2. Прямые выплаты в
рамках программ сокращения производства
(или `голубая корзина`). В Соглашении
говорится, что эти выплаты
не должны подвергаться обязательному сокращению, если они основываются
на фиксированных площадях и урожаях,
а в животноводстве - на фиксированном
поголовье скота. Эта категория была принята
как компромисс для Европейского Союза,
чтобы компенсационные выплаты (согласованные
в рамках реформ 1992 г. единой сельскохозяйственной
политики) могли считаться не противоречащими
правилам ВТО и позволили бы ЕС ратифицировать
Соглашение по сельскому хозяйству.
3. Специальный и дифференцированный
режим (или СиД). В тексте Соглашения
по сельскому хозяйству говорится, что государственные меры
поддержки, прямые или косвенные, способствующие
развитию сельского хозяйства или сельской
местности, являются неотделимой частью
программ развития развивающихся стран.
При этом инвестиционные субсидии и дотации
на приобретение материально-технических
ресурсов, которые обычно предоставляются
сельскохозяйственным товаропроизводителям
развивающихся стран, должны быть освобождены
от обязательств по сокращению. Поэтому
подобные меры могут использоваться без
ограничений сверху теми странами, которые
включили меры СиД в перечень своих обязательств.
4. Меры, освобожденные
от обязательств по сокращению
(или `зеленая корзина`). Меры, которые
не оказывают или оказывают
минимальное искажающее воздействие
на торговлю или производство и предоставляются в рамках государственных
программ, не предполагающих трансфертов
потребителям и поддержки производителей,
стимулирующих наращивание производства,
могут быть включены в категорию `зеленая
корзина`. К ним относятся: развитие консалтинга
на селе, профилактика заражений и борьба
с вредителями, программы пенсионного
обеспечения, страхования урожаев и пр.
Меры `зеленой корзины` освобождаются
от обязательств по сокращению.
К разрешенным (бесспорным)
субсидиям (СиД и `зеленая корзина`)
в России можно отнести поддержку племенного
дела и элитного семеноводства, оплату
расходов на повышение плодородия почвы,
реконструкцию предприятий, направленную
на охрану окружающей среды, помощь в связи
с чрезвычайными ситуациями, поддержку
бедствующих регионов, оплату расходов
на проведение научных исследований, повышение
квалификации работников АПК.
Таким образом, правила
ВТО требуют обязательного сокращения
только определенных мер государственной
аграрной политики, которые оказывают
негативное воздействие на эффективность международной торговли,
тогда как в запасе у государств остается
довольно широкий спектр прочих мероприятий
по поддержке аграрного сектора.
При этом существует
довольно распространенное мнение о
наличии существенных негативных последствиях вступления России в ВТО:
- Уничтожение или резкое сокращение производства в следующих отраслях промышленности: легкая и пищевая промышленность, производство лекарств, медицинского оборудования, электроники, автопром, гражданское авиастроение, производство косметики, шин. Особенно пострадает агропромышленный комплекс. Исследования показали, что только 10 процентов региональных предприятий (в основном, в сырьевой сфере) позитивно воспринимают идею вступления в ВТО. Остальные 90%, в силу своей неподготовленности, отсутствия опыта, и особенно изношенных мощностей, которые достигают сегодня до 70%, не выдержат конкуренции.
- 40%-ное сокращение рабочих мест в стране и резкий рост безработицы в таких регионах, как Пермская, Оренбургская, Кемеровская, Московская, Свердловская, Воронежская, Курская, Рязанская, Нижегородская, Кировская, Тюменская, Иркутская области, Алтайский, Краснодарский, Красноярский, Приморский, Хабаровский край, Ханты-Мансийский АО, Удмуртская республика, Республика Татарстан, Москва и Санкт-Петербург. Хуже всего будет тем регионам, где вытесняемые импортом предприятия являются бюджетообразующими. Это Ивановская, Пермская, Костромская, Курская, Московская, Тульская, Владимирская, Волгоградская, Самарская область и Тольятти. По подсчетам некоторых аналитиков скоропалительное вступление в ВТО принесет России 30 млн. безработных и 40 тыс. закрытых предприятий.
- Уничтожение 460 моногородов, которые зависят от одного завода или производства для предоставления рабочих мест и инфраструктуры.
- Потеря Россией суверенитета и запрет промышленной политики. Меморандум ВТО от 19 марта 2001 постановляет, что национальные законы и регулирование стран можно отменить, если ВТО посчитает их «более обременительными, чем необходимо». Комиссия ВТО по урегулированию споров обладает правом вето на решения любого парламента или любого правительственного органа любой страны. Именно она решает, является ли тот или иной закон или правило «более обременительными, чем необходимо». Посредством суда ВТО может заставить национальные правительства отменить федеральные и региональные правила и законы, касающиеся, в частности, защиты окружающей среды и социальных стандартов.Таким образом, Россия теряет часть своего суверенитета, поскольку правотворчество и свободное принятие решений будет ограничено. Всемирная торговая организация (ВТО) не входит в ООН и, соответственно, законы ВТО стоят для ТНК и стран-членов ВТО выше законов ООН (экологических, трудовых прав МОТ ООН и т.д.). Почему же ВТО не является частью ООН?
- Потеря продовольственной безопасности. Россия станет еще более зависимой от импорта продовольствия. Без повышения импортных пошлин вытеснить импорт с отечественного рынка будет практический невозможно.
- Поглощение или уничтожение отечественных финансовых институтов. Банковский и страховой сектор не выдержат конкуренции.
- Значительное увеличение оттока капитала и отсутствие дополнительных прямых инвестиций в Россию, поскольку только совершенно безрассудный бизнесмен будет вкладывать средства в создание производств в стране, в которой из-за неустранимых природных особенностей невозможно создавать конкурентоспособную продукцию, например, с китайским производителем. В России при прочих равных абсолютно любой продукт труда значительно дороже по затратам на его производство и доставку к мировым рынкам, а потому заранее неконкурентоспособен по соотношению цены к затратам. Исключение составляют только те товары, которые могут быть произведены только в России. Экономически более выгодно и вольготно жить, производить необходимые товары и торговать ими там, где климат лучше и где есть самое дешёвое, т.е. речное, а в дальнейшем при развитии мореходства ещё более выгодное морское сообщение. Та же Центральная Россия не может конкурировать без помощи со стороны государства с сельхозпроизводителями Восточной Европы. Пока мы еще держимся за счет импортных ограничений; если их убрать, то дешевый импорт просто оккупирует весь наш рынок. Чтобы соревноваться с китайцами по нормам ВТО, нашим работникам придется трудиться без зарплат (буквально за похлебку), отказавшись от пенсионного обеспечения и всякого «социального пакета», отказывая себе буквально во всем. К примеру, в Китае и Индии $40 – хорошая зарплата, а $200 может получать руководитель предприятия.
- Увеличение оттока квалифицированной рабочей силы, поскольку в России будет невыгодно создавать не только высокотехнологические производства, но и производства вообще.
- Увеличение тарифов на электричество и другие энергоресурсы, что приблизит их к мировым и поставит на грань разорения большинство промышленных предприятий. ВТО – это цена на энергоресурсы, как в Европе. Это бензин, как в Финляндии, это газ, как в Париже, это цена на электричество, как в Берлине. А зарплата – как в Воронеже.
- Отмена льгот по НДС для отдельных категорий продукции и понижению конкурентоспособности многих товаров.
- Резкое снижению платежеспособного (очень невысокого по западным меркам) спроса на отечественные и импортные товары среди населения России.
- Утрата энергополитического суверенитета России.
- Невозможность модернизации промышленности и <span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" sty