Вертикальная интеграция: ее направленность, протяженность, ширина и степень

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 11:54, курсовая работа

Описание работы

Рыночные процессы и конкуренция в торговле способствовали развитию интеграции в отрасли, переходу от неорганизованной ее формы к цивилизованным интегрированным структурам. Однако развитие интеграционных процессов в торговле на разных уровнях управления осуществляется, по нашему мнению, стохастически - без разработки концепции развития интеграции и без увязки интеграционных процессов на макро-, мета- и микроуровне. Научные исследования в области торговли в основном сосредоточены на выделении и прогнозировании тенденций ее развития. Вместе с тем до настоящего времени недостаточно изученными остаются вопросы отраслевой интеграции и ее комплексной оценки, в торговле.

Файлы: 1 файл

интеграция.doc

— 177.50 Кб (Скачать файл)

 

Выгоды и издержки вертикальной интеграции.

Издержки ВИ:

отказ от разделения труда и специализации может снизить эффективность производства и привести к росту издержек на единицу продукции. Поэтому может оказаться, что издержки самостоятельного производства для фирмы окажется выше, чем цена, по которой данный товар можно было бы купить на рынке.

Усложнение процесса управления вместе с увеличением масштаба фирмы, т.е. рост издержек на управление.

Слияние и/или поглощение сопряжены со значительными расходами (как явными, так и неявными) на совершение такого рода сделок.

ВИ создает барьеры входа на рынок и монопольную власть фирм-продавцов.

ВИ, объединяющая поставщиков промежуточной и производителей конечной продукции на любом этапе технологической цепочки снижает фактическую и потенциальную конкуренцию на рынках как промежуточной, так и конечной продукции. На рынках промежуточной продукции доступ новых покупателей ограничен невозможностью заключения контрактов с фирмами, включенными в вертикально интегрированную структуру, или неблагоприятными условиями этих контрактов.  Если вертикально интегрированные фирмы объединяют только часть поставщиков промежуточной продукции, повышается монопольная (монопсоническая) власть не вовлеченных в объединение фирм. На рынках конечной продукции вертикально интегрированная фирма обладает преимуществом в издержках, позволяющим повысить монопольную власть.

Учитывая перечисленные издержки ВИ, ее целесообразность должна быть обусловлена серьезными соображениями.

Выгоды от ВИ:

ВИ снижает трансакционные издержки. Экономия на трансакционных издержках (по О.Уильямсону) бывает пяти видов:

которые возникают при заключении договоров ( вполне определенный и небольшой выигрыш);

которые возникают при производстве продуктов, спрос на которые в будущем полностью не определен: снижается риск инвестиционных программ поставщика промежуточной продукции;

снижается также риск безответственности поведения со стороны одной из сторон контракта, что особенно актуально в случае неопределенности относительно технологии и издержек производства конечной продукции;

при использовании фирмой специализированных активов (рынок специализированных активов не может быть конкурентным);

при асимметрии информации о качестве поставляемого оборудования и промежуточной продукции

Решение проблемы «двойной надбавки», или «двойной маржинализации». Эта проблема возникает в случае, кргда и рынок прмежуточной, и рынок конечной продукции являются рынками несовершенной конкуренции. Рассмотрим общий случай – олигополию на рынках промежуточной и конечной продукции.

На рынке промежуточной продукции (назовем ее рынком А) действует m продавцов, а на рынке конечной продукции (рынок В) – n производителей, одновременно являющихся продавцами. Технология производства продукта В такова, что одна единица промежуточного продукта А необходима для производства единицы конечного продукта В. Для производства продукта В требуется еще и промежуточный труд С. Производственная функция товара В – функция Леонтьевского типа: В=min{A,C}. Предположим, что все n фирм на рынке В идентичны. Объем продаж отрасли складывается из выпуска каждого производителя так, что  , где i = 1,…,n; qBi – выпуск каждой фирмы на рынке.

 

MCB = ( PA + PB )

 

Условие максимизации прибыли фирмы на рынке В:

 

, Ed – эластичность рыночного спроса на конечный продукт.

функция спроса на товар А со стороны одного продавца на рынке конечной продукции, причем – предельная выручка продавца на рынке конечной продукции.

Пусть на рынке действуют фирмы-монополисты (n=1, m=1).

