Управление дефицитом бюджета и проблема государственного долга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 20:51, курсовая работа

Описание работы

Изучены и описаны дефицит государственного бюджета и государственный долг как элементы бюджетно-налоговой политики государства. Описаны способы финансирования дефицита государственного бюджета и их влияния на экономику страны. Выявлены причины появления государственного долга и его влияние на экономику.
Представлен анализ внешнего государственного долга Республики Беларусь по секторам экономики, по срокам погашения и финансовым инструментам. Указан дефицит бюджета Республики Беларусь на 2007 год и возможные источники его покрытия. Указан предполагаемый дефицит государственного бюджета Республики Беларусь на 2008 год и возможные источники его покрытия.

Файлы: 5 файлов

THE ABSTRACT.doc

— 22.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Приложение Е.doc

— 27.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

РЕФЕРАТ.doc

— 137.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Приложение А.doc

— 160.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ.doc

— 192.00 Кб (Скачать файл)

По состоянию на 1 июля 2007 г. внешний  долг органов государственного управления составил 556,7 млн. долларов, или 6 % валового внешнего долга страны, и уменьшился с начала года на 5,5 % Внешний долг представлен, главным образом, обязательствами по долгосрочным иностранным кредитам и займам, полученным Правительством Республики Беларусь (84,2 %). Краткосрочные обязательства (в форме кредитов и займов с первоначальным сроком погашения один год и менее, а также в форме долговых ценных б>маг) увеличились на 0,2 % и составили 88,1 млн. долларов (15,8 % во внешнем долге органов государственного управления).

За январь-июнь 2007 г внешний долг белорусских банков увеличился на 63,1 % и на 1 июля 2007 г. составил 2 256,1 млн. долларов (24,3 % валового внешнего долга страны). Основная сумма (68,7 %) внешних обязательств банков представлена краткосрочной задолженностью (1 550 млн. долларов), из которой 75,9 % пришлось на обязательства по иностранным кредитам и займам. Долгосрочные внешние обязательства банков представлены задолженностью по привлеченным иностранным кредитам и займам в размере 706,1 млн. долларов.

По состоянию на 1 июля 2007 г. внешний долг других секторов (нефинансовых организаций и домашних хозяйств) увеличился на 32.4 % и составил 6 311,2 млн. долларов (68,1 % валового внешнего долга страны) Основную сумму внешнего долга этого сектора составила задолженность предприятий за импорт товаров и услуг с учетом просроченной задолженности   (64,1   %),   а  также  долг  по   привлеченным   иностранным кредитам и займам, в том числе от прямых иностранных инвесторов (35,9 %) При этом основная часть внешнего долга этого сектора (84,4 %) была представлена краткосрочными обязательствами на срок менее года [см приложение В]

Анализ структуры внешнего долга  Республики Беларусь по срокам погашения  показал, что основную часть внешнего долга страны по-прежнему составляли краткосрочные обязательства на срок менее года - 6 846,1 млн. долларов (16,9 % ВВП). Их доля во внешнем долге страны составила 73,8 %. Долгосрочные обязательства составили 2 425,7 млн. долларов (6 % ВВП). Их доля во внешнем долге страны составила 26,2 %.[см.Приложение Г]

В общей сумме внешнего долга Республики Беларусь основную часть (45,2 %) составили обязательства по привлеченным из-за рубежа кредитам и займам - 4 191,7 млн долларов, текущая задолженность за импорт товаров и услуг - 3 580,7 млн долларов (38,6 %), обязательства по кредитам, предоставленным резидентам Республики Беларусь иностранными

«материнскими» компаниями, - 593 млн   долларов (6,4 %), просроченная задолженность  за импорт товаров и услуг - 463 млн  долларов (5 %). [см Приложение Д] [11.c36]

 

 

 

3.2  Дефицит бюджета  Беларуси   и возможные источники его финансирования

 

В последнее время для Республики Беларусь типичен бюджет с отрицательным сальдо[см Приложение Е],  но вполне допустимых пределах (2-3% к ВВП), [см. Приложение Ж]. В 2004 году отмечен первый за последние годы профицит бюджета.

