Внешнеэкономическая стратегия России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 20:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы состоит в рассмотрении внешнеэкономической стратегии России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Провести исследование сущности внешнеэкономической деятельности.
Определить значение внешнеэкономической стратегии государства.
Выявить основные формы внешнеэкономических связей государства.
Рассмотреть внешнеэкономическую политику и факторы ее формирования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 6
1. РОЛЬ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СТРАТЕГИЙ В РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВА 12
1.1. Внешнеэкономическая деятельность как фактор развития государства 12 1.2. Значение и виды внешнеэкономической стратегии государства 15
1.3. Основные формы внешнеэкономических связей государства 21
1.4. Внешнеэкономическая политика и факторы ее формирования 25
2. МЕТОДЫ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОГНОЗОВ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РОССИИ 26
2.1. Методика прогнозирования внешнеэкономической деятельности Института национальных экономических стратегий 26
2.2. Методика прогнозирования внешнеэкономических связей Центр внешнеэкономических исследований Института экономики РАН 28
2.3. Методика прогнозирования Всемирного экономического
форума 29
2.4. Методика долгосрочного прогнозирования Института Мировой экономики и Международных отношений Российской академии наук 31
3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ 33
3.1. Оценка внешнеэкономического развития России 33
3.2. Реализация приоритетных направлений внешнеэкономической
политики РФ 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48

Файлы: 1 файл

moya_kursovaya.doc

— 977.00 Кб (Скачать файл)

Внешнеэкономические связи – это комплексная система разнообразных форм международного сотрудничества государств и их субъектов во всех отраслях экономики. К субъектам государства относятся носители прав и обязанностей, возложенных на них государством. Это регионы, находящиеся на самоуправлении, хозяйствующие субъекты (хозяйственные товарищества и общества, унитарные предприятия и др.) и индивидуальные предприниматели.

Внешнеэкономические связи являются исторической и экономической категорией. Как историческая категория внешнеэкономические связи являются продуктом цивилизации. Они возникают с появлением государств и развиваются вместе с ними. Особенно мощный толчок развитию этих связей дало разложение феодализма. Переход от натурального хозяйства к товарно-денежным отношениям вызвал резкий скачок в развитии национальных рынков отдельных государств и в обмене товарами этих национальных рынков, что привело к расширению и углублению интернациональных связей и международного обмена в экономической сфере государственных отношений [6, c. 128].

Как экономическая категория внешнеэкономические связи представляют собой систему экономических отношений, возникающих при движении ресурсов всех видов между государствами и экономическими субъектами разных государств. Эти двухсторонние отношения охватывают все сферы экономической жизни государства и прежде всего его производственную, торговую, инвестиционную и финансовую деятельность.

Сущность внешнеэкономических связей как экономической категории проявляется в их функциях. Такими функциями являются:

  1. организация и обслуживание международного обмена природными ресурсами и результатами труда в их вещественной и стоимостной форме;
  2. международное признание потребительной стоимости продуктов международного разделения труда;
  3. организация международного денежного обращения.

Содержание первой функции заключается в доведении продуктов, добываемых в качестве природных ресурсов и продуктов, получаемых в процессе международного разделения труда, до конкретных потребителей через обмен продуктов и результатов труда в их вещественной и стоимостной форме. Организация обмена одновременно предусматривает и обслуживание этого обмена.

В процессе выполнения второй функции происходит завершение акта товарно-денежных отношений и окончания обмена денег на продукт международного разделения труда, в результате чего потребительная стоимость (ее практическая значимость), заключенная в этом продукте, получает международное признание.

Содержанием третьей функции является создание с помощью механизма этих связей условий для непрерывного движения денег в процессе совершения различных международных расчетов.

Одновременно внешнеэкономические связи выступают инструментом воздействия на экономическую систему государства, которое осуществляется через механизм внешнеэкономической деятельности.

В современном мировом хозяйстве внешнеэкономические связи выступают как факторы роста национального дохода государства, экономики народнохозяйственных затрат и ускорения научно-технического прогресса.

Осуществление этих связей позволяет перенести межгосударственное сотрудничество с обычного обмена товарами на торговлю услугами, совместное решение технико-экономических задач, развитие научной и производственной кооперации и других форм совместной хозяйственной деятельности, в том числе создание совместных предприятий.

Через механизм внешнеэкономических связей спрос на товары и услуги мирового рынка переносится на внутренний рынок того или иного государства. Это вызывает потребность в развитии производительных сил, что, в свою очередь, способствует развитию промышленности, сельского хозяйства, торговли, сферы услуг и финансовых учреждений.

Развитие внутреннего рынка страны ведет к опережению объема предложения над объемом спроса внутри государства, что вызывает расширение внешнеторговых операций, удешевление стоимости капитала и снижение издержек производства и обращения.

Эффективность организации внешнеэкономических связей и механизма управления ими во многом определяется классификацией связей. Классификация внешнеэкономических связей представлено на рисунке 3.

