Внешнеторговая деятельность России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 17:39, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является изучение особенностей и перспектив внешней торговли и ее значения в социально-экономическом развитии России.
Для достижения указанной цели требуется решение следующих задач:
1. Изучение теоретических основ внешней торговли.
2. Проведение анализа современного состояния внешнеторговой деятельности России.
3. Изучение перспектив развития внешнеторговой деятельности России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………. 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ………………………………………………………. 6
1.1 Мировое хозяйство как единство сферы производства и внешнеторговой деятельности …………………………………………. 6
1.2 Понятие международной торговли, её формы…………………….. 16
1.3 Основные теории международной торговли……………………….. 21
2. АНАЛИЗ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИИ……. 25
2.1 Тенденции в развитии внешней торговли …………………………. 25
2.2 Динамика и структура внешней торговли России………………… 37
2.3 Географическая структура внешней торговли России …………… 40
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИИ……………………………………………. 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….. 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….. 75

Файлы: 1 файл

внешнеторговая деятельность.doc

— 440.50 Кб (Скачать файл)

Наименование  показателя

2008 г.

2010 г.

2020 г.

2030 г.

2050 г.

2050 г. 2008 г.

Убранная площадь, тыс. га

225998

222995

225313

227590

231791

1,03

Урожайность, т/га

3,01

2,97

3,26

3,55

4,12

1,37

Производство, тыс. т

680133

663032

734596

806075

947611

1,39

Импорт, тыс.т

118949

117085

138556

156578

199387

1,58

Потребление, всего, тыс.т:

649369

662603

731361

802191

943729

1,45

-продовольствие

459935

471899

517517

563929

565678

1,43

-корма

126002

124939

132588

142679

163017

1,29

-прочее

59951

59983

62832

69817

79656

1,33

Экспорт, тыс. т

119355

117085

138553

159578

199387

1,67

Доля импорта в потреблении

0,18

0,18

0,19

0,20

0,21

-


 

 

Производство пшеницы  прогнозируется к 2020 г. в объеме 806 млн  т (прирост 18% к 2008 г.), а в 2050 году – 950 млн т, (прирост 40% к уровню 2008 г.) За тот же период, по прогнозам ООН, население увеличится примерно на 30-35%. Следовательно, среднедушевая обеспеченность зерном в пшеничном сегменте может несколько возрасти. [7]  

В развивающихся странах  можно ожидать повышение доли импорта в общем потреблении  пшеницы с 24-26% до 30% – из-за возрастающего использования пшеницы в животноводстве. Наиболее высокие темпы роста производства прогнозируются в наименее развитых странах (2,8 раза в 2050 г. по сравнению с 2008 г.). Только в этом случае им удастся снизить зависимость от импорта с 60% до 50%. Однако и этот уровень нельзя признать нормальным. Необходимы определенные действия со стороны развитых стран, которые могли бы способствовать увеличению производства пшеницы непосредственно в этой группе государств.

Теперь приведём некоторые результаты прогнозирования развития молочной и мясной отрасли. По нашим оценкам, производство молока в мире будет увеличиваться темпами более высокими, чем рост населения. К 2050 г. мировое производство молока может достигнуть 1222 млн т, что почти на 80% выше, чем в 2008 г. Наибольший вклад в этот прирост должны внести развивающиеся страны, в которых производство увеличится почти в 2,25 раза. Однако даже в далекой перспективе останется существенным разрыв в продуктивности молочного животноводства между развитыми и развивающимися цивилизациями. В настоящее время в развивающихся странах этот показатель в 7 раз ниже, чем в развитых (690 кг и 4900 кг). При существующих тенденциях этот разрыв лишь незначительно уменьшится. Развитые страны должны приложить определенные усилия по ускорению внедрения технологического прогресса в молочное хозяйство развивающихся стран. В развивающихся странах можно ожидать некоторого сокращения поголовья коров при существенном повышении их продуктивности. Это позволит решить две проблемы: увеличить производство растительных продовольственных ресурсов, доступных для населения, и повысить долю молочного белка в продовольственном рационе бедных слоев населения.

Наиболее острой и  сложной проблемой продовольственного обеспечения человечества в будущем остается производство мяса, которое является главным фактором улучшения питания населения планеты. В таблице 2 представлены прогнозные показатели производства трех основных видов мяса: говядины, свинины, мяса птицы в целом по всему миру и в трех группах стран: развитые, развивающиеся, наименее развитые страны. [9]  

Таблица  2 – Прогноз  мирового производства и потребления  основных видов мяса в мире, тыс. т

Наименование  показателя

2008 г.

2010 г.

2020 г.

2030 г.

2050 г.

2050 г. 2008 г.