Несмотря на относительно небольшой размер дефицита бюджета Республики Беларусь все же существуют  определенные трудности в части источников его покрытия.

Внутреннее финансирование дефицита включает:

1. Источники, получаемые от органов  денежно-кредитного  регулирования в основном представленные кредитами Национального банка и ценными бумагами, приобретенными непосредственно у правительства.

 2. Источники, получаемые от коммерческих банков и иных  юридических и физических лиц (ГКО, ГДО, векселя Правительства Республики Беларусь и др.)

 3.  Источники,  получаемые   из   других   секторов   государственного управления:  заемные средства,   полученные   из   государственных внебюджетных фондов, операции по средствам в иностранной  валюте и др.

Внешнее финансирование дефицита включает:

1. Чистые кредиты международных  финансовых организаций.

2. Кредиты правительств иностранных  государств.

 3. Государственные ценные бумаги Республики  Беларусь,  выпущенные  на внешних финансовых рынках, и др.

С момента образования бюджетного дефицита его финансирование полностью осуществлялось за счет эмиссии Национального банка.

      В 1993-1994 годах преобладающим   источником  финансирования   дефицита бюджета были внешние займы. Кредиты предоставлялись Российской Федерацией  и Международным валютным фондом.  В  1993  году  они  покрыли  97,1%  дефицита бюджета,  в  1994  —  63,7%.  Затем  наблюдалось  снижение   доли   внешнего финансирования,  а с  1998  года  погашение  средств  по  ранее  привлеченным внешним кредитам начало превышать поступление  средств,  поэтому  в  бюджете внешнее финансирование стало отражаться со знаком минус. Со снижением поступлений внешних источников финансирования и в связи с отсутствием развитого рынка ценных  бумаг  правительство  нашей  страны  для покрытия  дефицита  республиканского   бюджета   увеличивало   использование источников, полученных от органов денежно-кредитного регулирования.  В  1993 году их удельный вес в источниках финансирования дефицита  составил  40%,  в 1994—63%,  в 1995—62%.  Медленное   и   непоследовательное   реформирование отраслей экономики  на  фоне  падающих  объемов  производства  и  продаж  не позволяло  правительству  и  Национальному  банку   прекратить   эмиссионное кредитование.  Хотя  случаи  возврата  полученных  ссуд   носили   единичный характер,  а  сроки  их  возврата  по  решениям  правительства  неоднократно приходилось переносить. Фактически  бюджетные  средства  использовались  как дотации убыточным производствам. Закономерным результатом являлся  рост  цен (индекс потребительских цен в 1992 году составил 1070,8%, в 1993— 1290,2%,

в 1994 — 2321,0%, в 1995 — 809,3%).

      С 1996  до  1999  года  в  Беларуси  наметилась  устойчивая  тенденция снижения  доли  источников,   полученных   от   органов   денежно-кредитного регулирования, в финансировании дефицита бюджета в связи с  развитием  рынка государственных ценных бумаг: 45% — в 1996 году, 24% — в  1997,  11  %  —  в 1998 году. Произошло заметное снижение уровня  инфляции  в этот  период.  В 1996 году индекс  потребительских цен составил  152,7%  (против  809,3%  в 1995), в 1998—163,8%, 1998-173%.

      В 1999 году из-за  неудовлетворительных результатов  привлечения средств с рынка государственных ценных  бумаг,  в  связи  с  нехваткой  средств  для кредитования сельского  хозяйства  и  жилищного  строительства  Национальный банк произвел значительную кредитную эмиссию,  в  результате  чего  удельный вес источников, полученных от органов  денежно-кредитного  регулирования,  в структуре финансирования дефицита  возрос  до  90%.  Следствием  этого  стал резкий скачок индекса потребительских цен — до 393,7% по  отношению  к  1998 году.

