Усиление экономической роли Российского государства в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 19:38, реферат

Описание работы

Государство должно гарантировать надежное соблюдение законов, дать гаран¬тии своей стабильности и предсказуемости, сделать практику принятия решений прозрачной. В свою очередь, бизнес должен гарантировать прозрачность для власти финансовых потоков, дать социальные гарантии работникам. Только это сможет существенно улучшить положение в рыночной экономике.
Цель данной работы – исследовать роль усиления государства в регулировании Российской экономики.

Содержание работы

I. Введение.
II.1) Место государства в современной экономической системе.
1.1. Государство – это субъект управления.
1.2. Понятие общественного сектора и его структура.
III.2) Функции государства в рыночной экономике.
2.1. Принципы и цели государственного регулирования.
2.2. Правовое регулирование экономики.
2.3.Финансовое регулирование.
2.4. Государственное предпринимательство.
2.5. Социальное регулирование.
2.6. Стабилизационная функция государства.
IV.3)Реализация национальных интересов в мировой экономике.
V. Заключение.
VI. Список литературы.

Файлы: 1 файл

доклад.doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО РГЭУ (РИНХ)

Юридический факультет

Кафедра экономической  теории

 

 

 

 

Реферат на тему:

 

 

“Усиление экономической  роли Российского государства в  современных условиях”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

 

Студентка группы 612

Москалева Виктория

Научный руководитель

Профессор Лубнев Ю.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ростов-на-Дону

2012

Содержание.

 

 

I. Введение.

 

II.1) Место государства в современной экономической системе.

1.1. Государство – это субъект управления.

1.2. Понятие общественного сектора и его структура.

 

III.2) Функции государства в рыночной экономике.  

2.1. Принципы и цели государственного регулирования.

2.2. Правовое регулирование экономики.    

2.3.Финансовое  регулирование.   

2.4. Государственное предпринимательство.  

2.5. Социальное регулирование.   

2.6. Стабилизационная функция государства.               

 

  IV.3)Реализация национальных интересов в мировой экономике.

 

V. Заключение.

 

VI. Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

Изучение экономической роли государства – неотъемлемая часть экономического образования. В настоящее время трудно представить себе общество, где бы государство ни осуществляло активную бюджетно-налоговую политику, ни регулировало сферу финансовых отношений и не занималось бы решением социальных и других важных проблем.

В начале 90-х  гг. произошло полное отрицание государственного регулирования экономики и борьба с командно-административной системой хозяйствования, но в конце 90-х гг. она опять была вынуждена обратиться к теме государственного регулирования экономики. Стали появляться новые исследования, которые носят уже более взвешенный характер. Они достаточно критически, но более реалистично оценивали роль государства в условиях советской системы, учитывая как негативные, так и позитивные  её стороны, пытаясь определить какую роль государство должно играть в условиях переходной экономики, а также найти те общие тенденции, которые будут характерны для развития государства в ХХI в.

После почти 10 лет радикальных рыночных преобразований стала признаваться необходимость усиления экономической роли государства. Но это усиление

должно идти не в направлении продолжения  прежнего экономического курса и

усиления деформации рыночных отношений, а в направлении кардинальной

корректировки рыночных преобразований. Экономическая политика и

роль государства только тогда станут эффективными, когда  их

социальной  опорой станет всё общество, а не интересы отдельной части представителей частного бизнеса. Если не учитывать обстоятельства и предлагать усилить роль государства в условиях современной России, то в отсутствие структур гражданского общества это неизбежно означает дальнейшее экономическое и политическое укрепление позиций политико-финансовых групп и государственной бюрократии со всеми возможными негативными последствиями.

Государство должно гарантировать надежное соблюдение законов, дать гарантии своей стабильности и предсказуемости, сделать практику принятия решений прозрачной. В свою очередь, бизнес должен гарантировать прозрачность для власти финансовых потоков, дать социальные гарантии работникам. Только это сможет существенно улучшить положение в рыночной экономике.

Цель данной работы – исследовать роль усиления государства в регулировании Российской экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1)Место государства в современной экономической системе.

1.1 Государство – это субъект управления.

