Внешнеэкономическая стратегия России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 20:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы состоит в рассмотрении внешнеэкономической стратегии России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Провести исследование сущности внешнеэкономической деятельности.
Определить значение внешнеэкономической стратегии государства.
Выявить основные формы внешнеэкономических связей государства.
Рассмотреть внешнеэкономическую политику и факторы ее формирования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 6
1. РОЛЬ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СТРАТЕГИЙ В РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВА 12
1.1. Внешнеэкономическая деятельность как фактор развития государства 12 1.2. Значение и виды внешнеэкономической стратегии государства 15
1.3. Основные формы внешнеэкономических связей государства 21
1.4. Внешнеэкономическая политика и факторы ее формирования 25
2. МЕТОДЫ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОГНОЗОВ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РОССИИ 26
2.1. Методика прогнозирования внешнеэкономической деятельности Института национальных экономических стратегий 26
2.2. Методика прогнозирования внешнеэкономических связей Центр внешнеэкономических исследований Института экономики РАН 28
2.3. Методика прогнозирования Всемирного экономического
форума 29
2.4. Методика долгосрочного прогнозирования Института Мировой экономики и Международных отношений Российской академии наук 31
3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ 33
3.1. Оценка внешнеэкономического развития России 33
3.2. Реализация приоритетных направлений внешнеэкономической
политики РФ 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48

Файлы: 1 файл

moya_kursovaya.doc

— 977.00 Кб (Скачать файл)

Целью данной курсовой работы состоит в рассмотрении внешнеэкономической стратегии России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Провести исследование сущности внешнеэкономической деятельности.
  2. Определить значение внешнеэкономической стратегии государства.
  3. Выявить основные формы внешнеэкономических связей государства.
  4. Рассмотреть внешнеэкономическую политику и факторы ее формирования.
  5. Определить методы составления прогнозов развития внешнеэкономических связей России.
  6. Дать оценку внешнеэкономическому развитию России.
  7. Определить реализацию приоритетных направлений внешнеэкономической политики РФ.

Объектом исследования является внешнеэкономическая стратегия, а предметом – программа формирования внешнеэкономических связей России.

При написании работы были использованы: нормативно-правовая база, статистические данные, научная и периодическая печать, интернет ресурсы, труды таких авторов как Л.Б. Вардовский, Е.Н. Ведута, В.Ю. Гречков, Л.А. Дрягина, С.А. Ситорян.

Работа написана на основе материалов А.Н. Барковский, Внешнеэкономическая стратегия России: сценарии до 2030 года (доклад на Ученом совете Института экономики РАН), – Институт экономики РАН, 2008, а так же Внешнеэкономическая стратегия Российской Федерации до 2020 года, Минэкономразвития России, 2008.

 

 

 

 

1. РОЛЬ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕКОЙ СТРАТЕГИИ В РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВА

 

1.1. Внешнеэкономическая деятельность как фактор развития государства

 

 

Термин «внешнеэкономическая деятельность» впервые был законодательно закреплен в Конституции СССР в 1971 г. Однако содержание термина внешнеэкономической деятельности в российском законодательстве было расшифровано сравнительно недавно, а именно в Федеральном законе от 18 июля 1999 г. №183 - ФЗ «Об экспортном контроле» где сказано: «Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) – внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности в том числе исключительными правами на них» [8, c. 25].

Многообразное содержание ВЭД нашло отражение в структуре, функциях и  практической деятельности соответствующих органов государственного управления, специализированных внешнеэкономических организаций, отраслевых производственных объединений и предприятий.

Высшим  уровнем ВЭД следует считать деятельность главных органов законодательной, исполнительной и служебной власти: Федеральное собрание, Президента, Правительства, Верхнего суда Российской федерации. Эти органы изучают законы, указы постановления и распоряжения, которыми устанавливаются правила осуществления ВЭД, обязательные для всех российских организаций и физических лиц.

Существуют следующие виды ВЭД (рис.1).

 

Рисунок 1 - Виды внешнеэкономической деятельности.

 

Внешнеторговая деятельность – это предпринимательство в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией и результатами интеллектуальной деятельности. 

