Виды неценовой конкуренции в различных рыночных структурах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2013 в 15:19, курсовая работа

Описание работы

ХХ век в мировом экономическом развитии без сомнения можно назвать веком
конкуренции. Именно в этом цикле явление конкуренции приобрело международную
и глобальную значимость. Получили апробацию и доказали свою значимость слова
авторов "Экономикс" К.Р.Макконнелла и С.Л.Брю: "Конкуренция представляет
собой основную регулирующую силу при капитализме".

Содержание работы

1. Введение 3
2. Определение конкуренции как экономического явления 4
3. Функции конкуренции 7
4. Виды конкуренции 8
5. Совершенная конкуренция 14
6. Несовершенная конкуренция 16
7. Конкуренция и монополизм в условиях рынка современной
России
27
8. Заключение 32
9. Литература, использованная при написании работы 33

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 118.78 Кб (Скачать файл)

медицинские экспертизы, В  результате всего этого спрос  на французское пиво

все-таки упал - на всякий случай немцы перестали покупать французское  пиво.

Ø      Исходя из степени дифференциации товара конкуренция

подразделяется на однородную, гомогенную ( без дифференциации )

и разнородную, гетерогенную ( с дифференциацией ).

Ø      Конкуренция  подразделяется на открытую и

закрытую и полузакрытую, если учитывать степень

свободного  проникновения в отрасль.

Ø                  Поскольку конкуренты способны очень  сильно влиять

на выбор фирмой того или  иного рынка, на котором она будет  пытаться работать,

можно выделить конкуренцию  трех видов:

Функциональная  конкуренция возникает потому, что любую

потребность, вообще говоря, можно удовлетворить совершенно различными

способами. И, соответственно, все товары, обеспечивающие такое  удовлетворение,

являются функциональными  конкурентами: находящиеся в магазине спортивных

принадлежностей изделия, например, именно таковы. Функциональную конкуренцию

приходится учитывать, даже если фирма является производителем поистине

уникального товара.

Видовая конкуренция – следствие того, что имеются товары,

предназначенные для одной  и той же цели, но различающиеся  каким-то важным

параметром. Таковы, например, легковые 5-и местные автомобили одного класса, но

с разными по мощности двигателями.

Предметная конкуренция – результат того, что фирмы выпускают, по

сути, идентичные товары, различающиеся  лишь качеством изготовления или  даже

одинаковые по качеству. Такая конкуренция иногда называется межфирменной, что в

некоторых случаях верно, однако, следует иметь в виду, что межфирменными обычно

являются и два других вида конкуренции.

Ø                  Эффективная конкуренция.

По поводу понятия эффективной  конкуренции существуют различные  мнения.

Й.Шумпетер считает, что эффективная конкуренция возможна лишь в условиях

динамичной экономики, где  непрерывный поток нововведений трансформирует

статическую ситуацию. Динамическую конкуренцию, стимулируемую стремлением  к

получению сверхприбылей  за счет преимущества в издержках  и качестве самого

продукта, Шумпетер и называл эффективной конкуренцией. Таким образом, с точки

зрения экономического роста  конкуренция представляет собой  соперничество

старого с новым: новые  товары, новые технологии, новые  источники обеспечения

потребностей, новые типы организации.

Ø      В зависимости  от степени антагонизма выделяют

конкуренцию без крайностей и с нарушением норм

действующего  законодательства

Ø      Разновидности  конкуренции в зависимости от степени

цивилизованности: строгая, по заранее определенным правилам; по

прецедентам; без  правил (недобросовестная)

Недобросовестная конкуренция  определяется следующим образом:

действия хозяйствующих  субъектов по дискредитации конкурентов. Они включают в

себя:

·        распространение  ложных или неточных сведений о конкуренте;

·        введение в заблуждение потребителей относительно характера, способа,

места изготовления товара и его качества;

·        незаконное использование товарного знака  конкурента, его фирменного

наименования или маркировки;

·        реклама  товара, не отвечающего требованиям  качества;

·        искажение  в рекламной информации сведений об истинных свойствах товара;

·        некорректное сравнение товаров и т.д.

К незаконным методам неценовой  конкуренции также относятся  промышленный

шпионаж, переманивание специалистов, владеющих производственными секретами,

выпуск товаров, внешне ничем  не отличающихся от изделий-подлинников, но

существенно худших по качеству, а поэтому обычно на 50% более дешевых,

закупка образцов с целью  их копирования. По свидетельству французского МОСИ,

наиболее активны «фирмы-имитаторы», находящиеся в Марокко, Гонконге, на

Тайване, в Турции, на Сингапуре, в Южной Корее, Японии, Швейцарии, Мексике,

Бразилии.

Ø      Э. Чемберлин предложил использовать для классификации рынков два

критерия - взаимозаменяемость товаров, предлагаемых разными

предприятиями, и взаимозависимость этих предприятий.

Первый критерий может  быть представлен коэффициентом  ценовой перекрестной

эластичности спроса на товары, предлагаемые предприятиями. Второй -

коэффициентом объемной или  количественной перекрестной эластичности. Первый

характеризует влияние изменения  цены j-го предприятия на выпуск i-го, второй

- влияние выпуска j-го  предприятия на цену i-го. Чем выше  коэффициент ценовой

перекрестной эластичности спроса, тем выше однородность выпускаемых

предприятиями товаров (их взаимозаменяемость). Чем выше количественная

перекрестная эластичность, тем более жесткая взаимозависимость  предприятий.

