Трансформация классической либеральной теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 18:41, реферат

Описание работы

К концу XVIII - началу XIX вв., сложилась та форма либерализма, которая позже получила название “классической”. Обычно её связывают в Англии с деятельностью кружка “философских радикалов”, опиравшихся на труды И.Бентама, Д. Рикардо, Т. Мальтуса, Дж. Милля, позже Г. Спенсера, а также с идеями “манчестерской школы” экономического либерализма (Р. Кобден, Д. Брайт), а во Франции - с творчеством Б. Констана, Ф. Бастиа.
“Философские радикалы” отказались от концепции естественного права и общественного договора (в значительной мере - под влиянием её критики в работах Д. Юма и Э. Берка) и обосновывали права индивидов, исходя из натуралистической этики утилитаризма

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 65.41 Кб (Скачать файл)

 Термин «информационное  общество» раскрывает объективный  процесс постепенного осознания  обществом значимости информации  как некоторой самостоятельной  фундаментальной сущности (наряду  с энергией и материей) и превращения  ее в реальную производственную  силу. Информационные технологии  и телекоммуникации делают общедоступными  знания и информацию, выступая  технологической базой развития  информационной модели общественного  устройства.

 

Общество, в котором мы с вами живем в начале XXI века, называют информационным обществом. Термин «информационное общество» появился в США в одноименной теории в 70-е гг. XX столетия. Так стали  называть общество, в которое переросло  индустриальное.

В 80-90-е гг. философы и социологи  разрабатывают теорию информационного  общества. В этой работе объединились усилия таких известных на западе философов, как Йошита Масуда, Збигнев  Бжезинский (некоторое время назад  бывший советником Президента США), Дж. Нэсбитт. Но лучше всего у нас  знают теорию информационного общества американского философа Олвина Тоффлера (р. 1928), поскольку его нашумевшие книги «Future shock» (Шок от столкновения с будущим, 1971), «Экоспазм» (1975), «Третья  волна» (1980) у нас переводились.

Тоффлер, как и многие другие западные философы, критиковал недостатки индустриального общества, отмечал его кризис и признаки перехода в новую форму существования, информационное общество. Превращение общества в информационное Тоффлер связывает с информационной революцией, которая началась во второй половине XX в.

Информационная революция  и ее последствия

Информационная революция, как отмечает Тоффлер, складывается из двух революций: 1) компьютерной и 2) телекоммуникационной. Телекоммуникационная революция начинается с середины 70-х гг. и сливается с компьютерной. Компьютерная революция начинается гораздо раньше и протекает в  несколько этапов.

Первый большой этап охватывает 1930-1970 гг.; его называют «нулевым циклом». Он начинается с создания первых ЭВМ  американским физиком Дж. Атанасовым и немецким инженером К. Цузе. На этом этапе в 1951 г. была создана первая коммерческая ЭВМ UNIVAC-1 (она весила 30 т, содержала 18 тысяч ламп и совершала 5 тысяч операций в секунду). Второй значительный этап компьютерной революции  начинается с создания первых персональных компьютеров и их серийного производства.

Телекоммуникационная революция  связана с созданием а) волоконно-оптических технологий и б) спутниковых технологий. Слияние компьютерной и телекоммуникационных технологий породило на рынке множество  новых товаров и услуг. Информационная и телекоммуникационная индустрия  превратились сегодня в ключевой сектор экономики развитых стран. Развитые страны предпочитают ввозить товары широкого потребления, но вывозить продукты информационной индустрии, и на их продаже  зарабатывать национальное богатство. Информационные технологии стоят дорого, гораздо дороже, чем товары широкого потребления, что обеспечивает развитым странам по-прежнему высокий уровень  жизни, существенно превосходящий  уровень жизни в развивающихся  странах. Кроме того, лидерство в  информационных технологиях дает им возможность по-прежнему претендовать на политическое лидерство в мире. Например, США — один из признанных лидеров мировой политики, контролирует более 40 % рынка торговли информационными  технологиями. США законсервировали свои ископаемые ресурсы и больше ввозят товаров, чем вывозят, зато вывозят  больше услуг (особенно в области  информационных технологий), чем ввозят. Лидерство в области информатизации США объяснимо: там находится 41 % всех имеющихся в мире компьютеров; 40 % семей там владеют персональными  компьютерами, а 20 % — модемами, то есть являются пользователями Интернета.

