Западногерманская модель смешанной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2012 в 14:44, курсовая работа

Описание работы

США являются мировым экономическим гигантом, а Германия и Франция составляют, так называемый «локомотив» Евросоюза. Если мы посмотрим на системы экономик этих стран, то увидим, что все они смешанные. Очевидно, смешанная экономика является, наиболее, совершенной системой на данный момент.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Аспекты смешанной экономической системы………………………………...4

Основные черты смешанной экономики……………………………………..4

Исторические предпосылки появления…………………………………........5

Модели смешанной экономики………………………………………………..6

2. Итоги Второй Мировой войны для экономики Западной Германии…………..6
3. Создание германской модели смешанной экономики…………………………..8
3.1 Антикризисное планирование Эрхарда……………………………………........8
3.2 Хозяйственная реформа (денежная реформа и реформа цен)………………..11
3.3 Жилищно-строительная реформа………………………………………………13
3.4 Антимонопольные реформы и система поддержки малых предприятий……16
3.5 Наука и ее развитие………………………………………………………….......17
3.6 Социально ориентированные реформы…………………………………….......17
4. Выдвижение ФРГ на ведущие позиции в Европе и развитие экономики после «экономического чуда» до наших дней…………………………………………....19
4.1.Экономика Западной Германии после реформ (50-60 годы)……………...19
4.2.Экономические колебания конца 60-х начала 70-х годов……………………21
4.3.Начало научно-технического прогресса и укрепление экономических позиций ФРГ в мире………………………………………………………………..23
4.4. Динамика экономики Западной Германии с середины 80-х до середины 90-х, уже объединенной Германии……………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………………….27
Список литературы…………………………

Файлы: 1 файл

курсовоя работа по экономической теории.docx

— 116.45 Кб (Скачать файл)

Законом свободных цен, цены отпускались на свободу, отменялись административное распределение ресурсов и многочисленные нормативные документы, регулировавшие до этого экономические  отношения.

Попытки Хозяйственного управления стабилизировать цены нашли свое отражение в периодической публикации каталогов уместных цен, учитывающих  состояние покупательной способности  большинства жителей ФРГ. Этот каталог, выработанный совместно с торгово-промышленными  кругами и профсоюзами, должен был  определять, какие цены, при правильной калькуляции, должны были почитаться уместными  для отдельных предметов потребления. Первый каталог цен, опубликованный 11 сентября 1948 года, указывает, в частности, цену мужских полуботинок в размере  от 24.50 до 30.00 нем. Марок. В это же время  вступила а действие «программа широкого потребления», в процессе которой, к  примеру, в августе 1948 года было произведено 700.000 пар обуви по особо точно  исчисленным ценам.

 

Успех и последствия денежной реформы наиболее реалистично и  точно описали французские экономисты Жак Зюэфф и Андре Пьетр: «Черный  рынок внезапно исчез. Витрины до отказа наполнились товарами, фабричные  трубы задымили, а на улицах засновали  грузовики. Повсюду мертвая тишина развалин уступила место шуму стройплощадок. Еще за день до этого немцы бесцельно  слонялись по городам, чтобы с  трудом добыть скудную пищу. На следующий  день все думали о том, чтобы производить. Вечером их лица выражали безысходность, а наутро вся нация с надеждой смотрела в будущее».

Уже к началу 1949 года в  Западной Германии обозначились рост экономики и производительности труда, повышение зарплат, понижение  цен.

Итог денежной реформы  был очень важным - к 1956 г. Германия расплатилась с долгами и даже сама стала кредитором. По предложению  Эрхарда был создан государственный  банк, принимавшей активное участие  в развитии промышленности. Банк выступал гарантом по кредитам на развитие промышленности (именно на промышленность ставился основной упор), выдававшимся под достаточно низкий процент.

 

3.3.Жилищно-строительная реформа

 

Следующим и также одним  из важнейших этапов реформирования и двигателей роста экономики  Германии стало стремительное развитие жилищно-строительной отрасли в 1949-53 гг., объявленной национальным приоритетом. Кроме значительного разрушения жилищного фонда, проблему обострял приток беженцев. Но было принято решение  отказаться от строительства временного, дешевого жилья. Для выполнения программы  было создано Министерство жилищного  строительства. Финансирование осуществлялось за счет массированного стимулирования частных инвестиций и привлечения  государственного финансирования.

Основной приоритет отдавался  строительству бесплатного, т.е. социального  жилья, предназначенного для малоимущих семей. Жилье делилось на три категории. Первую группу, предназначенную для  граждан с минимальными доходами, составляли квартиры с площадью не более 65 кв.м, вторую группу составляло жилье с площадью не более 80 кв.м. Третья группа представляла коммерческое жилье.