Говядина

           

Производство

65686

66874

76222

85948

105620

1,61

Импорт

8057

8717

11211

13875

18995

2,36

Потребление

65221

66313

75685

85420

105110

1,61

Свинина

           

Производство

101463

106428

123557

142243

179637

1,77

Импорт

6483

5746

7006

8254

10710

1,65

Потребление

100916

106050

12308

141864

179241

1,78

Мясо птицы

           

Производство

93731

100164

125879

151238

201851

2,15

Импорт

10201

1085

12703

15439

20753

2,03

Потребление

93329

100101

12502

151153

201749

2,16


 

Прогнозные расчеты показывают, что производство и потребление говядины может увеличиться к 2050 г. более чем на 60%, свинины – на 77%, мяса птицы – 2,15 раза. Темпы роста производства мяса могут превысить темпы роста населения. Выявлена возможность опережающего роста мясной отрасли в развивающихся странах, которые способны будут удовлетворять внутренний спрос за счет собственного производства. В наименее развитых странах при данных предпосылках можно прогнозировать, что значительная часть спроса на говядину и свинину будет удовлетворяться за счет внутреннего производства, тогда как 40% потребления мяса птицы будет покрываться за счет импорта.

Представленные прогнозы производства основных видов сельскохозяйственной продукции позволяют предположить, что при условии перевода сельского хозяйства на инновационную, ресурсосберегающую траекторию развития в течение обозримого 40-летнего периода можно существенно снизить угрозы затяжного мирового продовольственного кризиса. Ещё более неотложной проблемой мирового сообщества является преодоление страшной угрозы голода. [12]  

Различные варианты прогнозов  продовольственного потребления в  мире свидетельствуют о повышении  его уровня в расчете на душу населения. Однако темпы такого роста будут  замедляться. За 30 лет (с 1970 по 2000 гг.) потребление продуктов питания в мире (в энергетическом эквиваленте) выросло с 2411 до 2789 ккал на одного человека в сутки, т.е. прирост составил 16% или 0,48% в среднем за год. По прогнозу на 2001 – 2030 гг., потребление возрастет до 2950 ккал, но прирост за 30 лет составит только 9% или 0,28% в среднем за год.

К 2050 г. увеличение потребления  прогнозируется до уровня 3130 ккал на человека в сутки, а прирост за 20 лет  составит 3% или 0,15% в год. При этом развивающиеся страны будут увеличивать  потребление в 5-6 раз быстрее, чем развитые страны. Благодаря такой динамике будет сокращаться разница в уровне потребления продовольствия между различными цивилизациями, что должно стать основанием для более гармоничного и социально-стабильного развития человечества.

В настоящее время только половина населения обеспечена возможностью полноценного питания. Отметим, что 30 лет назад в эту категорию входило всего 4% населения. К середине века около 90% населения планеты сможет потреблять продовольствие на уровне более 2700 ккал в сутки на душу. [17]

Достижение таких параметров производства является сверхзадачей для  мирового сельского хозяйства, учитывая, что переход на инновационный  путь развития сопряжен с большими затратами и рисками.

Глобализация экономики  со всеми её противоречиями и перекосами обладает потенциалом для развития экологозащитного и экономически эффективного сельского хозяйства. Она способна смягчить всемирный продовольственный кризис и предотвратить его самую страшную форму – массовый голод с многомиллионными человеческими жертвами. Для этого необходима разработка долгосрочных прогнозов продовольственного обеспечения населения мира, а также программ развития АПК и продовольственных рынков по странам и регионам. Особое значение в этих программах должно принадлежать разработке и освоению ресурсосберегающих технологий во всех сферах деятельности, связанных с продовольственным обеспечением населения. [22]  

В России выбран путь масштабной модернизации производства продовольствия с применением ресурсосберегающих технологий, экологизации аграрного сектора, с использованием всего потенциала селекционно-генетических исследований, а также обеспечения устойчивого развития сельских территорий. Достаточно высокий уровень обеспеченности аграрного сектора природными ресурсами становится стратегическим конкурентным  преимуществом России в среднесрочной перспективе.

По экспертным оценкам, в наиболее тяжелом положении  окажутся предприятия российского  машиностроительного комплекса  из-за того, что продукция отечественного машиностроения в большинстве случаев не соответствует требованиям мирового рынка, что подтверждается чрезвычайно низким уровнем ее экспортных поставок. Он составляет всего лишь 10,7% от общего объема экспорта, тогда как в США этот показатель в общем объеме экспорта составляет 93,2%,.

Такое положение обусловлено  устаревшей производственной базой, отсталой технологией, низким уровнем производительности труда, громоздкой хозяйственной структурой, длительными сроками амортизации  основного оборудования и многим др. Без структуризации и преобразования российского машиностроения и других отраслей при существенной государственной поддержке возможно конкурировать с Западом и Востоком как на внешнем, так и на внутреннем рынках.

При вступлении России в  ВТО необходимо обеспечить продовольственную безопасность. Известно, что западные страны стремятся завоевать наш внутренний рынок. Для этого они приходят к нам с низкими демпинговыми ценами на товары, вытесняют местного производителя, останавливают наше производство, и как только достигают монопольного положения – цены на товары повышают.

