Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2013 в 15:19, курсовая работа
ХХ век в мировом экономическом развитии без сомнения можно назвать веком
конкуренции. Именно в этом цикле явление конкуренции приобрело международную
и глобальную значимость. Получили апробацию и доказали свою значимость слова
авторов "Экономикс" К.Р.Макконнелла и С.Л.Брю: "Конкуренция представляет
собой основную регулирующую силу при капитализме".
1. Введение 3
2. Определение конкуренции как экономического явления 4
3. Функции конкуренции 7
4. Виды конкуренции 8
5. Совершенная конкуренция 14
6. Несовершенная конкуренция 16
7. Конкуренция и монополизм в условиях рынка современной
России
27
8. Заключение 32
9. Литература, использованная при написании работы 33
Содержание
1.
Введение
2. Определение конкуренции как экономического явления 4
3.
Функции конкуренции
4.
Виды конкуренции
5.
Совершенная конкуренция
6.
Несовершенная конкуренция
7. Конкуренция и монополизм в условиях рынка современной
России
27
8.
Заключение
9. Литература, использованная при написании работы 33
1. Введение
ХХ век в мировом экономическом развитии без сомнения можно назвать веком
конкуренции. Именно в этом
цикле явление конкуренции
и глобальную значимость. Получили апробацию и доказали свою значимость слова
авторов "Экономикс" К.Р.Макконнелла и С.Л.Брю: "Конкуренция представляет
собой основную регулирующую силу при капитализме".
Об актуальности современного изучения конкуренции даже не приходится и
говорить. Это видно из самой теории, из тех многочисленных работ, авторы
которых изучали проблему взаимодействия субъектов рынка. В современном мире
чуть ли не каждый человек просто обязан представлять себе, что означает это
понятие. Человек не может обойтись без конкуренции. Будь то простая покупка
товаров, или выбор туристической фирмы, или попытка продать что-либо из
своего имущества, или поступление в ВУЗ — человек всегда либо конкурирует с
другими людьми, либо сам выбирает того или иного субъекта из конкурирующих.
Знания о конкуренции помогают людям выжить в их достаточно трудной жизни. В
частности, представляя себе формы неценовой конкуренции, предпринимателю
легче будет продвигаться к успеху.
Динамика экономического развития мирового сообщества свидетельствует об
основополагающей роли конкуренции для экономики любой страны. Развитие
экономической сферы нашей страны свидетельствует о том, чем грозит невнимание
и непонимание значения конкуренции в экономических отношениях.
Рассмотрение категории «конкуренция» представляет интерес также потому, что
само отношение к содержанию
термина «конкуренция» в
совсем недавно претерпело кардинальное изменение. Конкуренция и все процессы,
связанные с ней (демонополизация), новы для России и потому их изучение важно
и актуально. Изучение конкуренции содержит в себе большую практическую пользу
и необходимо в современном мире.
Целью данной работы является рассмотрение конкуренции с разных сторон,
определение ее функций в экономике, а также выявление основных видов. При
рассмотрении видов конкуренции по типу рыночных структур большое внимание
уделено несовершенной конкуренции, её видам, признакам, достоинствам и
недостаткам, так эта форма конкуренции сейчас наиболее распространена. Также
в работе затронут вопрос конкуренции в России, очень серьёзная проблема для
нашей страны сегодня.
2. Определение конкуренции как экономического явления
Конкуренция – (от лат. Concurrere – сталкиваться) – борьба
независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это
экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими
на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей
продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей.
Существуют и другие определения конкуренции. Ф.Перру определяет конкуренцию
как “действие постоянной угрозы подрыва господства и постоянного его
пересмотра в рамках таких правил игры, которые обеспечивают творчество и
отбор”. Человек всегда стремится продать подороже, а купить подешевле,
сделать себе выгоду. Но данная личность не одинока. Поэтому и приходится нам
постоянно сталкиваться с конкуренцией. «Строгое значение понятия
«конкуренция», очевидно, заключается в том, что один человек состязается с
другим, особенно при продаже или покупке чего-либо». А. Маршалл, написавший
эти строки, под «человеком», как представляется, понимал субъект рынка.
В литературе, посвященной данной проблеме, присутствует три подхода к
определению конкуренции.
Первый определяет конкуренцию как состязательность на рынке. Такой подход
характерен для отечественной литературы.
Второй подход рассматривает
конкуренцию как элемент
который позволяет уравновесить спрос и предложение. Этот подход характерен
для классической экономической теории.
Третий подход определяет конкуренцию как критерий, по которому определяется
тип отраслевого рынка. Этот подход основывается на современной теории
морфологии рынка.
Первый подход основывается на повседневном понимании конкуренции как
соперничества за достижение лучших результатов на каком-либо поприще.
