Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 22:02, контрольная работа
Две стороны каждой рыночной операции называют спросом и предложением. Когда мы ищем работу, то предлагаем свои ресурсы рынку трудоустройства, то есть хотим обменять свои услуги на зарплату. Делая покупки в супермаркете, мы удовлетворяем свой спрос на продукты, то есть хотим обменять деньги на продукты питания.
Введение ……………………………………………………………………........3
1. ЗАКОН СПРОСА.
1.1. Понятие спроса. Закон спроса. Кривая спроса……………………………5
1.2. От чего зависит изменение спроса?..............................................................7
1.3. Эластичность спроса и ее значение для потребителей…………………...9
2. ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
2.1. Понятие предложения. Закон предложения. Кривая предложения……...12
2.2. От чего зависит изменение предложения?...................................................14
2.3. Эластичность предложения и ее значения для производителей…………17
Заключение………………………………………………………………………19
Список использованной литературы…………………………………………...21
Спрос на товары или услуги будет эластичным, если у них есть несколько близких заменителей в том же диапазоне цен.
Спрос на товары, которые люди считают жизненно необходимым, обычно неэластичен.
При единичной эластичности увеличение или уменьшение цены оставит доход без изменений.
2. ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
2.1.
Понятие предложения. Закон
Кривая предложения.
Предложение означает желание производителей произвести и продать определенные товары и услуги за определенную цену.
Фирмы будут производить только те товары и услуги, доход от которых будет не только покрывать расходы, но и приносить прибыль. Никто не будет производить товары и услуги только потому, что люди в них нуждаются. Собственников капитала это волнует мало.
Величина предложения – количество товара, которое предъявляет-ся к продаже по какой-либо определенной цене в течении определенного времени. Например, мы можем сказать, что величина предложения товара X по цене Y составляет 1000 ед. данного товара (продукта) в неделю.
Закон предложения гласит: между ценой и величиной предложения существует прямая связь. Закон предложения показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество своего продукта по высокой цене, чем они хотели бы это делать по низкой цене.
Как и в отношении закона спроса, представим закон предложения в графическом изображении (рис. 4). Техника построения графика такая же, как и описанная выше, но, разумеется, количественные данные и возникающие между ними связи иные.
Форма кривой предложения S определяется стремлением фирм к максимальной прибыли. Это допущение помогает понять, почему кривая пред-ложения направлена вверх слева направо, т.е. фирмы готовы предложить больше продукта при более высоких ценах.
Исходя из анализа рис 4. видим, что кривая предложения S – восходящая. Это означает, что между ценой и величиной предложения – прямая связь.
Рис. 4. кривая предложения любого товара.
Кривая предложения S показывает, какое количество товара и по какой цене производители могут продать на рынке. Кривая поднимается вверх, потому что, чем выше цена, тем большее число фирм имеет возможность производить и продавать товар. Более высокая цена дает возможность сущест-вующим фирмам расширить объем производства в короткий промежуток времени за счет привлечении дополнительного капитала, рабочей силы или сверхурочных работ, а в длительный промежуток времени – за счет самого производства. Более высокая цена может также привлечь на рынок новые фирмы, у которых высоки издержки производства и продукция которых при низких ценах является нерентабельной.
2.2. От чего зависит изменение предложения?
Изменение предложения, как и изменение спроса, зависит от цены. Но величина предложения больше при высоких ценах и меньше при низких це-нах. А величина спроса больше при низких ценах и меньше при высоких ценах.
Если цена на данный товар увеличивается, то его производство стано-вится более выгодным. Растущие прибыли будут стимулировать рост производства и привлекать в эту отрасль другие фирмы. При падении спроса на товар цена снизится, и это будет означать, что по существующей на рынке цене этот товар окажется в избытке. Фирмы будут вынуждены сбросить цены, чтобы избавиться от излишков. При сниженных ценах производство станет менее выгодным, поэтому фирма сократит выпуск этого товара и его предложение уменьшится. Падение цены может привести к тому, что менее эффективно работающие фирмы будут вынуждены уйти из отрасли.
