Западногерманская модель смешанной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2012 в 14:44, курсовая работа

Описание работы

США являются мировым экономическим гигантом, а Германия и Франция составляют, так называемый «локомотив» Евросоюза. Если мы посмотрим на системы экономик этих стран, то увидим, что все они смешанные. Очевидно, смешанная экономика является, наиболее, совершенной системой на данный момент.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Аспекты смешанной экономической системы………………………………...4

Основные черты смешанной экономики……………………………………..4

Исторические предпосылки появления…………………………………........5

Модели смешанной экономики………………………………………………..6

2. Итоги Второй Мировой войны для экономики Западной Германии…………..6
3. Создание германской модели смешанной экономики…………………………..8
3.1 Антикризисное планирование Эрхарда……………………………………........8
3.2 Хозяйственная реформа (денежная реформа и реформа цен)………………..11
3.3 Жилищно-строительная реформа………………………………………………13
3.4 Антимонопольные реформы и система поддержки малых предприятий……16
3.5 Наука и ее развитие………………………………………………………….......17
3.6 Социально ориентированные реформы…………………………………….......17
4. Выдвижение ФРГ на ведущие позиции в Европе и развитие экономики после «экономического чуда» до наших дней…………………………………………....19
4.1.Экономика Западной Германии после реформ (50-60 годы)……………...19
4.2.Экономические колебания конца 60-х начала 70-х годов……………………21
4.3.Начало научно-технического прогресса и укрепление экономических позиций ФРГ в мире………………………………………………………………..23
4.4. Динамика экономики Западной Германии с середины 80-х до середины 90-х, уже объединенной Германии……………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………………….27
Список литературы…………………………

Файлы: 1 файл

курсовоя работа по экономической теории.docx

— 116.45 Кб (Скачать файл)

 

     Денежная система  страны была неработоспособна. От  военного времени осталась инфляция как результат непомерных военных расходов, процветал черный рынок, где цены в десять – сто раз превышали официально замороженные цены. Первой предпосылкой к возникновению социального рыночного хозяйства явилось заключение соглашения о восстановлении государственности заключенное в 1948 году западными союзниками, которое содержало основные направления создания Федеративной Республики. Новая политика западных союзников означала передачу общеполитических и экономико-политических прав на самоопределение немецким инстанциям, в особенности экономической администрации «Объединенной экономической области».

В этих условиях были проведены  реформы, направленные на решительное  становление свободного рыночного  хозяйства. Благодаря им, буквально через 10 лет, произошло "немецкое чудо", сделавшее Германию мощным процветающим государством, "локомотивом" Европы.

Экономику следовало перестроить, и Германия отдала свое предпочтение плану Маршалла. Поскольку Западная Германия была противником коммунизма, она превратилась в союзника капиталлистичестических  держав, не случайно становление "германского чуда" происходило при активном содействии США, предоставивших Германии по плану Маршалла огромные финансовые средства в общей сложности в 3,12 млрд.

Не менее важно и  следующее: радикальную денежную и  хозяйственную реформы вряд ли вообще можно было провести в обход военной  администрации, в руках которой  находилась реальная политическая власть в западных оккупационных зонах. Главным идеологом и архитектором "германского чуда" был профессор Л. Эрхард. С осени 1945 г. по конец 1946 г. Эрхард был министром хозяйства Баварии, в 1947 г. – профессором Мюнхенского университета.

 

3.Создание германской модели смешанной экономики.

 

3.1. Антикризисное  планирование Эрхарда.

 

Л.Эрхард знаковая фигура во время становления послевоенной Западной Германии. Еще, будучи студентом и столкнувшись с низким качеством преподавания экономики во Франкфуртском университете, Эрхард отправился в деканат, набрался смелости и спросил, где здесь все-таки можно получить науку. Ему ответили, что есть один человек, которого зовут Франц Оппенгеймер. Эрхард пошел к нему и с тех пор стал учеником одного из виднейших немецких экономистов того времени - Оппенгеймера. С 1943 г. Эрхард стал руководителем небольшого исследовательского центра, занимавшегося формальными исследованиями, при этом его основная, но неафишируемая деятельность состояла в разработке модели будущей экономической реформы.

В сентябре 1945 г. Л. Эрхард назначен государственным министром экономики  Баварии, затем начальник особого  отдела по вопросам денег и кредита  при Экономическом совете Баварии (объединенной англо-американской оккупационной  зоны), а в марте 1948 г. - директором Управления хозяйства объединенных западных зон Германии. Уже в 1946 г., будучи министром экономики Баварии, Эрхард активно настаивал на проведении реформ.

