Управление дефицитом бюджета и проблема государственного долга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 20:51, курсовая работа

Описание работы

Изучены и описаны дефицит государственного бюджета и государственный долг как элементы бюджетно-налоговой политики государства. Описаны способы финансирования дефицита государственного бюджета и их влияния на экономику страны. Выявлены причины появления государственного долга и его влияние на экономику.
Представлен анализ внешнего государственного долга Республики Беларусь по секторам экономики, по срокам погашения и финансовым инструментам. Указан дефицит бюджета Республики Беларусь на 2007 год и возможные источники его покрытия. Указан предполагаемый дефицит государственного бюджета Республики Беларусь на 2008 год и возможные источники его покрытия.

Файлы: 5 файлов

THE ABSTRACT.doc

— 22.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Приложение Е.doc

— 27.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

РЕФЕРАТ.doc

— 137.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Приложение А.doc

— 160.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ.doc

— 192.00 Кб (Скачать файл)

Внутренний  долг представляет собой задолженность государства предприятиям, организациям и населению своей страны.

Для государства важен не столько абсолютный размер самого внутреннего долга, сколько его доля в совокупном доходе (выпуске). Отношение  государственного долга к ВВП получило название «бремя государственного долга».  При его положительной динамике все большая доля совокупного дохода (ВВП) используется для погашения долга, что негативно сказывается на экономическом росте страны (по расчетам американского экономиста Л. Саммерса, каждый доллар дефицита вызывает сокращение инвестиций приблизительно на 60 центов).

Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны, так как, во-первых, государственный займ - важнейший источник покрытия бюджетного дефицита; во-вторых, определить, насколько опасен тот или иной размер дефицита бюджета, невозможно без анализа величины государственного долга, с другой стороны, для оценки величины государственного долга необходимо исследование роста бюджетного дефицита.     

Обычно  в  государственном  долге  видят  две  опасности:   во-первых, возможность  банкротства  нации,   и,   во-вторых,   опасность   переложения долгового бремени на будущие поколения.

 По поводу  первой «опасности» можно отметить  следующее: никто не  может  запретить  правительству   выполнять  свои  обязательства   по   обслуживанию государственного  долга.  Эти  финансовые обязательства складываются  из: рефинансирования (при наступлении срока погашения облигаций правительство продает новые облигаций и использует  выручку для выплаты держателям погашаемых облигаций); взимания новых налогов (с целью получения достаточных доходов для выплаты процентов по долгу и основной  его  суммы), выпуска в обращение новых денег.  Что  касается  второй  «опасности»,  то  специфика  внутреннего  долга такова, что страна как  бы  должна  сама  себе;  В  большинстве  случаев  — внутренний долг это только отношения между гражданами страны. Он  является одновременно и государственным кредитом.[8.c208]

 

2.2  Влияние государственного  долга на экономику и способы  его         стабилизации

 

Государственный долг  и  его рост сильно влияют на функционирование экономики и влечет ряд негативных явлений. 

Выделяют следующие последствия  государственного долга:

1. необходимость  обслуживать внешний долг, что  при крупном его объеме означает  существенное сокращение возможностей  потребления для населения данной страны;

2. долг приводит, в определенной мере, к вытеснению  частного капитала, что может  ограничить дальнейший рост экономики;

3. увеличение  налогов для оплаты государственного  долга выступает в качестве  антистимула экономической активности;

4. когда правительство берет  заем на рынке капиталов для  рефинансирования или уплаты  процентов по государственному  долгу, это неизбежно приводит  к увеличению ставки процента  на капитал и снижению инвестиционной  активности;

5. рост внешнего долга, безусловно, подрывает международный авторитет страны;

6. чисто психологический эффект - с ростом государственного долга  усиливается неуверенность населения  страны в завтрашнем дне. 

Для целей экономического анализа  интерес представляет не сама абсолютная величина государственного долга, а его размер относительно размера всей экономики, т.е. доля в ВВП, отношение суммы обслуживания долга к ВВП, отношение суммы обслуживания долга к величине экспорта товаров и услуг. Государственная политика должна быть направлена на стабилизацию долга, который занимает особое место среди болевых проблем современной бюджетной политики Беларуси.

На сегодняшний день существуют три основные формы покрытия государственного долга:

1. добровольный рыночный кредит  — размещение ценных бумаг  на свободном (или почти свободном) рынке;

2. вынужденный квазирыночный кредит  — рыночное оформление фактического государственного долга. С ним связано появление облигаций внутреннего валютного займа, казначейских обязательств, векселей Министерства финансов Республики Беларусь.

3.дружеский (административный) кредит  центрального банка Правительству.

Стабилизировать и уменьшить внутренний долг правительство может тремя способами: 1) увеличив доходы бюджета и уменьшив его расходы, что приведет к сокращению первичного дефицита или даже появлению излишка; 2) осуществив монетизацию бюджетного дефицита; 3) полностью или частично отказавшись от уплаты долга.

