Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 20:40, курсовая работа
Целью данной курсовой работы состоит в рассмотрении внешнеэкономической стратегии России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Провести исследование сущности внешнеэкономической деятельности.
Определить значение внешнеэкономической стратегии государства.
Выявить основные формы внешнеэкономических связей государства.
Рассмотреть внешнеэкономическую политику и факторы ее формирования.
ВВЕДЕНИЕ 6
1. РОЛЬ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СТРАТЕГИЙ В РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВА 12
1.1. Внешнеэкономическая деятельность как фактор развития государства 12 1.2. Значение и виды внешнеэкономической стратегии государства 15
1.3. Основные формы внешнеэкономических связей государства 21
1.4. Внешнеэкономическая политика и факторы ее формирования 25
2. МЕТОДЫ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОГНОЗОВ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РОССИИ 26
2.1. Методика прогнозирования внешнеэкономической деятельности Института национальных экономических стратегий 26
2.2. Методика прогнозирования внешнеэкономических связей Центр внешнеэкономических исследований Института экономики РАН 28
2.3. Методика прогнозирования Всемирного экономического
форума 29
2.4. Методика долгосрочного прогнозирования Института Мировой экономики и Международных отношений Российской академии наук 31
3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ 33
3.1. Оценка внешнеэкономического развития России 33
3.2. Реализация приоритетных направлений внешнеэкономической
политики РФ 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
Предстоит существенно развить
и усовершенствовать систему
обеспечения
Предстоит сформировать систему поддержки прямых инвестиций российских компаний за рубежом.
Будут созданы механизмы содействия
привлечению передовых
Повышение конкурентоспособности обрабатывающих отраслей будет осуществляться за счет эффективного применения инструментов таможенно -тарифного регулирования, включая реализацию принципа эскалации таможенного тарифа, расширения применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер для защиты внутренних рынков.
Третье - интеграция России в глобальную транспортную систему и реализация транзитного потенциала российской экономики.
Важнейшим фактором усиления геополитических позиций страны и географической диверсификации ее внешнеэкономической активности является интеграция России в глобальную транспортную систему на основе создания современной инфраструктуры и развития мультимодальных транспортных коридоров.
В этой связи предстоит обеспечить конкурентоспособность российских международных транспортных коридоров за счет развития конкурентной тарифной политики на транспортные услуги, создания конкурентоспособных на рынке перевозок логистических центров, упрощения процедур оформления транзитных грузов, развития пунктов пропуска, а также путем обеспечения реализации российских интересов при разработке международных правил грузового транзита и заключения соглашений с заинтересованными странами о создании и функционировании транспортных коридоров.
Необходимо сформировать единое транспортное пространство СНГ, создать общую систему технологического, таможенного и сервисного обеспечения перевозок грузов. Обеспечить стыковку транспортных коридоров России с транспортными системами сопредельных государств.
Предстоит приступить к поэтапной интеграции аэронавигационной системы России в мировую аэронавигационную систему на основе Концепции связи, навигации, наблюдения и организации воздушного движения Международной организации гражданской авиации.
Четвертое – интеграция евразийского экономического пространства с центром в России.
Главная задача – поступательное наращивание интеграционных процессов с постепенным вовлечением в эти процессы других стран евразийского пространства. У России есть потенциал выступить в качестве одного из центров международной экономической и финансовой системы.
С этой целью предстоит: усилить роль Союзного государства, сформировать таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России, а также основные элементы единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС, обеспечить функционирование зоны свободной торговли в формате СНГ с возможным присоединением к ней ряда других стран; создать единую транспортную и энергетическую инфраструктуру; организовать реализацию совместных программ и проектов в области сельского хозяйства, водноэнергетического комплекса, экологии и других чувствительных для государств – участников СНГ сферах; эффективно использовать созданный механизм содействия производственной кооперации и взаимным инвестициям государств – участников СНГ.
Пятое – усиление роли России в формировании мирового экономического порядка.
Деятельность России в ведущих международных институтах должна заключаться в максимально активном участии в них как в решении глобальных проблем, так и в создании благоприятных условий для решения ее внешнеэкономических задач. По мере становления в качестве одного из глобальных лидеров Россия будет все больше заинтересована в стабилизации и дальнейшем реформировании многосторонних институтов экономического регулирования.
Актуальными остаются задачи присоединения к Всемирной торговой организации и вступления в Организацию экономического сотрудничества и развития на условиях учета экономических интересов России. Будет активизирована работа в структурах Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества и осуществлено проведение саммита АТЭС во Владивостоке.
