В этом же основательном
в научном отношении труде
о демократии в Америке Токвиль
обосновывает свой вывод о том, что
чувства и идеи исповедующих демократию
народов «ведут их к централизации
власти». Й это, по его мнению, нисколько
не противоречит демократии. Напротив,
усиливающая свои позиции центральная
власть более эффективно реализует
общие интересы всех штатов и создает
лучшие предпосылки для осуществления
интересов каждого отдельного штата
и, в конечном счете, - каждого гражданина
США.
Концепция либеральной демократии
Алексиса де Токвиля была поддержана
многими теоретиками и политическими
деятелями Западной Европы и Америки.
Теория
информационного общества (Джеймс Мартин,
Элвин Тоффлер)
Главной силой «новой
индустриальной революции, которая
многократно увеличивает возможности
человеческого интеллекта» становятся
новые коммуникационные и информационные
технологии. С целью развития
новых информационных и коммуникационных
технологий исполнительный орган
Европейского сообщества - Европейская
Комиссия - подготовила несколько
основополагающих документов. Первым
и главным среди них остается
«Доклад Бангеманна». М. Бангеманн,
комиссар Европейского Союза
и группа других разработчиков
подготовила доклад «Европа и
глобальное информационное общество»,
опубликованный в 1994 году на
заседании Европейского Совета.
Члены «группы Бангеманна» представляли
в основном электронную промышленность,
информационный и коммуникационный
бизнес. «Доклад Бангеманна» отличается
четкой социальной направленностью,
на основе этого документа
Европейский парламент принял
план действий по переходу
Европы к информационному обществу.
Доклад подчеркивает определяющую
и преобразующую роль информационных
и коммуникационных технологий.
Практическая цель документа
- координация все еще фрагментарных
национальных подходов, с тем
чтобы создать новые возможности
для европейских государств, носящие
интеграционный характер. Строительными
блоками информационного общества,
его технологической инфраструктурой
авторами доклада, провозглашаются
сеть Интернет, мобильная телефония
и спутниковая связь. Сегодня
практическим результатом работы
группы Бангеманна стали 99 проектов,
которые реализуются совместно
многими городами в странах
Европейского сообщества. Существующие
сегодня планы перехода к информационному
обществу ставят во главу угла
социальные вопросы, предотвращения
поляризации общества, улучшения
взаимопонимания между различными
общественными группами.
22 июля 2000 года в Окинаве
президенты восьми ведущих индустриальных
стран мира подписали Хартию
Глобального Информационного Общества
с целью развития мировой экономики
и переходу к новой фазе
развития общества. В документе
отражаются многообразные аспекты
сущности и становления информационного
общества. Основополагающая роль
в развитии глобального информационного
общества возлагается на международную
компьютерную сеть Интернет.
На сегодняшний день
во всех ведущих странах, использующих
информационные технологии в
национальных интересах, разрабатываются
и действуют государственные
программы по вхождению в глобальное
информационное общество. Эти программы,
содержат ответы на три основополагающих
вопроса:
1) цель создания в стране
информационного общества;
2) определение средств
и путей достижения этой цели,
направленных на расширение сферы
применения информационных технологий,
упрощение доступа к информации,
создание политических, экономических,
культурных и правовых условий,
способствующих усилению равномерности
национального информационного пространства;
3) распределение политических,
экономических, финансовых и организационных
ролей и ответственности между
участниками - государством, обществом,
бизнесом.
В России наблюдается
бурное развитие телекоммуникационных
сетей, Интернет, мобильной связи.
Внедряются новые информационные
технологии, развивается компьютерная
пресса, открываются и новые сайты,
многочисленные компании предлагают
услуги IP-телефонии, реализуют сотовые
телефоны, компьютеры, модемы и т.д.,
но все вышеописанные процессы
развиваются достаточно стихийно,
с непонятным пока знаком для
общества, с неясными и неопределенными
последствиями.