Под классификацией внешнеэкономических связей следует понимать распределение этих связей на конкретные группы по определенным признакам для достижения поставленных целей.

 

 

Рисунок 3 - Классификация внешнеэкономических связей [6, c. 234]

 

Классификационная система внешнеэкономических связей состоит из видов и форм связей.

Вид внешнеэкономических связей – это совокупность связей, объединенная одним общим признаком, например направлением товарного потока и структурным признаком.

Форма связи – это способ существования данного вида связи, внешнее проявление (очертание, оформление) сущности какой-либо конкретной связи.

На основе внешнеэкономических  связей осуществляется международное разделение труда, позволяющее добиться экономии общественного труда в процессе рационального производства и обмена его результатами между различными странами. Выгодным с экономической точки зрения считается международный обмен товарами только в том случае, если благодаря ввозу товаров удается экономить на их производстве и получать прибыль. В случае правильного формирования структуры экспорта и импорта международный обмен товарами может быть выгоден многим странам. Международный обмен товарами осуществляется, главным образом, во внешней торговле. Внешняя торговля представляет собой торговлю между странами, состоящую из вывоза (экспорта) и ввоза (импорта) товаров и услуг.

Применительно к России экспорт товаров – это вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации без обязательства об обратном ввозе. Экспорт включает вывоз из страны товаров отечественного производства, а также реэкспорт товаров. К товарам отечественного производства относятся также товары иностранного происхождения, ввезенные в страну и подвергшиеся существенной переработке, изменяющей основные качественные или технические характеристики товаров. К реэкспортным товарам относятся товары, ранее ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, а затем вывезенные с этой территории без уплаты или с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера.

Импорт товаров – ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации без обязательства об обратном вывозе. В импорт включаются ввезенные товары, предназначенные для потребления в экономике страны, и товары, ввозимые на территорию государства в соответствии с режимом реимпорта. К реимпортным товарам относятся товары, ранее вывезенные с таможенной территории Российской Федерации, а затем ввезенные на ее территорию без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера. Учет импорта производится по ценам франко-граница страны – импортера (СИФ), т.е. в цену товара включаются расходы по страхованию и транспортировке товара до границы страны – импортера [34].

Приоритетным во внешней  торговле следует считать ориентир на развитие экспорта, так как покупку  товаров по импорту можно осуществлять либо при наличии иностранной  валюты, либо конкурентоспособного товара.

Для получения наибольшего  экономического эффекта необходимо поставлять на экспорт наукоемкую продукцию, позволяющую получить максимальную валютную выручку на единицу затрат труда, а ввозить следует те товары, которые имеют наибольшие затраты труда на единицу вложенных средств.

К основным формам внешнеэкономических связей относятся:

  1. Торговые отношения. С помощью этой формы осуществляется купля-продажа товаров широкого потребления: одежды, обуви, парфюмерии, галантереи, культтоваров, а также продовольственных товаров и сырья. Происходит также торговый обмен продукцией для промышленного потребления: узлы, детали, запчасти, прокат, агрегаты и т.д.
  2. Совместное предпринимательство. Данная форма внешнеэкономических связей может быть реализована в промышленной сфере на заводах, фабриках, предприятиях; в сельском хозяйстве, науке, образовании, медицине, транспорте, культуре, искусстве, кредитно - финансовой сфере.
  3. Оказание услуг. Большое распространение в международном бизнесе принадлежит посредническим, банковским, биржевым услугам, страхованию, туризму, международным перевозкам грузов. Быстро растет объем услуг, который оказывают компьютерные сети, имеющиеся в развитых странах мира.
  4. Сотрудничество, содействие. Все большее распространение во внешнеэкономических связях получают научное, техническое, экономическое сотрудничество. Усиливаются и распространяются научный, культурный обмен и спортивные мероприятия.
  5. Валютно-финансовые, кредитные отношения. К валютно-финансовым отношениям можно отнести систему взаимодействия курсов валют и ссудных капиталов разных стран при осуществлении внешнеторговых операций. Важная роль при этом принадлежит кредитам, предоставляемым зарубежным партнерам через мировой рынок ссудных капиталов.

 

1.4. Внешнеэкономическая политика и факторы ее формирования

 

 

Активное регулирование внешнеэкономических связей является основной целью внешнеэкономической политики государства.

Внешнеэкономическая политика государства – это целенаправленная деятельность государства по формированию и использованию внешнеэкономических связей для укрепления своего потенциала (политического, экологического, военного, социального и т.п.). Внешнеэкономическая политика государства во многом зависит от состояния его платежного баланса [37].