Если они принимают решения независимо друг от друга, на рынке промежуточной продукции монополист устанавливает цену РА, на рынке конечной продукции другой монополист – цену РВ, всего на рынке продается количество Q*. Если фирмы объединяться в вертикально интегрированную компанию, затраты производителя конечной продукции на промежуточный продукт А понизятся, объем рыночных продаж увеличится, цена конечной продукции понизится, выигрыш потребителя на рынке В повысится, а суммарная прибыль на рынке С понизится.

Если мы сравним обе ситуации, то обнаружим, что для производителей конечной продукции «двойная максимизация прибыли» в условиях неинтегрированных фирм невыгодна: в этом случае при равновесной цене на рынке остаются покупатели, чья максимальная готовность платить за товар В настолько велика, что производство и продажа дополнительных единиц конечной продукции принесли бы фирме дополнительную прибыль. В случае вертикально интегрированной компании объем прибыли оказывается выше, чем суммарная прибыль производителей конечной и промежуточной продукции при отсутствии вертикальной интеграции.

Если мы рассмотрим рынки промежуточной и конечной продукции как рынки не монополии, а олигополии (m>1, n>1), ситуация изменится не принципиально. Однако по мере роста числа компаний на рынке и приближения рынка к совершенно конкурентному, выигрыш ит ВИ сокращается. В конце концов при достаточно большом числе фирм на рыне ВИ не приносит дополнительной прибыли.

2) Если ресурсы, используемые в производстве конечного продукта являются взаимозаменяемыми, то замещение относительно более дорогого ресурса менее дорогим создает дополнительные стимулы к ВИ (ВИ с поставщиком более дешевого ресурса).

3) ВИ позволяет снизить давление государственного регулирования, в том числе уменьшить объем налоговых отчислений. ВИ также позволяет манипулировать объемом полученной прибыли, распределяя ее между подразделениями фирмы, что важно в том случае, когда государство вводит ограничения на норму прибыли некоторых продуктов или услуг компании. В рамках вертикально интегрированных компаний сумма уплаченных косвенных налогов (например, НДС) будет ниже, чем сумма, которая была бы уплачена самостоятельными компаниями. ВИ зачастую дает возможность обойти установленную государством максимальную границу цен на продукцию.

4) ВИ дает возможность диверсификации производства, которая позволяет снизить общий риск хозяйствования.

5) возможность снизить потери от монопольной власти: так, независимые поставщики с/х продукции, сталкиваясь с закупочной фирмой, обладающей монопсонической властью, повысят прибыль, объединившись в кооператив и построив предприятие по переработке с/х продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, компании, прошедшие интеграцию на любом рынке получают ряд конкурентных преимуществ. Интеграция позволяет компании получать клиентов других компаний, входящих в объединения.

Интегрирование предприятий позволяет снизить издержки компании, получить новые возможности на рынке, увеличить долю рынка, стать более весомым конкурентом.

В настоящее время интеграция в торговле проявляется в глобализации торговли. Материальные, трудовые и финансовые ресурсы сосредоточены на крупных предприятиях и в объединениях отрасли. При этом крупный торговый капитал оказывает заметное влияние на производителей товаров, конкурентов, формирование спроса потребителей, уровень цен на товары и услуги, ограничивает свободную конкуренцию на рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1.      Экономика. Липсиц И.В. М.: Омега-Л, 2006. — 656 с.

2.      Басовский Л.Е. Экономика отрасли. Учебное пособие М., Инфра-М, 2009, 144 стр.

3.      Седов В.В. Экономическая теория: В 3 ч. Ч.1: Введение в экономическую теорию. Ч.2: Микроэкономика. Ч.3: Макроэкономика. Учеб. пособие / Чeляб. гoс. ун-т. Челябинск, 2002. - Ч.1 - 115 с., ч.2 - 115 с., ч.3 - 115 с.

4.      Экономика отрасли: торговля и общественное питание: Учебное пособие - ("ПРОФИль") (ГРИФ) /Карпенко Е.А., Ларионова В.А., Ольхова Л.А., Падалка Е.А., Пешкова Т.А.: Инфра-М, Альфа-М, 2010. – 221 с.

5.      http://www.ozon.ru

6.      http://www.ekoslovar.ru

7.      http://vocable.ru



Информация о работе Вертикальная интеграция: ее направленность, протяженность, ширина и степень