Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 16:14, курсовая работа
Современная экономическая теория - результат длительного и противоречивого развития человеческого общества. Исследование основных направлений и этапов развития экономической теории от ее зарождения до наших дней дает возможность глубже выяснить совокупность современных проблем, многие из которых унаследованы от прошлых лет.
Введение
1. Экономическая мысль Древнего мира
2. Экономические учения феодального общества
3. Экономические учения эпохи капитализма
4. Основные направления экономической мысли в XX в
Заключение
Список использованных источников
Содержание
Введение
1. Экономическая мысль Древнего мира
2. Экономические учения феодального общества
3. Экономические учения эпохи капитализма
4. Основные направления экономической мысли в XX в
Заключение
Список использованных источников
Введение
Современная экономическая теория - результат длительного и противоречивого развития человеческого общества. Исследование основных направлений и этапов развития экономической теории от ее зарождения до наших дней дает возможность глубже выяснить совокупность современных проблем, многие из которых унаследованы от прошлых лет.
Зарождение экономической мысли происходит на первых этапах развития человеческой цивилизации. Учения древнего мира рассматривают проблемы натурального рабовладельческого хозяйства, товарно-денежные отношения. Основным достижением экономической мысли данного периода современные исследователи считают идею эквивалентного обмена вещей по их стоимости.
В экономических учениях феодального общества рассматривается присущий ему способ производства и усиливается интерес к проблемам товарно-денежных отношений.
Развитие экономической мысли в эпоху капитализма приводит к формированию политической экономии как науки, разработке ее основных принципов и категорий.
1. Экономическая мысль Древнего мира
Экономические идеи древности, в основном, находили отражение в рукописях мыслителей и законах правителей крупных государств.
Одним из крупных древневосточных государств было Вавилонское царство. Законы царя Хаммурапи охраняли экономическую основу рабовладельческого строя - частную собственность. Они ограничивали ростовщичество и долговое рабство в интересах рабовладельческого государства. Эти законы предусматривали мелочную регламентацию торговых сделок, что свидетельствовало о недостаточном развитии товарно-денежных отношений и господстве натурального хозяйства.
В Китае экономические
теории нашли отражение в
Экономическим учением древней Индии, дошедшим до наших дней, является работа «Артхашастра», царя Чандрагупты I. Он рассматривает рабство как удел низшего сословия. В его работе находит отражение проблема «стоимости вещей». Величина стоимости определяется количеством «дней работы», а вознаграждение - в строгом соответствии с результатами труда.
Древнегреческий
мыслитель Ксенофонт отразил
в своих произведениях
Другой древнегреческий философ - Платон останавливался на разъяснении связи между разделением труда, торговле, деньгами и выделением купцов. Но он защищал натуральное рабовладельческое хозяйство и стремился свести функции денег к средству обращения, усматривая в деньгах одну из причин вражды в обществе; он отвергал ссудные операции и требовал ограничения купеческой прибыли нормированием цен.
Аристотель, будучи
самым крупным идеологом
В истории экономической
мысли Древнего Рима одними из наиболее
известных учений были концепции
Катона Старшего, Гракхов Тиберия
и Гая и Варрона Колумеллы.
Катон Старший защищал
Из всего сказанного можно сделать вывод, что об экономике, как учении, в древнем мире имели весьма неопределенное представление, понятия были не оформленными и не систематизированными. Не существовало понятия налогов, рынка и рыночной стоимости. Прогрессивные идеи крупных мыслителей еще не отвечали уровню развития производственных сил того общества.
2. Экономические учения феодального общества
С ходом развития производственных сил, общество накапливало свои экономические знания. Нередко эти идеи находили отражение в религиозной философии. Так, например, социально-экономические идеи Корана воплотились в исламе.
Идеолог расцвета феодализма в арабских странах Ибн Хальдуна выдвинул тезис о том, что в продуктах заключается «труд, который проявляется как стоимость». Это позволило ему сделать вывод, что продукты труда приобретаются «путем равноценного обмена по стоимости», и что золото и серебро «служит воплощением стоимости всего того, что человек создал своим трудом». Он так же отличал от стоимости рыночную цену.
Памятником разложения первобытнообщинных отношений и возникновения феодализма является «Салическая правда», составленная в Королевстве франков. Она защищала общинную собственность, не забывая и о частной собственности. Феодальная собственность и крепостничество получили поддержку в «Законе о поместьях» в период XVIII - XIX вв.
Представители церкви также выступали идеологами экономических отношений. Например, концепция Фомы Аквинского, его идеи о «справедливой цене» установленной богом. Присвоение торговой прибыли, и проценты он считал нарушением «справедливой цены» и требовал запрещения крупной торговли и ростовщичества.
Русская экономическая мысль в феодальной России начинает развиваться со времени образования Древнерусского государства (IX в.). Созданная тогда «Русская правда» защищает формирующееся феодальное землевладение.
Начиная с XV века по всему миру стали появляться различные экономические школы и учения. Учение утопического социализма взяло начало с книги Томаса Мора «Утопия». В этой вымышленной стране была общественная собственность, всеобщностью труда, регулирование производства, и не было денег. Почти тем же путем шел Т. Кампанелло. Его представления о будущем были больше похожи на коммунизм, который базируются на ремесле, земледелии и скотоводстве с главенством общественной собственности.
