Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 19:38, реферат
Государство должно гарантировать надежное соблюдение законов, дать гаран¬тии своей стабильности и предсказуемости, сделать практику принятия решений прозрачной. В свою очередь, бизнес должен гарантировать прозрачность для власти финансовых потоков, дать социальные гарантии работникам. Только это сможет существенно улучшить положение в рыночной экономике.
Цель данной работы – исследовать роль усиления государства в регулировании Российской экономики.
I. Введение.
II.1) Место государства в современной экономической системе.
1.1. Государство – это субъект управления.
1.2. Понятие общественного сектора и его структура.
III.2) Функции государства в рыночной экономике.
2.1. Принципы и цели государственного регулирования.
2.2. Правовое регулирование экономики.
2.3.Финансовое регулирование.
2.4. Государственное предпринимательство.
2.5. Социальное регулирование.
2.6. Стабилизационная функция государства.
IV.3)Реализация национальных интересов в мировой экономике.
V. Заключение.
VI. Список литературы.
Функция распределения также
В Российской Федерации разграничение полномочий между различными уровнями государственного управления закреплено в Конституции¹. В соответствии с ней к предметам ведения федерального центра отнесены:
- принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением;
- федеративное устройство и территория страны;
- регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации;
- формирование федеральных органов государственной власти;
- управление федеральной государственной собственностью;
- установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики;
- федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы;
- федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, федеральные транспорт, информация и связь; деятельность в космосе;
- внешняя политика и международные отношения, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира; внешнеэкономические отношения;
- оборона и безопасность; оборонное производство;
- определение статуса и защита государственной границы России;
- судоустройство; прокуратура; уголовное и гражданское законодательство; амнистия и помилование;
- стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; официальный статистический и бухгалтерский учет; и ряд других вопросов.
Также установлены предметы совместного ведения центра и субъектов Российской Федерации, к числу которых относятся:
- обеспечение соответствия регионального законодательства Конституции и федеральным законам;
- защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности и правопорядка; режим пограничных зон;
- вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами;
- разграничение государственной собственности;
- природопользование и охрана окружающей среды; охрана памятников истории и культуры;
- общие вопросы образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
- координация вопросов здравоохранения, социальная защита населения;
- меры по борьбе с чрезвычайными ситуациями;
- установление общих принципов налогообложения в РФ;
- административное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
- координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ; и некоторые другие вопросы.
По вопросам, не относящимся к предметам ведения федерального центра или совместного ведения центра и регионов, субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
Конституция Российской Федерации¹ — основной закон Российской Федерации, нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий основы конституционного строя, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина.
2)Функции государства в рыночной экономике.
Фиаско рынка – это случаи, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить
эффективное использование ресурсов. Обычно выделяют четыре типа неэффективных
ситуаций, свидетельствующих о «провалах» рынка:
1) монополия;
2) несовершенная информация;
3) внешние эффекты;
4) общественные блага.
Во всех этих случаях приходит на помощь государство. Оно пытается решить эти
проблемы, осуществляя антимонопольную политику, социальное страхование,
ограничивая производство товаров с отрицательными внешними эффектами и
стимулируя производство и потребление экономических благ с положительными
внешними эффектами. Эти направления деятельности государства составляют как
бы нижнюю границу вмешательства государства в рыночную экономику. Однако в
современном мире
экономические функции
развитие инфраструктуры, дотации на школьное обучение, пособия по
безработице, различные виды пенсий и пособий малообеспеченным членам общества
и др. Лишь небольшое число этих услуг обладает свойствами чисто общественных
благ. Большинство из них потребляется не коллективно, а индивидуально. Тем не
менее, доля государственных расходов в валовом национальном продукте во всех
развитых странах в ХХ в. имеет обычно тенденцию к росту. К тому же обычно
государство проводит антиинфляционную и антимонопольную политику, стремится
сократить безработицу. В последние десятилетия всё более активно оно
участвует в
регулировании структурных
технический прогресс, стремится поддерживать высокие темпы развития
национальной экономики. Если к этому добавить региональное и
внешнеэкономическое регулирование, то станет очевидно, почему роль
государства в течение ХХ в. неуклонно возросла.
Государственный аппарат стремился решить две взаимосвязанные задачи:
обеспечить нормальную работу рынка и решить (или хотя бы смягчить) острые
социально-экономические проблемы.
Между тем стремительное увеличение государственного сектора и
государственного регулирования в условиях рыночной экономики не может быть
беспредельным. Рыночная экономика накладывает на функции государства
определённые ограничения.
Прежде всего, недопустимы такие методы вмешательства государства, которые
разрушают рыночный механизм, подменяют его прямым администрированием. Гораздо
эффективнее действуют косвенные регуляторы (налоги, субсидии и т.д.),
особенно те из них, которые органично встроены в рыночную экономику. Поэтому
государственное регулирование должно не заменять силы рынка, а скорее
ослаблять или усиливать действие рыночных сил. Следует помнить, что все
экономические регуляторы противоречивы. Краткосрочные выгоды могут обернуться
долгосрочными потерями. Более того, применяя целый набор экономических мер,
не следует забывать, что многие из них противоречивы, действуют в разные,
нередко прямо противоположные стороны. Поэтому необходимо своевременно
выявлять их негативные эффекты и заблаговременно принимать меры по их
ликвидации. Вообще сфера действия прямых и косвенных административных методов
должна быть строго определена. Тенденция к огосударствлению экономики не
должна быть единственной. Время от времени необходимо предпринимать
энергичные шаги по разгосударствлению экономики.
