Занятость в российской экономике: методы ее обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 10:35, курсовая работа

Описание работы

Занятость представляет собой важный сектор социально-экономического развития общества, соединяющий в себе экономические и социальные результаты функционирования всей экономической системы. Занятость населения является необходимым условием существования рынка труда, так как от нее зависят уровень жизни людей, подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров, на их трудоустройство, на материальную поддержку людей, лишившихся работы. Сегодня как никогда остро стоит вопрос об организации новых подходов в решении проблем обеспечения занятости социально незащищенных категорий населения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ:
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ……………………………………………….5
1.1.Понятие и сущность занятости………………………………………………...5
1.2. Классификация форм занятости, ее структура………………………………..8
1.3. Теоретические концепции занятости…………………………………………17
ГЛАВА 2. ЗАНЯТОСТЬ В РФ…………………………………………………….22
2.1.Состояние занятости в экономике России……………………………………22
2.2. Проблемы занятости населения в РФ………………………………………...27
2.3.Методы обеспечения занятости в российской экономике…………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….43

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ (2).docx

— 82.26 Кб (Скачать файл)

     Общее число вакансий в службе занятости, составило 18094 единицы, из которых: 8842 единицы находилось в банке данных на начало года, 9252 единицы заявлено за восемь месяцев.

     Общее число вакансий по рабочим профессиям составило 13677 единиц, из которых: 6750 единиц находилось в банке данных на начало года,  
6927 единиц заявлено за январь-февраль.

     Владимир Владимирович Путин, выступая в мае 2011 года на Первом социальном бизнес-форуме в Москве заявил: «В ближайшие 10-15 лет в России необходимо создать до 25 миллионов новых современных качественных рабочих мест, этого можно достигнуть как за счет модернизации уже действующих производств, так и за счет создания новых площадок» [5].

     Совершенствование управления трудовыми ресурсами  можно  рассматривать как  приоритетное  направление  в   решении    задачи    создания    системы формирования эффективной занятости.

     На сегодняшний момент ситуация занятости в России не на высшем уровне, но государство проводит различные мероприятия для ее обеспечения и поддержания стабильности в этой сфере.

 

 

2.2. Проблемы занятости населения в РФ

     Под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением их личных потребностей и приносящая им трудовой доход [16]. В отличие от общества с централизованной плановой экономикой, достижение в обществе с рыночной экономикой высокого уровня занятости трудоспособного населения составляет серьезную проблему.

     Проблема занятости  населения - это проблема вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребности в труде рабочими местами [7].

     Данная проблема является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его невозможно наладить эффективную деятельность экономики. Мировой кризис нашел свое отображение и на рынке труда. Миллионы людей остались без работы, находятся в активных поисках нового места, ожидая наступления лучших времен. Каждой стране по-разному удается справиться с кризисной ситуацией, всё зависит от политики правительства и направления денежных средств в нужное русло. Но, к сожалению, прогнозы на год грядущий неутешительные.

     Изучение проблемы занятости и поиск путей ее решения является не просто важным, но и актуальным вопросом.

     Добиться такого положения, чтобы занято было все трудоспособное население невозможно. Ведь одни вступают в рабочую силу, другие выходят из ее состава, третьих увольняют или они сами увольняются, четвертые находятся в поисках работы, т.е. происходит нормальное движение рабочей силы, часть которой на какой-то промежуток времени остается без работы. Одним из видов структуризации рынка труда является его разделение по демографическим и профессиональным признакам. Различают:

• рынок труда молодежи. Ситуация, складывающаяся на российском молодежном рынке труда в последние  годы, является достаточно напряженной  и характеризуется тенденциями  к ухудшению. Растут масштабы регистрируемой и скрытой безработицы среди  молодежи, увеличивается ее продолжительность.

     Борьба за выживание российских предприятий приводит к ужесточению условий вступления молодежи на рынок труда. Между тем возможности молодых людей и без того ограничены в силу их более низкой конкурентоспособности по сравнению с другими категориями населения.

• рынок труда лиц предпенсионного  возраста и пенсионеров. Для него характерны невысокая производительность труда, низкая экономическая активность, отсутствие или ограничение возможностей для переобучения.