Предпосылки и условия международного разделения труда в значительных масштабах возникли в эпоху развития капитализма благодаря промышленному перевороту, появлению машинной индустрии, специализации производства. Спрос на отдельные виды товаров в различных странах, которые не могли добывать и производить их в достаточном количестве, стимулировали развитие внешней торговли дефицитными товарами. Торговля и извлекаемые из неё выгоды подталкивали страны к расширению производства таких товаров, в результате чего труд в этих странах сосредотачивался на производстве определённых видов экономического продукта.

Производственная кооперация в составе ВЭД предприятий и фирм также представляет одну из форм сотрудничества между иностранными партнёрами в различных, но конструктивно связанных между собой процессах технологического разделения труда. Сам технологический процесс разделения труда означает распределение его участников в цепи создания и реализации продукции по основным его фазам, от изучения потребностей на внутренних и внешних рынках до доведения её до конечных потребителей. Производственная кооперация характерна для однородных сфер производства и обращения, для научно-технической, инвестиционной и сервисной областей, например, для обрабатывающей промышленности.

Согласованность действий партнёров в рамках производственной кооперации достигается путём:

- взаимного планирования экспортной и импортозамещающей продукции;

- прогнозирования и совместного ведения научных разработок, обеспечения их необходимой аппаратурой, приборами и материалами, испытательными стендами и научно-технической информацией;

-    организации процесса подготовки кадров.

Международное инвестиционное сотрудничество предполагает одну из форм взаимодействия с иностранными партнерами на основе объединения усилий финансового и материально-технического характера. Целями такого сотрудничества являются расширение базы развития и выпуска экспортной продукции, её систематическое обновление на основе критериев конкурентоспособности и облегчение процессов её реализации на внешнем рынке.

Валютные и финансово-кредитные операции в качестве вида ВЭД предприятии и фирм следует рассматривать в первую очередь как содействующие, сопровождающие любую внешнеторговую сделку в виде финансовых обязательств, связанных с обеспечением платежа за поставленную продукцию через конкретные формы расчета, а также валютных операций, совершаемых в целях избежания курсовых потерь.

ВЭД может осуществляться в различных целях: удовлетворение материальных и духовных потребностей, получение дохода и максимизация прибыли, осуществление общественно  полезной цели, в том числе образовательной, благотворительной, научной или религиозной и др. В условиях рыночной экономики любые лица (кроме случаев, ограниченных законом) имеют право вести внешнеэкономическую деятельность: финансовые и нефинансовые предприятия, государственные учреждения и некоммерческие организации, физические лица. При осуществлении внешнеэкономической деятельности возникают контрактные отношения между резидентами страны и ее нерезидентами. Резидент экономики - это хозяйствующий субъект, экономические интересы которого сосредоточены на территории данной страны, если он ведет и намеревается продолжать вести экономические операции в этой стране в значительных масштабах. Нерезидентом страны является хозяйствующий субъект, экономические интересы которого сосредоточены за пределами ее экономической территории [29, с. 126].

Согласно законодательству Российской Федерации резидентами российской экономики (российскими лицами) являются:

- физические лица, имеющие постоянное местожительство в Российской Федерации, в том числе временно находящиеся за ее пределами;

- юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, с местонахождением в России;

- предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, с местонахождением в России;

- дипломатические и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами России;

- находящиеся за пределами Российской Федерации филиалы и представительства резидентов.

На территории Российской Федерации нерезидентами (иностранными лицами) являются:

- физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами Российской Федерации, в том числе временно находящиеся в России; при этом физические лица, фактически находящиеся на ее территории не менее 183 дней в календарном году, становятся налоговыми резидентами России;

- юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации;

- предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации;

- находящиеся в Российской Федерации иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства;

- находящиеся в Российской Федерации филиалы и представительства нерезидентов [1].

 

1.2. Значение и виды внешнеэкономической стратегии государства

 

 

Слово стратегия относится к часто применяемых в различных сферах человеческой деятельности. Однако лишь в немногих случаях оно используется для обозначения определенной суммы теоретического и практического опыта.

