Заработная плата и ее современные формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 10:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование функций и современных форм заработной платы.
Для достижения поставленной цели был решён ряд задач:
- изучить теоретические аспекты заработной платы;
- проанализировать особенности современных форм оплаты труда;
- исследовать особенности и динамику изменений заработной платы работников системы образования Ямало-Ненецкого Автономного округа;
- проанализировать особенности оплаты труда государственных служащих в Российской Федерации.

Содержание работы

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1.Сущность заработной платы и её нормативно-правовое регулирование. . . 5
1.1 Понятие и сущность заработной платы. ... . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.2 Функции и принципы организации заработной платы . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.3 Правовые основы организации оплаты труда в России. . . . . . . . . . . . . . 10
2.Современные формы заработной платы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
2.1 Сдельная и повременная формы заработной платы. . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
2.2 Характеристика заработной платы работников сферы образования Ямало-Ненецкого Автономного округа. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
2.3.Особенности системы оплаты труда работников государственных (муниципальных) учреждений Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . .25
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
Библиографический список. . . . . . . . . . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

курсовая хохрина.docx

— 127.46 Кб (Скачать файл)

В условиях совершенной конкуренции  фирмы, оплачивающие труд сдельно, так  же как и оплачивающие повременно, будут получать одинаковую, нормальную прибыль. При этом фирмы, использующие повременную форму оплаты труда, не смогут оплачивать издержки контроля (величина их прибыли окажется ниже нормальной и они разорятся), и  их будут оплачивать сами работники  из своей заработной платы. Кстати, это является еще одним объяснением более низких заработков при повременной оплате, чем при сдельной.

Оплачивая труд работника повременно, т.е. фактически лишь за присутствие  в определенные часы на рабочем месте, наниматель берет на себя риск колебаний  в его производительности. Продуктивный работник увеличивает прибыль фирмы, непродуктивный — наоборот, а заработная плата у них одинакова. Оплату труда сложнее связать с конечным результатом. Кроме того, работники  могут поставить свои собственные  интересы выше интересов потребителя, что в долгосрочном периоде может  принести фирме ущерб.

Применение сдельной оплаты в чистом виде целесообразно там, где человек  трудится самостоятельно и производит однородную продукцию. Она может  успешно использоваться и в массовом производстве, где работники выполняют  простые повторяющиеся операции, поскольку в этом случае легко  измерить результаты их работы и поставить  оплату труда в прямую зависимость  от выработки. Сдельная оплата труда  используется, если необходимо стимулировать  рабочих в дальнейшем увеличении объемов выпуска, если существуют количественные показатели выработки, которую рабочие  в состоянии увеличить.

В отраслях, связанных с оказанием  услуг, часто эффективней повременная  оплата (или ее разновидности), поскольку  здесь трудно определить объем услуг, предоставленных клиентам отдельным работником. Повременная оплата целесообразна в условиях, когда работник не может влиять на рост выработки при регламентированных технологических процессах, принудительном режиме работы, при оплате труда ремонтников и т.п. Обычно повременно оплачивается труд руководителей, инженерно-технических работников, специалистов и служащих. Почасовая оплата труда эффективно используется сегодня при вознаграждении высококвалифицированных специалистов, работающих в сфере услуг (адвокатов, психоаналитиков), от конечного результата деятельности которых зависит их профессиональная репутация.

Если при определении системы  оплаты допускается ошибка, возможны негативные результаты. Например, вместо того чтобы платить зубным врачам заработную плату за количество часов, которые они провели с пациентами, Британская Национальная медицинская  служба решила (временно) производить  оплату сдельно, по количеству запломбированных зубов. В результате количество больных  зубов (по данным врачей) резко возросло, а время на лечение одного зуба сократилось с 18 до 6 минут, от чего пациенты едва ли выиграли.

Менеджерам необходимо учитывать  достоинства каждой формы заработной платы с учетом ее возможных негативных последствий и использовать системы  оплаты, позволяющие грамотно сочетать интересы работников и организации.

 

2.2. Характеристика заработной платы работников сферы образования Ямало-Ненецкого Автономного округа.

Межрегиональная дифференциация в заработной плате существует во всех странах. Оплата труда не может  быть единой для всех регионов страны, поскольку региональные рынки труда  предъявляют спрос на работников разной квалификации и в то же время  по-разному оценивают труд работников схожих профессионально-квалификационных групп. Более того, в условиях конкурентной экономики на рынке труда генерируются компенсирующие различия в заработной плате. Согласно теории компенсирующих различий, работники должны получать компенсацию в терминах заработной платы за занятость в регионах с относительно худшими условиями проживания и более высокой стоимостью жизни.