Коренное свойство закона предложения заключается в следующем: с повышением цен соответственно возрастает и величина предложения. И, напротив, со снижением цен сокращается предложение.
Цена – основная детерминанта величины предложения любого продукта. Однако существуют другие (условно назовем их неценовыми) детер-минанты, или факторы, влияющие на величину предложения. Если одна из неценовых детерминант в действительности претерпевает изменения, положение кривой предложения будет меняться.
К неценовым детерминантам предложения относятся: 1) цены на ресурсы; 2) технология производства; 3) налоги и дотации; 4) цены на другие товары; 5) ожидания изменения цен; 6) число продавцов на рынке.
1. Цены на ресурсы. Величина предложения фирмы основывается на издержках производства. Здесь действует следующая закономерность: сниже-ние цен на ресурсы снижает издержки производства и увеличивает предложение, т.е. перемещает кривую предложения вправо (S2) (см. рис. 5). И наоборот, повышение цен на ресурсы увеличит издержки производства и сократит предложение, т.е.сместит кривую предложения влево (S1).
2. Технология. Совершенствование технологии означает, что открытие новых знаний позволяет более эффективно производить единицу продукции, т.е. с меньшей затратой ресурсов.
3. Налоги и дотации. Предприятия рассматривают большинство налогов как издержки производства. Поэтому повышение налогов, скажем, на продажи или на собственность увеличивает издержки производства и сокращает предложение. Напротив, дотации считаются «налогом наоборот». Когда государство субсидирует производство какого-либо товара, оно фактически снижает издержки и увеличивает его предложение.
4. Цены на другие товары. Изменения цен на другие товары также способны сместить кривую предложения продукта. Снижение цены на пшени-цу может побудить фермера выращивать и предлагать к продаже больше кукурузы по каждой из возможных цен. И, напротив, повышение цены на пшеницу может заставить фермеров сократить производство и предложение кукурузы. Фирма, выпускающая спортивные товары, может сократить предло-жение баскетбольных мячей, когда повышается цена на футбольные.
5. Ожидания. Ожидания изменений цены продукта в будущем также могут повлиять на желание производителя поставлять продукт на рынок в настоящее время. Например, ожидание существенного повышения цен на продукцию автомобильной фирмы способно побудить фирмы увеличить производственные мощности и тем самым вызвать увеличение предложения.
6. Число продавцов. Чем больше число продавцов (поставщиков), тем больше рыночное предложение. По мере вступления в отрасль большего количества фирм кривая предложения станет смещаться вправо (S2). Чем меньше в отрасли фирм, тем меньше оказывается рыночное предложение. Это означает, что по мере выхода фирм из отрасли кривая предложения будет смещаться влево (S1).
Различие между изменением в предложении и изменением величины предложения – такое же, как различие между изменением в спросе и измене-нием величины спроса.
Изменение в предложении под влиянием неценовых факторов выражается в смещении всей кривой предложения: увеличение предложения смещает кривую вправо (S2), уменьшение предложения смещает ее влево (S1) (см. рис. 5).
В противоположность этому изменение величины предложения под влиянием цены означает передвижение предложения с одной точки «А» на другую точку «С» на постоянной кривой предложения. Это видно на рис. 5.
Рис. 5. Кривые предложения.
2.3. Эластичность предложения
и ее значения для производителей.
Концепция ценовой эластичности предложения означает ответную реакцию предложения на изменение цены.
Суть ее в следующем: если производители чувствительны к измене-ниям цен, то предложение будет эластично. И наоборот: если производители нечувствительны к изменениям цен, то предложение будет неэластично.
