабы и незначительны,  чтобы  бизнес  и население  могли  их  в  достаточной  мере   ощутить.   Рост   промышленного производства трудно пока считать устойчивым и надежным.  Продолжается  спад, хоть и меньшими темпами, инвестиций в основной капитал.  Бизнес  по-прежнему угнетается высокими налогами. Обостряется проблема неплатежей  и  финансовый кризис предприятий,  парализующий  их  возможности  налаживать  и  развивать производство. Сохраняется и усиливается социальная напряженность,  связанная с невыплатами заработной платы  и  трансфертов  населению.  Производственные фонды предприятий изнашиваются, теряют дееспособность.

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. ОБРАЗОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО СЕКТОРА

Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике  определяет необходимость организационно-экономических  новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форм производства.

Опыт ведущих  стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия  в любой национальной экономике  высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем элементом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие.

Предпринимательство занимает свое особое место в экономических отношениях, внедряя в них прежде всего нестандартные и инновационные подходы и решения. Наряду с этим оно способствует формированию и укреплению среднего класса. Есть свои особые связи и направления взаимодействия предпринимательства и властных структур. Несомненно воздействие предпринимательской деятельности на формирование ряда позитивных черт и ценностных ориентаций личности, особенно молодого поколения.

Предпринимательство - одна из важнейших составляющих  экономики.  В  странах рыночной экономики предпринимательство получило  широкое  распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм  организаций. За последние десять лет в России появились миллионы предпринимателей и  собственников.  В связи с приватизацией за государством  осталась  лишь  часть  организаций и предприятий, а остальные  перешли  в  частное  владение.  Основную   часть российского предпринимательства составляет малый и средний бизнес.

Главной задачей  предпринимателя является управление предприятием,  которое  включает в  себя  рациональное  использования  ресурсов,  организацию   процесса   на инновационной основе и  хозяйственном  риске,  а  также  ответственность  за конечные результаты своей деятельности. Общественный характер предпринимательства означает  не  только  деятельность участвующих  в  нем  агентов,  но  и  наличие в общественном  хозяйстве определённых условий позволяющие реализовать присущие предпринимательству функциональные  признаки. Совокупность таких условий   составляет   среду предпринимательства, важнейшими элементами  которой  являются  экономическая свобода  и  личная  заинтересованность.   Экономическая   свобода   является определяющим  признаком  предпринимательской  среды.   Для   предпринимателя наличие экономической свободы – это не  только  возможность  заниматься  тем или иным видом деятельности и иметь равный доступ к ресурсам и рынкам, но  и морально-этическая  санкционированность  предпринимательской   деятельности.

Личная заинтересованность выступает  движущим  мотивом  предпринимательства, поэтому обеспечение условий   для   присвоения   полученных   результатов, извлечения   и   накопления   дохода    является    определяющим    условием предпринимательской среды.

Современный этап российского предпринимательского движения начинается с перестройки нашего общества, провозглашенной в середине 80-х годов и продолжается уже более 12-ти лет, которые имеют поистине судьбоносный характер для российского предпринимательства.

В рассматриваемый  период, особенно в первые 90-е годы, в обществе происходят радикальные изменения по отношению к частной собственности и предпринимательской деятельности. После 70 лет запрета частной собственности государство впервые признает ее равноправие со всеми другими формами собственности и декларирует свободу предпринимательской деятельности. Принимается ряд важных законодательных актов, закладывающих основы новой смешанной экономики, для которой характерен плюрализм форм собственности и организационных структур. Начинается бурный процесс их развития.

Верховный Совет  СССР и Российской Федерации в начале 90-х годов принял десятки новых законов и постановлений, затрагивающих проблемы предпринимательства. Прежде всего отметим принятие в декабре 1990 г. закона "Особенности в РСФСР". Впервые этим законом частная собственность была признана равноправной наряду с государственной, муниципальной и собственностью общественных организаций (объединений).

В течение 1991 года были приняты и ряд других важных законов, определявших не только общие  права предпринимателей, но и некоторые механизмы формирования российского предпринимательства. К ним относятся закон "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" установивший организационно-правовые основы преобразования отношений собственности на средства производства в целях создания эффективной, социальной ориентированной рыночной экономики.