Рассмотрим каждый из способов подробнее. Увеличение государственных доходов возможно путем введения специальных налогов или повышения налоговых ставок. Действительно, в краткосрочном периоде это позволит возрасти доходам бюджета, в результате чего уменьшится государственный долг. Но в долгосрочном временном интервале повышение налогов приведет к сокращению производства, сужению базы налогообложения и, следовательно, к уменьшению налоговых поступлений в казну.

Сократить расходы госбюджета достаточно сложно, поскольку такое решение принимается законодательно и, как правило, вызывает длительные споры в парламенте. Кроме того, как показывает практика, в первую очередь уменьшаются социальные выплаты, что не является популярной мерой.

В некоторых случаях целесообразно  прибегнуть к сокращению государственных расходов путем секвестирования.  Секвестирование государственных расходов — ежемесячное пропорциональное их снижение (на 5, 10, 15 % и т.д.) практически по всем статьям бюджета до конца текущего финансового года. Ему не подлежат защищенные статьи, состав которых определяется высшими органами власти. Существуют также статьи, секвестирование которых невозможно (выплата процентов по государственному долгу и др.).

Монетизация государственного долга  происходит, когда центральный банк для финансирования дефицита (а возможно, и покрытия части долга) выпускает дополнительное количество наличных денег. Данный метод способствует уменьшению долга следующим образом. Выпуск денег приносит доход, который называется сеньоражем: в бюджет поступают дополнительные реальные ресурсы. Непосредственно сеньораж не может существенно повлиять на размер внутреннего долга, поскольку эмиссия денег имеет свои пределы. Однако такой способ финансирования неизбежно приводит к инфляции, которая обесценивает номинальный внутренний долг и процентные выплаты по нему. Более того, высокие темпы инфляции, которая обесценивает номинальный внешний долг и процентные ставки по государственным ценным бумагам даже отрицательными. Данный вариант развития событий возможен только тогда, когда инфляция является неожиданной и приводит к падению реальной процентной ставки. В случае ожидаемой инфляции потенциальные покупатели потребуют повышения номинальной ставки до такого уровня, который обеспечит им определенный доход.

Следует также учитывать, что значительная доля государственного долга в настоящее время представлена краткосрочными ценными бумагами, доходность которых повышается в условиях растущей инфляции. Получили также распространение облигации с плавающей процентной ставкой: ее динамика определяется изменениями ставки ссудного процента или учетной ставки. Все это ограничивает возможности инфляции как способа сокращения государственного долга. Кроме того, монетизация бюджетного дефицита весьма опасна, так как может привести к гиперинфляции, которая разрушительна для экономики страны.

Третий способ стабилизации или сокращения внутреннего государственного долга — это полный (частичный) отказ от уплаты или перенос платежей по долгу на длительное время вперед. Такие случаи известны, но они, как правило, связаны с войнами или другими чрезвычайными обстоятельствами. [6.c442]

Внешний долг отличается от других видов  государственного долга и требует  дополнительных усилий по управлению, направленных на накопление валютных резервов. Помимо общих для всех должников задач достижения бюджетного профицита, это связано с решением ряда специфических вопросов (развитием экспортных отраслей, сокращением импорта, созданием механизма побуждения экспортеров к продаже валюты, мобилизацией   внутренних валютных ресурсов).  
При внешнем долге государство вынуждено отдавать другим странам ценные товары и услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг, что снижает уровень жизни населения. Кроме того, при предоставлении займа страна-кредитор может потребовать выполнения ряда условий, которые «неудобны» для страны-заемщика. В связи с негативными последствиями внешнего долга обычно законодательно устанавливается его лимит. Следует отметить, что абсолютная сумма долга малосущественна для экономического анализа. Поэтому оценивают его относительную величину, используя такие показатели, как доля внешнего долга в валовом внутреннем продукте; отношение годового объема выплат по внешнему долгу к объему валютных поступлений за год. (По оценкам экономистов, последний показатель не должен превышать 25 %.)

Таким образом, управление государственным долгом становится целой наукой, которая включает в себя необходимость обосновать размеры займов, сроки их выпуска, размеры процента по обязательствам казначейства, способ их размещения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3   Бюджетный дефицит и государственный долг  Республики Беларусь

 

 

3.1 Государственный долг Республики Беларусь

 

В соответствии с Законом  «О внутреннем государственном долге  Республики Беларусь» от 27.05.1993 г. № 2328-ХП (в ред. от 24.09.1996 № 615-Х1П) государственным внутренним долгом является выраженная в форме государственных долговых обязательств задолженность Правительства перед юридическими и физическими лицами на территории Беларуси. В Законе о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год устанавливается предельный ежегодный прирост или сокращение внутреннего государственного долга.

