Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2013 в 15:19, курсовая работа
ХХ век в мировом экономическом развитии без сомнения можно назвать веком
конкуренции. Именно в этом цикле явление конкуренции приобрело международную
и глобальную значимость. Получили апробацию и доказали свою значимость слова
авторов "Экономикс" К.Р.Макконнелла и С.Л.Брю: "Конкуренция представляет
собой основную регулирующую силу при капитализме".
1. Введение 3
2. Определение конкуренции как экономического явления 4
3. Функции конкуренции 7
4. Виды конкуренции 8
5. Совершенная конкуренция 14
6. Несовершенная конкуренция 16
7. Конкуренция и монополизм в условиях рынка современной
России
27
8. Заключение 32
9. Литература, использованная при написании работы 33
медицинские экспертизы, В результате всего этого спрос на французское пиво
все-таки упал - на всякий случай немцы перестали покупать французское пиво.
Ø Исходя из степени дифференциации товара конкуренция
подразделяется на однородную, гомогенную ( без дифференциации )
и разнородную, гетерогенную ( с дифференциацией ).
Ø Конкуренция подразделяется на открытую и
закрытую и полузакрытую, если учитывать степень
свободного проникновения в отрасль.
Ø Поскольку конкуренты способны очень сильно влиять
на выбор фирмой того или иного рынка, на котором она будет пытаться работать,
можно выделить конкуренцию трех видов:
Функциональная конкуренция возникает потому, что любую
потребность, вообще говоря, можно удовлетворить совершенно различными
способами. И, соответственно, все товары, обеспечивающие такое удовлетворение,
являются функциональными конкурентами: находящиеся в магазине спортивных
принадлежностей изделия, например, именно таковы. Функциональную конкуренцию
приходится учитывать, даже если фирма является производителем поистине
уникального товара.
Видовая конкуренция – следствие того, что имеются товары,
предназначенные для одной и той же цели, но различающиеся каким-то важным
параметром. Таковы, например, легковые 5-и местные автомобили одного класса, но
с разными по мощности двигателями.
Предметная конкуренция – результат того, что фирмы выпускают, по
сути, идентичные товары, различающиеся лишь качеством изготовления или даже
одинаковые по качеству. Такая конкуренция иногда называется межфирменной, что в
некоторых случаях верно, однако, следует иметь в виду, что межфирменными обычно
являются и два других вида конкуренции.
Ø Эффективная конкуренция.
По поводу понятия эффективной конкуренции существуют различные мнения.
Й.Шумпетер считает, что эффективная конкуренция возможна лишь в условиях
динамичной экономики, где непрерывный поток нововведений трансформирует
статическую ситуацию. Динамическую конкуренцию, стимулируемую стремлением к
получению сверхприбылей за счет преимущества в издержках и качестве самого
продукта, Шумпетер и называл эффективной конкуренцией. Таким образом, с точки
зрения экономического роста конкуренция представляет собой соперничество
старого с новым: новые товары, новые технологии, новые источники обеспечения
потребностей, новые типы организации.
Ø В зависимости от степени антагонизма выделяют
конкуренцию без крайностей и с нарушением норм
действующего законодательства
Ø Разновидности конкуренции в зависимости от степени
цивилизованности: строгая, по заранее определенным правилам; по
прецедентам; без правил (недобросовестная)
Недобросовестная конкуренция определяется следующим образом:
действия хозяйствующих субъектов по дискредитации конкурентов. Они включают в
себя:
· распространение ложных или неточных сведений о конкуренте;
· введение в заблуждение потребителей относительно характера, способа,
места изготовления товара и его качества;
· незаконное использование товарного знака конкурента, его фирменного
наименования или маркировки;
· реклама товара, не отвечающего требованиям качества;
· искажение в рекламной информации сведений об истинных свойствах товара;
· некорректное сравнение товаров и т.д.
К незаконным методам неценовой конкуренции также относятся промышленный
шпионаж, переманивание специалистов,
владеющих производственными
выпуск товаров, внешне ничем не отличающихся от изделий-подлинников, но
существенно худших по качеству, а поэтому обычно на 50% более дешевых,
закупка образцов с целью их копирования. По свидетельству французского МОСИ,
наиболее активны «фирмы-
Тайване, в Турции, на Сингапуре, в Южной Корее, Японии, Швейцарии, Мексике,
Бразилии.
Ø Э. Чемберлин предложил использовать для классификации рынков два
критерия - взаимозаменяемость товаров, предлагаемых разными
предприятиями, и взаимозависимость этих предприятий.
Первый критерий может быть представлен коэффициентом ценовой перекрестной
эластичности спроса на товары, предлагаемые предприятиями. Второй -
коэффициентом объемной или количественной перекрестной эластичности. Первый
характеризует влияние изменения цены j-го предприятия на выпуск i-го, второй
- влияние выпуска j-го предприятия на цену i-го. Чем выше коэффициент ценовой
перекрестной эластичности спроса, тем выше однородность выпускаемых
предприятиями товаров (их взаимозаменяемость). Чем выше количественная
перекрестная эластичность,
тем более жесткая
Дж. Блейн добавил третий критерий - условие входа на рынок (Е), которое
определяется относительным превышением действительной цены товара PL его
конкурентной цены, равной средним общим затратам длительного периода Pc:
Е = ( PL - Pc)\ Pc.
