Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 20:51, курсовая работа
Изучены и описаны дефицит государственного бюджета и государственный долг как элементы бюджетно-налоговой политики государства. Описаны способы финансирования дефицита государственного бюджета и их влияния на экономику страны. Выявлены причины появления государственного долга и его влияние на экономику.
Представлен анализ внешнего государственного долга Республики Беларусь по секторам экономики, по срокам погашения и финансовым инструментам. Указан дефицит бюджета Республики Беларусь на 2007 год и возможные источники его покрытия. Указан предполагаемый дефицит государственного бюджета Республики Беларусь на 2008 год и возможные источники его покрытия.
По состоянию на 1 июля 2007 г. внешний долг органов государственного управления составил 556,7 млн. долларов, или 6 % валового внешнего долга страны, и уменьшился с начала года на 5,5 % Внешний долг представлен, главным образом, обязательствами по долгосрочным иностранным кредитам и займам, полученным Правительством Республики Беларусь (84,2 %). Краткосрочные обязательства (в форме кредитов и займов с первоначальным сроком погашения один год и менее, а также в форме долговых ценных б>маг) увеличились на 0,2 % и составили 88,1 млн. долларов (15,8 % во внешнем долге органов государственного управления).
За январь-июнь 2007 г внешний долг белорусских банков увеличился на 63,1 % и на 1 июля 2007 г. составил 2 256,1 млн. долларов (24,3 % валового внешнего долга страны). Основная сумма (68,7 %) внешних обязательств банков представлена краткосрочной задолженностью (1 550 млн. долларов), из которой 75,9 % пришлось на обязательства по иностранным кредитам и займам. Долгосрочные внешние обязательства банков представлены задолженностью по привлеченным иностранным кредитам и займам в размере 706,1 млн. долларов.
По состоянию на 1 июля 2007 г. внешний долг других секторов (нефинансовых организаций и домашних хозяйств) увеличился на 32.4 % и составил 6 311,2 млн. долларов (68,1 % валового внешнего долга страны) Основную сумму внешнего долга этого сектора составила задолженность предприятий за импорт товаров и услуг с учетом просроченной задолженности (64,1 %), а также долг по привлеченным иностранным кредитам и займам, в том числе от прямых иностранных инвесторов (35,9 %) При этом основная часть внешнего долга этого сектора (84,4 %) была представлена краткосрочными обязательствами на срок менее года [см приложение В]
Анализ структуры внешнего долга Республики Беларусь по срокам погашения показал, что основную часть внешнего долга страны по-прежнему составляли краткосрочные обязательства на срок менее года - 6 846,1 млн. долларов (16,9 % ВВП). Их доля во внешнем долге страны составила 73,8 %. Долгосрочные обязательства составили 2 425,7 млн. долларов (6 % ВВП). Их доля во внешнем долге страны составила 26,2 %.[см.Приложение Г]
В общей сумме внешнего долга Республики Беларусь основную часть (45,2 %) составили обязательства по привлеченным из-за рубежа кредитам и займам - 4 191,7 млн долларов, текущая задолженность за импорт товаров и услуг - 3 580,7 млн долларов (38,6 %), обязательства по кредитам, предоставленным резидентам Республики Беларусь иностранными
«материнскими» компаниями, - 593 млн долларов (6,4 %), просроченная задолженность за импорт товаров и услуг - 463 млн долларов (5 %). [см Приложение Д] [11.c36]
3.2 Дефицит бюджета Беларуси и возможные источники его финансирования
В последнее время для Республики Беларусь типичен бюджет с отрицательным сальдо[см Приложение Е], но вполне допустимых пределах (2-3% к ВВП), [см. Приложение Ж]. В 2004 году отмечен первый за последние годы профицит бюджета.
Несмотря на относительно небольшой размер дефицита бюджета Республики Беларусь все же существуют определенные трудности в части источников его покрытия.
Внутреннее финансирование дефицита включает:
1. Источники, получаемые от
2. Источники, получаемые от коммерческих банков и иных юридических и физических лиц (ГКО, ГДО, векселя Правительства Республики Беларусь и др.)
3. Источники, получаемые из других секторов государственного управления: заемные средства, полученные из государственных внебюджетных фондов, операции по средствам в иностранной валюте и др.
Внешнее финансирование дефицита включает:
1. Чистые кредиты международных финансовых организаций.
2. Кредиты правительств
3. Государственные ценные бумаги Республики Беларусь, выпущенные на внешних финансовых рынках, и др.
С момента образования бюджетного дефицита его финансирование полностью осуществлялось за счет эмиссии Национального банка.
