Виртуальные организации как инновационная форма организации предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 18:49, курсовая работа

Описание работы

Объектом курсовой работы является деятельность современных виртуальных организаций, а предметом исследования выступают современные формы организаций, связанные с использованием новых информационных (сетевых) технологий, в частности Интернета.

Целью исследования является анализ современных виртуальных форм организаций с использованием Интернет-технологий.

Содержание работы

Введение 3
Основные характеристики виртуальной организации 5

2.1Понятие виртуальной организации и цели ее создания. 5
Виды виртуальных организаций и их участники 8
Особенности управления, достоинства и недостатки виртуальных организаций 16
Анализ практики деятельности виртуальных организаций в современных условиях 21
Заключение 23
Список литературы 27

Файлы: 1 файл

Курсовая 4-й курс1.docx

— 54.80 Кб (Скачать файл)

     1) привлечению капитала для выполнения  уникальных проектов или распределению  бизнес-процессов с целью повышения  конкурентоспособности продукции;

     2) распределению риска в инвестиционных  проектах.

     Основная  внешнеэкономическая цель создания виртуальной корпорации - объединение  ключевых технологий и опыта партнеров  разных стран для проведения более  эффективных действий на мировом  рынке. Виртуальная корпорация характеризуется  определенной независимостью от участников (возможностью легкой смены партнеров), наличием опосредованного механизма  управления (делегированием полномочий). Она предполагает договорные взаимоотношения  между всеми узлами организационной  сети и формирование их совместной собственности6. Нередко виртуальная корпорация формируется в виде материнской виртуальной организации с сетью дочерних виртуальных филиалов, отделений и т.п.

     Виртуальное товарищество (партнерство) представляет собой компьютерно - интегрированную (искусственную) организацию лиц, вместе ведущих дело (находящихся в отношениях кооперации, т.е выполняющих совместную работу и координирующих действия) с целью извлечения прибыли, будучи географически удаленными друг от друга.

     Следует отметить, что по своему содержанию понятие виртуального товарищества достаточно близко к представлениям о виртуальной рабочей группе. В данном случае каждый партнер, в  той или иной степени участвуя в управлении и контроле за деятельностью виртуальной организации, несет индивидуальную ответственность за результаты работы, причем потеря партнера означает распад виртуальной организации.

     Как и в случае обычного товарищества, для виртуального партнерства можно  выделить две базовые формы: полное виртуальное товарищество, когда  все партнеры равноправны в управлении предприятием и несут равную ответственность  по ее обязательствам; ограниченное виртуальное  партнерство, где один из партнеров  имеет большие полномочия по контролю и управлению компанией и несет  неограниченную ответственность по ее обязательствам, а другие партнеры не занимаются контролем и не отвечают по обязательствам партнерства.

     Следующие исследователи читают, что среди  важнейших критериев интеграции виртуальных организаций необходимо выделить объединение хозяйственной  деятельности, отраслевую общность и  юридическую самостоятельность. Опираясь на эти критерии, можно ввести основные типы виртуальных объединений: от наиболее «слабого» - виртуальной ассоциации до гипотетически самого «сильного» - виртуального треста.

     В виртуальной ассоциации партнеры, находящиеся  на удалении друг от друга, сотрудничают лишь при выполнении общих операций или функций. Здесь имеются две  ключевые структурные характеристики: взаимозависимость между составляющими  операциями и распределение ответственности  между участниками.

     Виртуальный консорциум близок по своим характеристикам  к виртуальной ассоциации. Как  правило, он создается в интересах  реализации крупных программ или  выполнения инновационных проектов. В рамках виртуального консорциума  могут электронным способом объединяться предприятия разных стран, отраслей и форм собственности. При этом интеграция предполагает в первую очередь совместное выполнение функций и построение распределенной сети бизнес-процессов.

     Виртуальный картель - это компьютерно - интегрированная  форма объединения юридически самостоятельных  организаций одной отрасли, имеющих  соглашения о ценах, объемах производства, рынках сбыта.

