Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 19:38, реферат
Государство должно гарантировать надежное соблюдение законов, дать гаран¬тии своей стабильности и предсказуемости, сделать практику принятия решений прозрачной. В свою очередь, бизнес должен гарантировать прозрачность для власти финансовых потоков, дать социальные гарантии работникам. Только это сможет существенно улучшить положение в рыночной экономике.
Цель данной работы – исследовать роль усиления государства в регулировании Российской экономики.
I. Введение.
II.1) Место государства в современной экономической системе.
1.1. Государство – это субъект управления.
1.2. Понятие общественного сектора и его структура.
III.2) Функции государства в рыночной экономике.
2.1. Принципы и цели государственного регулирования.
2.2. Правовое регулирование экономики.
2.3.Финансовое регулирование.
2.4. Государственное предпринимательство.
2.5. Социальное регулирование.
2.6. Стабилизационная функция государства.
IV.3)Реализация национальных интересов в мировой экономике.
V. Заключение.
VI. Список литературы.
направлениями государственного бюджета в современном обществе:
- субсидии, дотации и кредиты частному бизнесу, что позволяет
направлять предпринимательскую активность в социально значимые сферы рыночной
экономики, оказывать поддержку предприятиям, попадающим в критическую
ситуацию
- финансирование сфер образования, здравоохранения, социального
страхования и социального обеспечения
- государственное потребление (государственные закупки товаров и
услуг), стимулирующее прирост дополнительного спроса
Понятно, что размеры затрат по каждому из названных направлений способны
оказать ощутимое влияние на деятельность рыночных субъектов в соответствующих
сферах экономики.
В настоящее время государство обладает широким «набором» эффективных
финансовых регуляторов:
1. Налоги –
обязательные государственные
рациональность
налогообложения придают
Маневрируя ставками налога и налоговыми льготами, государство может
существенно регулировать
предпринимательскую
2. Инвестиции. Государственные инвестиции и заказы создают гарантированный
рынок, обеспечивая стабильную реализацию продукции фирмам, получающим
госзаказы, и их партнёрам. Цель государственной инвестиционной политики –
структурная перестройка
экономики и регулирование
роста.
3. Дотации – денежные суммы, выделяемые из госбюджета для преодоления
отраслевых кризисов. За счёт дотации государство поддерживает и относительно
низкие цены на отдельные товары.
4. Учётная ставка – разница между номиналом ценных бумаг и размером их
досрочной оплаты. Назначая её, Центральный банк регулирует активность
коммерческих банков, а тем самым и предпринимательскую активность.
5. Регулирование
цен. Государство вправе
продукцию предприятий-монополистов, а также на базовые для данной страны
производственные ресурсы.
2.4. Государственное предпринимательство.
Объектами государственной собственности являются предприятия, которые
оказываются экономически неэффективными для целей частного бизнеса; отрасли,
продукция которых удовлетворяет стратегические потребности всего народного
хозяйства (энергетика, связь, оборона); «общественные товары» (дороги,
экология, уличное освещение и др.). Разновидностью государственного
предпринимательства следует считать и сдачу в коммерческую аренду
принадлежащих
государству природных и
В результате предпринимательства государство регулирует рыночную экономику не
только как внешняя по отношению к ней сила, но и непосредственным участием в
производственно-комерческих операциях.
Государственный сектор занимает свою нишу в экономике, которая не привлекает
частных предпринимателей, руководствующихся мотивами коммерческой выгоды.
Государство позволяет сделать рыночную экономику экологически безопасной,
гарантирует осуществление социально-экономических прав человека, организует
поступательное движение научно-технического прогресса, сглаживает
структурные и региональные диспропорции, обеспечивает эффективное развитие
международных экономических отношений.