Приняты также  законы "Об иностранных инвестициях  в РСФСР", "Об ограничении монополистической  деятельности", "О предприятиях и предпринимательской деятельности" и многие другие.        

Таким образом, была сформирована юридическая Среда  для проявления собственной инициативы и развития предпринимательской  деятельности. Изменения в правовой сфере повысили активность в деле создания акционерных обществ и  других видов предприятий. К маю 1991 года в Государственный реестр стран внесено 700 акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью (223 АО и 477 обществ с ограниченной ответственностью). Число частных коммерческих банков в конце 1991 года превысило 1300 . Следует более подробно рассказать о товарных и фондовых биржах. Еще недавно вопрос о биржах вызывал в страхе ожесточенные споры. Значительная часть общества категорически отрицала их надобность, не допускала самой мысли о возможностях создания бирж.                     

1990 год принес  революционные изменения в этой  области. Вопрос о биржах вышел  за рамки теоретических дискуссий  и приобрел практическую значимость.

19 мая 1990 г.  была зарегистрирована первая  в стране Московская товарная  биржа (МТБ) - рынок, на котором  осуществляется оптовая торговля товарами по образцам и стандартам. Сделки на товарных биржах осуществляются только массово - однородные товары, как зерно, хлопок, металл, сахар и т.п. Это объясняется тем, что на бирже продавец может вступать без реального товара, а покупатель - без наличных денег.                                               

Через несколько  месяцев возникла Московская товарно-сырьевая биржа (МТСБ). В ноябре 1990 года было объявлено  о создании в Москве двух фондовых бирж - Московской центральной фондовой биржи (МЦФБ) и Московской международной фондовой биржи (ММФБ). Фондовая биржа - это рынок ценных бумаг: акций и облигаций, которые являются предметами купли-продажи по ценам ( курсам), регистрируемым на фондовой бирже. На 29 ноября 1991 г. общее число бирж составляло 520, а в апреле 1992 г. газеты оповестили о 800 биржах в пределах бывшего Союза. Только в одной Москве о своем существовании заявили 80 бирж.                                                                            Однако надо отметить, что создаваемые биржи еще далеко не являются биржами в их классическом виде. Предстояла большая работа по совершенствованию деятельности и организации бирж.                              

В январе 1992 года был сделан первый реальный шаг на пути к рыночной экономике - освобождение цен на большинство товаров и услуг, упразднена в основном централизованно-фондовая система распределения ресурсов. Решение этой задачи осуществлялось одновременно с приватизацией государственной собственности в промышленности, торговле, сфере услуг и др.   Освобождение цен в условиях сохранявшейся предельной монополизации производства сразу же привело к резкому взлету всех без исключения цен. Поскольку либерализация цен на практике далеко оторвалась от приватизации, то абсолютное большинство граждан, чьи и без того скудные сбережения оказались фактически конфискованными государством, устранялись из процесса приватизации. В качестве компенсации они бесплатно получили приватизационные чеки (ваучеры), которые с весны 1993 года разрешалось вкладывать в акции некоторых предприятий. В стране сразу же началась неконтролируемая властями скупка ваучеров у населения (по ценам в 2 и более раз ниже официальной стоимости в 10 тыс. рублей) состоятельными людьми, частными банками, мафиозными группами, иностранцами.

На развитие предпринимательства значительное влияние оказывают политические механизмы. Одним из важных инструментов государственного содействия развитию мелкого бизнеса является прямая финансовая помощь, которая осуществляется посредством льготного субсидирования малых фирм, предоставления гарантий при получении ими займов из других источников и льготного налогообложения.

Важным инструментом государственного содействия малым  предприятиям в большинстве промышленно  развитых стран является система  государственных заказов. Данная форма  отношений позволяет обеспечить малому бизнесу гарантированный  рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, расширить производственные мощности, укрепить конкурентоспособность, модернизировать оборудование и многое другое.

