Виртуальные организации как инновационная форма организации предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 18:49, курсовая работа

Описание работы

Объектом курсовой работы является деятельность современных виртуальных организаций, а предметом исследования выступают современные формы организаций, связанные с использованием новых информационных (сетевых) технологий, в частности Интернета.

Целью исследования является анализ современных виртуальных форм организаций с использованием Интернет-технологий.

Содержание работы

Введение 3
Основные характеристики виртуальной организации 5

2.1Понятие виртуальной организации и цели ее создания. 5
Виды виртуальных организаций и их участники 8
Особенности управления, достоинства и недостатки виртуальных организаций 16
Анализ практики деятельности виртуальных организаций в современных условиях 21
Заключение 23
Список литературы 27

Файлы: 1 файл

Курсовая 4-й курс1.docx

— 54.80 Кб (Скачать файл)

Автономная  некоммерческая организация

Высшего профессионального образования

Центросоюза Российской Федерации

Российский  Университет Кооперации

Кафедра менеджмента 
 
 

Курсовая  работа

Виртуальные организации как инновационная  форма организации предприятий. 
 

Студент группы МТ41: Гамидов Р.Г.

Научный руководитель: Люсенко И.А. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2011

Содержание.

  1. Введение                                                                                                            3
  2. Основные характеристики виртуальной организации                                  5

         2.1Понятие виртуальной организации и цели ее создания.                     5

    1. Виды виртуальных организаций и их участники                                8
    2. Особенности управления, достоинства и недостатки виртуальных организаций                                                                                           16
  1. Анализ практики деятельности виртуальных организаций в современных условиях                                                                                                            21
  2. Заключение                                                                                                       23
  3. Список литературы                                                                                          27
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

     Важная  особенность глобального экономического развития в начале XXI-го века заключается в неуклонном переходе от индустриальной к постиндустриальной экономике. Становление постиндустриальной цивилизации тесно связано с формированием единого мирового информационного пространства на базе сети Internet, проникновением процессов информатизации и компьютерной интеграции во все сферы жизни общества, созданием международного рынка информации и управления в дополнение к традиционным рынкам товаров, труда и капитала. Если в традиционном индустриальном (капиталистическом) обществе основными движущими силами по К. Марксу являются труд и капитал, то согласно одному из наиболее видных представителей мирового менеджмента П. Друкеру, в посткапиталистическом обществе главную роль будут играть знания и управление.

     Постиндустриальную  экономику обычно связывают с  зарождением информационного или  электронно-цифрового общества, где  ведущее место начинает занимать сфера услуг, основанных преимущественно  на обработке информации, управлении и производстве знаний. Сущность «нового экономического порядка», возникающего в информационном обществе, выражается следующим положением: эффективность, конкурентоспособность и процветание компаний зависят не только от чисто экстенсивных ресурсов (занимаемой территории, количества зданий и цехов, производительности станков и машин), сколько от эффективности их организации и управления, наличия развитых средств коммуникации и кооперации с клиентами и партнерами, объема и качества, накопленных сотрудниками профессиональных знаний и умений и возможностей их интенсивного использования.

     О виртуальных организациях уже сегодня  говорят много, но, к сожалению, не всегда внятно. Вместе с тем в  условиях современной сетевой экономики их роль существенно возрастает. Реагируя на эти изменения, организации ищут новые формы сотрудничества, и новые формы управления. На основе современных информационных технологий, создаются системы реорганизации существующих организаций и принципиально новые типы организаций - виртуальные.

     По  некоторым оценкам, в экономически развитых странах к 2015 году те или иные формы виртуальных компаний будут использовать почти 90% организаций, занимающихся бизнесом1.

     Все это определяет актуальность и новизну темы курсовой работы, посвященной попытке охарактеризовать деятельность виртуальных организаций, выявить их признаки, цели и разновидности.

     Объектом  курсовой работы является деятельность современных виртуальных организаций, а предметом исследования выступают  современные формы организаций, связанные с использованием новых  информационных (сетевых) технологий, в частности Интернета.

     Целью исследования является анализ современных  виртуальных форм организаций с  использованием Интернет-технологий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Основные  характеристики виртуальной  организации 

     2.1 Понятие виртуальной организации и цели ее создания. 

     Существует  множество определений виртуальной  организации как сетевой организационной  формы. Однако с учетом особенностей практического функционирования таких  структур, виртуальную организацию  можно определить как временную  кооперационную сеть предприятий (организаций, отдельных коллективов и людей), обладающих ключевыми компетенциями  для наилучшего выполнения рыночного  заказа, базирующуюся на единой информационной системе2.

     Виртуальная организация — это организация, которая создается для выполнения какой-либо работы или реализации возникающей  потребности. Это позволяет избежать постоянных изменений организации  и в то же время использовать возникающие  возможности. Если бюрократия имеет  внутреннюю направленность целей, органические организации больше говорят о  своем предназначении, миссии, и  цели направлены вовне, то виртуальная  организация не имеет цели, она  сама есть цель. Она появляется в  нужное время для реализации возможностей и исчезает после. Такая «сверх быстрота» уже возможна технологически, вопрос за организацией, за людьми, задачами, способами и приемами управления, а здесь на первое место выходят доверие, дисциплина и взаимопонимание, на чем строятся отношения между людьми.

     Новизна виртуальной организации проявляется  на четырех уровнях: стратегическом, структурном, организационном и  технологическом.

     Стратегический  уровень — виртуальная организация  более фрагментарная и изменчивая, ориентированная на появляющиеся идеи и формируется вокруг возможностей. Основным стратегическим ресурсом будет время, что приведет к ускорению делового цикла «нашел», «реализовал», «забыл». Потребности клиента будут формировать сами виртуальные организации, предлагая новые возможности, поскольку сама философия интернет - бизнеса — это не решение проблем, что означало бы вложение сил и времени в свои слабости, а поиск возможностей и развитие сильных сторон.

