Западногерманская модель смешанной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2012 в 14:44, курсовая работа

Описание работы

США являются мировым экономическим гигантом, а Германия и Франция составляют, так называемый «локомотив» Евросоюза. Если мы посмотрим на системы экономик этих стран, то увидим, что все они смешанные. Очевидно, смешанная экономика является, наиболее, совершенной системой на данный момент.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Аспекты смешанной экономической системы………………………………...4

Основные черты смешанной экономики……………………………………..4

Исторические предпосылки появления…………………………………........5

Модели смешанной экономики………………………………………………..6

2. Итоги Второй Мировой войны для экономики Западной Германии…………..6
3. Создание германской модели смешанной экономики…………………………..8
3.1 Антикризисное планирование Эрхарда……………………………………........8
3.2 Хозяйственная реформа (денежная реформа и реформа цен)………………..11
3.3 Жилищно-строительная реформа………………………………………………13
3.4 Антимонопольные реформы и система поддержки малых предприятий……16
3.5 Наука и ее развитие………………………………………………………….......17
3.6 Социально ориентированные реформы…………………………………….......17
4. Выдвижение ФРГ на ведущие позиции в Европе и развитие экономики после «экономического чуда» до наших дней…………………………………………....19
4.1.Экономика Западной Германии после реформ (50-60 годы)……………...19
4.2.Экономические колебания конца 60-х начала 70-х годов……………………21
4.3.Начало научно-технического прогресса и укрепление экономических позиций ФРГ в мире………………………………………………………………..23
4.4. Динамика экономики Западной Германии с середины 80-х до середины 90-х, уже объединенной Германии……………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………………….27
Список литературы…………………………

Файлы: 1 файл

курсовоя работа по экономической теории.docx

— 116.45 Кб (Скачать файл)

 

Важной причиной экономического роста стало значительное расширение внешнего спроса. Так, в 1989 г. экспорт ФРГ по сравнению с предыдущим годом вырос на 10%. При этом, впервые начиная с 1982 г. доля новых продуктов превысила долю товаров устаревшего ассортимента.

На мировом рынке наукоемких товаров ФРГ на исходе 80-х гг. впервые  обогнала Японию, ее доля достигла 20% (всеми  товарами – 11%). Бурное развитие экспорта привело к возрастанию положительного сальдо в торговле со 128 млрд. в 1988 г. до 148,5 млрд. марок в 1990 г. Наибольший рост объема торговли был зарегистрирован в рамках ЕС, где ФРГ продает свыше 50% своих товаров. Сегодня она является классическим государством-экспортером, занимая второе место в мире после США. Ее экономическая мощь концентрируется в области переработки и услуг. ФРГ занимает одно из ведущих мест по экспорту готовой продукции, промышленных установок, технологии и ноу-хау. Первые четыре места в экспорте Германии заняли: автомобили, станки, химическая продукция и электротехника.

Подъем, длившийся около 8 лет, достиг наивысшей точки в 1990 г., когда темпы роста ВНП (4,5%) оказались  максимальными за последние 14 лет.

В 1990 г. дефицит государственного бюджета ФРГ достиг 72 млрд. против 20 млрд. марок в 1989 г. Увеличение расходов было связано со значительными трансфертными  платежами бывшей ГДР.

Соотношение основных отраслей экономики в формировании ВВП  выглядело следующим образом, %: 
 
промышленность, ремесленное производство и строительство ………41,3 
 
сельское и лесное хозяйство, рыболовство 1,7 
 
торговля и транспорт………………………………………………….…..14,8  
 
сфера финансов, обслуживания и государственного управления 42,2

Стабильно развивалось и  сельское хозяйство. Как и в других странах ЕС, в ФРГ поощряется сокращение сельскохозяйственных земель: за 1988/89 сельскохозяйственный год площадь земель сократилась на 165 тыс. га, за 1989/90 – еще на 60 тыс. Доля занятых в сельскохозяйственном производстве упала до 4,5% экономически активного населения. После затянувшегося подъема в 80-е гг. в ФРГ в начале последнего десятилетия XX в. произошло резкое снижение динамики экономического роста. В фазу спада западногерманская экономика стала вползать с середины 1991 г., а зимой 1993 г. он достиг самой низкой отметки за всю послевоенную историю.