      В  2000  году  удельный  вес  данного  источника   из-за  сложностей  в привлечении средств с рынка государственных ценных бумаг составил еще  более значительную  величину—  121%.  Индекс  потребительских  цен  в  2000   году сложился в размере 268,8%.

2002 году  дефицит государственного  бюджета покрывали за счет: внутреннего финансирования - на 64 %; внешнего финансирования - на 36 %. Внутреннее финансирование по-прежнему остается главным источником обеспечения покрытия дефицита бюджета. Однако если в 2000 году оно еще превышало общую сумму дефицита, то в 2002 размер внутреннего финансирования сократился, что потребовало привлечения внешнего финансирования в размере почти третьей части от суммы дефицита. Намечается отрицательная тенденция: с каждым годом растут белорусские внешние заимствования, а кредиты с процентами можно будет отдать лишь добившись реального роста экономики. Основными источниками покрытия дефицита на сегодняшний день являются долгосрочные кредиты Национального Банка РБ (44% от объема дефицита 2002 года) и выпуск ГКО (22%). При этом дефицит бюджета будет увеличен погашением основной суммы внутреннего долга по ГКО и векселям.     

Таким образом, нельзя добиться снижения уровня инфляции при сохранении практики финансирования дефицита  бюджета  за  счет  кредитов  Национального банка  в  условиях  неполной  собираемости  налогов  и  поддержки  убыточных производств.  Если   Национальный   банк   и   правительство   решаются   на дополнительную денежную эмиссию,  то  эти  средства  должны  направляться  в перспективные  отрасли  экономики,  а  не   для   финансирования   жилищного строительства и компенсации вкладов населения.

      Наиболее приемлемым  для Беларуси  источником  финансирования  дефицита бюджета являются ценные  государственные  бумаги,  так  как  в      условиях низкого кредитного рейтинга республики возможности  внешнего  финансирования ограничены,  а  эмиссионное  кредитование  неизбежно   порождает   инфляцию.

Впервые  средства  от  размещения  ценных  бумаг   были   привлечены   в республиканский бюджет в 1994 году в размере  9,6  млрд.  руб.,  однако  это составило  лишь  1,4%  объема  привлеченных   средств   для   финансирования дефицита. В последующие годы удельный вес  государственных  ценных  бумаг  в финансировании дефицита увеличивался: 14,9% — в 1995 году,  35,9%  —в  1996, 54,3% — в 1997,  87,9%— в 1998 году,  что является  свидетельством оптимизации источников покрытия несбалансированности бюджета. Однако в  1999 году доля государственных ценных бумаг в финансировании  дефицита  снизилась до 39,8%, в следующем — до 34,3% из-за  низкого  спроса  и  недостаточной  ликвидности основных  инвесторов  на  рынке  ценных  бумаг,  рублевых  ресурсов,  снижения привлекательности облигаций из-за отрицательных процентных ставок.  Снижение ликвидности  банковской  системы  обусловлено,  в   первую   очередь,   теми квазибюджетными операциями, которые вынуждены проводить банки. В  частности, такого рода операции, связанные  только  с  агропромышленным  комплексом,  в 2000 году составили 105 млрд. руб. и 114 млн. дол. США. К тому же  в законе о  бюджете  предусматривается  прямое  финансирование  Нацбанком    дефицита бюджета под нулевые процентные ставки, что делает эмиссионные кредиты  более привлекательным для  правительства  источником  финансирования  дефицита  по сравнению с государственными ценными бумагами, так как по  последним нужно платить проценты по рыночной ставке.