Благодаря слиянию компьютерной и телекоммуникационной революций  появилась возможность создавать  информационные сети огромных масштабов, вплоть до глобальных. По этим сетям  можно гораздо быстрее передавать, находить и обрабатывать необходимую  информацию. Сосем недавно появилась  еще одна новая информационная технология — виртуальная реальность.

Новые информационные технологии используются практически во всех областях деятельности и оказывают огромное влияние на социальную реальность, сильно ее изменяют. Главное изменение  философы связывают с появлением новой общественной структуры —  информационной инфраструктуры.

Что это такое? Информационная инфраструктура — это совокупность средств по обработке и использованию  информации, объединенных в компьютерные и информационные сети. Тоффлер считает, что информационная инфраструктура станет основой социальной и экономической  деятельности будущего, а также позволит любому человеку в любое время  и в любом месте получить всю  интересующую его информацию.

Итак, информационная революция  запустила процесс построения информационного  общества. Некоторые теоретики (например, Й. Масуда) прогнозируют его установление в развитых странах в середине XXI в. Каким оно может быть? Что  ждет нас в недалеком будущем?

Особенности информационного  общества, информационные войны; критика  теории информационного общества

В книге «Третья волна» (под именем которой здесь выступает  информационное, или постиндустриальное общество) Тоффлер, рассматривая проявившиеся новые характеристики повседневности, отмечает, что в информационном обществе происходит пересмотр основных принципов  организации жизни общества (или, как он говорит, «пересмотр кода цивилизации»). В основе цивилизации индустриального общества лежали 6 принципов:

синхронизация,

специализация,

стандартизация,

концентрация,

максимизация и

централизация.

Все они рушатся в информационном обществе и сменяются другими, составляющими  особенности информационного общества:

1) Синхронизированный с  ритмами производства машинизированный  ритм жизни сменяется социальными  ритмами — ритмами деятельности, не связанными с производством  вещей. Сама социальная деятельность  становится более разнообразной,  и ритмы ее тоже разнообразятся. Главными видами социальной деятельности  становятся те, которые связаны  с производством информации, в  частности, сильно возрастает  роль науки и образования, питающих  развитие новых технологий.

2) Производство информации  становится новым способом создания  общественного богатства. В основе  этого способа лежит не физическая  сила, а умственные способности  человека, а они развиваются в  процессе образования. К образованию  в информационном обществе предъявляются  новые требования, обусловленные  тем, что в производстве теперь  смена технологий происходит  очень быстро, появляются новые  виды труда, а старые исчезают  совершенно. В связи с этим  возникает необходимость в перебрасывании  трудовых ресурсов из одной  отрасли в другую. Кто легче  может переключиться с одной  работы на другую? — Тот, кто  не является узким специалистом, но обладает хорошим фундаментальным  образованием. Поэтому характерной  чертой рынка рабочей силы  в информационном обществе становится  ее деспециализация и высокий  образовательный уровень.

Весьма любопытные замечания  Тоффлер делает по поводу новой социальной роли знаний. В индустриальном обществе богатство выражалось в форме  капитала (денег), в информационном — богатство приобретает новую, невещественную форму — форму  символического капитала, информации (знания). Если индустриальное общество было обществом массового производства вещей, то информационное, по Тоффлеру, будет обществом массового производства знаний. Знания как капитал радикально отличаются от денежного капитала: они 1) неисчерпаемы, 2) доступны бесконечному числу пользователей. Даже деньги, которые  были единицей обмена в индустриальном обществе, в информационном приобретают  вид информации, становятся электронными деньгами — кредитными карточками, использование которых происходит с помощью компьютера. Электронные  деньги получают все большее распространение. В 1990 г. в мире насчитывалось более 187 миллионов владельцев кредитных  карточек, сегодня, благодаря включению  России в мировую банковскую электронную  сеть, их число значительно возросло.