     Структурный уровень — связи и элементы виртуальной организации представляют равноправное сотрудничество «свободных художников», рабочих групп, отделов  и целых организаций на основе аутсорсинга, причем отношения каждый раз выстраиваются по-новому и  только на этапе реализации конкретного  проекта.

     Организационный уровень — построение отношений  основывается на идеях, компетентности и партнерстве людей, участвующих  в виртуальной организации. От работника  будет требоваться не выполнение работы и даже не улучшение продукта или процесса ее выполнения, а умение сделать выбор, т.е. какую работу делать дальше, а от какой отказаться. А сам виртуальный характер работы помимо командной работы и внутренней мотивации потребует постоянного  взаимодействия работников с работниками  других организаций для выполнения работы в рамках виртуальной организации.

     Технологический уровень — бизнес-процессы, как  основа технологии и процесса создания продукта или услуги, будут доведены до замкнутого цикла, включающего динамическое моделирование и постоянное совершенствование  в режиме реального времени.

     Являясь организационной формой информационного  века, глобальные сети связи, такие  как Интернет и Интранет (далее Сеть) способствуют формированию бизнес-структур, в перечень характерных особенностей которых входит снижение дефицита информации и повышение эффективности ее использования, активизация процессов накопления и перемещения знаний, установление высокого уровня доверия, интенсификация кооперационных взаимосвязей между фирмами — партнерами и т.д. Такие бизнес-структуры за счет более высокой гибкости могут быстро адаптироваться к изменениям рынка и трансформироваться в новые структуры, формируя при этом тот уровень компетенции, который необходим для организации производства товаров и услуг в зависимости от потребностей рынка.

     Для чего создается виртуальная организация, какова ее цель. Данный вопрос можно рассмотреть с нескольких точек зрения.

     С маркетинговой точки зрения цель виртуальной организации - это получение  прибыли путем максимального  удовлетворения нужд и потребностей потребителей в товарах (услугах) быстрее  и лучше, чем у потенциальных  конкурентов. Очевидно, что такая  цель присуща всем ориентированным  на рынок организациям. Но, во-первых, виртуальные организации, как правило, ориентируются не на удовлетворения нужд и потребностей какого-то определенного  сегмента рынка, а на выполнение определенных рыночных заказов вплоть до удовлетворения определенных запросов конкретных потребителей (заказчиков). И, во-вторых, виртуальная  организация увеличивает скорость и качество выполнения заказа путем  объединения ресурсов различных  партнеров в единую систему.

     С практической точки зрения, обычной  организации, например, для разработки и выведения нового товара на рынок  требуется привлечение значительных ресурсов. В отличие от него виртуальная  организация ищет новых партнеров, обладающих соответствующими рыночным потребностям ресурсами, знаниями и  способностями, для совместной организации  и реализации этой деятельности. То есть выбираются предприятия (организации, отдельные коллективы, люди), обладающие ключевой компетенцией в форме ресурсов и способностей для достижения конкурентного преимущества на рынке3.

     Как правило, партнерство заключается  на определенный срок или до достижения определенного результата (например, выполнения заказа). Другими словами, партнерство является временным, и, например, на определенных этапах жизненного цикла изделия или при изменении  рыночной ситуации в сеть могут привлекаться новые партнеры или исключаться  старые4. 
 

     2.2 Виды виртуальных организаций и их участники 

     Существует  несколько позиций, на основании  которых различают виртуальные  организации.

     Представители первого подхода выделяют три  основных вида виртуальных организаций:

  1. с централизованным типом управления, при котором один из агентов управляет процессом (уясняет задачу, выдает задания другим агентам, обобщает результаты и принимает решения);
  2. с распределенным типом управления, где знания и ресурсы распределяются между агентами, но сохраняется общий орган командного управления, принимающий решения в конфликтных ситуациях;
  3. с децентрализованным типом управления, при котором все управленческие процессы осуществляются только за счет локальных взаимодействий между агентами.

     Для эффективного функционирования всей партнерской  сети, работающей над выполнением  виртуального проекта, агенты-партнеры должны базироваться на единой методологической основе и согласованно вести хозяйственную деятельность.

     Если  между партнерами уже существуют налаженные производственные связи  и ясно, кто из них какую продукцию (услуги) и в какие сроки способен произвести и доставить в назначенную  точку, то такое предприятие нельзя считать виртуальным.

     Его эффективность при выполнении уникального  заказа определяется простой способностью оперативно разместить частные задания  у партнеров (или успешностью  переговоров агентов по организации  процесса выполнения заказа), а также  добросовестностью выполнения партнерами своих обязательств.5

     Представители второго подхода, рассматривая возможные  варианты организации внешнеэкономической  деятельности с использованием Интернет-технологий, опираются на классические международные организационно-правовые формы. Указывают следующие группы критериев классификации виртуальных организаций:

     1) юридические;

     2) географические;

     3) хозяйственно-экономические;

     4) системно-сетевые.

     Выделяются  два главных класса виртуальных  организаций: виртуальные корпорации и виртуальные товарищества (партнерства).

     Виртуальная корпорация представляет собой электронное  объединение капиталов (ресурсов) различного типа - финансового, технологического, человеческого (в частности, интеллектуального) в интересах выполнения сложных  уникальных проектов, создания продукции  мирового класса и максимально полного  удовлетворения требований заказчика. Как и ее реальный правовой прототип, она способствует решению двух фундаментальных проблем рыночной экономики:

Информация о работе Виртуальные организации как инновационная форма организации предприятий