Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 19:38, реферат
Государство должно гарантировать надежное соблюдение законов, дать гаран¬тии своей стабильности и предсказуемости, сделать практику принятия решений прозрачной. В свою очередь, бизнес должен гарантировать прозрачность для власти финансовых потоков, дать социальные гарантии работникам. Только это сможет существенно улучшить положение в рыночной экономике.
Цель данной работы – исследовать роль усиления государства в регулировании Российской экономики.
I. Введение.
II.1) Место государства в современной экономической системе.
1.1. Государство – это субъект управления.
1.2. Понятие общественного сектора и его структура.
III.2) Функции государства в рыночной экономике.
2.1. Принципы и цели государственного регулирования.
2.2. Правовое регулирование экономики.
2.3.Финансовое регулирование.
2.4. Государственное предпринимательство.
2.5. Социальное регулирование.
2.6. Стабилизационная функция государства.
IV.3)Реализация национальных интересов в мировой экономике.
V. Заключение.
VI. Список литературы.
Министерство образования и науки Российской Федерации
ГОУ ВПО РГЭУ (РИНХ)
Юридический факультет
Кафедра экономической теории
Реферат на тему:
“Усиление экономической роли Российского государства в современных условиях”
Выполнила:
Студентка группы 612
Москалева Виктория
Научный руководитель
Профессор Лубнев Ю.П.
Ростов-на-Дону
2012
Содержание.
I. Введение.
II.1) Место государства в современной экономической системе.
1.1. Государство – это субъект управления.
1.2. Понятие общественного сектора и его структура.
III.2) Функции государства в рыночной экономике.
2.1. Принципы и цели государственного регулирования.
2.2. Правовое регулирование экономики.
2.3.Финансовое регулирование.
2.4. Государственное предпринимательство.
2.5. Социальное регулирование.
2.6. Стабилизационная функция государства.
IV.3)Реализация национальных интересов в мировой экономике.
V. Заключение.
VI. Список литературы.
ВВЕДЕНИЕ.
Изучение экономической роли государства – неотъемлемая часть экономического образования. В настоящее время трудно представить себе общество, где бы государство ни осуществляло активную бюджетно-налоговую политику, ни регулировало сферу финансовых отношений и не занималось бы решением социальных и других важных проблем.
В начале 90-х
гг. произошло полное отрицание государственного
регулирования экономики и
После почти 10 лет радикальных рыночных преобразований стала признаваться необходимость усиления экономической роли государства. Но это усиление
должно идти не в направлении продолжения прежнего экономического курса и
усиления деформации рыночных отношений, а в направлении кардинальной
корректировки рыночных преобразований. Экономическая политика и
роль государства только тогда станут эффективными, когда их
социальной опорой станет всё общество, а не интересы отдельной части представителей частного бизнеса. Если не учитывать обстоятельства и предлагать усилить роль государства в условиях современной России, то в отсутствие структур гражданского общества это неизбежно означает дальнейшее экономическое и политическое укрепление позиций политико-финансовых групп и государственной бюрократии со всеми возможными негативными последствиями.
Государство должно гарантировать надежное соблюдение законов, дать гарантии своей стабильности и предсказуемости, сделать практику принятия решений прозрачной. В свою очередь, бизнес должен гарантировать прозрачность для власти финансовых потоков, дать социальные гарантии работникам. Только это сможет существенно улучшить положение в рыночной экономике.
Цель данной работы – исследовать роль усиления государства в регулировании Российской экономики.
Вопрос о месте и роли государства
в современной экономике
Особое место государства в системе общественных институтов определяется тем, что государство – это субъект управления, который обеспечивает организацию и функционирование всех элементов социально-экономической системы. Выступая как представитель общества в целом, оно устанавливает правила функционирования и взаимодействия других экономических агентов и осуществляет контроль за их соблюдением. В рыночной экономике государство является единственным субъектом, обладающим законным правом принуждения. Это право реализуется в виде системы санкций, применяемых в случае нарушения действующего законодательства, и, как правило, облекается в законодательную форму. С другой стороны, государство выступает и как равноправный субъект хозяйствования наряду с частными компаниями, поскольку в лице госпредприятий осуществляет производство определенных видов товаров и услуг (в том числе рыночных).
Место и роль государства в экономической теории и на практике обычно рассматриваются исходя из его взаимодействия с рыночным механизмом. Необходимость государственного регулирования экономики связана с наличием ситуаций, в которых результат действия свободных рыночных сил не эффективен с точки зрения общества в целом. Иными словами, что государственное вмешательство в экономику признается оправданным только в тех случаях, когда рынок не работает или не обеспечивает оптимального использования ресурсов с позиции общественных интересов. Такие ситуации именуются “провалами” рынка. Обычно к их числу относятся:
1. Принятие законодательства и контроль за его исполнением, обеспечение соблюдения прав собственности и договорных обязательств;
2. Предоставление так называемых
“общественных благ”,
-во-первых, неконкурентность: потребители не конкурируют за право воспользоваться такими благами, поскольку увеличение числа потребителей не снижает полезности, которая достается каждому из них;
- во-вторых, неисключаемость: ограничить доступ отдельного потребителя или группы потребителей к таким благам очень трудно или вообще невозможно.
