По мнению М.Кастельса,
в условиях становления информационного
общества «растущая интеграция
между мыслями и машинами ликвидирует
разрыв между человеческими существами
и машинами».
М.Постер утверждает,
что для адекватного понимания
социальных отношений в эпоху
информационного общества необходимо
исследование изменений в структуре
коммуникационного опыта, предлагая
концепцию «способа информации».
Этот термин, введенный М.Постером,
раскрывает лингвистические измерения
новых форм социальных взаимодействий
между различными группами и
индивидами в обществе, концентрируясь
на изменении языковой культуры,
связанной с электронным письмом,
базами данных, компьютерными сетями.
Группа французских специалистов в середине
70-х годов, в комплексном, многоплановом
исследовании, проведенном и представленном
в книге С.Нора и А.Минка «Компьютеризация
общества. Доклад Президенту Франции»
подчеркивают, что информационное общество
будет менее четко социально структурировано,
чем общество индустриальное, при чем,
одним из факторов явится отношение различных
социальных групп к тенденции упрощения
языка, связанной, в частности, с особенностями
электронно-опосредованной коммуникации,
а компьютеризация будет способствовать
преодолению культурного неравенства
между отдельными социальными группами
посредством унификации языка.
Классик теории цифровой
цивилизации Д.Тапскотт, пишет о
становлении информационного общества:
«мы наблюдаем некоторые его
внешние проявления, но не представляем,
чем оно является на самом
деле. Соединяя наличествующие фрагменты
теории и разрозненные эмпирические
данные с фактами изменения
социальных отношений, мы пытаемся
составить картину грядущей цифровой
эры. И под эту гипотетическую
картину подгадываем правовую
базу, систему образования, духовные
ценности. Стремимся подогнать всю
систему функционирования социума
под нечто умозрительное, приблизительно
угадываемое по опыту прошлых
информационных революций». Д.Тапскотт
выделяя признаки информационного общества,
подчеркивает, что информационное общество
- это общество знаний, производящее интеллектуальные
изделия, при чем используя цифровую форму
представления объектов. Вследствие преобразования
информации в цифровую форму, объекты
виртуальной природы приходят на смену
физическим. Анализируя развитие коммуникационных
сетей необходимо подчеркнуть, что процессы
генерации, передачи, обработки информации
в сети основаны на представлении ее в
цифровой форме, следовательно, данный
вид представления необходим для полного
использования информационных массивов.
В информационном обществе, отмечает Д.Тапскотт,
экономика имеет глобальные масштабы.
Большинством теоретиков
информационное общество провозглашается
самой прогрессивной формой организации
жизнедеятельности людей. Идея
создания идеального общества, данная
Т.Кампанеллой, Т.Мором и Ф.Бэконом,
оказала значительное влияние
на формирование концепций информационного
общества - «теорию постиндустриального
общества» Д.Белла, «технотронную
концепцию» З.Бжезинского, «зрелое
общество» Д.Габора, «постсовременное
общество» Ж.Ф.Лиотара, «новое
индустриальное общество» Дж.Гэлбрейта.
Проблемы развития
информационного общества в России
стали предметом серьезных исследований,
которые представлены в работах
И.С.Мелюхина, Д.В.Иванова, С.Э.Зуева,
В.В.Емелина, П.Г.Арефьева, И.В.Алексеевой,
Р.И.Цвылева и т.д.
Одна из теорий возникновения
информационного общества была
предложена Р.Ф.Абдеевым, представляющего
эволюцию информационной структуры
человеческой цивилизации в виде
сужающейся спирали с переменным
шагом, построенной в трехмерном
пространстве, в координатах информации
и с введением параметров времени
и прогресса. Объективными и
непосредственными поводами возникновения
информационного общества Р.Ф.Абдеев
считает быстрое возрастание роли информационных
ресурсов и коммуникаций в жизни общества.
Это возрастание обусловлено свершившейся
революций в сфере информационных технологий,
приведшей к разнообразным последствиям:
от появления новых профессий и серьезного
изменения социальной структуры общества
до возникновения новых стилей в городской
архитектуре[17].