В России, на сегодняшний
день не существует оформившейся
общенациональной стратегии вхождения
страны в глобальное информационное
пространство, не выработаны приоритеты,
не сформулированы цели, не осознаны
альтернативы. Следует отметить, что
актуальность данного вопроса
осознается и в течение 2000-2005
гг. активно проводились конференции,
«круглые столы», открытые дискуссии,
где научные, политические, экономические
российские деятели стремились
выработать цели, подходы, стратегии
по вхождению России в глобальное
информационного общество. О развитии
новых информационных технологий
свидетельствуют принятые Государственной
Думой федеральные законы, определяющие
государственную политику по
переходу к информационному обществу
- «Об информации, информатизации
и защите информации», «Концепция
формирования и развития единого
информационного пространства России
и соответствующих государственных
информационных ресурсов», «Концепция
информационной безопасности Российской
Федерации». В настоящее время
принят ряд федеральных программ,
прежде всего, в области образования,
совершенствования государственного
управления и развития информационной
инфраструктуры. Примерами являются
межведомственная программа «Создание
национальной сети компьютерных
телекоммуникаций для науки и
высшей школы» (1995-2001), Федеральная
целевая программа «Электронные
библиотеки» (проект 2000), Федеральная
целевая программа «Развитие
единой образовательной информационной
среды на 2002-2005 гг.». Федеральная
целевая программа «Электронная
Россия на 2002-2010 гг.» посвящена
преимущественно проблемам совершенствования
взаимодействия органов власти
между собой и хозяйственными
субъектами. При всем этом следует
отметить, что вышеперечисленные
программы разрознены и не
скоординированы. Необходима разработка
и реализация национальной стратегии
развития России в условиях
перехода мировой экономики к
глобальному информационному обществу,
в которой будет четко определено
соотношение ролей государства,
индивидов, социальных групп,
рынка, что позволит повысить
качество жизни членов российского
общества.
Начало 2002 года ознаменовано
выходом в свет Концепции модернизации
российского образования, стратегически
важного документа, определяющего
основные направления, цели и
содержание российского образования
на современном этапе. Однако, как показывает
опыт, педагогическое сообщество зачастую
оценивает его как еще один документ в
ряду тех, которыми сопровождались не
всегда удачные попытки реформирования
образования в России. Поэтому представляется
весьма актуальным остановиться на самом
понятии "модернизация", которое
разрабатывалось в контексте общей теории
модернизации и которое имеет самые разные
аспекты, в том числе и аспекты, связанные
с образованием. Модернизация (от анг.
Modern - современный) - изменение, усовершенствование,
отвечающее современным требованиям.
Теория модернизации была разработана
для слаборазвитых или развивающихся
стран постколониального и послевоенного
периода в середине прошлого века. Но очень
скоро было признано, что модернизация
- не просто временный способ ускоренного
преодоления отставания в каких-либо специфических
условиях, а постоянная и универсальная
форма развития любых стран на всех этапах
их истории.
С точки зрения большинства
философов, изучающих данную проблему,
сутью модернизации как особой
формы развития является переход
от традиционного общества к
современному. Если модернизация - это
цель развития того или иного
общества на определенном этапе,
то эта цель не может осуществляться
без ряда изобретений и усовершенствований
экономической, политической и
социальной технологий. Именно поэтому
в наиболее передовых странах
мира образование рассматривается
как средство обновления общества,
а любые процессы модернизационного
характера в экономике, политике
начинаются с реформы образования.
Прежде чем начать преобразования,
необходимо подготовить человека,
способного осуществлять эти
преобразования. В процессах модернизации
иным, современным по сравнению
с традиционным становится не
только общество, но и человек.
Его отличает интерес ко всему
новому, готовность к изменениям;
разнообразие взглядов, ориентация
на информацию, серьезное отношение
по времени и к его измерению;
эффективность; планирование эффективности
и времени, личное достоинство,
партикуляризм, оптимизм, активность
и т.д.
Информационное общество
как научное понятие не имеет
единого, общепризнанного определения.
В книге «Виртуальный новый
мир», подготовленной к парламентской
Ассамблее Совета Европы 1997 года,
дается самое краткое определение
информационного общества как
«общества, основанного на информации».
В сущности, эта позиция и лежит в основе
практически всех определений, расширяющих
и уточняющих понятия данной формы общественного
устройства.
Проанализируем существующие
в настоящее время определения
термина «информационное общество».
В кратком словаре по социологии
дается следующее определение:
«Информационное общество - это общественное
устройство, основным фактором развития
которого признается создание
и использование индустрии информации
(компьютеров, микроэлектроники, коммуникационно-вычислительных
сетей, национальных и межнациональных
баз данных); разновидность теории
постиндустриального общества». В словаре
по социологии и политологии - «Информационное
общество - одно из наименований постиндустриального
общества, характеризующееся резким изменением
и повышением роли и значения информационных
технологий»[4]. Всемирная философская
энциклопедия представляет следующую
интерпретацию термина - «Информационное
общество - понятие фактически заменившее
в конце 20 века термин постиндустриальное
общество. Информационное общество развивается
в качестве концепции нового социального
порядка, в применении к социальной структуре,
по мнению Янга и Гоулднера означающее
возникновение нового класса. В теории
«Глобальной деревни» Маклюена подчеркивается
то, что «производство информации и коммуникация
становятся централизованными процессами».