В 2012 году Правительством РФ было проведено всем известное и  хорошо анонсированное в СМИ повышение  зарплат учителей, таким образом, выполняя ранее данное обещание о  доведения размера зарплат учителей до средней зарплаты по стране. Но как  дела обстоят на самом деле? А  в действительности, если посмотреть на распределение заработной платы учителей по регионам РФ, мы увидим, что разница в зарплате работников образования большая. Следовательно, Правительством РФ не сделано самое главное, а именно – устранение диспропорции в заработных платах учителей по стране.

Ямало-Ненецкий автономный округ  показал самую большую динамику в России по повышению в сфере  образования средней заработной платы. Среди других регионов по данному  показателю успешными являются Чукотка, Татарстан, Тульская и Архангельская  области.

Анализ динамики расходов за 3 года на оплату труда работникам муниципальной системы образования  показывает неуклонный рост заработной платы. Рост объясняется поэтапным  увеличением базового оклада работникам муниципальной системы образования.

В течение двух лет реализации мероприятий по модернизации региональной системы общего образования удалось  обеспечить положительную динамику по всем показателям. В целях развития кадрового потенциала приняты меры по повышению заработной платы всех работников образования, усилению роли стимулирующего фонда в повышении  качества образования. За два года реализации проекта существенно увеличилась заработная плата - в 1,8 раза.

Доведение средней заработной платы педагогических работников образовательных  учреждений до средней заработной платы  по экономике региона обеспечено за счет финансирования учреждений на основе нормативов расходов на 1 ребёнка, повышения базового оклада на 38,4 %, увеличения повышающего коэффициента за статус молодого специалиста и размера  повышающего коэффициента за высшую и первую квалификационные категории, эффективного распределения стимулирующего фонда заработной платы педагогическим работникам общеобразовательных учреждений автономного округа. 

Последние сравнительные  данные о средней заработной плате  в России по регионам Росстат опубликованные летом 2011 года показали, что лидером  по зарплате на тот период являлся  Ямал. За ним идут Чукотка, Москва, Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа. В ноябре 2011 года эти регионы сохранили свои лидирующие позиции. Из федеральных округов по уровню заработной платы Уральский федеральный округ занимал второе место после Дальневосточного ФО (25 тысяч 949 рублей в месяц), тройка лидеров в федеральном округе – ЯНАО, Югра и Тюменская область.

В 2012 году по сравнению с 2011 годом, где средняя заработная плата  учителей составляла 34962,07 тысяч рублей (см. Приложение 1) произошло повышение базового оклада с 01 октября 2012 года на 6%, а также повышение с 01 декабря 2012 года базовых окладов педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений на 38,4%. Сейчас базовые оклады работников составляют 5,5 тысяч рублей. Индексация составила 38%. Если сравнивать эту сумму с ноябрем 2012 – уровень доходов работников в декабре повысился на 40%. При этом реальный уровень зарплаты и конечный размер выплат в расчетных листках в каждом конкретном случае зависит от уровня имеющегося профессионального образования, квалификационной категории, нагрузки и стажа педагогической работы.

Средняя зарплата в сфере  образования в 2012 году составила 35786,04 тысяч рублей (см. Приложение  2).Самые опытные педагоги, имеющие квалификационную категорию и высшее образование, получали около 50-ти тысяч рублей. Молодые же специалисты – в среднем 25-30 тысяч.

В соответствии с принятыми  изменениями в Закон  «Об оплате труда работников государственных образовательных учреждений Ямало-Ненецкого автономного округа, финансируемых за счет средств окружного бюджета» принят 17 октября 2012года базовый оклад для педагогических работников муниципальных общеобразовательных (с 1 октября 2012 года) и дошкольных образовательных учреждений (с 1 декабря 2012 года) установлен в размере 5500 руб. (с учетом индексации на 38 %). Принятые поправки позволяют региональным органам власти выполнить Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и обеспечить среднюю заработную плату педагогическим работникам образовательных учреждений общего образования на уровне средней заработной платы в экономике автономного округа в размере 62,3 тыс. рублей, а также среднюю заработную плату педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений на уровне средней заработной платы в сфере общего образования в размере 51,1 тыс. рублей.

