Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 13:20, реферат
Цель работы: исследование основ управления человеческими ресурсами.
Задачи:
· Рассмотреть сущность человеческих ресурсов.
· Определить концепцию управления человеческими ресурсами.
· Рассмотреть практику управления человеческими ресурсами в контексте современного рынка.
· Разработать стратегию управления человеческими ресурсами на основе партнерского взаимодействия.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы управления человеческими ресурсами в организации
1.1 Сущность и характеристики человеческих ресурсов
1.2 Концепция управления человеческими ресурсами в организации
ГЛАВА 2. Современное состояние управления человеческими ресурсами в российских организациях
2.1 Эволюция управления человеческими ресурсами в российских организациях
2.2 Особенности формирования внутрифирменного механизма управления человеческими ресурсами в современных условиях
ГЛАВА 3. Совершенствование механизма управления человеческими ресурсами в российских организациях
3.1 Разработка стратегии управления человеческими ресурсами в организации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
В соответствии с канонами
современного стратегического менеджмента
гибкая коррекция реализуемой
Но при этом всегда надо помнить, что любые конкретные изменения, которые в реальной бизнес-практике осуществляются в ходе непрерывного процесса реализации той или иной конкретной стратегии, относятся только к двум качественно разным стратегическим видам.
Изменения первого вида -
это практические изменения, которые
осуществляются в процессе реализации
данной конкретной стратегии, оставаясь
в границах ее особого исходного
качества, т. е. являются текущими результатами
ситуационно качественно
Изменения второго вида - это практические изменения, которые осуществляются в процессе реализации данной конкретной стратегии, но по своему содержанию выходят за границы ее особого исходного качества, т. е. являются текущими результатами ситуационно качественно новой стратегии.
Таким образом, сам факт реализации
тактических изменений второго
вида по своей сути означает, что
уже происходит практический переход
от ситуационно первичной
Любая конкретная коммерческая организация в процессе своей особой специализированной деятельности рано или поздно, осознанно или неосознанно, но всегда проходит не только тактически разные, но и стратегически различные этапы своего развития.
Именно такие стратегические переходы и являются системными стратегическими изменениями, т. е. комплексными переходами от одной качественно определенной стратегии к другой качественно иной стратегии.
Конкретные формы подобных переходов с точки зрения стратегического управления могут быть принципиально разными.
При правильно поставленном, то есть хорошем, стратегическом менеджменте переходы от одной корпоративной стратегии к другой осуществляются осознанно, профессионально и в конечном счете - эффективно.
При плохом стратегическом менеджменте качественные изменения в стратегии могут проходить либо вообще неосознанно, либо осознанно, но не достаточно профессионально. За этим всегда следует значимое падение эффективности функционирования организации - вплоть до ее полного банкротства.
Способность коммерческой организации различать и предвидеть отмеченные стратегические изменения первого и второго вида и соответственно делать вполне профессиональные переходы от одной стратегии к другой (т. е. качественно новой) - это один из самых тонких и по-особому сложных моментов ее стратегического менеджмента.
Такая способность является одним из исходных и ключевых факторов создания стратегического конкурентного преимущества конкретной организации [4].
В процессе реализации стратегии
каждый уровень руководства решает
свои определенные задачи и осуществляет
закрепленные за ним функции. Решающая
роль в организации выполнения стратегии
принадлежит высшему
Первый шаг - углубленное изучение состояния среды, целей и разработанных стратегий. При реализации первого шага решаются следующие основные задачи:
- окончательное уяснение
сущности определенных целей,
выработанных стратегий, их
- более широкое доведение
идей стратегий и смысла целей
до сотрудников фирмы с целью
подготовки почвы для
Второй шаг состоит
в том, что высшее руководство
должно принять решения по эффективному
использованию имеющихся у
На третьем шаге высшее
руководство принимает решения
по поводу организационной структуры.
Выясняется соответствие имеющейся
организационной структуры
Четвертый шаг состоит в проведении необходимых изменений на фирме, без которых невозможно приступить к реализации стратегии. Проблема изменений исключительно тонкая, сложная и болезненная. Изменения не могут быть проведены без учета объективных факторов, задающих условия и возможности проведения таких изменений. Часто требуется несколько лет для того, чтобы провести серьезное изменение на фирме.
При принятии решения о проведении изменений очень важно не только концентрировать внимание на том, для чего необходимы изменения, к чему они должны привести, что и как следует изменить, но также и на том, как изменения будут восприняты, какие силы и в какой форме будут им сопротивляться, какой должен быть выбран стиль проведения изменений и какими методами они должны осуществляться.