     Виртуальный синдикат представляет собой разновидность  виртуального картеля, в рамках которого помимо вышеуказанных соглашений существует единый орган сбыта продукции  участников виртуального объединения. Цель вступления в виртуальный синдикат - получить выигрыш от централизации  сбыта. Синдикаты обычно образуются в отраслях с массовой однородной продукцией.

     В свою очередь виртуальный пул  означает полученное электронным путем  временное объединение разных компаний (возможно разных отраслей), где для  вступающих в пул организаций  устанавливаются правила распределения  общих расходов и прибыли, поступающей  в единый фонд, распределяемый по установленной  пропорции.

     Виртуальный концерн предполагает электронное  объединение компаний одной или  нескольких отраслей на основе централизации  научно-технических и производственных функций, сбыта, финансов, учета и  пр. Участники делегируют концерну часть своих функций - тех, которые  не могут выполнить сами, но остаются юридически самостоятельными.

     Наконец, наиболее сильной формой компьютерной интеграции организаций оказывается  виртуальный трест, когда все  стороны деятельности входящих в  него организаций объединяются, а  сами они теряют юридическую и  хозяйственную самостоятельность.

     Одной из комплексных форм виртуальных  предприятий является виртуальная  финансово-промышленная группа. Как  и обычная финансово-промышленная группа, она состоит из ряда неоднородных юридических лиц, удаленных друг от друга, которые полностью или  частично объединяют ресурсы с применением  Интернет-технологий на основе договора о создании финансово-промышленной группы для технологической или экономической интеграции. Как видно из самого названия, в состав виртуальной финансово-промышленной группы входят разные промышленные, торговые и финансовые учреждения (банки, страховые компании и пр.). Следует отметить, что обычно срок функционирования такого метапредприятия не ограничен рамками выполнения тех или иных проектов7.

     Для того чтобы деятельность виртуальной  организации была продуктивной, необходимо координировать деятельность участников (агентов) с помощью уполномоченного  на то органа, осуществляющего управленческие воздействия и регламентирующего  деятельность предприятий-партнеров - органа-координатора. Его появление  вызвано следующими причинами: высокая  степень сложности процессов  за счет кооперации различных организаций, наличие нескольких распределенных источников информации, которые необходимо скоординировать в режиме реального  времени, нестабильная структура системы  организации, расширение пространства поиска решений вследствие повышающейся комплексности процессов.

     Обычно  в виртуальную организацию входят: орган-координатор, занимающийся регламентацией деятельности виртуального предприятия; предприятия-поставщики, производители, транспортные и др. предприятия, принимающие  участие, как в технологическом  процессе, так и в процессе по доведению продукта до потребителя. Введение заказчика в систему  взаимоотношений между субъектом  и объектом управления дает ему возможность  в режиме реального времени отслеживать  работу предприятия и корректировать все действия: начиная от корректировки  проекта товара или услуги до его  производства и доставки.

     Орган-координатор  на организации виртуального типа должен выполнять следующие функции:

  1. разработка институций для виртуальной организации;
  2. поиск клиентов и анализ их запросов;
  3. синтез товарно-производственных решений, отвечающих требованиям запросов;
  4. регламентацию и корректировку деятельности предприятий, входящих в виртуальную организацию;
  5. управление ресурсами данных предприятий.

     Особенностью  функционирования виртуальной организации  является то, что ее агенты могут  работать над выполнением одного или нескольких проектов одновременно.

     Агенты (организации-партнеры), осуществляющие работу над проектом, могут быть как сотрудниками одной организации, так и независимыми организациями, взаимодействующими друг с другом и  заказчиком. Заметим, что среди агентов  виртуальной организации необходимо выделить ответственных исполнителей (отвечающих за управление выделенной частью проекта) и исполнителей (непосредственно  выполняющих работу).

     Решить  проблему управления предприятиями-партнерами виртуального предприятия можно  в несколько этапов8:

  1. этап идентификации виртуальной организации;
  2. этап формализации компетенций предприятий-партнеров;
  3. этап создания ролевой структуры и дифференциации статусов участников виртуальной сети.