Эластичность предложения мы будем рассматривать так же, как эласти-чность спроса, помня при этом, что в данном случае между предложением и ценой существует прямая зависимость. Для измерения эластичности предложе-ния (Es) можно использовать такую же формулу, как и для определения эластичности спроса:
Es= |
Процент изменения величины предложения |
Процент изменения цены |
1. Предложение называется эластичным, когда процент изменения его величины больше, чем процент изменения цены, т.е. если Еs > 1, то предложение эластично. Кривая эластичного предложения представлена на рис. 6а.
2. Предложение называется неэластичным, когда процент измене-ния его величины меньше, чем процент изменения цены, т.е. если Es < 1, то предложение неэластично. Кривая неэластичного предложения представлена на рис. 6б.
3. Единичная эластичность
предложения, совершенно
Что же влияет на эластичность предложения? Почему предложение одних товаров эластично, а других неэластично?
Предложение эластично в том случае, когда фирмы могут легко и быстро изменить величину предложения товара в ответ на изменение его цены.
Предложение неэластично, когда нельзя быстро и легко изменить объем предлагаемого товара в связи с изменением его цены.
Рис. 6. Графики эластичности предложения.
Эластичность предложения зависит от следующих факторов:
1) наличие резерва производственных мощностей;
2) уровня производственных запасов;
3) специфики товаров:
промышленные и
Предложение промышленных товаров более эластично, чем сельскохозяйственных продуктов. В промышленности есть возможности спра-виться с падением спроса: уволить часть рабочих или перевести их на непол-ную рабочую неделю и отключить машины. При увеличении спроса можно вновь ввести в действие простаивающее оборудование, нанять больше рабочих или работать сверхурочно. Что касается сельскохозяйственных продуктов, то на эластичность их предложения влияет продолжительность сезона выращивания культуры.
Каково же значение эластичности предложения для производите-лей? Оказывается, необходимо определенное количество времени, чтобы отреагировать на изменение цены продукта. Чем продолжительнее время, которым располагает производитель, тем больше возможности изменить объем производства и тем больше, соответственно, эластичность предложения.
Заключение.
Спрос – это желание
и возможность покупателей
Предложение – желание и готовность производителей поставлять на рынок определенный товар при определенных условиях. Количественная сторона отражается понятиями объема спроса и объема предложения, изменение которых фиксирует соответственно закон спроса и закон предложения.
Закон спроса устанавливает обратную зависимость между объемом спроса на данный товар и его ценой при прочих равных условиях. Отрицательный наклон кривой спроса объясняется следующими факторами:
- покупатели приобретают больше дешевых товаров;
- потребление связано
с законом убывающей
- действие эффекта замены и дохода.
Оба эффекта вызываются изменением цены одного из товаров, входящих в потребительскую корзину, и действуют одновременно. Но каждый из эффектов имеет собственную форму проявления.
Эффект замены вызывает изменение объема спроса в результате изменения относительной цены одного из товаров из потребительского набора при неизменном реальном доходе. Это значит, что потребитель приобретает больше дешевых товаров взамен более дорогим.
Эффект дохода вызывает изменение объема спроса вследствие изменения реального дохода при неизменности относительных цен товаров. Это значит, что потребитель будет приобретать больше подешевевшего товара и у него останутся средства для дополнительных покупок.
Закон предложения устанавливает прямую зависимость объема предложения данного товара от его цены при прочих равных условиях.
Кривая предложения имеет положительный наклон, который выражает:
- реакцию производителя
на рыночные стимулы:
- растущие затраты
на производство
Кроме ценового фактора функции спроса и предложения отражают влияние неценовых факторов (доход, налоги, ожидания, цены на товары - субституты и комплементы, число покупателей на рынке, вкусы и предназначения, прочие).
Сдвиг кривой предложения может произойти под влиянием:
- изменения технологии
производства - при введении более
совершенной технологии
- изменение цен на экономические ресурсы - снижение цен ведет к расширению производства и увеличению предложения;