Трансформация классической либеральной теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 18:41, реферат

Описание работы

К концу XVIII - началу XIX вв., сложилась та форма либерализма, которая позже получила название “классической”. Обычно её связывают в Англии с деятельностью кружка “философских радикалов”, опиравшихся на труды И.Бентама, Д. Рикардо, Т. Мальтуса, Дж. Милля, позже Г. Спенсера, а также с идеями “манчестерской школы” экономического либерализма (Р. Кобден, Д. Брайт), а во Франции - с творчеством Б. Констана, Ф. Бастиа.
“Философские радикалы” отказались от концепции естественного права и общественного договора (в значительной мере - под влиянием её критики в работах Д. Юма и Э. Берка) и обосновывали права индивидов, исходя из натуралистической этики утилитаризма

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 65.41 Кб (Скачать файл)

В этом же основательном  в научном отношении труде  о демократии в Америке Токвиль  обосновывает свой вывод о том, что  чувства и идеи исповедующих демократию народов «ведут их к централизации  власти». Й это, по его мнению, нисколько  не противоречит демократии. Напротив, усиливающая свои позиции центральная  власть более эффективно реализует  общие интересы всех штатов и создает  лучшие предпосылки для осуществления  интересов каждого отдельного штата  и, в конечном счете, - каждого гражданина США.

Концепция либеральной демократии Алексиса де Токвиля была поддержана многими теоретиками и политическими  деятелями Западной Европы и Америки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теория  информационного общества (Джеймс Мартин, Элвин Тоффлер)

 

 Главной силой «новой  индустриальной революции, которая  многократно увеличивает возможности  человеческого интеллекта» становятся  новые коммуникационные и информационные  технологии. С целью развития  новых информационных и коммуникационных  технологий исполнительный орган  Европейского сообщества - Европейская  Комиссия - подготовила несколько  основополагающих документов. Первым  и главным среди них остается  «Доклад Бангеманна». М. Бангеманн,  комиссар Европейского Союза  и группа других разработчиков  подготовила доклад «Европа и  глобальное информационное общество»,  опубликованный в 1994 году на  заседании Европейского Совета. Члены «группы Бангеманна» представляли  в основном электронную промышленность, информационный и коммуникационный  бизнес. «Доклад Бангеманна» отличается  четкой социальной направленностью,  на основе этого документа  Европейский парламент принял  план действий по переходу  Европы к информационному обществу. Доклад подчеркивает определяющую  и преобразующую роль информационных  и коммуникационных технологий. Практическая цель документа  - координация все еще фрагментарных  национальных подходов, с тем  чтобы создать новые возможности  для европейских государств, носящие  интеграционный характер. Строительными  блоками информационного общества, его технологической инфраструктурой  авторами доклада, провозглашаются  сеть Интернет, мобильная телефония  и спутниковая связь. Сегодня  практическим результатом работы  группы Бангеманна стали 99 проектов, которые реализуются совместно  многими городами в странах  Европейского сообщества. Существующие  сегодня планы перехода к информационному  обществу ставят во главу угла  социальные вопросы, предотвращения  поляризации общества, улучшения  взаимопонимания между различными  общественными группами.

22 июля 2000 года в Окинаве  президенты восьми ведущих индустриальных  стран мира подписали Хартию  Глобального Информационного Общества  с целью развития мировой экономики  и переходу к новой фазе  развития общества. В документе  отражаются многообразные аспекты  сущности и становления информационного  общества. Основополагающая роль  в развитии глобального информационного  общества возлагается на международную  компьютерную сеть Интернет.

 На сегодняшний день  во всех ведущих странах, использующих  информационные технологии в  национальных интересах, разрабатываются  и действуют государственные  программы по вхождению в глобальное  информационное общество. Эти программы,  содержат ответы на три основополагающих  вопроса:

1) цель создания в стране  информационного общества;

2) определение средств  и путей достижения этой цели, направленных на расширение сферы  применения информационных технологий, упрощение доступа к информации, создание политических, экономических,  культурных и правовых условий, способствующих усилению равномерности национального информационного пространства;

3) распределение политических, экономических, финансовых и организационных  ролей и ответственности между  участниками - государством, обществом,  бизнесом.

 В России наблюдается  бурное развитие телекоммуникационных  сетей, Интернет, мобильной связи.  Внедряются новые информационные  технологии, развивается компьютерная  пресса, открываются и новые сайты,  многочисленные компании предлагают  услуги IP-телефонии, реализуют сотовые  телефоны, компьютеры, модемы и т.д., но все вышеописанные процессы  развиваются достаточно стихийно, с непонятным пока знаком для  общества, с неясными и неопределенными  последствиями. 