Внешнеэкономическая политика Российской Федерации базируется на следующих принципах:

-  переход субъектов хозяйствования и предпринимателей от разовых внешнеэкономических сделок к постоянным внешнеэкономическим связям;

- ориентация внешнеэкономической деятельности на долгосрочную перспективу;

-   защита российского рынка и стимулирование российской экономики;

-  разделение функций осуществления внешнеэкономической политики между РФ  в целом и отдельными субъектами Федерации;

- рассмотрение внешнеэкономической политики РФ как важной составной части всей внешней политики Российской Федерации [5, c. 135].

И в этих  условиях главной задачей внешней политики РФ является создание благоприятных условий на мировом рынке для российских связей.

Внешнеэкономическая политика затрагивает временной и пространственный аспект.

Временной аспект внешнеэкономической политики определяет действие государства по формированию и использованию внешнеэкономических связей на текущий момент и на длительный период времени. Поэтому внешнеэкономическая политики включает текущую политику и долговременную политику.

Текущая политика заключается в оперативном регулировании внешнеэкономической деятельности

Долговременная политика направлена прежде всего на решение крупномасштабных внеэкономических задач, требующих больших затрат времени и капитала. Она охватывает достаточно продолжительный период времени.

Пространственный аспект внешнеэкономической политики определяет действия государства по основным направлениям на мировую и отечественную экономику.

По этому признаку в состав внешнеэкономической политики государства входит внешнеторговая политика, внешнеинвестиционная политика, валютная политика, таможенная политика.

Осуществление внешнеэкономической политики показало, что значительная часть стран мира, которым свойственен высокий темп роста экономики в силу жесткой внешней детерминации, характеризуется общностью выбора "комплекта" средств и методов регулирования. Многие из этих стран мы можем объединить по стандартности набора действий, хотя, если рассматривать в частностях, отличия проявляются в темпах и качестве исполнения, в сумме издержек, посредством которых осуществлялось реформирование, в степени успешности реформ, и в широте охвата тех или иных секторов экономики. Большинство из них в первую очередь ставили целью достижение макроэкономической стабилизации, при этом проводились налоговые реформы, направленные на увеличение сбора налогов, подвергались резкому снижению государственные расходы. Отмеченное, а кроме того, доходы от приватизации многим из них позволили сократить дефицит бюджета или обеспечить положительное сальдо. Естественно, все это обеспечивало резкое замедление роста цен и, по мере достижения определенной макроэкономической стабилизации, структурная и институциональная среда подвергалась реформе, целью которой являлось свертывание прямого государственного вмешательства при усилении его регулирующей и регламентирующей функций.

Внешнеэкономическая политика формируется при наличии сложной

системы факторов, к основным из которых можно отнести:

  1. однородность национальной структуры государства. Переход к новой модели развития вызывал необходимость смены авторитарной формы правления на более демократическую, однако этнически однородные пространства значительно облегчают эту задачу;
  2. отсутствие рыночной экономики, наличие среднего класса, дающие противоположные промежуточные и конечные результаты;
  3. стратегия глобализации экономики (стремление к занятию лидирующего положения в том или ином регионе);
  4. стратегия сдерживания, обусловленная не желаниями, а реальной оценкой возможностей страны;
  5. определение динамики развития национальной экономики состоянием мирового рынка, сегменты которого ориентированы на высокие технологии. Однако в этом плане многие рынки стран пока не в состоянии впитать суперсовременные технологии, что предопределяет необходимость стратегическим партнерам очертить круг пороговых государств;
  6. высокая степень монополизированности мирового рынка, особенно ряда его сегментов. Влияние отдельных транснациональных корпораций (ТНК) настолько существенно, что превосходит мощь и влияние национальных правительств, а создающиеся финансово-промышленные группы (ФПГ) превращаются в самостоятельный субъект международных отношений. Зачастую возникают две полярные системы, вакуум между которыми заполняют региональные сообщества и ТНК.
  7. незначительность масштабов отечественных монополий в отдельных сегментах рынка по сравнению с монополизацией ТНК на мировых рынках;
  8. активизация региональных движений, когда местные интересы становятся выше общегосударственных;
  9. нахождение мирового пространства в условиях становления нового (третьего) международного порядка;
  10. меняющаяся система международной торговли сужает возможность развивающихся стран в проведении интервенционистской экономической политики. Развивающимся странам приходится прикладывать все больше адаптационных усилий к внешним воздействиям техногенной цивилизации. При этом велика возможность не всегда иметь эффект модернизирующегося фактора. Многие из развивающихся стран, вливаясь в поток мирового развития, создают принципиально новую социально - экономическую и правовую систему;
  11. местонахождение того или иного государства, которое, в силу качественности своих характеристик, может служить фактором, повышающим преимущества одной страны по отношению к другим (интенсивность использования сухопутного, морского и воздушного пространства);
  12. благоприятные природно-климатические условия, масштабы территории;
  13. превращение мира из биполярного в единый, снятие угроз ядерной войны, которые позволили бы всем государственным образованиям сосредоточить усилия на экономических проблемах и активизации процесса развития взаимных отношений.

Информация о работе Внешнеэкономическая стратегия России