Культурологический энциклопедический
словарь представляет информационное
общество как «общество, в котором информация
и уровень ее использования кардинальным
образом влияет на экономическое развитие
и социокультурные изменения в обществе:
в экономической сфере - информация превращается
в товар, в социальной - она становиться
главным фактором изменения качества
жизни».
Современные ученые
по-разному решают вопрос о
месте информационного общества
в историческом развитии человечества.
Одни исследователи рассматривали
информационное общество в качестве
синонима постиндустриального общества,
другие считают, что информационное
общество - это лишь одна из
разновидностей постиндустриального
общества. Третьи видят в информационном
обществе один из этапов развития
постиндустриального общества. Четвертые
- выводят информационное общество
за рамки постиндустриального
общества, представляя его в качестве
новой ступени общественного
прогресса, идущей на смену
постиндустриальному обществу. Мы
придерживаемся точки зрения, что,
информационное общество - это новый
этап развития человеческой цивилизации.
Данное общественное устройство
характеризуется, в первую очередь,
высокой скоростью коммуникационных
процессов, которая обеспечивается
наукоемкими, высокотехнологичными
средствами (микропроцессорными технологиями
и компьютерной сетью Интернет),
в котором информация и знания
приобретают новое качество, становясь
основными продуктами жизнедеятельности
индивидов и социальных групп.
Идея информационного
общества была сформулирована
в конце 60-х - начале 70-х годов
XX века. Термин «информационное общество»
ввел Ю.Хаяши, профессор Токийского
технологического института. Исследователями
и разработчиками теории информационного
общества являются также: М.Кастельс,
Ф.Уэбстер, Э.Гидденс, Ю.Хабермас, Д. Мартин, Г.
Молитор, Э. Тоффлер, Д.Белл,
З.Бжезинский, А.Кинг, Д.Несбит, А. Турен,
П. Дракер, М.Маклюэн и др.
Контуры информационного
общества впервые были представлены
в отчетах ряда организаций
японскому правительству, где
описывалась компьютеризация общественных
процессов, способствующая обеспечению
доступа всех социальных групп
к источникам информации, избавлению
людей от рутинной работы, посредством
обеспечения высокого уровня
автоматизации производства, как
главного условия перехода к
информационному обществу.
Одним из первых
исследователей, пытавшихся обосновать
концепцию информационного общества,
был японский профессор И.Масуда,
автор труда «Информационное
общество как постиндустриальное общество».
Он рассматривал этот тип общественного
устройства преимущественно в экономическом
контексте, согласно которому новые технологии
должны были привести к серьезным положительным
социальным преобразованиям. По мнению
И.Масуда, в условиях формирования информационного
общества будут происходить изменения
сущности самого производства, продукт
которого станет более «информационно
емким». «...Производство информационного
продукта, а не продукта материального
будет движущей силой образования и развития
общества». И.Масуда, уделяет особое внимание
трансформации человеческих ценностей
в информационном обществе, выдвигая концепцию
о бесклассовости и бесконфликтности
данного вида общественного устройства
- «это будет общество согласия, с небольшим
правительством и государственным аппаратом».
Разработка японского
варианта концепции информационного
общества осуществлялась с целью
решения задач экономического
развития Японии, что обусловило
его ограниченный и прикладной
характер.
В 70-е годы получают
развитие две идеологии - информационного
общества и постиндустриализма.
Идея постиндустриального общества
выдвинута американским социологом
Д.Беллом, в книге «Наступление
постиндустриального общества. Опыт
социального прогноза», изданной
в 1973 г. Д.Белл рассматривает
постиндустриальное общество, отталкиваясь
от характеристик индустриальной
стадии, разделяя, в свою очередь,
историю человеческого общества
на три стадии - аграрную, индустриальную
и постиндустриальную. Д.Белл пишет
- «происходящие в середине XX века
изменения в социальной структуре
свидетельствуют о том, что
индустриальное общество эволюционирует
к постиндустриальному, которое
и должно стать определяющей
социальной формой XXI века в США,
Японии, России и в Западной
Европе». Термин «информационное
общество», по мнению Д.Белла,
отражает новое название постиндустриального
общества, где информация является
основой социальной структуры.
«В наступающем столетии решающее
значение для экономической и
социальной жизни, для способов
производства знания, а также
для характера трудовой деятельности
человека приобретет становление
нового социального уклада, зиждущегося
на телекоммуникациях».