Главный редактор Международной
энциклопедии по коммуникации
Э.Барнув пишет: «Становится очевидным
центральное положение коммуникации
в человеческой истории». Поэтому
понятен факт обращения многих
академических наук к исследованию
аспектов коммуникации на разных
уровнях. Способность общаться
во времени и пространстве
чрезвычайно расширилась с момента
изобретения и внедрения таких
средств общения и передачи
информации как письменность, печать,
радио, телефон, электронная, мобильная
связь. Скорость прогресса коммуникации
во многом предопределяет переход
к информационному обществу. Человечество
постепенно подходило к открытию
такого средства коммуникации, как
Интернет, которое в перспективе
станет самым массовым. Многие
ученые, исследователи информационного
общества прогрессом коммуникации
объясняли этапы развития человечества,
а не прогрессом промышленности
или сельского хозяйства. Еще
с 20-х - 30-х гг. XX века ряд ученых
предсказывали закат «индустриальной
цивилизации», приход «общества
информации и услуг», выделение
«информационного производства»
в важнейший национальный продукт. Э.Тоффлер видел
в средствах коммуникации главный двигатель
человеческого прогресса за всю его историю,
Д.Белл предсказывал внедрение информатизации
в развитие всех сторон жизни общества
на основе компьютерных технологий и даже
утверждал, что в будущем рынок будет заменен
организованным обменом на основе компьютерных
сетей.
Различного рода системы
на базе микропроцессорной технологии,
компьютерных сетей, информационной
технологии, телекоммуникационной
связи, Интернет являются материальной
и технологической базой информационного
общества, обеспечивающие движение
информационных потоков. Картина
информационного общества представляет
единое компьютеризированное и
информационное сообщество людей,
деятельность которых будет сосредоточена
главным образом на обработке
информации, а материальное производство
и производство энергии будет
автоматизированным, информационная
технология приобретает глобальный
характер, охватывает все сферы
деятельности человека.
Инфраструктурой информационного
общества является новая «интеллектуальная»,
а не «механическая» техника,
наблюдается симбиоз социальной
организации и информационных
технологий. Основным принципом
создания технической базы становления
информационного общества является
развитие глобальной информационной
инфраструктуры - «огромной коммуникационной
сети, которая навсегда изменит
образ жизни людей во всем
мире, изменит то, как они учатся,
работают и связываются друг
с другом. Эта глобальная сеть
позволит людям в самой отдаленной
деревне получить доступ к
самой современной библиотеке. Она
позволит врачам на одном континенте
обследовать пациентов на другом
континенте. Она позволит семье,
живущей в Северном полушарии, поддерживать
связь с родственниками в Южном полушарии.
И эта сеть укрепит сознание совместной
ответственности всех людей на земле за
судьбы нашей маленькой планеты».
В ходе ряда международных
встреч развитые и развивающиеся
страны пришли к общему мнению,
что такую информационную сеть
необходимо основывать на единых
общемировых фундаментальных принципах,
с целью обеспечения ее надежности,
социальной, политическо-экономической
безопасности и долговечности.
Эти принципы были приняты
в 2001 году в Буэнос-Айресе на
встрече Международного союза
электросвязи и подтверждены
в 2003 году на встрече министров
связи стран «большой семерки»
в Брюсселе, а также на многочисленных
региональных форумах - Азиатско-тихоокеанской
встрече по экономическому сотрудничеству
и встрече в верхах стран
Северной, Центральной и Южной
Америки.
К числу стран, в
которых наблюдается стремительное
развитие Глобальных компьютерных
сетей, относятся: США, Япония,
Англия, Германия, страны Западной
Европы. В этих странах ведущим
направлением государственной политики
являются инвестиции и поддержка
инноваций в информационной индустрии,
развитие компьютерных систем
и телекоммуникаций, что способствует
созданию технической базы формирования
информационного общества.
«Компьютерные технологии
и информационные сети, являются
символами нового общества, приходя
на смену фабрикам - символам индустриального
общества». С развитием и распространением
Всемирной сети способности индивидов
и социальных групп получать
информацию значительно расширились,
человек, работая за компьютером,
сидя перед экраном, может получать
информацию практически по любому
вопросу из любого источника
по всему миру.