 • рынок труда женщин. Его особенностью являются возможные продолжительные перерывы в работе, связанные с рождением и воспитанием детей, снижение по этой же причине профессиональных способностей.

Улучшение качества рабочих  мест с точки зрения перспективы  профессионального роста, оплаты труда  и обогащения его содержания - ключевая проблема, стоящая перед политикой занятости.

     Поиск путей решения проблем занятости привел к образованию нестандартных ее форм, которые выходят за рамки нормативной продолжительности рабочего времени и круглогодичной занятости. Их использование позволяет сократить общую численность незанятого населения, ищущего работу, и в первую очередь из числа слабо защищенных категорий граждан. Кроме того, повышение занятости идет, как правило, без увеличения количества рабочих мест за счет деления их между работниками и сокращения рабочего времени.

     На сегодняшний день многие проблемы занятости приняли глубинный характер. Речь идет об увеличении скрытой безработицы, о росте доли лиц, обращающихся в службу занятости, среди всех лиц, испытывающих трудности с поиском работы, о повышении доли выпускников учебных заведений среди всей безработной молодежи. Одновременно быстрыми темпами развивается занятость в теневой экономике (ТЭК), масштабы которой оцениваются в 10-15 млн. человек [9].

Многие выпускники вузов  в течение длительного времени  лишены возможности трудоустройства  по специальности, такой процесс в большой степени является отражением социально-экономической дестабилизации. Это тоже является одной из проблем занятости.

     Для России реальную опасность представляет деградация структуры рабочих мест и человеческого потенциала в результате сокращения занятости в отраслях, требующих труда высокого качества, и роста занятости в торговле и посреднической деятельности преимущественно в рамках неформального сектора. Кроме того, происходит нарастание длительной застойной безработицы.

     На данных проблемах и должна сосредоточиться политика занятости. Представляется, что можно заимствовать отдельные меры и программы, используемые в странах с развитой рыночной экономикой. Большинство из них большую часть средств, отпущенных на политику занятости, расходует на меры пассивного характера - выплату пособий по безработице. Вместе с тем отчетливо просматривается тенденция к усилению роли активных мер. Однако далеко не все из них могут быть широко использованы в России.

     Основными направлениями государственного регулирования в сфере занятости являются:

- выработка и введение  действенных стимулов для ускорения  становления многосекторного хозяйства,  расширяющего масштабы занятости  и возможности выбора работниками  соответствующих видов занятости,  отвечающих способностям и интересам  каждого;

- целенаправленное формирование  государственного сектора экономики,  его предпринимательского и непредпринимательского  сегментов для сохранения рабочих  мест;

- реальная и повсеместная  поддержка малого и среднего  предпринимательства;

- законодательное оформление  существования кооперативной собственности  и народных предприятий, отвечающих  российским традициям, с целью  легализации реальной занятости,  в том числе в «челночном» бизнесе, инофирмах;

- становление и развитие  муниципальной собственности;

- разработка комплексной  и региональных программ создания  и сохранения рабочих мест, рассчитанных  на нормализацию условий жизнеобеспечения  населения, подготовка организационных  и нормативно-правовых основ для  реализации таких программ, отладка  механизма их информационного  обеспечения и финансирования;

- введение обязательной  социальной экспертизы всех разрабатываемых  программ для оценки их влияния  на условия занятости и смягчение  социальных проблем регионов;

- совершенствование отношений  социального партнерства за счет  включения в договоры всех  уровней мероприятий по созданию  и сохранению рабочих мест; содействия  адаптации персонала к изменению  их структуры и качества; расширение  практики общественных работ.

     Сегодня политика занятости в России направлена на помощь традиционным группам риска и лицам, которым грозит высвобождение с промышленных предприятий. Проблемы же наиболее ценной с точки зрения долговременной экономической отдачи части трудового потенциала остаются нерешенными. Тем временем обесценение и растрата человеческого капитала набирают силу в результате перехода квалифицированных работников на лучше оплачиваемую, но не требующую навыков и знаний работу, а также за счет «утечки мозгов». Этот процесс усугубляется тем, что молодежь все чаще отдает предпочтение не получению образования и приобретению квалифицированных профессий, а примитивным видам занятий, быстро приносящих значительные доходы.

