Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 18:41, реферат
К концу XVIII - началу XIX вв., сложилась та форма либерализма, которая позже получила название “классической”. Обычно её связывают в Англии с деятельностью кружка “философских радикалов”, опиравшихся на труды И.Бентама, Д. Рикардо, Т. Мальтуса, Дж. Милля, позже Г. Спенсера, а также с идеями “манчестерской школы” экономического либерализма (Р. Кобден, Д. Брайт), а во Франции - с творчеством Б. Констана, Ф. Бастиа.
“Философские радикалы” отказались от концепции естественного права и общественного договора (в значительной мере - под влиянием её критики в работах Д. Юма и Э. Берка) и обосновывали права индивидов, исходя из натуралистической этики утилитаризма
Термин «информационное
общество» раскрывает
Общество, в котором мы
с вами живем в начале XXI века,
называют информационным обществом. Термин
«информационное общество»
В 80-90-е гг. философы и социологи разрабатывают теорию информационного общества. В этой работе объединились усилия таких известных на западе философов, как Йошита Масуда, Збигнев Бжезинский (некоторое время назад бывший советником Президента США), Дж. Нэсбитт. Но лучше всего у нас знают теорию информационного общества американского философа Олвина Тоффлера (р. 1928), поскольку его нашумевшие книги «Future shock» (Шок от столкновения с будущим, 1971), «Экоспазм» (1975), «Третья волна» (1980) у нас переводились.
Тоффлер, как и многие другие западные философы, критиковал недостатки индустриального общества, отмечал его кризис и признаки перехода в новую форму существования, информационное общество. Превращение общества в информационное Тоффлер связывает с информационной революцией, которая началась во второй половине XX в.
Информационная революция и ее последствия
Информационная революция, как отмечает Тоффлер, складывается из двух революций: 1) компьютерной и 2) телекоммуникационной. Телекоммуникационная революция начинается с середины 70-х гг. и сливается с компьютерной. Компьютерная революция начинается гораздо раньше и протекает в несколько этапов.
Первый большой этап охватывает 1930-1970 гг.; его называют «нулевым циклом». Он начинается с создания первых ЭВМ американским физиком Дж. Атанасовым и немецким инженером К. Цузе. На этом этапе в 1951 г. была создана первая коммерческая ЭВМ UNIVAC-1 (она весила 30 т, содержала 18 тысяч ламп и совершала 5 тысяч операций в секунду). Второй значительный этап компьютерной революции начинается с создания первых персональных компьютеров и их серийного производства.
Телекоммуникационная
Благодаря слиянию компьютерной
и телекоммуникационной революций
появилась возможность
Новые информационные технологии используются практически во всех областях деятельности и оказывают огромное влияние на социальную реальность, сильно ее изменяют. Главное изменение философы связывают с появлением новой общественной структуры — информационной инфраструктуры.
Что это такое? Информационная инфраструктура — это совокупность средств по обработке и использованию информации, объединенных в компьютерные и информационные сети. Тоффлер считает, что информационная инфраструктура станет основой социальной и экономической деятельности будущего, а также позволит любому человеку в любое время и в любом месте получить всю интересующую его информацию.
Итак, информационная революция запустила процесс построения информационного общества. Некоторые теоретики (например, Й. Масуда) прогнозируют его установление в развитых странах в середине XXI в. Каким оно может быть? Что ждет нас в недалеком будущем?
Особенности информационного общества, информационные войны; критика теории информационного общества
В книге «Третья волна» (под именем которой здесь выступает информационное, или постиндустриальное общество) Тоффлер, рассматривая проявившиеся новые характеристики повседневности, отмечает, что в информационном обществе происходит пересмотр основных принципов организации жизни общества (или, как он говорит, «пересмотр кода цивилизации»). В основе цивилизации индустриального общества лежали 6 принципов:
синхронизация,
специализация,
стандартизация,
концентрация,
максимизация и
централизация.
Все они рушатся в информационном
обществе и сменяются другими, составляющими
особенности информационного
1) Синхронизированный с
ритмами производства
2) Производство информации
становится новым способом
Весьма любопытные замечания
Тоффлер делает по поводу новой социальной
роли знаний. В индустриальном обществе
богатство выражалось в форме
капитала (денег), в информационном
— богатство приобретает новую,
невещественную форму — форму
символического капитала, информации
(знания). Если индустриальное общество
было обществом массового
3) В информационном обществе
отмечается тенденция к
4) Принцип концентрации
производства, повлекший концентрацию
населения в больших городах,
сменится в информационном
5) Принцип максимизации,
обусловивший строительство
6) Принцип централизации
сменится принципом
Тоффлер отмечает также, что
в социально-политической сфере
и области международной
Безусловно, все оптимистические прогнозы, звучащие в теории информационного общества, имеют своей предпосылкой пересмотр в масштабах всего человечества отношений к целям и задачам производства. Производство должно быть поставлено на службу жизненным интересам, а не войне. Оно должно развиваться с учетом стоящих глобальных проблем, всем людям информационного общества должен быть присущ высокий уровень экологического сознания. Главным вопросом, решение которого обусловит развитие производства, должен стать не вопрос «как?», а вопрос «почему?».
Считается, что западные страны уже вошли в информационное общество, Россия, как все развивающиеся страны, стоит на его пороге.
В другой своей книге, «Футуршок» Тоффлер отмечает уже проявившиеся черты нового общества: слишком быструю изменчивость жизни, связанное с ней чувство неустойчивости всего происходящего и отмечает новые вызванные этим проблемы, которые он называет словом «футуршок». «Быстротечность, новизна и разнообразие — характерные черты будущего, вызывающие у нас шок», — написал Тоффлер. «Футуршок» — буквально, «шок от столкновения с будущим». Как считает Тоффлер, он проявляется в нарушении процессов принятия решений. Люди уже не могут воспользоваться рецептами жизни, созданными прошлыми поколениями, им приходится создавать собственные.
Происходящие изменения касаются не только производственной деятельности людей, но и их личной жизни, человеческих отношений. Постоянные отношения (дружеские, семейные) становятся роскошью. К примеру, семья всегда была шокопоглотителем, островком стабильности. Но она тоже меняется, причем, никто не может сказать, что с ней будет завтра. Ее разрушают:
новые технологии рождения — они меняют отношение к материнству и отцовству: мать и отец могут быть уже не единственные или неизвестные, или вообще — только мать (мультимыши, клонирование);
мобильность в погоне за работой;
увеличение продолжительности жизни: любовь проходит из-за неодинакового развития;
либерализация сексуальной морали со стороны общества приводит к тому, что погоня за любовью становится все более бешеной.
Информация о работе Трансформация классической либеральной теории