Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 11:54, курсовая работа
Рыночные процессы и конкуренция в торговле способствовали развитию интеграции в отрасли, переходу от неорганизованной ее формы к цивилизованным интегрированным структурам. Однако развитие интеграционных процессов в торговле на разных уровнях управления осуществляется, по нашему мнению, стохастически - без разработки концепции развития интеграции и без увязки интеграционных процессов на макро-, мета- и микроуровне. Научные исследования в области торговли в основном сосредоточены на выделении и прогнозировании тенденций ее развития. Вместе с тем до настоящего времени недостаточно изученными остаются вопросы отраслевой интеграции и ее комплексной оценки, в торговле.
В международной практике имеются примеры целенаправленного формирования таких цепочек, которые получили название кластеров предприятий. Кластеризация предприятий имеет значительный успех в сфере малого бизнеса. Кластер фирм представляет собой отраслевую или географическую концентрацию предприятий, которая позволяет достичь эффекта экономии за счет иного характера взаимодействия с поставщиками (сырья, материалов, оборудования) и создания группы узкоспециализированных фирм.
Ключевым элементом создания сети является наличие достаточного уровня доверия между ее участниками, который достигается путем взаимного изучения своих возможностей, при посредстве специально подготовленного внешнего агента («сетевого брокера»). Сетевой брокер может быть нанят крупным капиталом, стремящимся войти на региональный рынок, (случай первый), самими же будущими участниками кластера (случай второй) или местной администрацией (случай третий).
В упрощенном виде процесс взаимного изучения можно представить в двух вариантах: экспериментальным путем и «пошаговым».
Первый предполагает стихийное формирование кластера. Второй предусматривает начало взаимодействия с представителями местного бизнеса на основе пробных проектов с низким уровнем рисков. По мере же повышения уровня взаимного доверия друг к другу у участников будущего кластера начинается постепенный переход к более рискованным проектам. В своем становлении сетевая организация в виде кластера предприятий проходит, как правило, пять стадий: агитацию и мотивацию потенциальных участников, разработку общей стратегии, пилотного проекта, стратегического проекта и стадию саморегуляции.
Изученный опыт действующих кластерных систем в одиннадцати странах позволил специалистам UNIDO (United Nations Industrial Development Organization- Штаб квартира в Вене) выработать обобщенную концепцию 8институциональной политики, направленной на поддержку сетевых предпринимательских связей.
Активная фирма способна организовать эффективное управление, обеспечивающее полный контроль над интегрированной отраслевой структурой в силу того, что ей подвластно использование сложных управленческих подходов, как над собственностью, так и над поведением входящих в нее подразделений. С помощью организованного менеджмента можно осуществлять достаточно полный контроль и при отсутствии его юридического оформления над собственностью фирм, вошедших в интегрированную структуру. В результате одна компания устанавливает контроль над поведением другой, юридически независимой фирмой. В этом случае рыночная власть активной фирмы в значительной мере вытесняет механизм рыночного распределения ресурсов на этом участке отраслевого рынка. Юридически независимые компании, в уставном капитале которых может и вообще не быть доли акций, принадлежащей активной фирмы, добровольно соглашаются на осуществление контроля над их поведением на рынке. Когда имеет место наличие контроля над поведением формально самостоятельных фирм, при отсутствии контроля над их собственностью, то это явление именуется квазиинтеграцией.
Когда фирмы заключают между собой сделки относительно поставки сырья или комплектующих изделий и оформляют их в виде договора или контракта, то в последнем обычно оговариваются условия поставки, сроки, цены, в том числе и цены перепродажи, и т.д. и т.п. В том случае, когда контракты заключаются на продолжительный период с постоянными поставщиками, согласно которому устойчиво действуют и выполнятся добровольно взятые на себя обязательства по ценам, объемам поставки и т.д., то такого рода длительные контракты содержат, так называемые, вертикальные ограничения. Производитель и торговая фирма или поставщик и фирма, перерабатывающая сырье, могут рассматриваться как частично интегрированными, хотя в правовом смысле они остаются экономически самостоятельными субъектами отраслевого рынка.