Механизм рыночной экономики не в состоянии охватить все сферы экономической
системы и подчинить их функционирование своим законам. В экономике любой
страны, как известно, имеются такие отрасли и сферы, которые или не могут
развиваться по рыночным законам или эффективность действия последних в таких
сферах оказывается недостаточной. Как свидетельствует мировой опыт, это
относится к производству так называемых общественных товаров и услуг, к
регулированию внешних факторов. Как бы не оценивалась проблема вмешательства
государства в экономику, общепризнано, что функции по регулированию внешних
эффектов и снабжению населения общественными товарами должно выполнять
государство. Во всех развитых странах государство берёт на себя развитие
таких сфер, как национальная оборона, охрана общественного порядка,
государственное управление и удовлетворение общественных потребностей в
услугах этих отраслей.
Роль государства в удовлетворении потребностей в общественных товарах и
услугах отнюдь не сводится к тому, чтобы их обязательно производить в
государственном секторе. Наряду с собственным производством государство может
стимулировать их производство и на предприятиях частного сектора, закупая их
у последних.
Особенно возрастает в современных условиях роль государства в связи с
необходимостью
обеспечения экологической
больше природных ресурсов в хозяйственный оборот, частные предприятия не
возмещают всех затрат, связанных с эксплуатацией природных ресурсов,
перекладывая тем самым часть собственных затрат на общество. Более того,
руководствуясь только законами рынка, они не останавливаются и перед
коммерческой
эксплуатацией
вмешательство государства, во-первых, позволяет обеспечить полное возмещение
предприятиями всех затрат, связанных с использованием природных ресурсов, во-
вторых, предотвращает вовлечение в хозяйственный оборот невоспроизводимых
природных богатств, несущее угрозу здоровью и жизни человека.
2.5. Социальное регулирование.
Особым направлением
в государственном
является защита отдельных социальных групп. В такой защите нуждаются почти
все рыночные субъекты, включая предпринимателей, которым должна быть,
гарантирована неприкосновенность их собственности, право на свободное
распоряжение
доходами и возможность
рыночной экономики.
В развитой рыночной экономике приоритетами являются следующие направления
социальной защиты:
1. Гарантия минимума
заработной платы. Такая
социальное значение, поскольку образует базу оплаты труда во всех сферах и
пересчёта уровня пенсий и пособий.
2. Обеспечение
занятости. Главной целью
является удержание безработицы на «естественном уровне» (не более 4-5% от
всего экономически активного населения).
3. Индексация фиксированных доходов, т.е. частичное возмещение государством
денежных потерь населения в результате инфляционного роста цен на
потребительские товары.
Экономическая роль государства в социальной рыночной экономике направлена на
устранение несовершенств рынка, придание ему социальной направленности, а не
на ликвидацию рыночных отношений как таковых.
Например, одно из наиболее распространенных несовершенств - недостаточная
занятость населения. Эту проблему государство можно решить созданием новых
рабочих мест, развитием малого бизнеса, потому что, как показывает опыт,
наибольшее число рабочих мест обеспечивает именно мелкое предпринимательство
(индивидуальная трудовая деятельность, увеличение числа кооперативов,
фермерских (крестьянских) хозяйств).
2.6. Стабилизационная функция государства.
Эта функция предполагает обеспечение сохранности рыночного механизма и
условий его нормальной работы. Во всех странах с давними рыночными традициями
это достигается путём осуществления комплекса мер по борьбе с монополизацией,
инфляцией и безработицей. Как показывает практика всех развитых стран,
рыночный механизм не содержит в себе иммунитет против этих болезней, резко
снижающих эффективность экономических процессов, вплоть до их полной
дезорганизации. Чтобы снизить монополизацию рыночной экономики государство
должно проводить антимонопольную политику, а именно:
1) разработать и принять
специальное антимонопольное законодательство;
2) сформировать системы
органов, осуществляющих антимонопольное регулирование и контролирующих
соблюдение антимонопольного законодательства, используя административно-
организационные методы.
К сожалению, Россия, которая только приступила к созданию рыночного
механизма, уже испытывает в полной мере воздействие инфляции и монополизации.