В 1993-1994 годах преобладающим источником финансирования дефицита бюджета были внешние займы. Кредиты предоставлялись Российской Федерацией и Международным валютным фондом. В 1993 году они покрыли 97,1% дефицита бюджета, в 1994 — 63,7%. Затем наблюдалось снижение доли внешнего финансирования, а с 1998 года погашение средств по ранее привлеченным внешним кредитам начало превышать поступление средств, поэтому в бюджете внешнее финансирование стало отражаться со знаком минус. Со снижением поступлений внешних источников финансирования и в связи с отсутствием развитого рынка ценных бумаг правительство нашей страны для покрытия дефицита республиканского бюджета увеличивало использование источников, полученных от органов денежно-кредитного регулирования. В 1993 году их удельный вес в источниках финансирования дефицита составил 40%, в 1994—63%, в 1995—62%. Медленное и непоследовательное реформирование отраслей экономики на фоне падающих объемов производства и продаж не позволяло правительству и Национальному банку прекратить эмиссионное кредитование. Хотя случаи возврата полученных ссуд носили единичный характер, а сроки их возврата по решениям правительства неоднократно приходилось переносить. Фактически бюджетные средства использовались как дотации убыточным производствам. Закономерным результатом являлся рост цен (индекс потребительских цен в 1992 году составил 1070,8%, в 1993— 1290,2%,
в 1994 — 2321,0%, в 1995 — 809,3%).
С 1996 до 1999 года в Беларуси наметилась устойчивая тенденция снижения доли источников, полученных от органов денежно-кредитного регулирования, в финансировании дефицита бюджета в связи с развитием рынка государственных ценных бумаг: 45% — в 1996 году, 24% — в 1997, 11 % — в 1998 году. Произошло заметное снижение уровня инфляции в этот период. В 1996 году индекс потребительских цен составил 152,7% (против 809,3% в 1995), в 1998—163,8%, 1998-173%.
В 1999 году из-за
неудовлетворительных
В 2000 году удельный вес данного источника из-за сложностей в привлечении средств с рынка государственных ценных бумаг составил еще более значительную величину— 121%. Индекс потребительских цен в 2000 году сложился в размере 268,8%.
2002 году дефицит государственного бюджета покрывали за счет: внутреннего финансирования - на 64 %; внешнего финансирования - на 36 %. Внутреннее финансирование по-прежнему остается главным источником обеспечения покрытия дефицита бюджета. Однако если в 2000 году оно еще превышало общую сумму дефицита, то в 2002 размер внутреннего финансирования сократился, что потребовало привлечения внешнего финансирования в размере почти третьей части от суммы дефицита. Намечается отрицательная тенденция: с каждым годом растут белорусские внешние заимствования, а кредиты с процентами можно будет отдать лишь добившись реального роста экономики. Основными источниками покрытия дефицита на сегодняшний день являются долгосрочные кредиты Национального Банка РБ (44% от объема дефицита 2002 года) и выпуск ГКО (22%). При этом дефицит бюджета будет увеличен погашением основной суммы внутреннего долга по ГКО и векселям.
Таким образом, нельзя добиться снижения уровня инфляции при сохранении практики финансирования дефицита бюджета за счет кредитов Национального банка в условиях неполной собираемости налогов и поддержки убыточных производств. Если Национальный банк и правительство решаются на дополнительную денежную эмиссию, то эти средства должны направляться в перспективные отрасли экономики, а не для финансирования жилищного строительства и компенсации вкладов населения.
Наиболее приемлемым для Беларуси источником финансирования дефицита бюджета являются ценные государственные бумаги, так как в условиях низкого кредитного рейтинга республики возможности внешнего финансирования ограничены, а эмиссионное кредитование неизбежно порождает инфляцию.
Впервые средства от размещения ценных бумаг были привлечены в республиканский бюджет в 1994 году в размере 9,6 млрд. руб., однако это составило лишь 1,4% объема привлеченных средств для финансирования дефицита. В последующие годы удельный вес государственных ценных бумаг в финансировании дефицита увеличивался: 14,9% — в 1995 году, 35,9% —в 1996, 54,3% — в 1997, 87,9%— в 1998 году, что является свидетельством оптимизации источников покрытия несбалансированности бюджета. Однако в 1999 году доля государственных ценных бумаг в финансировании дефицита снизилась до 39,8%, в следующем — до 34,3% из-за низкого спроса и недостаточной ликвидности основных инвесторов на рынке ценных бумаг, рублевых ресурсов, снижения привлекательности облигаций из-за отрицательных процентных ставок. Снижение ликвидности банковской системы обусловлено, в первую очередь, теми квазибюджетными операциями, которые вынуждены проводить банки. В частности, такого рода операции, связанные только с агропромышленным комплексом, в 2000 году составили 105 млрд. руб. и 114 млн. дол. США. К тому же в законе о бюджете предусматривается прямое финансирование Нацбанком дефицита бюджета под нулевые процентные ставки, что делает эмиссионные кредиты более привлекательным для правительства источником финансирования дефицита по сравнению с государственными ценными бумагами, так как по последним нужно платить проценты по рыночной ставке.