     Определимся с каждым из этих этапов более подробно.

     1. Идентификацию любой виртуальной  организации можно рассматривать  в двух аспектах: идентификация  агентов (предприятий-партнеров)  виртуальной организации и идентификация  виртуальной организации как  единого проекта.

     Процесс идентификации виртуальной организации  является более простым, чем процесс  идентификации ее членов. Для него необходимо определить цели и сроки  виртуального проекта; определить мотивацию  участников проекта; выделить основных участников и ответственного за проект; сообщить всем потенциальным участникам цели и сроки реализации проекта; запланировать и распределить работы и роли в виртуальном проекте; реализовать процесс включения в проект нового агента.

     Орган-координатор  может перераспределять работы наиболее активным предприятиям-партнерам сети, постоянно поддерживающим контакт  в рамках данного сообщества. Как  правило, любой из пассивных участников может покинуть организацию, в то время как любой новый член обычно пребывает в пассивном  состоянии, анализируя происходящие в  сети действия со стороны.

     Таким образом, категории участников виртуальной  сети можно представить следующим  образом: орган-координатор: модератор  и лидеры; активные участники; пассивные  участники.

     2. Поиск и привлечение потенциальных  участников виртуальной сети  является одним из самых важных  моментов при инициализации проекта.  В процессе формализации компетенций  будущих предприятий-партнеров виртуальной  организации целесообразно использовать  каталог ключевых компетенций,  включающий основные показатели  каталога (внутренние и внешние  компетенции, ключевые факторы  успеха) и перечень компетенций  участника виртуальной организации9.

     В дальнейшем поиск может осуществляться по другим критериям: опты работы на рынке, регион и т.д. Оценить опыт потенциального агента в рамках данной компетенции  возможно с помощью системы статусов или структуры описаний компетенций  участников виртуальной организации.

     3. Как в традиционной, так и в  виртуальной организациях любой  участник может выполнять разные  роли в зависимости от его задействованности в виртуальном проекте. Участники виртуального пула могут выполнять следующие роли:

     1. Орган-координатор: разработка институций  для виртуальной организации;  поиск клиентов и анализ их  запросов; синтез товарно-производственных  решений, отвечающих требованиям  запросов; регламентация и корректировка деятельности предприятий, входящих в виртуальную организацию; управление ресурсами данных предприятий.

     2. Эксперт: носитель специфических  знаний; отвечает на вопросы участников  виртуальной организации; разрабатывает  новые продукты

     3. Партнер выполняет определенные  задания в рамках виртуального  проекта с учетом своей ключевой  компетенции10. 

     2.3 Особенности управления, достоинства и недостатки виртуальных организаций 

     Для планирования, организации и координации  деятельности виртуальных предприятий  необходимы и соответствующие управленческие подходы. При создании виртуальных  организаций нередко появляются организации, которые концентрируют  свои усилия исключительно на управлении компетенциями третьей стороны. В данном случае такая организация  должна обладать как минимум следующими способностями: уметь идентифицировать и привлекать ключевые компетенции, необходимые для реализации проекта (аспекты менеджмента знаний) и  на основе привлеченных компетенций  организовать процесс создания и  сбыта продукции (аспекты функционирования сети).

     На  основе этого можно в общем  виде сформулировать основные функции  управления виртуальной организацией как сетью партнеров:

     1. Определение требований (задач) проекта.

     2. Поиск и оценка возможных партнеров  (исполнителей).

     3. Выделение исполнителей, которые  оптимально соответствуют задачам.

     4. Привлечение и распределение  исполнителей.

     5. Постоянное отслеживание и перераспределение  (если это необходимо) партнеров  и ресурсов по задачам11.

     Вышеуказанные особенности виртуальных организаций  формируют следующие требования к их сотрудникам:

Информация о работе Виртуальные организации как инновационная форма организации предприятий