Одной из форм квазиинтеграции можно считать организации, получившие названия виртуальных. На сегодняшний день не существует единого определения виртуальной структуры. Одни считают, что это организация, существующая исключительно в виртуальной, компьютерной среде, которой нет на самом деле. В другие рассматривают виртуальную корпорацию как организацию будущего - более совершенную, гибкую структуру, которая будет базовой в экономике нового тысячелетия. Тем не менее, все исследования виртуальных организаций ведутся в рамках двух направлений:
исследования в сфере (IT) информационных технологий;
разработка теорий новых организационных структур.
Представляется, что виртуальную организацию можно определить как добровольную, временную форма кооперации нескольких, как правило, независимых партнеров (предприятий, институтов, отдельных лиц), обеспечивающую благодаря оптимизации системы производства благ большую выгоду клиентам. Итак, виртуальное предприятие, как временная форма кооперации, основанная на использовании информационных технологий, способно обеспечивать выгоду клиентам.
Это достигается благодаря оптимизации системы производства благ на основе доверительного объединения ресурсов и компетенций партнеров, входящих в сеть.
Следовательно, основным критерием для деления на полную, частичную и квазиинтеграцию является степень контроля активной фирмы над собственностью активов, при установлении полного контроля над управлением различных форм бизнеса.
Другим критерием классификации видов интеграции выступает степень однородности активов интегрируемых предприятий.
Горизонтальная интеграция (horizontal integration) характеризуется тем, что под контроль активной фирмы подпадает одно или несколько предприятий, выпускающих однородную продукцию или имеющих однотипные стадии технологической цепочки. Иногда такие структуры напоминают картель, поскольку объединяются предприятия, заключающие соглашения о цене, объеме производимого товара, разделе рынка сбыта, часто стремясь монополизировать рынок отдельных товаров. По этой причине горизонтальные объединения находятся под жестким контролем государственных органов по антимонопольной политике. Таким образом, горизонтальная интеграция - это стратегия активной фирмы, направленная на расширение своих позиций на рынке путем приобретения различных компаний либо усиления в них своих позиций.
Если в рамках горизонтальной интеграции консолидация активов осуществляется без расширения круга стадий производства, то для вертикально интегрированных компаний характерно объединение иных стадий производства вдоль технологической цепочки. Вертикальная интеграция (vertical integration) осуществляется при объединении компаний, производящих сырье, осуществляющих его переработку и часто самостоятельно реализующих готовую продукцию потребителю.
Это предполагает, что здесь устанавливается контроль над собственностью и управлением активов других предприятия с той лишь разницей, что объединяемые предприятия принадлежат разным стадиям технологической цепочки. Когда приобретается фабрика по производству бутылок и пробок фирмой виноделия, то в данном случае фиксируется явление, получившее название вертикальной интеграции.
Следовательно, вертикально интегрированной называется действующая на отраслевом рынке фирма, которая вбирает в себя две и более связанные между собой технологические стадии производства продукта, производимого и реализуемого под контролем, как над собственностью, так и над управлением ранее независимых до слияния или поглощения фирм. Прибыль такой структуры будет представлять собой совокупную прибыль двух слившихся фирм.
Представители неоклассического подхода исследовали феномен вертикальной интеграции в связи с объединением монополий на отраслевом рынке и полагали, что это приведет к выигрышу и потребителей, и новых отраслевых образований. Последние обретут снижение промежуточных затрат, а первые – смогут приобретать продукцию по менее высоким ценам. Оппоненты же видели в вертикальной интеграции процесс увеличения барьеров входа новых фирм на данный отраслевой рынок и как следствие, сужение сферы совершенной конкуренции. В рамках неоклассической теории вертикальная интеграция исследовалась с позиции эффективности распределения ресурсов в обществе, ее влияния на рост благосостояния в нем, снижения цен и увеличения объемов выпуска в результате устранения эффекта «двойной маржинализации».
Особый интерес к исследованию вертикальной интеграции проявлен и со стороны институциональной теории. В отличие от неоклассической теории здесь в качестве единицы анализа используется трансакция, а не товары и услуги, а фирма рассматривается не как производственная единица, а как «управляемая» структура.
Целесообразность создания вертикально интегрированной структуры определяется не столько благодаря технологии, как это предполагают классики, а в связи с появлением более дешевого способа управления изнутри в сравнении с закупками ресурсов на рынке.