 

Вопрос о месте и роли государства  в современной экономике является одним из центральных как в  теории, так и на практике. Принципиальные подходы к решению данной проблемы, предлагаемые различными научными школами, существенно различаются. С одной стороны, широко известна позиция либеральных экономистов относительно минимальной роли государства в регулировании экономики. С другой стороны, ряд научных школ обосновывает необходимость активного вмешательства государства в рыночные процессы. Дать однозначный ответ на вопрос об оптимальных масштабах государственного регулирования очень сложно. В истории разных стран были периоды превалирования, как первой, так и второй точки зрения.

Особое место государства в  системе общественных институтов определяется тем, что государство – это субъект управления, который обеспечивает организацию и функционирование всех элементов социально-экономической системы. Выступая как представитель общества в целом, оно устанавливает правила функционирования и взаимодействия других экономических агентов и осуществляет контроль за их соблюдением. В рыночной экономике государство является единственным субъектом, обладающим законным правом принуждения. Это право реализуется в виде системы санкций, применяемых в случае нарушения действующего законодательства, и, как правило, облекается в законодательную форму. С другой стороны, государство выступает и как равноправный субъект хозяйствования наряду с частными компаниями, поскольку в лице госпредприятий осуществляет производство определенных видов товаров и услуг (в том числе рыночных).

Место и роль государства в экономической  теории и на практике обычно рассматриваются исходя из его взаимодействия с рыночным механизмом. Необходимость государственного регулирования экономики связана с наличием ситуаций, в которых результат действия свободных рыночных сил не эффективен с точки зрения общества в целом. Иными словами, что государственное вмешательство в экономику признается оправданным только в тех случаях, когда рынок не работает или не обеспечивает оптимального использования ресурсов с позиции общественных интересов. Такие ситуации именуются “провалами” рынка. Обычно к их числу относятся:

1. Принятие законодательства и контроль за его исполнением, обеспечение соблюдения прав собственности и договорных обязательств;

2. Предоставление так называемых  “общественных благ”, распределения  ресурсов для их производства. Для общественных благ характерны два свойства:

-во-первых, неконкурентность: потребители не конкурируют за право воспользоваться такими благами, поскольку увеличение числа потребителей не снижает полезности, которая достается каждому из них;

- во-вторых, неисключаемость: ограничить доступ отдельного потребителя или группы потребителей к таким благам очень трудно или вообще невозможно.

Характерным примером общественного  блага является национальная оборона, выгоды от которой достаются каждому  члену общества независимо ни от размера  уплаченных им налогов в бюджет государства, ни от численности населения страны, ни от каких-либо других факторов. Свойства общественных благ таковы, что их производство является коммерчески неэффективным, и рынок не может самостоятельно его обеспечить. Следовательно, эту функцию в экономике берет на себя государство;

 

3. Наличие внешних эффектов частной  предпринимательской деятельности. Примером внешних эффектов может  служить загрязнение окружающей  среды. Загрязнение влечет за  собой дополнительные издержки  для общества, выражающиеся в ухудшении условий жизни, росте заболеваемости и сокращении продолжительности жизни населения на прилегающей территории. Однако, с точки зрения предприятия строительство очистных сооружений означает непроизводительные затраты, и проведение специальных природоохранных мероприятий возможно только при применении регулирующих мер со стороны государства;

4. Несовершенная конкуренция и  информационная асимметрия. Тенденция  к повышению уровня концентрации  производства объективно присуща  рыночной системе. Поскольку рынок сам по себе не может ограничить процесс возникновения монополий, задача его регулирования возлагается на государственных структуры;

5. Перераспределения в целях  обеспечения социально-экономической  справедливости. Рыночное распределение доходов может порождать большее социальное неравенство, чем это желательно для общества. Следовательно, задачей государственного регулирования является обеспечение достойного уровня жизни для тех слоев населения, которые имеют недостаточные доходы в рамках рыночной системы или не имеют их вообще (например, для пенсионеров и инвалидов);

6. Регулирование общеэкономического  равновесия, предотвращение резких  циклических изменений в экономике  страны.

Масштабы государственного регулирования  зависят не только от объективных факторов, они определяются политическим процессом, общественным выбором. Но даже в либеральных странах влияние государства на экономику широко и не ограничивается компенсацией традиционных провалов рынка.