Безработица также постоянно растёт. Использование имеющегося мирового опыта по стабилизации экономики в России затруднено, а часто невозможно по двум основным причинам: во-первых, в России отсутствует достаточная конкурентная среда рынка с его инфраструктурой; во-вторых, инфляция в российской экономике сочетается с общим кризисом существующей общественно-экономической системы, что в мировой практике
встречается редко. Чтобы подавить инфляцию государство вводит временное
замораживание цен и доходов, устанавливаются верхние пределы их роста и др.
Иногда государство ставит задачу удерживать динамику заработной платы на
уровне, не превышающем темп роста производительности труда.
В целях стабилизации экономики государство должно иметь свою чрезвычайную
программу выхода из кризиса, которая была бы нетривиальной и специфичной,
как, например, программа «Новый курс» Ф. Рузвельта. Также государство должно
решать такие задачи, как: создание рынка и его инфраструктуры, рыночных
механизмов саморегулирования; формирование эффективно работающего
негосударственного сектора экономики; создание самого государственного
сектора, использующего принципы рыночного механизма, вместо тотально-государствлённой рыночной экономики, действующей в административно-командном
режиме.
3)Реализация национальных интересов в мировой экономике.
Предполагает проведение государством соответствующей внешнеторговой политики, контроль над международной миграцией капиталов и рабочей силы, воздействие на валютные курсы, управление платежными балансами и др.
Таковы верхние максимально допустимые границы вмешательства государства в
рыночную экономику. Эти рамки достаточно широки для того, чтобы разумное
сосуществование государственного регулирования и эффективно работающего механизма
рынка позволили решить основные социально-экономические проблемы современного
общества.
Если же государство пытается делать больше, чем ему отмерено рыночной
экономикой, продолжает распределять производственные ресурсы, удерживать
административный контроль над ценами, прощает предприятиям кредитную
задолженность, сохраняет рабочие места в технологически отсталых
производствах, пытается обеспечить высокую социальную защиту населения без
учета реальных возможностей экономики, то в народном хозяйстве консервируется
отсталая структура производства, низкое качество продукции, увеличивается
отставание от развитых стран в области научно-технического прогресса и уровня
жизни народа. Тогда рано или поздно становится необходимым разгосударствление экономики, избавление ее от чрезмерной государственной активности, что
сопровождается негативными последствиями и изъянами. Изъян государства - это его неспособность обеспечить эффективное распределение ресурсов и соответственно социально-экономической политики принятым в обществе представлениям о справедливости.
В соответствии с теорией общественного выбора на выработке и реализации
управленческих решений негативно сказываются ограниченность доступной
информации, неспособность
государства полностью
контрагентов на свои действия, несовершенство политического процесса,
ограниченность контроля над государственным аппаратом и др. На практике выбор
оптимальных форм и методов государственного регулирования оказывается не
таким простым, как могло показаться на первый взгляд.
Например, принятие решений государственными институтами часто сопровождается
соображениями о личной выгоде. Среди множества факторов, влияющих на
эффективность государственного регулирования, выделяют и конъюнктурные
внутриполитические обстоятельства. Стабильно чередуются определённые формы
экономической политики, обусловленные движением рейтинга правительства и тем,
на какой стадии находится борьба за политическую власть (выборы). Колебания
объёма производства и занятости, связанные с изменением экономической
политики для
победы на выборах, назвали политико-
Качество принимаемых решений зависит от квалификации, профессионализма и
компетентности государственных чиновников, их восприимчивости к инновациям.
Важную роль при этом играют относительная автономия аппарата экономического
управления, изоляция его от воздействия чисто политических факторов,
преемственность управленческих кадров и эффективная система их материального
стимулирования.
В результате негативных эффектов правительственные программы не столько
устраняют недостатки рынка, сколько способствуют неэффективному распределению
Информация о работе Усиление экономической роли Российского государства в современных условиях