Чем выше Е, тем привлекательнее рынок, тем вероятнее вход на рынок. В случае
монополии, как правило Е>0, но вход на рынок блокирован.
5. Совершенная конкуренция
Существует множество
определений термина "
q жесткая конфликтная состязательность хозяйствующих субъектов, когда
ни один из них не в состоянии оказать решающего влияния на общие условия
реализации однородного товара на данном рынке;
q состязание экономических субъектов на товарном рынке, при котором ни
один из них не в состоянии оказать решающее влияние на общие условия
реализации однородного товара на данном рынке;
q вид отраслевого рынка, на котором много фирм продает стандартный
товар и ни одна из фирм не имеет достаточно большой доли рынка, чтобы влиять
на цену продукта. Цена для каждой фирмы считается заданной рынком. Вход в и
выход из отрасли свободны;
q состязательность большого числа мелких покупателей и продавцов,
каждый из которых обладает достаточно полной рыночной информацией, а потому
ни один из них не может контролировать рыночный спрос, поставку товара на
рынок или цену на него. Продукт стандартный. Барьеров входа-выхода нет;
q характеристика рынка, где много фирм продают стандартный товар, и ни
одна из них не имеет достаточной доли, чтобы контролировать рынок и цены.
Совершенная (свободная) конкуренция основана на частной
собственности и хозяйственной обособленности. Она предполагает, что на рынке
имеется множество независимых фирм, самостоятельно решающих, что создавать и в
каких количествах.
Джоан Вайолет Робинсон в своей работе «Экономическая теория несовершенной
конкуренции» дает следующую характеристику совершенной конкуренции:
«Совершенная конкуренция преобладает тогда, когда спрос на продукцию каждого
производителя абсолютно эластичен. Отсюда следует, во-первых, что число
продавцов велико, и объем производства любого из них составляет ничтожно
малую долю от общего выпуска данной продукции: во-вторых, что все покупатели
находятся в одинаковом положении
в отношении возможности
конкурирующими продавцами, так что на рынке господствуют отношения
совершенной конкуренции».
В целом, как следует из определений, модель совершенной конкуренции
характеризуется пятью признаками:
1) Наличие
большого числа экономических
агентов, продавцов и
2) Максимальная информированность продавцов и покупателей о товарах и
ценах.
3) Ни один из продавцов или покупателей не в состоянии повлиять на
рыночную цену и друг на друга;
4) Однородность продаваемой продукции;
5) Свободный вход на рынок и выход с него;
Первые три признака характеризуют чистую конкуренцию. К понятию чистой
конкуренции близко понятие работающей конкуренции, которое может
быть определено следующими признаками:
¨ Крупнейшая фирма производит незначительный объем продаж (покупок)
всего рынка;
¨ Высокая степень мобильности ресурсов между рынками;
¨ Отсутствие или незначительная величина необратимых издержек
(постоянных издержек организации производства);
¨ Наличие потенциальных конкурентов.
Условие того, что доступ на рынок никем и ничем не ограничен предполагает
возможность каждому гражданину
стать свободным
свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства.
Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации и иметь
возможность купить товары и услуги на любом рынке. Соблюдение же всех условий
обеспечивает свободную связь между производителями и потребителями.
Совершенная конкуренция является также условием формирования рыночного
механизма, образования цен и самонастройки экономической системы через
достижение равновесного состояния, когда эгоистические побуждения отдельных
индивидов к получению
собственной экономической
всего общества. Нетрудно видеть, что ни один реальный рынок не удовлетворяет
всем перечисленным условиям.
Поэтому схема совершенной
основном теоретическое значение. Однако она является ключом к пониманию
более реальных рыночных структур. И в этом ее ценность.
6. Несовершенная конкуренция
a) Определение
Несовершенная конкуренция определяется следующим образом:
· рынок, на котором не соблюдается хотя бы один из признаков
совершенной конкуренции;
· характеристика рынка, где два или более продавцов, обладая некоторым
(ограниченным) контролем над ценой, конкурируют между собой за продажи;
· рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет
свою способность
Так как модель совершенной конкуренции является теоретической абстракцией, то
все реально существующие рынки в той или иной степени несовершенны.
b) Причины и история возникновения
Несовершенная конкуренция существовала всегда, но особенно обострилась в
конце XIX – начале XX в. в связи с образованием монополий. В этот период
происходит концентрация капитала, возникают акционерные общества, усиливается
контроль за природными, материальными и финансовыми ресурсами. Монополизация
экономики явилась закономерным следствием большого скачка в концентрации
промышленного производства под воздействием научно – технического прогресса.
Профессор П. Самуэльсон особо подчёркивает это обстоятельство: « Экономике
крупного производства, возможно, присущи определённые факторы, ведущие к
монополистическому содержанию организации бизнеса. Это особенно наглядно
Информация о работе Виды неценовой конкуренции в различных рыночных структурах