В то же время, несмотря на то, что долговое финансирование дефицита является антиинфляционной альтернативой монетизации дефицита (за исключением случаев покупки ценных бумаг непосредственно Национальным банком), оно приводит к росту государственного внутреннего долга. Дефицит бюджета без учета расходов по обслуживанию государственного долга называется первичным дефицитом, а его наличие является фактором увеличения и основной суммы долга, и расходов на его обслуживание, что приводит к самовозрастанию государственной задолженности.
В Беларуси первичный дефицит за все годы, кроме 2000-го, составлял положительную величину, что приводило к увеличению государственного долга.
В последнее время финансирование дефицита государственного бюджета осуществлялось в основном за счет внутренних источников-кредитов Национального банка и доходов от выпуска и обращения государственных ценных бумаг.
За январь -март 2007 г.. по оперативным данным Министерства финансов, в бюджет государства поступило 10.4 трлн руб. доходов (55,7% ВВП), из них на долю налогов на добавленную стоимость, на прибыль и доходы, подоходного и акцизов приходится около 38%. При этом 18.5% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость [см приложение З].
Консолидированный бюджет за январь-март 2007 г. исполнен со значительным профицитом - 1869 млрд руб. (10% к ВВП), что объясняется более высоким процентом исполнения его плана по доходам, чем по расходам.
Расходная часть бюджета на 2007 г. сформирована с учетом приоритетов социально-экономического развития республики. Консолидированный бюджет в 1 квартале 2007 г исполнен в сумме 8.5 трлн руб. (45.7% ВВП). Более 60% расходов направлено на финансирование социально-культурной сферы (здравоохранение. физическая культура, спорь кльльтура и средства массовой информации, образование, социальная политика). Значительными также были средства на финансирование расходов национальной экономики (15% всего их объема) и общегосударственных ( 11,8%).
Однако уже во 2 квартале ожидается значительный рост расходов бюджета, обусловленный запланированным субсидированием нефтепереработки и увеличением финансирования местных бюджетов с целью поддержки жилищно-коммунального хозяйства. Одновременно обострится проблема финансирования дефицита бюджета, поскольку привлечь внутренние источники покрытия дефицита бюджета будет затруднительно. Связано это в первую очередь с недостаточной ликвидностью банков, которые не имеют свободных средств для инвестирования в государственные ценные бумаги. Поэтому необходимо активизировать работу по привлечению внешних источников финансирования бюджетного дефицита, чему должно способствовать скорейшее получение республикой кредитного рейтинга.
В 2007 году дефицит бюджета Республики Беларусь составит 1,3 триллиона бел.руб (606 миллионов долларов США), что составляет 1,5 % к ВВП. Этот дефицит Беларусь намерена покрывать за счет размещения ценных бумаг и привлечения внешнего финансирования.
Дефицит бюджета на 2008 год оценивается
на уровне 2 % к ВВП (более 2,2 трлн бел.руб).
Доходы консолидированного бюджета Беларуси
на 2008 год прогнозируются в размере Br50,4
трлн., расходы - Br52,4 трлн. (включая средства
ФСЗН).
В соответствии с программой социально-экономического
развития Беларуси до 2010 года дефицит бюджета
не должен превышать в этот период 1,5% ВВП.
Увеличение показателя дефицита объясняется
активной поддержкой со стороны государства
реального сектора экономики (капитального
строительства и субсидирования отраслей
промышленности, энергетики, строительной
индустрии, транспорта, коммуникаций и
связи, жилищно-коммунального хозяйства
и др). Главным источником финансирования
дефицита бюджета станут внешние ресурсы,
в которые, возможно, будут включены средства,
которые Минфин планирует привлечь в этом
году. Размер дефицита соответствует международным
требованиям и значительно ниже, чем в других
странах.
В следующем году Беларусь планирует отказаться
от оборотных налогов, компенсировав потери
бюджета повышением НДС до 22-24 процентов
с нынешних 18-ти.
Информация о работе Управление дефицитом бюджета и проблема государственного долга