      В то же время,  несмотря на то,  что долговое  финансирование  дефицита является   антиинфляционной   альтернативой   монетизации    дефицита    (за исключением  случаев  покупки  ценных  бумаг непосредственно   Национальным банком), оно приводит к росту государственного  внутреннего  долга.  Дефицит бюджета  без  учета  расходов   по   обслуживанию   государственного   долга называется первичным дефицитом, а его наличие является  фактором  увеличения и основной суммы долга, и расходов  на  его  обслуживание,  что  приводит  к самовозрастанию государственной задолженности.

      В Беларуси первичный  дефицит за  все  годы,  кроме  2000-го, составлял   положительную   величину,    что    приводило    к    увеличению государственного долга.

В последнее время финансирование дефицита государственного бюджета осуществлялось в основном за счет внутренних источников-кредитов Национального банка и доходов от выпуска и обращения государственных ценных бумаг.

За январь -март 2007 г.. по оперативным данным Министерства финансов, в бюджет государства поступило 10.4 трлн руб. доходов (55,7% ВВП), из них на долю налогов на добавленную стоимость, на прибыль и доходы, подоходного и акцизов приходится около 38%. При этом 18.5% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость [см приложение З].

Консолидированный бюджет за январь-март 2007 г. исполнен со значительным профицитом - 1869 млрд руб. (10% к ВВП), что объясняется более высоким процентом исполнения его плана по доходам, чем по расходам.

Расходная часть бюджета  на 2007 г. сформирована с учетом приоритетов  социально-экономического развития республики. Консолидированный бюджет в 1 квартале 2007 г исполнен в сумме 8.5 трлн руб. (45.7% ВВП). Более 60%  расходов направлено на финансирование социально-культурной сферы (здравоохранение. физическая культура, спорь кльльтура и средства массовой информации, образование, социальная политика). Значительными также были средства на финансирование расходов национальной экономики (15% всего их объема) и общегосударственных ( 11,8%).

Однако уже во 2 квартале ожидается значительный рост расходов бюджета, обусловленный запланированным субсидированием нефтепереработки и увеличением финансирования местных бюджетов с целью поддержки жилищно-коммунального хозяйства. Одновременно обострится проблема финансирования дефицита бюджета, поскольку привлечь внутренние источники покрытия дефицита бюджета будет затруднительно. Связано это в первую очередь с недостаточной ликвидностью банков, которые не имеют свободных средств для инвестирования в государственные ценные бумаги. Поэтому необходимо активизировать работу по привлечению внешних источников финансирования бюджетного дефицита, чему должно способствовать скорейшее получение республикой кредитного рейтинга.

В 2007 году дефицит бюджета Республики Беларусь составит 1,3 триллиона бел.руб (606 миллионов долларов США), что составляет 1,5 % к ВВП. Этот дефицит  Беларусь намерена покрывать   за счет размещения ценных бумаг и привлечения внешнего финансирования.

Дефицит бюджета на 2008 год оценивается на уровне 2 % к ВВП (более 2,2 трлн бел.руб). Доходы консолидированного бюджета Беларуси на 2008 год прогнозируются в размере Br50,4 трлн., расходы - Br52,4 трлн. (включая средства ФСЗН).  
В соответствии с программой социально-экономического развития Беларуси до 2010 года дефицит бюджета не должен превышать в этот период 1,5% ВВП. Увеличение показателя дефицита объясняется активной поддержкой со стороны государства реального сектора экономики (капитального строительства и субсидирования отраслей промышленности, энергетики, строительной индустрии, транспорта, коммуникаций и связи, жилищно-коммунального хозяйства и др). Главным источником финансирования дефицита бюджета станут внешние ресурсы, в которые, возможно, будут включены средства, которые Минфин планирует привлечь в этом году. Размер дефицита соответствует международным требованиям и значительно ниже, чем в других странах.  
В следующем году Беларусь планирует отказаться от оборотных налогов, компенсировав потери бюджета повышением НДС до 22-24 процентов с нынешних 18-ти.

Информация о работе Управление дефицитом бюджета и проблема государственного долга