Замедлению, колебанию темпов роста, а по ряду показателей и  абсолютному снижению экономического роста в ФРГ способствовал  ряд факторов. Негативно сказались, неблагоприятная конъюнктура на рынках сбыта и услуг (например, потеря рынков в Восточной Европе и бывшем СССР); ухудшение как качественной, так и ценовой конкурентоспособности  национальных товаров; глобальная рецессия мировой экономики в 1990 – 1992 гг. Среди причин, оказавших самое непосредственное воздействие на экономическое развитие ФРГ, следует выделить создание единого немецкого государства. Объединение Германии произошло мирным путем, на базе демократического антиавторитарного движения, развернувшегося в ГДР, при доброжелательном отношении к этому процессу со стороны СССР, при поддержке его всеми странами – участниками формирующегося общеевропейского сообщества.

В пяти новых землях начался  процесс перевода командно-административной экономики на принципы рыночного хозяйства. Правительство приняло наиболее шоковый вариант трансформации хозяйства Восточной Германии, отличный от опыта восточноевропейских реформ. К особенностям германского варианта можно отнести введение частной собственности, решительную денационализацию государственных предприятий, сжатые сроки переходного периода, обусловленные интеграцией в высокоразвитую рыночную экономику, опору на функционирующие правовую базу, государственные институты, валютно-финансовую систему ФРГ и др. т.е. ГДР получила социально-экономические и политические формы организации общества сразу и "в готовом виде".

Интеграция противоположных  общественно-экономических систем, каждая из которых имеет свои недостатки и преимущества, уже на первых практических шагах выявила серьезные проблемы, привела к кризису в обеих частях страны, негативным социальным последствиям, особенно тяжелым в восточных землях.

Поспешное внедрение рыночных рычагов дезорганизовало производство, десятки лет развивавшееся в  условиях государственного планирования и руководства экономикой. На начало 1991 с, из 69 промышленных отраслей на уровне 1989 г. смогли удержаться лишь 3. В дальнейшем закрытие предприятий или уменьшение объемов их деятельности приняло лавинообразный характер. К середине 1993 г. сокращение общего объема промышленного производства достигло 40%. Громадные размеры принял торговый дефицит. В целом отрицательное сальдо из-за слабого экспорта (1995 г. – 83 млрд. марок) и высокого импорта (1995 г. – 311 млрд. марок) составило 228 млрд. при стоимости ВВП в 382 млрд. марок. Поистине трагическая ситуация сложилась на рынке труда в восточных землях. Безработица, составлявшая в 1989 г.

Около 240 – 250 тыс. человек, к  концу 1990 г. выросла до 1,4 млн. человек. К 1992 г. из занятых полностью в 1989 г. на регулярной работе осталось лишь 45%, т.е. из каждых 100 занятых в новых федеральных землях 55 потеряли свои старые рабочие места. Люди в возрасте практически утратили шансы вернуться в мир труда.

Рыночные преобразования потребовали гигантских капиталовложений в новых землях. Бывшая ГДР стала  поистине "черной дырой" для экономики объединенной Германии. Финансовые трансферты из западной в восточную часть страны в 1991 г. составили 140 млрд. марок, в 1992 г. – 152 г млрд., в 1993 г. – 182 млрд. марок.

Минуло уже шесть лет  после объединения Германии, но ее экономика по-прежнему остается расколотой. Разрушение старого и создание нового и сегодня идут параллельно. Все еще продолжается процесс ликвидации предприятий, наблюдаются сокращение рабочих мест в старых отраслях, утрата рынков сбыта. К лету 1996 г. число безработных достигло 4,2 млн. человек, т.е. 11,1% всех трудоспособных. Вместе с занятыми на "общественно полезных работах" более 5 млн. человек не имеют четких жизненных перспектив.