Значительную роль будет
играть политика по налаживанию конструктивного
диалога с крупнейшими
Будет использован потенциал других региональных экономических объединений (Шанхайская организация сотрудничества, Совет государств Балтийского моря, Черноморское экономическое сотрудничество и др.), включая участие в них на ведущих ролях и развитие сотрудничества с другими аналогичными объединениями (Рынок стран Южного конуса и др.) в целях обеспечения благоприятных условий деятельности российского бизнеса в соответствующих регионах.
Предстоит сформировать национальный механизм содействия международному развитию [14, c. 20].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе определены основные понятия стратегии государства, внешнеэкономической деятельности, внешнеэкономической политики и внешнеэкономических связей. Дана оценка современному состоянию внешнеэкономического развития России.
Таким образом, внешнеэкономическая деятельность – внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности в том числе исключительными правами на них. Существуют следующие виды ВЭД: внешнеторговая деятельность, международное разделение труда; производственная кооперация; валютные и финансово-кредитные операции; отношения с международными организациями. При осуществлении внешнеэкономической деятельности возникают контрактные отношения между резидентами страны и ее нерезидентами. Резидент экономики – это хозяйствующий субъект, экономические интересы которого сосредоточены на территории данной страны, если он ведет и намеревается продолжать вести экономические операции в этой стране в значительных масштабах. Нерезидентом страны является хозяйствующий субъект, экономические интересы которого сосредоточены за пределами ее экономической территории.
Стратегия государства – стратегия, определяющая направленность изменений баланса сил социальных слоев на определенном этапе исторического развития. Выделяют следующие виды внешнеэкономических стратегий государства: стратегия частичной изоляции; стратегия протекционизма; стратегия свободной торговли – фритрейдерство; стратегия наполнения дефицитного рынка.
Сейчас внешнеторговая деятельность в России осуществляется на принципиально новых, отличных от эпохи государственного монополизма, принципах.
Все это является мощным стимулом для развития внешнеэкономических связей. Многие республики, края и области в рамках своих полномочий активно занимаются установлением контактов с зарубежными партнерами, нарабатывают свою нормативно-правовую базу, совершенствуют инфраструктуру, повышают экспортный потенциал.
Однако спад промышленного производства, ухудшение конъюнктуры мирового рынка, отсутствие последовательной государственной экспортной политики, непостоянность валютного курса рубля отрицательно влияют на структуру и динамику экспорта в стране. По этим же причинам происходит рост доли топливно-сырьевой продукции в экспорте при дальнейшем сокращении в нем доли изделий машиностроения, а, следовательно, возрастания роли сырьевых регионов во внешнеэкономических связях и убывания тех, которые специализируются на производстве продукции металлургии, химии и нефтехимии. Ужесточение таможенной и налоговой политики, задолженность государства иностранным партнерам вызвало сокращение удельного веса оборудования и технологий в импорте.
Тем не менее, не смотря на возникающие трудности, товарооборот России с внешними странами растет. Что говорит о некотором улучшении экономической ситуации в стране, а также о развитии и укреплении внешнеэкономических связей России.
В курсовой работе рассмотрены методы составления прогнозов внешнеэкономических связей России. Такие методики как методика прогнозирования внешнеэкономической деятельности Института национальных экономических стратегий; методика прогнозирования внешнеэкономических связей Центр внешнеэкономических исследований Института экономики Российской академии наук; методика прогнозирования Всемирного экономического форума и т.д.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А
Определения, обозначения и сокращения
Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) – внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности в том числе исключительными правами на них.
Внешнеторговая деятельность – это предпринимательство в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией и результатами интеллектуальной деятельности.
Резидент экономики - это хозяйствующий субъект, экономические интересы которого сосредоточены на территории данной страны, если он ведет и намеревается продолжать вести экономические операции в этой стране в значительных масштабах.
Нерезидент экономики – хозяйствующий субъект, экономические интересы которого сосредоточены за пределами ее экономической территории.
Стратегия государства – стратегия, определяющая направленность изменений баланса сил социальных слоев на определенном этапе исторического развития.
Экономическая стратегия государства определяет трансформацию приоритетов и инструментов государственного вмешательства в экономику для реализации его политической стратегии.
Внешнеэкономические связи – это комплексная система разнообразных форм международного сотрудничества государств и их субъектов во всех отраслях экономики.
Вид внешнеэкономических связей – это совокупность связей, объединенная одним общим признаком, например направлением товарного потока и структурным признаком.
Форма связи – это способ существования данного вида связи, внешнее проявление (очертание, оформление) сущности какой-либо конкретной связи.
Экспорт товаров – это вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации без обязательства об обратном ввозе.
Импорт товаров – ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации без обязательства об обратном вывозе.
Внешнеэкономическая политика государства – это целенаправленная деятельность государства по формированию и использованию внешнеэкономических связей для укрепления своего потенциала (политического, экологического, военного, социального и т.п.).