Учение раннего меркантилизма, изжившее себя к середине XVI в., характеризуется тем, что богатство отождествляется с деньгами, накопление которых может быть достигнуто с помощью власти, законодательным путем. Отождествляя богатство с деньгами, меркантилисты игнорировали проблему стоимости товара и подменяли ее меновой денежной стоимостью, не в состоянии объяснить стоимость самих денег.
Поздний меркантилизм во главе Т. Меном достиг расцвета во второй половине XVII века. Центральной была идея о «системе торгового баланса», а именно: государство становится тем богаче, чем больше разница между суммой стоимости ввезенных и вывезенных товаров. Для этого поощряли посредничество и вывоз денег за границу. Выдвигался принцип: покупать дешевле в одной стране и продавать дороже в другую.
Меркантилисты уделяли большое внимание сфере обращения. С появлением в 1615 году «Трактата о политической экономии» А. Монкретьена, выделилась наука о торговом балансе с ее основной идеей - «много продавать, мало покупать».
Постепенно меркантилисты дошли до мысли, что товар - деньги, но они не могли объяснить, как и почему товар становится деньгами. Отстаивая активный торговый баланс, поздние они увидели в деньгах не только средство накопления, но и средство обращения, а, защищая посредническую торговлю, признавали функцию денег как капитала.
В отличие от европейских меркантилистов, первые русские политэкономы не ограничивали свои наблюдения сферой обращения, не отождествляли богатство с деньгами. Они заботились об увеличении товарооборота внутри страны, а во внешней торговле видели орудие развития промышленности и сельского хозяйства.
3. Экономические учения эпохи капитализма
Одним из видных деятелей этого периода был В. Петти. Его взгляды носили переходный характер от меркантилизма к классической политэкономии. Он объяснял такие экономические явления, как цена товара, заработная плата, цена земли и другие. Им были впервые сформулированы зачатки теории трудовой стоимости. С теорией стоимости у Петти непосредственно связано его учение о заработной плате и ренте. Он рассуждал так: товаром является не рабочая сила, а труд, а зарплата - цена труда, нужно только определить ее величину.
Становление экономической мысли Франции данного периода связано с идеями П. Буагильбера и Ф. Кенэ. П. Буагильбер также развивал теорию трудовой стоимости, но иначе, чем В. Петти. Он игнорировал денежную форму, не понимая ее неизбежности. Потребление он объявил целью товарного производства, уровняв стоимость с рабочим временем.
Ф. Кенэ в 1758 г. создал свою «Экономическую таблицу», ставшую основой для физиократов, которые обратились к сфере производства, ища там источник прибавочной стоимости. Они ограничили эту сферу только сельским хозяйством. Далее Кенэ выдвинул концепцию «естественного порядка», под которым он понимал экономику со свободной конкуренцией, стихийной игрой рыночных цен без вмешательства государства.
Во второй половине XVIII в. в Англии сложились благоприятные условия для взлета экономической мысли. Своего высшего развития классическая политическая экономия достигла в трудах британских ученых Адама Смита и Давида Рикардо.
А. Смит рассматривал человечество как некий союз по обмену видами труда, при этом каждый человек, преследуя только свой интерес, наилучшим образом способствует интересам общества - росту его производительных сил.
В своей теории трудовой стоимости Смит разграничил потребительную и меновую стоимости товара. Он утверждал, что стоимость должна выражаться в меновой стоимости товара или в деньгах. Смит установил, что естественная цена - это денежное выражение стоимости, а так же положил начало исследованию факторов (т.е. спроса и предложения), вызывающих отклонение цен от стоимостей.
В основе взглядов
Рикардо лежит определение
Рикардо, как и Смит, натолкнулся на проблему преобразования стоимости в цену производства. Он видел, что в реальной жизни прибыль на капитал зависит от размеров этого капитала. Иначе - норма прибыли имеет тенденцию уравниваться. Но это было бы невозможно, если бы отрасли с быстрой оборачиваемостью капитала имели бы преимущество перед отраслями с медленной оборачиваемостью. Первые в соответствии с более значительными затратами труда продавали бы товары относительно дороже и приносили бы более высокие прибыли, но тогда бы капитал уходил бы в эти отрасли, а вторые не могли бы развиваться.
Родоначальником анархизма и реформизма в истории экономической мысли во Франции был Пьер Прудон.
Разделение труда по Прудону, имеет две стороны: хорошую, ибо оно способствует росту богатства, и дурную т.к. ведет к росту бедности и безработицы. Частная собственность также имеет хорошую сторону, обеспечивая независимость, самостоятельность, свободу, и отрицательную - нарушает равенство. Здесь Прудон рекомендует устранить крупную собственность и сохранить мелкую.
В конце XVIII - начале XIX века развивается так называемая «вульгарная политическая экономия». Самые крупными представителями этого течения являлись: Т.Р. Мальтус, Дж. Милль, Н. Сениор, и др. Наиболее известной концепцией этого направления является учение Мальтуса. По его мнению, главной причиной бедности являются естественные законы и человеческие страсти. Единственным выходом для преодоления бедности может быть только сокращение населения путем ограничения чрезмерного размножения неимущих.
Утопический социализм как теория об уничтожении эксплуатации, экономического и социального неравенства имеет многовековую историю, но особое развитие он получил в XIX в. в Западной Европе. Социалисты-утописты К. Сен-Симон и Ш. Фурье во Франции, Р. Оуэн в Англии подвергли критике анархию капиталистического производства и распределения, частнособственнические интересы.