 В России, на сегодняшний  день не существует оформившейся  общенациональной стратегии вхождения  страны в глобальное информационное  пространство, не выработаны приоритеты, не сформулированы цели, не осознаны  альтернативы. Следует отметить, что  актуальность данного вопроса  осознается и в течение 2000-2005 гг. активно проводились конференции,  «круглые столы», открытые дискуссии,  где научные, политические, экономические  российские деятели стремились  выработать цели, подходы, стратегии  по вхождению России в глобальное  информационного общество. О развитии  новых информационных технологий  свидетельствуют принятые Государственной  Думой федеральные законы, определяющие  государственную политику по  переходу к информационному обществу - «Об информации, информатизации  и защите информации», «Концепция  формирования и развития единого  информационного пространства России  и соответствующих государственных  информационных ресурсов», «Концепция  информационной безопасности Российской  Федерации». В настоящее время  принят ряд федеральных программ, прежде всего, в области образования,  совершенствования государственного  управления и развития информационной  инфраструктуры. Примерами являются  межведомственная программа «Создание  национальной сети компьютерных  телекоммуникаций для науки и  высшей школы» (1995-2001), Федеральная  целевая программа «Электронные  библиотеки» (проект 2000), Федеральная  целевая программа «Развитие  единой образовательной информационной  среды на 2002-2005 гг.». Федеральная  целевая программа «Электронная  Россия на 2002-2010 гг.» посвящена  преимущественно проблемам совершенствования  взаимодействия органов власти  между собой и хозяйственными  субъектами. При всем этом следует  отметить, что вышеперечисленные  программы разрознены и не  скоординированы. Необходима разработка  и реализация национальной стратегии  развития России в условиях  перехода мировой экономики к  глобальному информационному обществу, в которой будет четко определено  соотношение ролей государства,  индивидов, социальных групп,  рынка, что позволит повысить  качество жизни членов российского  общества.

 Начало 2002 года ознаменовано  выходом в свет Концепции модернизации  российского образования, стратегически  важного документа, определяющего  основные направления, цели и  содержание российского образования  на современном этапе. Однако, как показывает опыт, педагогическое сообщество зачастую оценивает его как еще один документ в ряду тех, которыми сопровождались не всегда удачные попытки реформирования образования в России. Поэтому представляется весьма актуальным остановиться на самом понятии "модернизация", которое разрабатывалось в контексте общей теории модернизации и которое имеет самые разные аспекты, в том числе и аспекты, связанные с образованием. Модернизация (от анг. Modern - современный) - изменение, усовершенствование, отвечающее современным требованиям. Теория модернизации была разработана для слаборазвитых или развивающихся стран постколониального и послевоенного периода в середине прошлого века. Но очень скоро было признано, что модернизация - не просто временный способ ускоренного преодоления отставания в каких-либо специфических условиях, а постоянная и универсальная форма развития любых стран на всех этапах их истории.

 С точки зрения большинства  философов, изучающих данную проблему, сутью модернизации как особой  формы развития является переход  от традиционного общества к  современному. Если модернизация - это  цель развития того или иного  общества на определенном этапе,  то эта цель не может осуществляться  без ряда изобретений и усовершенствований  экономической, политической и  социальной технологий. Именно поэтому  в наиболее передовых странах  мира образование рассматривается  как средство обновления общества, а любые процессы модернизационного  характера в экономике, политике  начинаются с реформы образования.  Прежде чем начать преобразования, необходимо подготовить человека, способного осуществлять эти  преобразования. В процессах модернизации  иным, современным по сравнению  с традиционным становится не  только общество, но и человек.  Его отличает интерес ко всему  новому, готовность к изменениям; разнообразие взглядов, ориентация  на информацию, серьезное отношение  по времени и к его измерению;  эффективность; планирование эффективности  и времени, личное достоинство,  партикуляризм, оптимизм, активность  и т.д. 

 Информационное общество  как научное понятие не имеет  единого, общепризнанного определения.  В книге «Виртуальный новый  мир», подготовленной к парламентской  Ассамблее Совета Европы 1997 года, дается самое краткое определение  информационного общества как  «общества, основанного на информации». В сущности, эта позиция и лежит в основе практически всех определений, расширяющих и уточняющих понятия данной формы общественного устройства.