Немцы переживают кризис, но прогнозы на перспективу предсказывают  Германии твердое место в ведущей  группе экономических гигантов и  в XXI в. По оценкам швейцарского Института развития управления, в 20 – 30-е гг. XXI в. Германия будет вместе с США, Японией и Китаем в передовом отряде стран, располагающих самыми современными технологиями. Высокая квалификация рабочих, производительность труда, сравнимая только с японской, высокое качество производимых на Рейне и Эльбе товаров – очень весомые аргументы в пользу благоприятных экономических перспектив объединенной Германии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подводя общий итог рассмотрения Западногерманской модели экономики, проанализировав исторические факторы, можно сказать следующее: безусловно, как одна из смешанных экономик Германия имеет много общего с другими  смешанными экономиками, например с  США  и Францией. Основными достоинствами  этих экономик является предоставление экономических свобод субъектам рынка – продавцам и покупателям. Первые сами решают, что именно производить, в каких количествах и кому сбывать. А вторые имеют возможность выбора между разными производителями.

Различие германской экономики  с другими смешанными начинается с роли государства в экономике. Государство в Германии играет гораздо  большую роль. Основная задача государства  поддерживать уровень высокой конкуренции, а также защищать наиболее уязвимые слои населения, создав социальные институты. После объединения ФРГ и ГДР, объединенная Германия взяла курс на продолжения развития смешанной  экономики, т.к. она оказалась более  эффективна. Поэтому можно уже  говорить о германской модели - это модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики.

 В германской экономической  модели государство не устанавливает  экономические цели - это лежит  в плоскости индивидуальных рыночных  решений, - а создаст надежные  правовые и социальные рамочные  условия для реализации экономической  инициативы. Такие рамочные условия  воплощаются в гражданском обществе  и социальном равенстве индивидов  (равенстве прав, стартовых возможностей  и правовой защите). Они фактически  состоят из двух основных частей: гражданского и хозяйственного  права, с одной стороны, и  системы мер по поддержанию  конкурентной среды, с другой. Важнейшая задача государства  - обеспечивать баланс между рыночной  эффективностью и социальной  справедливостью. Трактовка государства  как источника и защитника  правовых норм, регулирующих хозяйственную  деятельность, и конкурентных условий  не выходит за пределы западной  экономической традиции. Но понимание  государства в германской модели  и, в целом, в концепции социальной  рыночной экономики отличается  от понимания государства в  других рыночных моделях представлением  о более активном вмешательстве  государства в экономику.

Цели Германии остались неизменны со времен ФРГ:1.Достижение максимально высокого благосостояния;2.Обеспечение экономической эффективности и социально справедливой денежной системы, т.е. в особенности обеспечение стабильности цен; 3.Социальная обеспеченность, социальная справедливость и социальный прогресс, прежде всего защита семьи, справедливое распределение доходов и имущества. Достижение этих целей и определяет степень развития социальной рыночной экономики.

 

 

Список литературы

 

  1. Асаул А.Н. Роль государства в смешанной системе хозяйствования.-М.,Инфа-М, 2001.

 

  1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория М., 2005 ЮРАЙТ.

 

  1. Булатов А.С. Экономика М., 1992.

 

  1. Голубович В.И. Экономическая история зарубежных стран 1997.

 

  1. Добрынин А.И., Тарасевич Л.С. Экономическая теория, СПб, Питер 1999.

 

  1. Михайлов Г.Г. Современная экономика Германии:  проблемы и перспективы, 2005.

 

  1. Эрхард Людвиг Благосостояние для всех. –М., Прогресс, 1989.

 

  1. «Экономика и жизнь», Россия №27 за 2011, статья Титова Д.

 

 

 


Информация о работе Западногерманская модель смешанной экономики