Дж. Блейн добавил третий критерий - условие входа на рынок (Е), которое

определяется относительным  превышением действительной цены товара PL его

конкурентной цены, равной средним общим затратам длительного  периода Pc:

Е = ( PL - Pc)\ Pc.

Чем выше Е, тем привлекательнее рынок, тем вероятнее вход на рынок. В случае

монополии, как правило Е>0, но вход на рынок блокирован.

 

5.             Совершенная конкуренция

 

Существует множество  определений термина "совершенная конкуренция":

q       жесткая конфликтная состязательность хозяйствующих субъектов, когда

ни один из них не в  состоянии оказать решающего  влияния на общие условия

реализации однородного  товара на данном рынке;

q       состязание экономических субъектов на товарном рынке, при котором ни

один из них не в состоянии  оказать решающее влияние на общие  условия

реализации однородного  товара на данном рынке;

q       вид отраслевого рынка, на котором много фирм продает стандартный

товар и ни одна из фирм не имеет достаточно большой доли рынка, чтобы влиять

на цену продукта. Цена для  каждой фирмы считается заданной рынком. Вход в и

выход из отрасли свободны;

q       состязательность большого числа мелких покупателей и продавцов,

каждый из которых обладает достаточно полной рыночной информацией, а потому

ни один из них не может  контролировать рыночный спрос, поставку товара на

рынок или цену на него. Продукт  стандартный. Барьеров входа-выхода нет;

q       характеристика рынка, где много фирм продают стандартный товар, и ни

одна из них не имеет  достаточной доли, чтобы контролировать рынок и цены.

Совершенная (свободная) конкуренция основана на частной

собственности и хозяйственной  обособленности. Она предполагает, что на рынке

имеется множество независимых  фирм, самостоятельно решающих, что  создавать и в

каких количествах.

Джоан Вайолет Робинсон в своей работе «Экономическая теория несовершенной

конкуренции» дает следующую  характеристику совершенной конкуренции:

«Совершенная конкуренция  преобладает тогда, когда спрос  на продукцию каждого

производителя абсолютно  эластичен. Отсюда следует, во-первых, что число

продавцов велико, и объем  производства любого из них составляет ничтожно

малую долю от общего выпуска  данной продукции: во-вторых, что все  покупатели

находятся в одинаковом положении  в отношении возможности выбирать между

конкурирующими продавцами, так что на рынке господствуют отношения

совершенной конкуренции».

В целом, как следует из определений, модель совершенной конкуренции

характеризуется пятью признаками:

1)      Наличие  большого числа экономических  агентов, продавцов и покупателей;

2)      Максимальная  информированность продавцов и  покупателей о товарах и

ценах.

3)      Ни один  из продавцов или покупателей  не в состоянии повлиять на

рыночную цену и друг на друга;

4)      Однородность  продаваемой продукции;

5)      Свободный  вход на рынок и выход с  него;

Первые три признака характеризуют  чистую конкуренцию. К понятию чистой

конкуренции близко понятие работающей конкуренции, которое может

быть определено следующими признаками:

¨      Крупнейшая фирма производит незначительный объем  продаж (покупок)

всего рынка;

¨      Высокая  степень мобильности ресурсов между  рынками;

¨      Отсутствие или незначительная величина необратимых  издержек

(постоянных издержек  организации производства);

¨      Наличие  потенциальных конкурентов.

Условие того, что доступ на рынок никем и ничем не ограничен  предполагает

возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применить

свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли  хозяйства.

Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации и  иметь

возможность купить товары и услуги на любом рынке. Соблюдение же всех условий

обеспечивает свободную  связь между производителями  и потребителями.

Совершенная конкуренция  является также условием формирования рыночного

механизма, образования цен  и самонастройки экономической  системы через

достижение равновесного состояния, когда эгоистические  побуждения отдельных

индивидов к получению  собственной экономической выгоды обращаются на благо

всего общества. Нетрудно видеть, что ни один реальный рынок не удовлетворяет

всем перечисленным условиям. Поэтому схема совершенной конкуренции  имеет в

основном теоретическое значение. Однако она является ключом к пониманию

более реальных рыночных структур. И в этом ее ценность.

 

6.             Несовершенная конкуренция

 

a)    Определение

Несовершенная конкуренция определяется следующим образом:

·        рынок, на котором не соблюдается хотя бы один из признаков

совершенной конкуренции;

·        характеристика рынка, где два или более продавцов, обладая некоторым

(ограниченным) контролем  над ценой, конкурируют между  собой за продажи;

·        рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет

свою способность воздействовать на рыночную цену.

Так как модель совершенной  конкуренции является теоретической  абстракцией, то

все реально существующие рынки в той или иной степени  несовершенны.

b)    Причины и история возникновения

Несовершенная конкуренция  существовала всегда, но особенно обострилась  в

конце XIX – начале XX в. в  связи с образованием монополий. В этот период

происходит концентрация капитала, возникают акционерные  общества, усиливается

контроль за природными, материальными и финансовыми  ресурсами. Монополизация

экономики явилась закономерным следствием большого скачка в концентрации

промышленного производства под воздействием научно – технического прогресса.

Профессор П. Самуэльсон особо подчёркивает это обстоятельство: « Экономике

крупного производства, возможно, присущи определённые факторы, ведущие  к

монополистическому содержанию организации бизнеса. Это особенно наглядно

Информация о работе Виды неценовой конкуренции в различных рыночных структурах