Зарубежные государства  требуют, чтобы, входя в ВТО, Россия взяла на себя обязательство уменьшить  государственную поддержку аграрного  сектора, снизила таможенные тарифы для импортных товаров, а Китай даже требует свободного доступа на российский рынок труда китайских граждан. Такие требования, на наш взгляд, нельзя назвать справедливыми. Так, в странах Евросоюза на поддержку сельхозпроизводителей выделяется ежегодно 42 млрд. долларов, это в 50 раз больше, чем у нас в России. Россия со своей стороны требует установить господдержку своего сельского хозяйства на уровне 16 млрд. долл. в год, которых, кстати, в казне пока нет. Сейчас Россия на господдержку своего сельского хозяйства тратит менее 1 млрд. долл., и даже эту сумму ВТО хочет уменьшить, чтобы наводнить нас товарами, которые в других странах не могут найти спроса. [17]

Очевидно, что любая  страна борется за свои национальные экономические интересы. Когда мы ведем деловые переговоры с другими  странами, то видим, что они стремятся найти нишу для своего бизнеса, чтобы активно продвигать товары на наш рынок. Так, Бразилия вытеснила отечественного производителя сахара с внутреннего рынка. Если при СССР необходимый объем сахара производили в основном из украинской сахарной свеклы и максимум 10% завозили из Кубы и Бразилии, то теперь 70% сахара ввозим из-за рубежа. Следует отметить, что в период эпидемии коровьего бешенства и ящура на Западе, импорт мяса из зараженных стран прекратился, что подтолкнуло развитие российского животноводства. У мясокомбинатов появился интерес к восстановлению отечественных комплексов. Даже "Макдоналдс" начал покупать мясо у российских производителей.

Россия в свое время  раскрыла границы Западу для ввоза  продуктов и других товаров. Какая может быть конкурентоспособность, когда Запад своим производителям помогает в 50-100 раз больше, чем мы своим крестьянам и производителям продуктов. Если в России на селе проживает и занимается сельским хозяйством 27% населения, то в США – 3%, во Франции – 4%. Несмотря на их малочисленность, они представляют мощную политическую силу, получают большую господдержку и выпускают конкурентоспособную продукцию. Качество которой, кстати, часто ниже российского. Так, чтобы товар выглядел хорошо и быстро не портился, они добавляют разные консерванты, которые, как правило, вредны для здоровья людей. Кроме того, в сельском хозяйстве ряда стран для увеличения производительности применяют немало различных добавок, которые стимулируют, например, увеличение массы бройлеров, что также небезопасно. [16]

Таким образом, для присоединения  России к ВТО и интеграции в  мировое экономическое пространство необходимо разработать специальные  меры по реструктуризации и преобразованию отечественного машиностроения, военно-промышленного комплекса, сельского хозяйства, продовольственной и других отраслей для обеспечения их устойчивого функционирования и развития. Иначе вхождение России в ВТО вызовет глубокий системный кризис и полную деиндустриализацию страны.

Соглашение ВТО по сельскому хозяйству обязывает страны классифицировать внутренние меры поддержки сельского хозяйства в соответствии с одной из четырех категорий, которые на языке ВТО называют `корзинами`.

  1. Совокупная мера поддержки (или `желтая корзина`). Мероприятия аграрной политики этой корзины считаются стимулирующими производство и, следовательно, искажающими торговлю. `Желтые` субсидии могут быть оспорены, поскольку считается, что они создают помехи национальному производству остальных стран-участниц ВТО, прямо или косвенно обесценивают или уменьшают преимущества, наносят ущерб их интересам. Меры, которые здесь указываются, должны быть разделены на две категории: поддержка, направленная на развитие производства, и поддержка, отделенная от производства. В Соглашении нет точного определения того, какие меры государственной поддержки следует отнести к `желтой корзине`. В целом же можно заключить, что к ней относятся все меры, не подпадающие под другие три категории, которые перечислены ниже. Кроме того, `желтая корзина` также включает в себя так называемый потерянный доход государства, то есть освобождение сельскохозяйственных производителей от налогов и от возврата предоставленных государством кредитов. Таким образом, к этой группе субсидий могут быть отнесены: прямое субсидирование отраслей сельского хозяйства, покрытие производственных убытков, списание ссуд, некоторые виды компенсаций. В отношении данных мер в соответствии с Соглашением ВТО по сельскому хозяйству принимаются обязательства по связыванию или фиксированию уровня поддержки и его последующему поэтапному сокращению в размере 20% в течение 6-летнего (с момента присоединения) переходного периода. Первоначальный уровень связывания обычно рассчитывается как среднегодовая величина фактических расходов за последние три репрезентативных года (`базисный период`) как на федеральном, так и на региональном уровнях .

Информация о работе Внешнеторговая деятельность России