В связи с этим мы можем четко проследить результаты анализа реализации проекта по модернизации региональных систем общего образования  и повышению заработной платы  учителей. Динамика роста заработной платы представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Динамика роста среднемесячной заработной платы учителей в ЯНАО за 2012 год.

Так же мы можем  проследить динамику роста среднемесячной заработной платы по субъектам Российской Федерации. Она представлена в Приложении 3.

В 2012 году доля муниципальных  образований в автономном округе осуществляющих доведение норматива  финансирования до каждого общеобразовательного учреждения, возросла до 69 %, продолжена работа по переводу учреждений системы  образования автономного округа в новые организационно-правовые формы, в том числе автономные учреждения, доля которых увеличилась  с 7 до 10%.

В ходе реализации проекта  по модернизации региональных систем общего образования приняты меры, направленные на привлечение молодых  специалистов на работу в школы региона. При поступлении на работу выплачивается единовременное пособие в размере 10 базовых окладов, что составляет 140,0 тыс. рублей. Предусмотрен повышающий коэффициент за статус молодого специалиста: в течение первых трех лет работы выплачивается ежемесячная надбавка в сумме 10,7 тыс. рублей. Учрежден грант "Новый учитель Ямала", размер которого на одного грантополучателя составляет 600,0 тыс. рублей, в настоящее время 24 молодых учителя в возрасте до 35 лет получили выплаты.

Средняя начисленная  заработная плата работников образования  за январь 2013 года составила 62 592 тысячи рублей, что соответствует размеру средней зарплаты в общеобразовательной сфере ЯНАО. (см. Приложение 4) Так согласно утвержденного графика увеличения зарплаты, заработок работников бюджетной сферы Ямало-Ненецкого автономного округа к 2018 году достигнет величины средней заработной платы в ЯНАО. Поэтапное повышение зарплаты будет на прямую связано с достижением качественных и количественных показателей при оказании услуг бюджетной организацией. Для этого профильные департаменты разрабатывают целевые показатели для подведомственных учреждений, на основе которых будет оцениваться эффективность их работы, и как следствие зависеть размер заработной платы бюджетных работников, занятых в этих учреждениях.

Как минимум 30% фонда  заработной платы будут составлять различные надбавки и доплаты. Эти  надбавки и доплаты должны выступать  в качестве основного стимулирующего фактора для улучшения качества и эффективности предоставляемых  услуг, повышения уровня своего профессионализма и компетентности. Премиальные выплаты  будут осуществляться лишь при достижении установленных профильными департаментами целевых показателей, а также  при достижении соответствующего уровня удовлетворенности потребителя, который  будет определяться на основе независимой  оценки.

Что касается субъектов  РФ на 2013 год также запланировано  повышение зарплат учителей, которое  пройдет в несколько этапов. Предположительно, первое повышение планируется на март месяц, второе – на сентябрь. В  целом, зарплата учителей за год повысится  на 13,8%, таким образом, достигнув  среднего размера по России в 26 тысяч  рублей.

Кроме этого, в 2013 году, госбюджетом  предусмотрена доплата учителям за классное руководство. Размер вознаграждения – одна тысяча рублей за работу в  полнокомплектном классе, а с учетом наполненности класса эта сумма  будет  корректироваться.

 

2.3. Особенности системы оплаты труда работников государственных (муниципальных) учреждений Российской Федерации.

 

В настоящее время в Российской Федерации в учреждениях социальной сферы работает свыше 14,4 млн. человек, из них большая часть в сфере  образования (5,2 млн. человек), а также  в сферах здравоохранения и предоставления социальных услуг (3,9 млн. человек). [4, с. 2]

Система оплаты труда работников федеральных  государственных учреждений установлена  в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации  от 5 августа 2008 г. N 583. Эта система и системы оплаты труда, введенные с учетом норм, установленных этим постановлением, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответственно в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждениях, позволили реализовать более гибкие подходы к регулированию оплаты труда в зависимости от квалификации работников и сложности труда, существенно расширить самостоятельность учреждений в решении вопросов оплаты труда работников с одновременным повышением ответственности руководителей учреждения, повысить роль стимулирующих выплат, которые в настоящее время составляют в федеральных государственных учреждениях до половины от заработной платы в целом, в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждениях - до 40 процентов.

Информация о работе Заработная плата и ее современные формы