Эрхард выступал за создание так называемого социального  рыночного хозяйства, основанного  на стремлении каждого человека к  собственному благополучию или благополучию своей семьи. Он исходил из того, что человек старается принимать  решения, которые повысят уровень  его жизни. Чем выше жизненный  уровень населения, - заключал Эрхард, - тем лучше условия для развития экономики. И все это должно регулироваться исключительно рыночными рычагами.

Двигателем общественного  благополучия является социальная рыночная экономика, в которой человек  стремится повысить условия своей  жизни, а одновременно и свою социальную ответственность. Рыночная экономика  функционирует только при условии  свободы - свободы потребления, выбора профессии и рабочего места, свободы  предпринимательской деятельности и распоряжения частным имуществом, свободы заключения договоров. Но экономическая  свобода невозможна в условиях политической несвободы. Эрхард предполагал поднять  страну, опираясь на свободную частную  инициативу и конкуренцию в сочетании  с активной деятельностью государства  в жизни страны. Государство должно было являться регулирующей, конституирующей  и управляющей силой, способной  формировать общество.

Эрхард создавал германскую модель, сочетающая рынок с высокой степенью государственного интервенционизма, характеризуется следующими чертами:

- индивидуальная свобода как  условие функционирования рыночных  механизмов и децентрализованного  принятия решений. В свою очередь,  это условие обеспечивается активной  государственной политикой поддержания  конкуренции;

- социальное равенство - рыночное  распределение доходов обусловлено  объемом вложенного капитала  или количеством индивидуальных  усилий, в то время как достижение  относительного равенства требует  энергичной социальной политики. Социальная политика опирается  на поиск компромиссов между  группами, имеющими противоположные  интересы, а также на прямое  участие государства в предоставлении  социальных благ, например, в жилищном  строительстве;

- антициклическое регулирование;

- стимулирование технологических  и организационных инноваций;

- проведение структурной политики;

- защита и поощрение конкуренции.  Перечисленные особенности германской  модели есть производные от  основополагающих принципов социальной  рыночной экономики, первым из  которых является органическое  единство рынка и государства. 

Концепция Эрхарда базировалась на теоретических построениях экономистов  Фрайбургской школы во главе с Вальтером Ойкеном и Францем Бёмом, а также неолиберальных теорий Вильгельма Рёаке, Александра Рюстова и Альфреда Мюллер-Армака , предложивших доктрину ордолиберализм (букв, "порядок свободы"), настаивавшую на активности государства как создателя общественных институтов, гарантирующих свободное проявление частной инициативы и политическую демократию.

Более конкретным переложением идей ордолиберализма стала модель "социального рыночного хозяйства", под которой понималось: - приоритет  в экономической политике государства  не по регулированию хозяйственных  процессов, а по установлению форм и  правил ("рамочного обрамления") действия хозяйственных субъектов;

При исследовании германской модели следует учитывать четыре важных обстоятельства:

1)    в Германии велико значение традицийформы и правила, созданные новым системам, а максимально используются и в том или ином виде сохраняются весьма долго; с одной стороны, это придает новым системам большую устойчивость (например, поощрение свободы ремесленных промыслов со времен реформ К. фон Штайна в начале XIX в. или созданная позднее О. фон Бисмарком модель социального государства), но с другой - сдерживает развитие, делает его более осторожным, не допускает радикальных сдвигов или играет негативную роль в хозяйственной деятельности (регламентация той же ремесленной, да и всей предпринимательской деятельности, закостенелость принципов тарифной автономии, тенденции к картелизации экономики);       

2) модель социального рыночного хозяйства имела много «духовных отцов», которые не только не были едины в ее понимании, но и зачастую критиковали тех, кто воплощал ее на практике — прежде всего Л. Эрхарда и всех канцлеров, каждый из которых в большей или меньшей степени менял первоначальный замысел; поэтому следует строго различать теоретическую концепцию социального рыночного хозяйства (которая, разумеется,  важна и реализованной в Германии хозяйственный порядок, даже если он, как уже отмечалось, и опирается на принципы этой концепции;

3)        в германской модели сочетаются принципы либеральной экономики и активного вмешательства государства, свобода и порядок; роль государства в экономике всегда была и остается весьма высокой, но характер экономической политики свидетельствует о том, что она сосредоточена преимущественно на регулировании общих условий хозяйствования (или хозяйственного порядка), а не хозяйственных процессов;

4)     социальное рыночное хозяйство — это открытая система в том смысле, что она не застыла в своем развитии, не стала раз и навсегда сформированным механизмом, а, напротив, подвергалась и подвергается постоянным видоизменениям; причем если некоторые из них имеют характер частичных улучшений или корректировок, то другие превращаются в довольно глубокие и масштабные модификации, затрагивающие принципиальные элементы системы.