Формами внутренних государственных  заимствований являются государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг, и кредиты, полученные государством от кредитно-финансовых организаций и Национального банка.

В целях финансирования дефицита государственного бюджета Министерство финансов помимо выпуска государственных облигаций производит эмиссию облигаций государственного выигрышного валютного и государственного сберегательного займов. Эмитентом облигаций от имени Правительства Республики Беларусь выступает Министерство финансов. Объемы эмиссии учитываются при формировании республиканского бюджета на соответствующий финансовый (бюджетный) год и могут уточняться при его исполнении. Эмиссия облигаций осуществляется отдельными выпусками. Министерство финансов утверждает условия каждого из них и устанавливает: объем эмиссии, дату выпуска, дату погашения, срок обращения, дату выплаты дохода, номинал, процентную ставку дохода, сумму начисленных процентов, подлежащую розыгрышу, количество тиражей выигрышей, их объемы, наименование валюты займа и др.

Формой государственного долга является также вексель Правительства Республики Беларусь — государственная ценная бумага, представляющая собой безусловное обязательство Правительства, от лица которого выступает Министерство финансов (векселедатель), уплатить определенную сумму денег предъявителю векселя, указанному на нем, либо другому лицу, указанному посредством передаточной надписи (индоссамента), в установленный срок или по предъявлению.

Внутренний государственный долг Беларуси сократился в марте 2007 года на 2,6% по сравнению с февралем и составил на 1 апреля 4,7 триллиона рублей. По итогам первого квартала номинальное сокращение внутреннего госдолга составило 9%. С учетом инфляции внутренний госдолг сократился с 1 января на 11,6%.

Абсолютное сокращение внутреннего  долга за январь-март составило 464 миллиарда  рублей или 2,4% от валового внутреннего  продукта (ВВП). При этом белорусский  госбюджет на 2007 год ограничивает прирост внутреннего госдолга на уровне 3% от ВВП. В структуре внутреннего госдолга долгосрочная задолженность правительства составляет 58,5%, краткосрочная – 18,4%, на долю кредитов, полученных белорусскими предприятиями под гарантию правительства, приходится 23,1%. По итогам января-июня номинальное сокращение внутреннего госдолга составило 7,2 %. С учетом инфляции внутренний госдолг сократился с 1 января 2007 г на 10,4 %. Абсолютное сокращение внутреннего долга за январь-июнь составило 367,7 млрд бел руб или 0,9 % от ВВП. 

По состоянию на октябрь 2007 года внутренний государственный долг Республики Беларусь составляет  5 586 831,20 млн.рублей. По сравнению с 2003 годом внутренний долг увеличился на  274 269,00 млн. рублей. Внешний государственный долг увеличился на 17 923,60 млн. рублей.[см. приложение А].

Управление внешним государственным  долгом Республики Беларусь осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь “О внешнем государственном  долге Республики Беларусь” от 22 июня 1998 года, Указом Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2006 года № 252 “Об утверждении Положения о внешних государственных займах (кредитах)”, и Законом Республики Беларусь “О бюджете Республики Беларусь на 2007 год” от 29 декабря 2006 года.

В соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь “О внешнем государственном  долге Республики Беларусь”, внешним  государственным долгом является общая  сумма основного долга Республики Беларусь и её резидентов по внешним  государственным займам на определенный момент времени.

Согласно статьи 31 Закона Республики Беларусь “О бюджете Республики Беларусь на 2007 год”, лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь на конец 2007 года установлен в размере 2 млрд. долларов США.

Внешний государственный долг Республики Беларусь по состоянию на 1 апреля 2007 года составил 854,5 млн. долларов США (19,2% от прогнозного показателя годового ВВП), или 77,2% от общей суммы иностранных обязательств страны. [ см приложение А (таблица 3.2)].

Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу (согласно нормативам, рекомендуемым МБРР), свидетельствуют о том, что Республика Беларусь относится к группе стран с низким уровнем задолженности [см приложение Б (таблица 3.3)].

Внешний долг Республики Беларусь на 1 июля 2007 г.

Обязательства Республики Беларусь, образующие ее внешний долг, за январь-июнь 2007 г. увеличились на 37,5 % и на 1 июля 2007 г. составили 9 271,8 млн. долларов (22,8 % ВВП), или 75 % от общей суммы иностранных обязательств страны. Обязательства органов денежно-кредитного регулирования на 1 июля 2007 г. составили 147,8 млн. долларов и увеличились с начала года на 147,1 млн. долларов. Внешние обязательства представлены, главным образом, задолженностью по долгосрочным кредитам в размере 79,5 млн долларов и краткосрочными обязательствами перед нерезидентами по счетам и депозитам в размере 68,2 млн. долларов.

Информация о работе Управление дефицитом бюджета и проблема государственного долга