     Проблема занятости является ключевым вопросом в рыночной экономике, не решив который, нельзя построить экономически сильную державу.

 

 

2.3.Методы обеспечения занятости  в российской экономике.

     Государственная политика занятости населения — система мер прямого государственного и косвенного воздействия на трудовую сферу (рынок труда) для достижения поставленных целей [18].

     Управляющее воздействие на сферу занятости в РФ оказывают три основных субъекта: государство (прежде всего через законодательную, а также исполнительную власть), работодатели (предприниматели, администрация предприятий и организаций), государственная служба занятости (прежде всего ее местные органы).

     Государство реализует стратегическое управление занятостью, т.е. формирует общую политику занятости. Активная политика занятости - это совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы. Она предусматривает мероприятия, связанные с предупреждением, профилактикой увольнений работников для сохранения рабочих мест; обучение, переобучение и повышение квалификации лиц, ищущих работу; активный поиск и подбор рабочих мест; финансирование создания новых рабочих мест через систему общественных работ. Пассивная политика занятости предусматривает выплату пособий безработным и предоставление услуг по подбору рабочего места через государственную службу занятости.

     Государство осуществляет нормативно-правовое обеспечение трудовых отношений и отношений занятости.

     Работодатели как второй субъект управления занятостью осуществляют меры по сохранению и повышению уровня и качества занятости на предприятиях и в организациях через формирование спроса на рабочую силу посредством создания и предложения рабочих мест на рынке труда, а также решают другие проблемы занятости в рамках управления персоналом.

     Служба занятости, действуя в установленных законом рамках, осуществляет комплексное регулирование занятости населения.

     Видное место на сегодняшний день в регулировании занятости занимает биржа труда, являющаяся основным элементом инфраструктуры рынка труда. 

Биржа труда - учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы и регистрации безработных [11]. В РФ получили развитие следующие негосударственные службы: биржа труда молодежи, центр занятости женщин, биржа труда для инвалидов.

     Современная биржа труда - это сложившаяся, устоявшаяся структура со свойственными ей функциями:

· Регистрация безработных и свободных рабочих мест;

· Трудоустройство безработных;

· Тестирование лиц, желающих получить работу;

· Организация профессиональной подготовки и переподготовки безработных;

· Выплата пособий по безработице.

     Для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создана Федеральная служба занятости.

     Федеральная служба по труду и занятости является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.

     Функции службы занятости многообразны:

  • Консультация обращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам;
  • Оказание помощи гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;
  • Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях, оказание помощи в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения;
  • Оказание услуг в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения;
  • Оплата стоимости профессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которых требует получение новой профессии, установление им на весь период обучения стипендии;
  • Регистрация безработных и оказание им в пределах своей компетенции помощи;
  • Выдача в установленном законе порядке гражданам пособия по безработице и приостановление выплаты этих пособий.

     В условиях сложившегося финансового кризиса службы занятости принимают меры по обеспечению занятости в РФ. В частности, это поощрение малого и среднего бизнеса, а также программы по переподготовке кадров. Программа подразумевает овладение смежными профессиями тех работников, которые находятся под угрозой увольнения, в режиме сокращенного рабочего времени, в отпусках, или которые уже уведомлены о сокращении.    Региональные программы поддержки занятости предполагают и трудоустройство выпускников вузов, начальных и средних профтехучилищ.

     Средства на финансирование мероприятий по содействию занятости населения (фонд занятости) формируется за счет обязательных страховых взносов работодателей, обязательных страховых взносов с заработка работающих, ассигнований при необходимости из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, добровольных взносов юридических и физических лиц, включая иностранных, других поступлений, в том числе средств, взыскиваемых с работодателей за нарушение требований и аккумулируются на счетах в учреждениях Центрального банка РФ, других уполномоченных банков [12].

Информация о работе Занятость в российской экономике: методы ее обеспечения