Общий объем инвестиций в  жилищную программу за период 1950-1962 г.г. составил более 65 млрд. марок, при  этом по объему строительства жилья  на душу населения ФРГ вышла на 1 место! Общий объем возведенного жилья составил около 250 млн.кв.м. (около 5 млн. единиц жилья), при этом доля государственных  инвестиций составляла от 30 до 50 %, остальное - частные инвестиции.

Количество новых квартир  за период 1953-54 годов выросло с 443000 до 518000. Стоит также заметить, что  в середине 1953 года 10% общего числа  рабочих и служащих были заняты в  строительной промышленности.

 

Таким образом, за счет привлечения  большого процента инвестиций и приоритета качества жилья над количеством, произошел строительный бум, который  в короткие сроки поднял Германию из руин, обеспечив при этом население  добротным жильем, не временным. В 21 веке уже объединенная Германия пользуется теми же приоритетами, что и 50 лет  назад. Примером может служить статья из журнала «Экономика и жизнь» Дмитрия Титова. Название статьи говорит само за себя: «Счастье не в квадратных метрах, а в их качестве». В ней Дмитрий Титов рассматривает проблему нехватки жилья российским гражданам: «В России потребность в жилье выше, чем в европейских государствах. Ведь обеспеченность заветными метрами на душу населения в два раза ниже, чем, например, в Великобритании или Германии.

Самый мощный подводный камень системы стратегического планирования жилищного строительства кроется  в превалировании валовых показателей  ввода жилья, что приводит к потере качественных ориентиров развития отрасли. Международная статистика уже давно  перешла от показателей обеспеченности квадратными метрами общей площади  жилья к индикаторам обеспеченности жилыми единицами и комнатами.

Таким образом, дело не в  резком увеличении количества жилых  единиц в России,  главное — их качество, в том числе размер и число комнат, а также место расположения».

Далее в статье приводится способ решения данной проблемы, позаимствовав  опыт у зарубежных стан, в частности  германский опыт: «Субъекты Федерации и органы местного самоуправления вполне могут предоставлять субсидии на наем жилья в частном секторе гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий (в первоочередном порядке — состоящим на учете на получение социального жилья), предусмотрев зависимость размера субсидии от дохода семьи и количества детей. Подобная практика широко распространена во многих европейских странах, в частности в Германии, где граждан страны иногда в шутку называют нацией арендаторов жилья. Более половины (57%) немцев предпочитают не покупать, а снимать квартиры. Кстати, именно поэтому в ФРГ у трудовых ресурсов очень высокая мобильность, о которой российские власти пока лишь мечтают».

 

Для сравнения ниже приводятся таблицы с динамикой объемов  жилищного строительства:

 

 

 

Страна

Ввод общей площади  жилья

Ввод жилых единиц

 

Всего млн кв. м

Кв. м  
на одного человека

Всего тыс.  
жилых ед.

На 1000 человек

Венгрия

2,85

0,28

32,10

3,2

Германия

19,56

0,24

172,20

2,1

Испания

71,77

1,57

618,68

13,5

Нидерланды

9,52

0,58

82,43

5,0

Финляндия

2,18

0,42

21,84

4,1

Франция

47,14

0,73

476,20

7,4

Швеция

2,38

0,26

24,07

2,6

Россия

57

0,42

702

4,9


Источник: Росстат, Housing Statistics in the European Union 2010, US Census Bureau

 

Структура жилищного  фонда по видам использования, %

 

Страна

Аренда

Проживание собственника

социальная

коммерческая

Австрия

23

17

56

Великобритания

17

15

68

Нидерланды

32

10

58

Германия

5

49

46

Финляндия

16

15

66

Швеция

17

27

38

США

1,0

31,6

66,4

Россия

16

11,2

72,8


Источник: Росстат, Housing Statistics in the European Union 2010, US Census Bureau

 

 

 

 

Обеспеченность  жильем

Страна

Количество  
частных  
домохозяйств, 
тыс. домохозяйств

Количество 
жилых  
единиц на  
1000 чел.

Количество  
жилых единиц 
на одно  
частное  
домохозяйство

Обеспеченность 
общей площадью  
жилья, кв. м  
на человек

Количество  
комнат  
на одного человека  
в используемом 
жилищном фонде

Австрия

3598

436

1,01

42,9

1,8

Великобритания

25 200

430

1,04

44,0

2,3

Нидерланды

7313

431

0,97

41,0

2,3

Германия

40 076

488

1,00

42,9

2,2

Финляндия

2517

531

1,12

38,9

1,8

Венгрия

3810

429

1,13

31,2

1,1

США

118 273

428

1,11

69,7

2,1

Канада

12 435,5

393

1,00

6,4

Россия

53 350

419

1,11

22,5

0,86


Источник: Росстат, Housing Statistics in the European Union 2010, US Census Bureau, Statistics Canada

 

3.4.Антимонопольные реформы и система поддержки малых предприятий

 

