Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2013 в 15:19, курсовая работа
ХХ век в мировом экономическом развитии без сомнения можно назвать веком
конкуренции. Именно в этом цикле явление конкуренции приобрело международную
и глобальную значимость. Получили апробацию и доказали свою значимость слова
авторов "Экономикс" К.Р.Макконнелла и С.Л.Брю: "Конкуренция представляет
собой основную регулирующую силу при капитализме".
1. Введение 3
2. Определение конкуренции как экономического явления 4
3. Функции конкуренции 7
4. Виды конкуренции 8
5. Совершенная конкуренция 14
6. Несовершенная конкуренция 16
7. Конкуренция и монополизм в условиях рынка современной
России
27
8. Заключение 32
9. Литература, использованная при написании работы 33
или иного товара. Предположим, что один продавец затратил на производство
какого-нибудь товара больше средств, чем другой. При такой ситуации, когда на
рынке установится равновесная цена на данный вид товара, больше прибыли будет
иметь последний продавец, то есть тот, кто произвёл товар по более низкой
себестоимости. А при избытке данного вида товара произойдёт, как уже
отмечалось, резкое падение цен, и продавец, затративший на производство много
средств, понесёт убытки. Таким образом, конкуренция поддерживает нормальные
для всего общества условия производства. Макконнелл отмечает, что “ в
условиях чистой конкуренции руководствующиеся мотивом прибыли предприниматели
будут производить каждый товар до той точки, в которой цена и предельные
издержки уравниваются”. Из этого следует вывод, что в условиях конкуренции
ресурсы распределены эффективно.
В-третьих, конкуренция стимулирует научно-технический прогресс и повышение
эффективности производства. Так как конкуренция служит уравнительницей цен,
то можно сделать вывод, что при рыночном соперничестве будет побеждать тот,
кто имеет товары высокого качества и максимально низкой себестоимостью. А для
этого необходимо постоянно
обновлять условия
большие капиталовложения на совершенствование техники. В настоящее время
встречается много находчивых предпринимателей, которые готовы пойти на риск
при производстве товаров
с применением новой
развитии конкуренции с каждым годом повышается эффективность производства.
В-четвёртых, при противоборстве субъектов рынка усиливается их социально-
экономическое расслоение.
В конкуренции участвует
собственников, которые только начинают вести свою хозяйственную деятельность.
Многие из них, не имея достаточного капитала, современных средств
производства и других ресурсов, не могут выдержать этого соперничества и
через некоторое время терпят убытки, разоряются. И лишь немногие из них
наращивают свою экономическую мощь, расширяют предприятия и становятся
полноправными и довольно значимыми и уважаемыми субъектами рынка.
4. Виды конкуренции
Существует множество критериев и подходов к классификации конкуренции. В
данной работе представлены некоторые из многочисленных классификаций.
Ø В данной схеме показана основная, самая популярная
классификация: по состоянию рынка и по способам соперничества.
|
Конкуренция может существовать только при определённом состоянии рынка.
Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определённых показателей
состояния рынка. Основными показателями являются:
1) Количество фирм (хозяйственных, промышленных, торговых
предприятий, имеющих права юридического лица), поставляющих товары на рынок;
2) Дифференциация товаров (придание определённому виду товара
одного и того же назначения разных индивидуальных особенностей - по фабричной
марке, качеству, цвету и др.);
3) Свобода вхождения предприятия на рынок и выхода из него;
4) Доступность информации
5) Контроль над рыночной ценой
6) Неценовая конкуренция
7) Сектор экономики, в котором преобладает данная структура.
Вышеизложенные характеристики рыночных структур можно записать кратко в
следующие таблицы:
Чистая конкуренция | |
Характеризуется: |
1. Множеством мелких фирм. 2. Однородностью продукции. 3. Отсутствием затруднений на вход и выход (из отрасли). 4. Равным доступом ко всем видам информации. 5. Отсутствует, действуют цены спроса и предложения. 6. Отсутствует 7. Финансовые рынки и
рынки некоторых |
Монополистическая конкуренция | |
Характеризуется: |
1. Множеством мелких фирм. 2. Неоднородностью продукции. 3. Отсутствием затруднений на вход и выход (из отрасли). 4. Несколько ограниченным доступом к информации. 5. Некоторый, в довольно узких рамках. 6. Значительный упор на
рекламу, торговые знаки, 7. Розничная торговля (бензин,
персональные компьютеры и т.д. |
Олигополия (Дуополия) | |
Характеризуется: |
1. Небольшим числом крупных фирм. 2. Неоднородностью (или однородностью) продукции. 3. Возможными затруднениями при выходе (из отрасли). 4. Несколько ограниченным доступом к информации. 5. Ограниченный взаимной зависимостью: при тайном сговоре. 6. Очень типична, особенно при дифференциации продукта 7. Сталелитейная, химическая,
авиационная, автомобильная |
Монополия | |
Характеризуется: |
1. Одной фирмой. 2. Уникальностью продукции. 3. Практически не преодолимыми барьерами на вход. 4. Несколько ограниченным доступом к информации. 5. Значительный 6. В основном реклама,
связи фирмы с общественными
организациями ( 7. Местные телефонные сети, электро- и газоснабжение |
Ø В экономике принято разделять конкуренцию по
ее методам на ценовую и неценовую, или конкуренцию на основе цены
и конкуренцию на основе качества (потребительной стоимости).
Ценовая конкуренция восходит к тем далеким временам свободного
рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по
самым разнообразным ценам. Снижение цены было той основой, с помощью которой
промышленник (торговец) выделял свой товар, привлекал внимание к нему и, в
конечном счете, завоевывал себе желаемую долю рынка.