Конкуренция, хотя и в различной интерпретации, все же определяется как
соперничество экономических субъектов. Вот наиболее типичные определения:
Ø состязательность хозяйствующих субъектов, предпринимателей,
когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности каждого
из них воздействовать
на общие условия обращения
стимулируют производство тех товаров, которые требуются потребителю;
Ø состязательность на рынке в условиях отсутствия монополии;
Ø состязательные, сопернические отношения между двумя или
несколькими экономическими субъектами хозяйственной деятельности,
проявляющиеся в виде стремления каждого из них обойти других в достижении
единой цели, получить более высокий результат, оттеснить соперника;
Ø это особый
по замыслу вид честной
которой при наличии в принципе равных шансов у каждой из претендующих сторон
верх одерживает более умелая, предприимчивая, способная сторона;
Ø соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие
условия производства, купли и продажи товаров;
Ø соперничество на рынке между производителями товаров и услуг за
долю рынка, получение максимальной прибыли или достижение иных конкретных
целей;
Для литературы советского периода характерно отрицательное отношение к
конкуренции в целом. Конкуренция определяется как «антагонистическая форма
экономического соревнования частных товаропроизводителей. Наибольшее развитие
конкуренция получает в условиях капиталистического способа производства. Цель
конкуренции - борьба за получение возможно большей прибыли. В ходе
конкуренции происходит массовое разорение мелких и средних
товаропроизводителей, банкротства предприятий».
В более поздней отечественной литературе отношение к конкуренции изменилось
на диаметрально противоположное. Например, «конкуренция - естественная черта
рыночных отношений. В условиях здоровой конкуренции в выигрышном положении
оказываются потребители; в интересах получения прибыли поставщики,
изготовители продукции и продавцы вынуждены стремиться к лучшему
удовлетворению запросов покупателей».
В рамках классической экономической теории конкуренция рассматривается как
неотъемлемый элемент рыночного механизма. А. Смит трактовал конкуренцию как
поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели
соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно.
Конкуренция - это та самая «невидимая рука» рынка, которая координирует
деятельность его участников.
Конкуренция выступает в качестве силы, обеспечивающей взаимодействие спроса и
предложения, уравновешивающей рыночные цены. В результате соперничества
продавцов и покупателей устанавливается общая цена на однородные товары и
конкретный вид кривых спроса и предложения. «Конкуренция обеспечивает
функционирование рыночного механизма ценообразования».
Конкуренция - механизм регулирования пропорций общественного
производства. Через механизм
межотраслевой конкуренции
капиталов из отрасли в отрасль.
В современной микроэкономической теории конкуренция понимается как некое
свойство рынка. Такое понимание возникло в связи с развитием теории
морфологии рынка. В зависимости от степени совершенства конкуренции на рынке
выделяются различные типы рынков, для каждого из которых свойственно
определенное поведение экономических субъектов. Под конкуренцией здесь
подразумевается не соперничество, а скорее, степень зависимости общих
рыночных условий от поведения отдельных участников рынка.
Понятие конкуренции настолько многозначно, что оно не охватывается каким-либо
универсальным определением. Это и способ хозяйствования, и такой способ
существования капитала, когда один капитал соперничает с другим капиталом. В
конкуренции усматривается как главная сущностная черта, свойство товарного
производства, так и способ развития. Кроме того, конкуренция выступает в роли
стихийного регулятора общественного производства.
Следствием конкуренции является, с одной стороны, обострение производственных
и рыночных отношений, а с другой - повышение эффективности хозяйственной
деятельности, ускорение НТП.
Конкуренция относится к неконтролируемым факторам, которые воздействуют на
деятельность организации, которые не могут управляться организацией.
3. Функции конкуренции
Рассмотрев сущность конкуренции, перейдём к характеристике её роли на рынке.
Во-первых, конкуренция способствует установлению равновесной цены, уравнению
спроса и предложения. На чисто конкурентном рынке отдельные фирмы
осуществляют незначительный контроль над ценой продукции, имеют настолько
небольшую часть от общего объёма производства, что увеличение или уменьшение
её выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на цену товара.
Производитель, равно как и покупатель, всегда должен ориентироваться на
рыночную цену. Таким образом, конкуренция способствует достижению компромисса
между продавцами и покупателями. Здесь можно отметить и то, что конкуренция
создаёт тождество частных и общественных интересов. “Фирмы и поставщики
ресурсов, добивающиеся увеличения собственной выгоды и действующие в рамках
остроконкурентной борьбы, одновременно как бы направляемые “невидимой рукой”-
способствуют обеспечению государственных, или общественных интересов”(
“Экономикс” ).
Во-вторых, конкуренция поддерживает общественно нормальные условия
производства и реализации товаров и услуг. Она как бы подсказывает
товаропроизводителям, сколько капитала они должны вложить в производство того
Информация о работе Виды неценовой конкуренции в различных рыночных структурах