Достаточно  широкое развитие получили организуемые государственными органами и частными предприятиями специальные службы по оказанию различных консультационных услуг малым компаниям. Особая система государственной поддержки существует для предприятий, занимающихся научно-исследовательскими работами. Главное место в этой системе занимают финансовая помощь и информационное обеспечение исследовательских работ.

Десятилетний  опыт развития предпринимательства  в России позволяет утверждать, что  для создания эффективной системы  поддержки малого предпринимательства  необходимы:

    • самостоятельная законодательная и нормативная база, определяющая специфические условия деятельности субъектов МП в их отношениях с органами власти и другими хозяйствующими субъектами; радикальное усовершенствование налоговой системы; минимизация административно-разрешительной и контролирующей практики; обеспечение безопасности и защиты личности и собственности;
    • специализированные институты и механизмы, обеспечивающие разработку и реализацию государственной политики, направленной на поддержку МП, включая органы государственной власти и управления, общественные объединения и организации предпринимателей, специализированные организации поддержки МП (фонды, кредитные, страховые, гарантийные и лизинговые учреждения; технологические парки, промышленные зоны и полигоны; учебные, консультационные, информационные и другие обслуживающие структуры);
    • финансово-имущественная поддержка, необходимая для обеспечения МП производственными площадями, земельными участками и оборудованием, финансовыми средствами (бюджетными), создание условий и механизмов для привлечения частных отечественных и иностранных инвестиций в сферу МП
    • учет национальных, региональных и исторических особенностей; поощрение ремесел, народных промыслов, кооперативных, артельных и семейных форм организации предпринимательской деятельности; сезонных работ, самозанятости;
    • создание условий для эффективного развития межрегиональных связей и деловой кооперации МСП.
    • государственные программы, непосредственно ориентированные на оказание поддержки малым и средним предприятиям, и иные смежные программы социально-экономического развития, которые должны включать меры по привлечению сектора МП к их реализации (реструктуризация промышленности; государственные инвестиции в отраслевое и региональное развитие, поставки для государственных нужд, решение проблем занятости, миграция населения).

 

 

 

    1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  В условиях рынка экономика представляет собой сложную структуру, совокупность пропорций и отношений между взаимодействующими хозяйствующими субъектами разного уровня, причем динамика рыночной структуры означает процесс постоянной смены одних экономических субъектов другими: одни фирмы приходят на рынок, другие уходят с него. Такая сменяемость экономических единиц – неотъемлемая черта рыночной экономики.

Поэтому трансформация  российской экономики в рыночную неизбежно влечет за собой невозможность для многих экономических субъектов заниматься тем же видом деятельности, что и в плановой экономике; отказ от одних видов деятельности в пользу других. Так как каждый экономический субъект втянут в плотную систему контрактов, его неэффективное функционирование и тем более уход из рынка отражается на всей структуре экономики. Причем чем большую значимость имел экономический субъект (по размеру прибыли, уровню рентабельности, налоговым платежам), тем в большей степени его уход с рынка повлияет на дальнейшее состояние экономики, поэтому важное место в процессе реструктуризации отводится институту банкротства.

Предпринимательство выполняет не только экономические функции, оно теснейшим образом связано со всеми сферами жизнедеятельности общества. Знание состояния и тенденций развития предпринимательства, выявление его связей и зависимостей с другими структурными элементами общества, позволяет более четко и конкретно видеть основные проблемы и пути становления гражданского общества в России.

 

 

    1. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
  1. Ломакин В.К. Экономическая теория. Учебник для вузов. – М.: Юнити, 2007.
  1. Мировая экономика / Под редакцией проф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2007.
  2. Блинов А.О.; Шапкин И.Н. Предпринимательство на пороге третьего тысячилетия. – М.: МАЭП, ИИК, «Калита» 2000.
  3. Предпринимательство. Учебникдля вузов.- М.: Юнити, 2000.
  4. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика. Учебное пособие / Под ред. А.В. Сидоровича. М.: Изд-во «ДИС», 1997.

 

 

 

 

 


Информация о работе Трансформация институтов в России с началом проведения экономических преобразований в начале 90-х годов. Образование предпринимательско