Когда рынки монополизированы,
разделены между собой
крупных фирм, захватившим ключевые позиции, производители стремятся возможно
дольше удержать цены постоянными, чтобы, целенаправленно снижая себестоимость
и расходы на маркетинг, обеспечить возрастание прибыли (максимизацию). На
монополизированных рынках цены теряют эластичность. Это не значит, конечно,
что на современном рынке не ведется «война цен» - она существует, но не
всегда в явной форме. «Война цен» в открытой форме возможна лишь до того
момента, пока фирма не исчерпывает резервы снижения себестоимости товара,
вытекающие из расширения масштаба массового производства («Тексас
инструментс» установила в 1972 году цену на портативный калькулятор 149,95
долларов, а в 1977 году снизила ее до 6-7 долларов) и соответствующего
повышения массы прибыли.
Когда же установилось равновесие, новая попытка снизить цену приводит к тому,
что конкуренты реагируют точно также: позиции фирм на рынке не претерпевают
изменений, однако норма прибыли падает, финансовое состояние фирм в
большинстве случаев ухудшается, а это ведет к снижению инвестиций в
обновление и расширение основных фондов, в итоге спад производства
усиливается, вместо ожидаемых побед и вытеснения конкурентов наступают
неожиданные разорения и банкротства.
Вот почему в наши дни нередко наблюдается не снижение цен по мере развития
НТП, а их повышение: прирост цен зачастую не адекватен улучшению
потребительских свойств товаров, которое невозможно отрицать.
Ценовая конкуренция применяется главным образом фирмами – аутсайдерами в
борьбе с монополиями, для соперничества с которыми у аутсайдеров нет сил и
возможности в сфере неценовой конкуренции. Кроме того, ценовые методы
используются для
пренебрегают и монополии там, где они не обладают абсолютным преимуществом),
а также для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта.
При прямой ценовой конкуренции фирмы широко оповещают о снижении цен на
выпускаемые и имеющиеся на рынке товары: например, в 1982 году «Дейта
Дженерал» снизила цену на одно из запоминающих устройств на 68%, «Перкин -
Элмерс» - на 61%, «Хьюлетт - Паккард» на 37,5%, в результате чего средний
уровень цен упал с 20 долларов (начало 1981г.) до 5 долларов (середина 1982
г.).
При скрытой ценовой конкуренции фирмы вводят новый товар с существенно
улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально
мало: так, «Крейт Ресерч» выпустила в 1976 году компьютер производительностью
1 млн. операций/сек. и ценой 8,5 млн. долларов, а в 1982 году – компьютер,
производительность которого в три раза выше, а цена повысилась только на 15%.
Неценовая конкуренция выдвигает на первый план более высокую, чем
у соперников, надежность, меньшую «цену потребления», более современный дизайн
и так далее. «Американские покупатели готовы переплатить 1 – 2 тыс. долларов за
хорошо зарекомендовавший себя японский автомобиль, чем покупать аналогичную
машину местного производства». Более эффективной и более современной формой
конкурентной борьбы является борьба за качество предлагаемого на рынок товара.
Поступление на рынок продукции более высокого качества или новой потребительной
стоимости затрудняет ответные меры со стороны конкурента, т.к. "формирование"
качества проходит длительный цикл, начинающийся с накопления экономической и
научно-технической информации. В качестве примера можно привести тот факт, что
известная японская фирма "SONY" осуществляла разработку видеомагнитофона
одновременно по 10 конкурирующим направлениям.
К числу неценовых методов относят также предоставление большого комплекса
услуг (в том числе обучение персонала), бесплатное сервисное обслуживание,
зачет старого сданного товара в качестве первого взноса за новый, поставку
оборудования на условиях «готовая продукция в руки». Меньшее
энергопотребление, сниженная металлоемкость, предотвращение загрязнения
природы и другие аналогичные улучшенные потребительские свойства выдвинулись
в последнее десятилетие на ведущее место в перечне неценовых аргументов в
пользу товара.
В настоящее время получили очень большое развитие различного рода
маркетинговые исследования, целью которых является изучения запросов
потребителя, его отношения к тем или иным товарам, т.к. знание производителем
подобного рода информации позволяет ему более точно представлять будущих
покупателей его продукции, более точно представлять и прогнозировать ситуацию
на рынке в результате его действий, уменьшать риск неудачи и т.д.
В связи с большим влиянием на общественность средств массовой информации,
прессы реклама является
важнейшим методом ведения
с помощью рекламы фирмы не только доносят до покупателей
информацию о потребительных свойствах своих товаров, но и формируют
доверие к своей товарной, ценовой, сбытовой политике, стремясь создать образ
фирмы как «хорошего гражданина» той страны, на рынке которой предприниматель
выступает во внешней торговле.
С помощью рекламы можно
формировать мнение потребителей о том или ином товаре, причем как в лучшую,
так и в худшую стороны, в качестве доказательства можно привести следующий
пример:
Во времена существования ФРГ у западногерманских потребителей большим
спросом пользуется французское
пиво. Западногерманские
все, чтобы не допустить французское пиво на внутренний рынок ФРГ. Ни реклама
немецкого пива, ни патриотические призывы "немцы, пейте немецкое пиво", ни
манипулирование ценами ни к чему не привели. Тогда пресса ФРГ стала делать
упор на то, что французское пиво содержит различные вредные для здоровья
химические вещества, в то время как немецкое якобы является исключительно
чистым продуктом. Начались различные акции в прессе, арбитражные суды,
Информация о работе Виды неценовой конкуренции в различных рыночных структурах