 Проанализируем существующие  в настоящее время определения  термина «информационное общество».  В кратком словаре по социологии  дается следующее определение:  «Информационное общество - это общественное  устройство, основным фактором развития  которого признается создание  и использование индустрии информации (компьютеров, микроэлектроники, коммуникационно-вычислительных  сетей, национальных и межнациональных  баз данных); разновидность теории  постиндустриального общества». В словаре по социологии и политологии - «Информационное общество - одно из наименований постиндустриального общества, характеризующееся резким изменением и повышением роли и значения информационных технологий»[4]. Всемирная философская энциклопедия представляет следующую интерпретацию термина - «Информационное общество - понятие фактически заменившее в конце 20 века термин постиндустриальное общество. Информационное общество развивается в качестве концепции нового социального порядка, в применении к социальной структуре, по мнению Янга и Гоулднера означающее возникновение нового класса. В теории «Глобальной деревни» Маклюена подчеркивается то, что «производство информации и коммуникация становятся централизованными процессами». Культурологический энциклопедический словарь представляет информационное общество как «общество, в котором информация и уровень ее использования кардинальным образом влияет на экономическое развитие и социокультурные изменения в обществе: в экономической сфере - информация превращается в товар, в социальной - она становиться главным фактором изменения качества жизни».

 Современные ученые  по-разному решают вопрос о  месте информационного общества  в историческом развитии человечества. Одни исследователи рассматривали  информационное общество в качестве  синонима постиндустриального общества, другие считают, что информационное  общество - это лишь одна из  разновидностей постиндустриального  общества. Третьи видят в информационном  обществе один из этапов развития  постиндустриального общества. Четвертые  - выводят информационное общество  за рамки постиндустриального  общества, представляя его в качестве  новой ступени общественного  прогресса, идущей на смену  постиндустриальному обществу. Мы  придерживаемся точки зрения, что,  информационное общество - это новый  этап развития человеческой цивилизации.  Данное общественное устройство  характеризуется, в первую очередь,  высокой скоростью коммуникационных  процессов, которая обеспечивается  наукоемкими, высокотехнологичными  средствами (микропроцессорными технологиями  и компьютерной сетью Интернет), в котором информация и знания  приобретают новое качество, становясь  основными продуктами жизнедеятельности  индивидов и социальных групп. 

 Идея информационного  общества была сформулирована  в конце 60-х - начале 70-х годов  XX века. Термин «информационное общество»  ввел Ю.Хаяши, профессор Токийского  технологического института. Исследователями  и разработчиками теории информационного  общества являются также: М.Кастельс, Ф.Уэбстер, Э.Гидденс, Ю.Хабермас, Д. Мартин, Г. Молитор, Э. Тоффлер, Д.Белл, З.Бжезинский, А.Кинг, Д.Несбит, А. Турен, П. Дракер, М.Маклюэн и др.

 Контуры информационного  общества впервые были представлены  в отчетах ряда организаций  японскому правительству, где  описывалась компьютеризация общественных  процессов, способствующая обеспечению  доступа всех социальных групп  к источникам информации, избавлению  людей от рутинной работы, посредством  обеспечения высокого уровня  автоматизации производства, как  главного условия перехода к  информационному обществу.

 Одним из первых  исследователей, пытавшихся обосновать  концепцию информационного общества, был японский профессор И.Масуда, автор труда «Информационное  общество как постиндустриальное общество». Он рассматривал этот тип общественного устройства преимущественно в экономическом контексте, согласно которому новые технологии должны были привести к серьезным положительным социальным преобразованиям. По мнению И.Масуда, в условиях формирования информационного общества будут происходить изменения сущности самого производства, продукт которого станет более «информационно емким». «...Производство информационного продукта, а не продукта материального будет движущей силой образования и развития общества». И.Масуда, уделяет особое внимание трансформации человеческих ценностей в информационном обществе, выдвигая концепцию о бесклассовости и бесконфликтности данного вида общественного устройства - «это будет общество согласия, с небольшим правительством и государственным аппаратом».

 Разработка японского  варианта концепции информационного  общества осуществлялась с целью  решения задач экономического  развития Японии, что обусловило  его ограниченный и прикладной  характер.

 В 70-е годы получают  развитие две идеологии - информационного  общества и постиндустриализма. Идея постиндустриального общества  выдвинута американским социологом  Д.Беллом, в книге «Наступление  постиндустриального общества. Опыт  социального прогноза», изданной  в 1973 г. Д.Белл рассматривает  постиндустриальное общество, отталкиваясь  от характеристик индустриальной  стадии, разделяя, в свою очередь,  историю человеческого общества  на три стадии - аграрную, индустриальную  и постиндустриальную. Д.Белл пишет  - «происходящие в середине XX века  изменения в социальной структуре  свидетельствуют о том, что  индустриальное общество эволюционирует  к постиндустриальному, которое  и должно стать определяющей  социальной формой XXI века в США,  Японии, России и в Западной  Европе». Термин «информационное  общество», по мнению Д.Белла,  отражает новое название постиндустриального  общества, где информация является  основой социальной структуры.  «В наступающем столетии решающее  значение для экономической и  социальной жизни, для способов  производства знания, а также  для характера трудовой деятельности  человека приобретет становление  нового социального уклада, зиждущегося на телекоммуникациях».

Информация о работе Трансформация классической либеральной теории