2.1. Принципы и цели государственного регулирования.
В начале ХХ в. экономическая роль государства стала настолько значимой, что
первая половина нашего столетия вошла в историю как эпоха «государственно-
монополистического
«государственного социализма» - попытке использовать экономическую мощь
государства для ускоренного
социалистического
это привело
только к возникновению «
Современная экономика,
преодолев крайности
состояния (или «капитализм» или «социализм»), является «социально-рыночной»
(смешанной). Что это значит?
Неконтролируемые рыночные процессы разрушительны для общества и природы.
Поэтому рыночная экономика более чем любая иная нуждается в регулировании.
Роль регулирующего центра может выполнить только государство – институт,
представляющий всё общество и обладающий правом внешнеэкономического
вмешательства в экономические отношения. Задача состоит в том, чтобы найти
оптимальную меру и наиболее эффективные формы государственного регулирования
экономики, которые, не разрушая её рыночную природу, в то же время обеспечили
бы рыночной экономике максимальную социальную эффективность. Понятно, что
бесконечное изменение конкретных обстоятельств превращает эту задачу в
«вечную» проблему.
Общая стратегия государственного регулирования рыночной экономики базируется
на следующих принципах:
- на рыночных формах организации экономики. На практике это означает, что
государство должно финансировать только те социально значимые отрасли,
которые не привлекают частный бизнес.
- государственное предпринимательство должно не конкурировать,
а помогать развитию частного бизнеса. Игнорирование этого принципа способно
привести к искусственному доминированию государственных предприятий над
частными.
- государственная финансовая, кредитная и налоговая политика
должна способствовать экономическому росту и социальной стабильности.
- государственное вмешательство в рыночные процессы тем
эффективнее, чем в более «рыночную» форму оно облачено.
- особую значимость государственное регулирование приобретает
в период общехозяйственных кризисов, а также для процессов в сфере
межгосударственных экономических отношений.
Таким образом, современная рыночная экономика является «государственно
регулируемой». Более того, именно государство превратилось сегодня в гаранта
стабильности,
оптимальности и цивилизованнос
Государственное регулирование рыночной экономики преследует три цели:
- минимизацию неизбежных негативных последствий рыночных процессов;
- создание правовых, финансовых и социальных предпосылок эффективного
функционирования рыночной экономики;
- обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества,
положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее
уязвимым.
Для достижения
названных целей современное
государство располагает
средствами регулирующего воздействия на рыночную экономику.
Государственно-
2.2. Правовое регулирование экономики.
Правовое регулирование экономики состоит в разработке законов, обеспечивающих
нормы функционирования рыночных структур (биржи, банки, акционерные
общества), предпринимательств и коммерции, защиту прав потребителей и
интересов общества, равноправие рыночных субъектов, посредничество между
предпринимателями и наёмными работниками, борьбу с теневой экономикой и др. В
системе таких регулирующих норм исключительное значение имеет
«антимонопольное
законодательство» и «
Антимонопольная политика включает административные и экономические меры,
препятствующие монополизации производства и торговли отдельными субъектами:
- жесткий контроль над ценами предприятий монополистов;
- поддержку конкуренции (в т.ч. и посредством контролируемого доступа
на отечественный
рынок иностранных
- антимонопольную экспертизу принимаемых законов
Столь же актуальна и дефляционная политика (стабилизация уровня цен)
государства, поскольку современной рыночной экономике присущи деформирующие
её инфляционные процессы. Дефляционная политика ограничена выбором:
- или стабилизация совокупного платежеспособного спроса, что требует
ограничения прироста денежных доходов населения;
- или переход к «равновесным» (свободным) рыночным ценам, что в
условиях инфляции всегда означает рост цен;
- или увеличение предложения, что требует стимулирования
предпринимательской активности.
2.3.Финансовое регулирование.
Рыночная экономика невозможна без денежного опосредования движения товарных
ценностей. Организатором же денежного обращения может выступать только
государство. Уже одна эта функция даёт государству роль «регулятора» рыночной
экономики. Действительно, размеры наличной и депозитной – чековой
(безналичной) денежной эмиссии и степень её обеспеченности реальными активами
оказывают непосредственное воздействие на динамику рыночных процессов
(определяя величину платёжеспособного спроса, масштаб цен предложения,
скорость оборота денежной единицы и её валютный курс).
Однако понятие «финансы» имеет и более узкий смысл, означая совокупность
денежных средств, находящихся в распоряжении государства (государственный
бюджет), образование и использование которой есть главный инструмент
финансового регулирования государством рыночной экономики.
Хотя размеры государственных доходов постоянно растут, величина
государственных расходов растёт ещё быстрее. Эта диспропорция объясняется
Информация о работе Усиление экономической роли Российского государства в современных условиях