В период реформ велись серьезные  дискуссии об ограничении власти монополий. Сам Людвиг Эрхард в своей  книге «Благосостояние для всех уделял не маленькое значенье монополиям, назвав главу книги «неприятие монополии». Был принят соответствующий закон, согласно которому доля рынка одной монополии не должна превышать 33%, двух-трех монополий - 50 %, четырех-пяти - не более 65 %. В связи с этим Эрхард сказал: «Любая монополия таит в себе опасность того, что потребитель окажется обделенным, и к тому же она замедляет экономический прогресс. Отрицательные последствия стремлений к монополиям должны были тем сильнее дать себя знать, чем меньше были по своему масштабу те или иные народные хозяйства и чем больше они отгораживались от мирового рынка путем протекционистских мероприятий, или поскольку, используя такую изоляцию, частнохозяйственные монопольные позиции сознательно поощрялись путем хозяйственно-политических мероприятий».

Несмотря на то, что позиции  крупных предприятий в корпоративной  и банковской сфере только упрочились, важнейшей силой и основой  рынка стал мелкий и средний бизнес. В современной Германии он обеспечивает основную часть занятости - удельная доля предприятий с числом работающих менее 500 человек составляет около 99 %. На их долю приходится до 70% рабочих  мест, около 45% налогов с оборота, около 30% немецкого экспорта, до 46% валовых  инвестиций и 57% ВВП.

Особенно велика доля занятости  на таких предприятиях в сфере  услуг: предприятия по ремонту, мастерские, рестораны, кафе, медицинские, юридические, консалтинговые компании. В Германии существует мощная практика поддержки  малого бизнеса, с 1975 года они получают весьма значительные льготы по налогам  и финансированию - государственные  инвестиционные надбавки, субсидии, налоговые  льготы на инвестиции, льготное кредитование и т.д. Что крайне важно, существуют государственные консалтинговые программы, многочисленные организации и центры по поддержке развития.

Активно проходила борьба с безработицей, что способствовало развитию производственной деятельности и промышленности. Между концом 1951 и серединой 1954 года число лиц, имеющих  постоянную работу, увеличилось почти  на два миллиона. Одновременно число  безработных снизилось с 1,214 млн. в момент сезонного затишья в  октябре 1951 года до 820 тыс. в октябре 1954 года. Валовая недельная заработная плата промышленных рабочих поднялась  с 68,52 н.м. до 74,00 н.м. в следующем году и до 80,99 н.м. в 1954 году.

 

3.5.Наука и ее развитие.

 

Решающее значение в развитии промышленности в Западной Германии сыграл бурный научно-технический прогресс, создание новейших технологий. За период 60-х годов общие расходы на науку и конструкторские разработки выросли в 5.2 раза, чему в немалой  степени способствовали иностранные  инвестиции, в первую очередь США  и Англии. Для предотвращения «утечки  мозгов» были приняты меры по повышению  оплаты труда ученых. В результате научно-технического прогресса за это  же период производительность труда  возросла на 60 %.

 

3.6.Социально ориентированные реформы.

 

Фундаментом антикризисных  реформ явилась разработанная Л. Эрхардом концепция «социального рыночного  хозяйства». Это была не только теория, но и государственная политика, позволившая  коренным образом изменить облик, состояние  и экономическое положение страны.

Эрхард исходил из идеи сильного государства как «управляющей»  и «регулирующей» силы, способной  «формировать» общество.

Государство активно вмешивалось  в экономические процессы, но направление, характер, способы вмешательства  были четко ориентированы на формирование рыночной экономики, основанной на частной  собственности на средства производства и защищенной законодательной системой власти.

Государство поддерживало отрасли, испытывавшие трудности, особенно угольную и электротехническую промышленность, металлургию, которые являлись основными  импортерами страны. Инвесторам и  предпринимателям предоставлялись  налоговые льготы, всевозможные кредиты  под низкие проценты.

««Немецкое чудо» - результат  усилий всех немцев»; «Никакая экономическая  ситуация не может быть настолько  безнадежной, чтобы решительная  воля и честный труд всего народа не могли справиться с ней» - очень  много внимания уделялось населению  страны, именно на население возлагались  надежды по воссозданию разрушенной  державы. Правительство и государство  в значительной мере поддерживало население, активно занимаясь строительством, предоставлением рабочих мест, льгот, кредитов.

Очень большое внимание уделялось  различным экономическим, социальным и политическим свободам. Эрхард писал: «Я считаю свободу единым и неделимым  целым. По моим понятиям политическая и хозяйственная свобода, и свобода  человека вообще составляют сложное  единство. Немыслимо тут вырвать  одну часть, чтобы не рухнуло и  все остальное. Это осознание  неделимости свободы должно заставить  каждого политика, который заботится  о всеобщем благе, осознать свою обязанность  предоставить снова людям свободу  после долгих лет политической несвободы».

Информация о работе Западногерманская модель смешанной экономики