Следует отметить, что неэффективность присуща не только рыночным механизмам, но и государственному вмешательству в экономику. Расширение регулирующих функций государства и объема подконтрольных ему ресурсов выше определенного предела негативно сказывается на экономической ситуации. К числу подобных “провалов” государственного сектора относятся: неполная информированность государства о реальных процессах, происходящих в экономике (прежде всего, на микроуровне); искажающее воздействие государственного воздействия на рыночные процессы; бюрократизация процесса принятия решений, ограниченный контроль над бюрократией и недостаточный уровень ответственности чиновников; ограничения, связанные с политическим процессом; неполный учет общественных приоритетов и др.

Расширение государственного регулирования экономики оправдано до тех пор, пока его издержки не превышают потери, возникающие вследствие “провалов” рынка. Размеры государственного сектора должны соответствовать спросу на общественные блага, масштабам внешних эффектов, а также реальным возможностям государства по управлению находящимися в его распоряжении ресурсами. Необходимо четкое определение границ между государственным и рыночным секторами экономики.

 

 

1.2 Понятие общественного сектора и его структура.

 

В современной экономической науке наряду с понятием “государство” широко используется понятие “общественный сектор”. Данные категории не тождественны, но тесно взаимосвязаны друг с другом.

Общественный сектор экономики – это сфера деятельности, ориентированная на ликвидацию провалов рынка, создание общих и социально значимых благ. Общественный сектор является достаточно сложным образованием и значительной мере пересекается с государством. В его состав входят бюджетные учреждения, государственные внебюджетные фонды и организации, государственные предприятия и другие объекты госсобственности. Однако, не все предприятия, находящиеся в собственности государства, ориентированы на производство общественных благ. Не вполне корректно относить к общественному сектору государственные коммерческие предприятия, продукция которых является рыночным товаром, обладает свойствами конкурентности и исключаемости.

Также к общественному сектору в широком смысле слова относятся негосударственные некоммерческие организации (ННО). Сектор некоммерческих организаций, получивший большое развитие в ведущих зарубежных странах, является важным элементом гражданского общества. Эти структуры осуществляют свою деятельность в сфере провалов рынка и не ориентированы на получение прибыли. Цели и задачи их деятельности закрепляются в уставе. Некоммерческие организации могут получать прибыль, но она направляется исключительно на достижение уставных целей. Важным отличием некоммерческих организаций от государственных является то, что они создаются на добровольных началах и функционируют независимо. Они отличаются большей открытостью и ответственностью перед потребителями их услуг. В ряде случаев некоммерческим организациям может передаваться часть регулирующих функций, традиционно выполняемых государством.

Существуют различные способы оценки масштабов общественного сектора и степени его воздействия на экономику. Наиболее простой и распространенный метод заключается в изучении показателей, публикуемых национальной статистикой. К их числу относятся: объем доходов и расходов государственного бюджета в абсолютном выражении и его соотношение с основными макроэкономическими показателями (например, с валовым внутренним продуктом - ВВП); численность государственных служащих, их распределение по уровням и структурам управления; размеры государственной собственности; удельный вес государственных предприятий в основных показателя отраслей экономики; число некоммерческих организаций и ряд других показателей.

распределение экономических функций по уровням государственного управления

Современные государства имеют многоуровневую структуру. В мировой практике наиболее распространена трехуровневая структура государственного управления, включающая федеральный, региональный и местный уровни. Как правило, на всех уровнях формируются самостоятельные органы законодательной и исполнительной власти.

Различные уровни государственной  власти имеют собственный круг полномочий, закрепленный в законодательстве страны. Отношения разных уровней власти носят конкурентный характер, и распределение  полномочий между ними определяется теми преимуществами, которые имеет каждый из уровней. Исходя из этого, можно говорить о следующих принципах распределения экономических функций по уровням государственного управления. Правовая функция реализуется на всех уровнях, хотя и имеет свою специфику. Законы и другие нормативные акты, принимаемые центральной властью, действуют на всей территории страны и имеют приоритет перед региональными и местными. Региональные и местные органы власти могут принимать свои законы, которые действуют только на соответствующей территории. Нормативные документы нижестоящих уровней власти не должны противоречить общенациональному законодательству, это является важнейшим принципом целостности государства.

Информация о работе Усиление экономической роли Российского государства в современных условиях