Характерным примером общественного
блага является национальная оборона,
выгоды от которой достаются каждому
члену общества независимо ни от размера
уплаченных им налогов в бюджет
3. Наличие внешних эффектов
4. Несовершенная конкуренция и
информационная асимметрия. Тенденция
к повышению уровня
5. Перераспределения в целях
обеспечения социально-
6. Регулирование
Масштабы государственного регулирования зависят не только от объективных факторов, они определяются политическим процессом, общественным выбором. Но даже в либеральных странах влияние государства на экономику широко и не ограничивается компенсацией традиционных провалов рынка.
Следует отметить, что неэффективность присуща не только рыночным механизмам, но и государственному вмешательству в экономику. Расширение регулирующих функций государства и объема подконтрольных ему ресурсов выше определенного предела негативно сказывается на экономической ситуации. К числу подобных “провалов” государственного сектора относятся: неполная информированность государства о реальных процессах, происходящих в экономике (прежде всего, на микроуровне); искажающее воздействие государственного воздействия на рыночные процессы; бюрократизация процесса принятия решений, ограниченный контроль над бюрократией и недостаточный уровень ответственности чиновников; ограничения, связанные с политическим процессом; неполный учет общественных приоритетов и др.
Расширение государственного регулирования экономики оправдано до тех пор, пока его издержки не превышают потери, возникающие вследствие “провалов” рынка. Размеры государственного сектора должны соответствовать спросу на общественные блага, масштабам внешних эффектов, а также реальным возможностям государства по управлению находящимися в его распоряжении ресурсами. Необходимо четкое определение границ между государственным и рыночным секторами экономики.
В современной экономической
Общественный сектор экономики – это сфера деятельности, ориентированная на ликвидацию провалов рынка, создание общих и социально значимых благ. Общественный сектор является достаточно сложным образованием и значительной мере пересекается с государством. В его состав входят бюджетные учреждения, государственные внебюджетные фонды и организации, государственные предприятия и другие объекты госсобственности. Однако, не все предприятия, находящиеся в собственности государства, ориентированы на производство общественных благ. Не вполне корректно относить к общественному сектору государственные коммерческие предприятия, продукция которых является рыночным товаром, обладает свойствами конкурентности и исключаемости.
Также к общественному сектору в широком смысле слова относятся негосударственные некоммерческие организации (ННО). Сектор некоммерческих организаций, получивший большое развитие в ведущих зарубежных странах, является важным элементом гражданского общества. Эти структуры осуществляют свою деятельность в сфере провалов рынка и не ориентированы на получение прибыли. Цели и задачи их деятельности закрепляются в уставе. Некоммерческие организации могут получать прибыль, но она направляется исключительно на достижение уставных целей. Важным отличием некоммерческих организаций от государственных является то, что они создаются на добровольных началах и функционируют независимо. Они отличаются большей открытостью и ответственностью перед потребителями их услуг. В ряде случаев некоммерческим организациям может передаваться часть регулирующих функций, традиционно выполняемых государством.
Существуют различные способы оценки масштабов общественного сектора и степени его воздействия на экономику. Наиболее простой и распространенный метод заключается в изучении показателей, публикуемых национальной статистикой. К их числу относятся: объем доходов и расходов государственного бюджета в абсолютном выражении и его соотношение с основными макроэкономическими показателями (например, с валовым внутренним продуктом - ВВП); численность государственных служащих, их распределение по уровням и структурам управления; размеры государственной собственности; удельный вес государственных предприятий в основных показателя отраслей экономики; число некоммерческих организаций и ряд других показателей.
Современные государства имеют многоуровневую структуру. В мировой практике наиболее распространена трехуровневая структура государственного управления, включающая федеральный, региональный и местный уровни. Как правило, на всех уровнях формируются самостоятельные органы законодательной и исполнительной власти.
Различные уровни государственной власти имеют собственный круг полномочий, закрепленный в законодательстве страны. Отношения разных уровней власти носят конкурентный характер, и распределение полномочий между ними определяется теми преимуществами, которые имеет каждый из уровней. Исходя из этого, можно говорить о следующих принципах распределения экономических функций по уровням государственного управления. Правовая функция реализуется на всех уровнях, хотя и имеет свою специфику. Законы и другие нормативные акты, принимаемые центральной властью, действуют на всей территории страны и имеют приоритет перед региональными и местными. Региональные и местные органы власти могут принимать свои законы, которые действуют только на соответствующей территории. Нормативные документы нижестоящих уровней власти не должны противоречить общенациональному законодательству, это является важнейшим принципом целостности государства.
Информация о работе Усиление экономической роли Российского государства в современных условиях