В связи с проникновением,
распространением и развитием
информационных и телекоммуникационных
технологий, всеобъемлющим охватом
информационными технологиями всех
сфер жизни общества, происходят
изменения общественного производства,
досуга социальных групп, воспитания
индивидов, а также и социальной
структуры общества, экономических
и политических отношений. Человек
имеет возможность активно участвовать
в политической, государственной,
экономической, образовательной,
социальной жизни общества посредством
сети Интернет. В информационном
обществе более интенсивно, чем
в индустриальном обществе, происходит
распадение социума на два
класса. Это класс интеллектуалов,
носителей знаний и класс тех,
кто не входит в новую информационную
экономику. Это весьма жесткое
разделение, потому что в принципе
информационный класс имеет возможность
создать готовую продукцию фактически
без применения труда людей.
Компьютерные технологии
являются новым средством опосредования
деятельности, а сама компьютеризированная
деятельность выступает средством
опосредования внутреннего мира
человека: его мировосприятия и
мироощущения, что находит отражение
в формировании своего рода «компьютерном
сознании». Компьютерные технологии изменяют
психологические характеристики субъекта
компьютеризированной деятельности на
уровне: субъекта деятельности, субъекта
познания, субъекта общения, вызывая различного
рода изменения в познавательной, мотивационной,
эмоциональной сферах личности.
В информационном обществе
изменятся уклад жизни, система
ценностей индивидов и социальных
групп, возрастает значимость
информационных ценностей по
отношению к материальным. Т. Стоуньер
отмечал, что сделки по поводу
материальных вещей ведут к
конкуренции, а информационный
обмен между индивидами и социальными
группами ведет к сотрудничеству.
Индивидам и социальным группам
в условиях становления информационного
общества предстоит переосмыслить
свою жизненную позицию, происходящее
перераспределение жизненных ценностей.
Определяющим фактором социальной
дифференциации информационного
общества является уровень знаний,
а не собственность Э. Тоффлер
отмечает, что в условиях становления
информационного общества будут
происходить «радикальные изменения
в сфере производства, которые
неизбежно повлекут за собой
захватывающие дух социальные изменения».
При рассмотрении вопроса
о формировании информационного
общества в России представляют
интерес выводы В.А. Ядова, обобщившего
многолетнюю дискуссию социологов
по теоретико-методологическим основаниям
изучения России как трансформирующегося
общества. Он формулирует выводы,
отражающие специфику развития
российского социума. Особый интерес
представляет один из них, касающейся
информации и ее роли в российском
обществе. В.А.Ядов отмечает, что
у России есть своя специфика,
заключающаяся в низкой социальной
значимости информации, выражающаяся
в информационной пассивности
граждан. Ведомственная закрытость
являлась основной чертой советской
информационной среды, долгие
годы существовал режим секретности,
который породил глубоко укоренившийся
коммуникационный барьер, нежелание
делиться информацией. Становление
информационного общества требует
изменения такого менталитета,
что в свою очередь, сопряжено
с продолжительным периодом времени
и целенаправленными усилиями
по модификации текущего состояния.
Обобщая итоги, анализа
подходов российских исследователей
процесса перехода к информационной
модели общественного устройства,
сформулируем следующие выводы:
- эффективное развитие
информационного общества заключается
в конструктивном взаимодействии
трех субъектов информационной
трансформации: государства, бизнеса
и индивидов, социальных групп;
- основными задачами в
период перехода к информационному
обществу являются: стремление к
социальной, политической, информационной
экономической и структурной
равномерности национального информационного
общественного пространства; расширение
образовательных возможностей; переориентация
экономики и общества с сырьевого
на инновационный, наукоемкий
характер развития;
- внедрение и развитие
современных информационных технологий;
- проработка и детальный
анализ информационной политики
государства, раскрывающей способ
использования имеющих информационных
потоков и ресурсов со стороны
различных институтов (например, государства,
организаций, индивидов и социальных
групп, которые могут иметь
свои представления и интересы
при работе с информацией), количественный
контроль за протеканием информационных
потоков и контроль за распределением
потока информации.