Рассмотрим по порядку  реформы Эрхарда. Первая и основная реформа, проведенная Экономистами Западной Германии при поддержке  американской администрации стала  хозяйственная реформа, в которую  входили денежная и ценовая реформы.

 

3.2.Хозяйственная реформа (денежная реформа и реформа цен)

 

Вот как представляет и  описывает «основные хозяйственные  права» сам Людвиг Эрхард:

«В основные хозяйственные  права входит свобода каждого  гражданина устраивать свою жизнь так, как это отвечает - в рамках его  финансовых возможностей - его личным желаниям и представлениям. Это основное демократическое право свободы  потребления находит свое логическое дополнение в свободе предпринимателя  производить и продавать те продукты, которые отвечают спросу, т.е. которые  он считает соответствующими желаниям и потребностям покупателей, и производство которых поэтому необходимо и  обещает ему успех. Свобода потребления  и свобода хозяйственной деятельности должны в сознании каждого гражданина восприниматься как неприкосновенные основные правила. Посягательство на них  должно караться как покушение на наш общественный строй. Демократия и свободное хозяйство находятся  в такой же логической связи, как  диктатура и государственное  хозяйство.

Осуществлять стремление к подъему благосостояния, значит отказаться от недобросовестной политики, которая предпочитает кажущиеся успехи подлинному прогрессу. Тот, кто подходит к этому вопросу всерьез, должен быть готов энергично противодействовать любым посягательствам на устойчивость нашей валюты. Социальное рыночное хозяйство немыслимо без последовательной политики сохранения валютной устойчивости. И только этим путем можно предотвратить обогащение отдельных кругов населения за счет других»

И действительно, твердости  немецкой валюты можно позавидовать, ведь в настоящее время она  является самой твердой европейской  валютой!

Кроме денежной реформы и  реформы цен в хозяйственные  преобразования входила политика усиленного кредитования (поддержка малого и  среднего бизнеса) под низкие проценты.

Положила начало реформированию германской послевоенной экономики  всемирно известная денежная реформа  Людвига Эрхарда.

В стране сохранялась распределительная  система, регулирование цен, высокая  инфляция - в результате процветал  черный рынок, при этом предприятия  имели избыточные запасы. В июне 1948 г. Был принят план восстановления экономики Германии. Подготовку реформ осуществляла рабочая группа под  руководством молодого американского  экономиста Эдварда Тененбаума. Однако американский план не был столь радикален  и делал акцент исключительно  на монетарном факторе - вводе твердой  валюты. 17 июня 1948 г. Союзники полностью  одобрили план реформ, а 18 июня Эрхард был оповещен об этом.

Заслуга Эрхарда заключалась  в том, что он, сильно рискуя, перехватил инициативу и пошел намного дальше. В воскресенье, 20 июня, когда практически  все государственные органы бездействовали, Эрхард выступил по радио и отменил государственный контроль над ценами на большинство товаров, а также снял большинство действовавших до этого административных предписаний, дав рынку долгожданный глоток свободы. Во время уточнения своих действий с Клеем (американским военным губернатором) на вопрос, почему были изменены предписания, Эрхард сказал, что ничего не изменял, а отменил. В определенных условиях его карьера могла бы на этом закончиться, но Клей поддержал инициативу Эрхарда.

Денежная реформа была одним из наиболее болезненных мероприятий. В ночь на 21 июня 1948 г. Администрация  объявила о вводе новой валюты - дойчмарки. Каждый гражданин получил  по 40 новых марок, потом к ним  добавили еще 20, пенсии, заработная плата, квартирные платежи пересчитывались  по курсу 1:1. Половина наличных денег  и сбережений, а также все обязательства  предприятий обменивались по курсу 1:10, вторая временно замораживалась с  последующим обменом по курсу 1:20. Все предприятия получали средства для выплаты первой заработной платы, но в дальнейшем они должны были работать за счет своей выручки. Эти  меры позволили мгновенно возвратить давно утраченную ценность денег  и резко сократить объем денежной массы.

Задачей реформы цен, которая  вступила в силу через три дня  после денежной реформы, была отмена «принудительного хозяйства», то есть упразднение административного  распределения ресурсов и контроля над ценами. Разрегулирование цен  и заработной платы проводилось  постепенно, но достаточно быстрыми темпами. Если за денежную реформу, как уже  было указано, отвечали оккупационные  власти, то отмена обязательных цен  была полностью детищем Л. Эрхарда  и его хозяйственного управления.

Информация о работе Западногерманская модель смешанной экономики