Стратегия государства – стратегия, определяющая направленность изменений баланса сил социальных слоев на определенном этапе исторического развития. Исходя из стратегических задач, государство поддерживает общественный порядок, регламентирует деятельность граждан и создает условия для развития личной инициативы, охраняет безопасность, законную свободу и собственность каждого, способствует развитию тех или иных нравственных ориентиров в обществе. Если стратегия государства усиливает его позиции в мировом сообществе, то ее можно считать национальной, в противном случае – антинациональной.

Экономическая стратегия государства определяет трансформацию приоритетов и инструментов государственного вмешательства в экономику для реализации его политической стратегии. Она характеризует направленность действий государства и принципы их реализации в самом общем виде для долгосрочного периода. Принципы государственного вмешательства в экономику для реализации его стратегических задач в текущем периоде конкретизирует его экономическая политика.

Предприниматели многих стран не жалеют сил, чтобы не допустить зарубежных конкурентов на свои национальные рынки, т.к. иностранная конкуренция не позволяет расслабиться, заставляет постоянно обновлять производство, снижать издержки, повышать качество. Интересы же потребителей в том, чтобы иметь больше добротных и по возможности дешевых товаров; вопрос о происхождении товара и то, кто заработает на его производстве, интересует их значительно меньше.

Эта ситуация – постоянный источник экономических и политических трений во многих странах мира. Правительству надо так рассчитать свою экономическую политику, чтобы страна в целом выиграла, а не проиграла от появления на ее рынках импортных товаров. В зависимости от того, ограничивает или, напротив, стимулирует государство ввоз (вывоз) товаров, выделяют четыре основных вида его внешнеэкономической стратегии (рис.2).

Стратегия частичной изоляции проводится с целью не допустить на внутренний рынок определенные категории товаров. Например, кино и видео продукцию, печатные издания, противоречащие идеологии и образу жизни населения страны.

Стратегия протекционизма (от латинского “protectio” – защита, покровительство) – стратегия защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Обычно она сочетается со стимулированием экспортного производства и, в той или иной степени с импортозамещением. И принимается государством под давлением предпринимательских структур, если национальное производство неконкурентоспособно. Протекционизм – это создание отечественным предпринимателям особо льготных условий, что для национальной экономики имеет различные последствия.

 

Рисунок 2 - Виды внешнеэкономической стратегии государства

 

Протекционистские ограничения могут существовать в виде:

- импортных пошлин (тарифов) – акцизных налогов на импортируемый товар. Импортные пошлины являются примером экономических ограничений, когда ввоз товаров не запрещается, но за каждую единицу ввозимого товара нужно платить. Иногда пошлина может превышать стоимость ввозимого товара;

- нетарифных барьеров, которые являются более ограничивающими методами, чем тарифы. Это уже пример административных ограничений – прямых мер воздействия, предусматривающих запреты.

Стратегия свободной торговли – стратегия уменьшения до минимума ограничений во внешней торговле. Обычно она проводится странами, занимающими лидирующее положение на рынке, которым нет необходимости опасаться подрыва конкурентоспособности своих товаров.

Стратегия наполнения дефицитного рынка – “протекционизм наоборот”. Эффективна только в случае большого дефицитного национального рынка, на котором найдется место всем.

 

1.3. Основные формы внешнеэкономических связей государства

 

 

Развитие цивилизации  вызывает постоянное вовлечение отдельных  государств в международные хозяйственные  связи, что ведет к созданию единой мировой экономики. Все страны мира развиваются по общим экономическим законам, что обусловливает приоритет экономического характера международных отношений.

Постоянно усложняющаяся  структура потребностей, редкость и  удаленность ресурсов требуют все более эффективных средств обмена не только между регионами внутри отдельного государства, но и между самими государствами и мировыми регионами.

  Экономическое развитие и прирост населения в разных регионах мира происходят неравномерно, что также вызывает необходимость расширять международные обмены, которые содействуют развитию новых рынков (товаров, услуг, труда, информационных, финансовых и др.), импорту сырья, технологическому и информационному обмену, научным, научно-техническим, производственным, культурным и прочим внешнеэкономическим связям.

Информация о работе Внешнеэкономическая стратегия России