Иногда встречается использование термина универсальная (многоотраслевая, конгломеративная или диверсифицированная) интеграция. «В универсальных (многоотраслевых) ФПГ (intermarket keiretsu) объединение участников чаще всего идет вокруг универсальной торговой компании (sogo shosha) и банка; в соответствии с ведущей ролью банка эти ФПГ называют еще «финансовыми кэйрецу».
Вертикальную интеграцию можно анализировать как в статике, так и в динамике. Сложившаяся структура вертикальных отношений в виде полного цикла производства продукта и его распределения представляет собой статичную модель интеграции. Поэтому, можно говорить о степени проникновения вертикально интеграционных процессов на данном отраслевом рынке.
Динамическое развитие фирм связано с двумя типами вертикальной интеграции: «вперед» или «восходящей» и «назад» или «нисходящей» вертикальной интеграции. Когда компания стремится объединиться или установить вертикальный контроль над фирмами на последующих стадиях технологической цепочки, то осуществляется восходящая интеграция. Напротив, интеграция «назад» имеет место там, где движение расширения компании идет по направлению к источникам сырья. Следовательно, критерий выделения типа вертикальной интеграции зависит от того, в какой точке производственного процесса находится активная фирма, которая выступает инициатором объединения.
Прежде чем определить понятие «горизонтальная интеграция», необходимо определиться с сущностью процесса интеграции в целом.
Для исследования сущности понятия «интеграция» необходимо рассмотреть этот процесс с помощью различных подходов: с точки зрения экономической теории, менеджмента, стратегического менеджмента, корпоративного управления, законодательных источников.
В экономической теории нет единства мнений по трактовке данного термина. Экономическая интеграция – это особая сложная форма обобществления труда и производства, качественно новая объединяющая структура с общей целевой функцией, возникающая на современном этапе производительных сил, которые в условиях новой информационной волны НТР характеризуются все более активным применением науки.
Интеграция как экономическое явление зародилась в середине XIX в., а как сформировавшийся процесс существует лишь со второй половины ХХ в. Обобществление же – процесс всеобщий, характерный для всех способов производства, всех цивилизаций. В современных условиях обобществление не сводится только к интеграции, хотя она, безусловно, имеет всевозрастающее значение.
Г.Р. Марголит считает, что «один из элементов обобществления – процесс концентрации, реализуемый не путем внутреннего развития (накопления), а путем соединения уже существующего производства и капитала (централизации), во многом близок понятию «экономическая интеграция».
Термин «интеграция» означает «состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию». Можно выделить основных аспекта интеграции:
1. аспект динамики, характеризующий процесс, действие;
2. аспект статики, характеризующий результат этого процесса.
Очевидно, что первый аспект предшествует и определяет второй. Соответственно, экономическая интеграция раскладывается на два элемента: динамика, т.е. реализация процессов образования хозяйственных объединений, и статика, т.е. функционирование этих объединений. Однако в данной работе не анализируются и даже не рассматриваются такие понятия, как кооперация, специализация, концентрация, комбинирование.
Более глубокое изучение интеграции представлено в работе Е.Ф. Герштейна: «Интеграция в экономике проявляется в развитии взаимодействий между ее элементами при производстве, распределении, обмене и потреблении, появлении новых форм взаимодействий, возрастании целостных свойств систем». В работе также проанализированы такие категории, как обобществление, кооперация, концентрация, специализация. Сущность интеграции, по его мнению, проявляется через:
1. установление связей между ранее разрозненными предприятиями – элементами системы;
2. углубление, усиление, придание систематического характера существующим связям;
3. увеличение количества связей и установление новых;
4. появление новых интегративных (целостных) свойств в системе, согласование связей между предприятиями, изменение структуры системы.
Установлению связей между ранее разрозненными элементами экономической системы как начальному этапу интеграции как раз и соответствует кооперация. Можно назвать эту кооперацию первичной, так как многие установленные связи будут несистематическими: непостоянными, складываться под воздействием случайных фактоpoв.
Информация о работе Вертикальная интеграция: ее направленность, протяженность, ширина и степень