3) В информационном обществе  отмечается тенденция к индивидуализации  во всем.

4) Принцип концентрации  производства, повлекший концентрацию  населения в больших городах,  сменится в информационном обществе  принципом оптимального сочетания  большого и малого, ведь главное  производство — производство  знаний — не привязано к  источникам ископаемых ресурсов. Компьютеры можно завезти в  любую точку земного шара, из  любой точки можно войти в  информационную сеть и стать  участником производства знаний (написать книгу, рассчитать проект, составить отчет и т.д.)

5) Принцип максимизации, обусловивший строительство гигантских  заводов и фабрик, огромных исследовательских  институтов сменится (и уже начал  меняться) принципом создания временных  коллективов для решения специальных  задач. Эти коллективы смогут  сами устанавливать для себя  удобный режим работы.

6) Принцип централизации  сменится принципом децентрализации  и деурбанизации (от латинского urbs — город) — снижением роли  городов в общественной жизни,  так как необходимость в существовании  огромных городов (мегаполисов)  отпадает.

Тоффлер отмечает также, что  в социально-политической сфере  и области международной экономики  информационные технологии открывают  совершенно небывалые перспективы. Создают все предпосылки для: 1) создания глобальной экономики. Первым шагом в этом направлении стала  Объединенная Европа; 2) решения социальных проблем. Открытость информации делает личность более сильной, а государственную  власть — более зависимой от граждан. Нэсбит объяснил крах советского государства  причиной возрастания роли личности в открытом обществе. Личность перестает  быть частью класса, она имеет теперь собственную значимость, от ее инициативы многое зависит. Телекоммуникационные сети создают возможности для  непосредственного участия всех граждан в управлении государством, что позволяет избежать принятия важных государственных решений, игнорирующих интересы граждан или даже их меньшинства.

Безусловно, все оптимистические  прогнозы, звучащие в теории информационного  общества, имеют своей предпосылкой пересмотр в масштабах всего  человечества отношений к целям  и задачам производства. Производство должно быть поставлено на службу жизненным  интересам, а не войне. Оно должно развиваться с учетом стоящих  глобальных проблем, всем людям информационного  общества должен быть присущ высокий  уровень экологического сознания. Главным  вопросом, решение которого обусловит  развитие производства, должен стать  не вопрос «как?», а вопрос «почему?».

Считается, что западные страны уже вошли в информационное общество, Россия, как все развивающиеся  страны, стоит на его пороге.

В другой своей книге, «Футуршок» Тоффлер отмечает уже проявившиеся черты нового общества: слишком быструю  изменчивость жизни, связанное с  ней чувство неустойчивости всего  происходящего и отмечает новые  вызванные этим проблемы, которые  он называет словом «футуршок». «Быстротечность, новизна и разнообразие — характерные черты будущего, вызывающие у нас шок», — написал Тоффлер. «Футуршок» — буквально, «шок от столкновения с будущим». Как считает Тоффлер, он проявляется в нарушении процессов принятия решений. Люди уже не могут воспользоваться рецептами жизни, созданными прошлыми поколениями, им приходится создавать собственные.

Происходящие изменения  касаются не только производственной деятельности людей, но и их личной жизни, человеческих отношений. Постоянные отношения (дружеские, семейные) становятся роскошью. К примеру, семья всегда была шокопоглотителем, островком стабильности. Но она тоже меняется, причем, никто  не может сказать, что с ней  будет завтра. Ее разрушают:

новые технологии рождения — они меняют отношение к материнству  и отцовству: мать и отец могут  быть уже не единственные или неизвестные, или вообще — только мать (мультимыши, клонирование);

мобильность в погоне за работой;

увеличение продолжительности  жизни: любовь проходит из-за неодинакового  развития;

либерализация сексуальной  морали со стороны общества приводит к тому, что погоня за любовью  становится все более бешеной.


Информация о работе Трансформация классической либеральной теории