Пятый шаг предусматривает
пересмотр высшим руководством плана
осуществления стратегии в том
случае, если этого настоятельно требуют
вновь возникающие
Тактические (оперативные) мероприятия
по выходу из экономического кризиса
могут быть следующими: сокращение
расходов, закрытие подразделений, сокращение
персонала, уменьшение объемов производства
и сбыта, активные маркетинговые
исследования, повышение цен на продукцию,
выявление и использование
Стратегическое и оперативное
планирование взаимосвязаны, и заниматься
одним в отрыве от другого невозможно.
Тактическое планирование должно осуществляться
в рамках выбранной стратегии. Если
оперативные мероприятия по выходу
из экономического кризиса осуществляются
в отрыве от стратегических целей, это
может привести к кратковременному
улучшению финансового
Деятельность менеджеров при реализации выбранной стратегии включает в себя выполнение следующих задач:
- окончательное уяснение
выработанной антикризисной
- более широкое доведение
идей новой стратегии и смысла
целей до сотрудников с целью
подготовки почвы для усиления
вовлечения сотрудников в
- приведение ресурсов в соответствие с реализуемой антикризисной стратегией;
- принятие решения по
поводу организационной
При реализации новой стратегии
необходимо сконцентрировать внимание
на том, как изменения будут
Системы управления способствуют
или мешают реализации стратегии. С
одной стороны, на предприятиях, где
процветает бюрократический стиль
управления, даже самые несложные
решения и расходы персонала
нижних уровней должны быть одобрены
менеджером более высокого звена. Если
человек в течение длительного
времени работает в структуре
такого типа, едва ли он захочет взять
на себя дополнительную ответственность
и инициативу. В этих условиях защитой
от новых проблем и
Управленческая культура может быть значительной движущей силой. Однако не следует забывать, что управленческая культура предприятия возникла как результат традиций, имеющих длительную историю, и не может быть изменена в одно мгновение. Проблемы могут возникнуть, если управленческая культура войдет в противоречие с антикризисной стратегией предприятия.
Для различных предприятий
характерен свой стиль управления.
Он может хорошо вписываться в
стратегию фирмы, а может и
войти в противоречие с ней. В
ряде случаев преобладание одного стиля
может привести к проблемам. Считается,
что автократический стиль
Навыки и ресурсы оказывают также большое влияние на антикризисную стратегию, так как их правильное использование имеет решающее значение для успешной деятельности предприятия.
Менеджер должен в максимальной
степени мобилизовать ресурсы предприятия
и распределить их таким образом,
чтобы иметь наибольший эффект. Механизм
использования ресурсного потенциала
предприятия приводится в соответствие
с осуществляемой антикризисной, стратегией.
До функциональных подразделений, осуществляющих
руководство движением ресурсов
внутри предприятия, должны быть доведены
новые задачи. При этом необходимо
провести соответствующую
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, ознакомившись с теоретической основой, и изучив современную практику внутрифирменного управления “человеческими ресурсами”, нами были определены основные направления перестройки российских кадровых служб на данном этапе.
В поисках эффективных
форм руководства персоналом, в организации
и стимулировании труда, в правилах
производственной дисциплины, в энтузиазме
новаторов и предпринимателей, инициирующих
нововведения и преодолевающих бюрократические
препятствия, есть много общего. Но
из опыта ведущих корпораций можно
почерпнуть немало полезного и необычного
для нашей традиционной практики.
Прежде всего, можно извлечь следующее:
эффективное управление персоналом
признается сегодня важнейшим фактором
конкурентоспособности компаний и
достижения ими экономического успеха;
в основе эффективного управления персоналом
лежит продуманная стратегия
использования “человеческих
На основе изученного теоретического
материала можно сделать
1. Категория «человеческие ресурсы» позволяет отразить реальное представление о том, что профессиональные знания, опыт, творческие и предпринимательские способности работников обеспечивают экономическую эффективность и конкурентоспособность организации в рыночной среде.
2. Развитие человеческих ресурсов, повышение их качества, приводит к большей отдаче материальных ресурсов через их более эффективное использование, а это, в свою очередь, обеспечивает организациям дополнительный стимул для инвестирования в человеческие ресурсы.
3. Для осуществления каждого вида деятельности в области развития человеческих ресурсов у организации имеется широкий выбор методов практической работы.
4. Системная работа с кадрами, внимание к сотрудникам организации, забота об улучшении условий труда и быта, разработка и реализация соответствующих социальных программ – все это способствует укреплению кадрового потенциала и более эффективному использованию фактора производства – человеческого ресурса. От грамотного осуществления этой работы зависит успешность деятельности организации, а это, в свою очередь, является резервом повышения ее эффективности.
5. Наука и практика управления персоналом обогатилась новыми теоретическими знаниями и прикладными кадровыми технологиями, в результате кардинально изменился подход к роли человека в общественном производстве, произошла трансформация управления персоналом в управления человеческими ресурсами.