Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 15:43, курсовая работа
Профессиональная ориентация и адаптация являются важным элементом системы подготовки кадров, а также регулятором связи между системой образования и производством. Они призваны способствовать удовлетворению потребностей организаций в рабочей силе для повышения их прибыльности и конкурентоспособности. Неполное использование возможностей работника в трудовой деятельности не только наносит ущерб его собственному развитию, но и приносит потери организации. Несоответствие профессиональной подготовки содержанию трудовых функций, выполняемых работником, снижает его интерес к труду и работоспособность, что ведет к снижению производительности, ухудшению качества продукции, к росту числа профессиональных заболеваний и травм.
Введение
1. Теоретическая характеристика проблемы адаптации персонала….4
1.1 Сущность и цели адаптации……………………………………..…….4
1.2 Этапы адаптации………………………………………………………..8
1.3 Формы и виды адаптации……………………………………………..10
1.4 Управление системой адаптации персонала………………..………15
1.5 Оценка эффективности адаптации…………………………………..17
2. Аналитическая часть……………………………………………………18
2.1 Развитие и современное состояние проблемы адаптации………..18
Заключение…………………………………………………………………32
Библиографический список……………………………………………...33
НОУВПО «РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(НОУ ВПО «РосНОУ»)
Институт дистанционного обучения
Распределённая кафедра прикладной информатике и управления
Климовский филиал НОУ ВПО РосНОУ
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: Направления и методы работы структур по работе с персоналом.
на тему:Адаптация персонала.
Выполнил: студент 6 курса
финансово-экономического факультета
по специальности «менеджмент-
группы ЭЗМ-107
Руководитель: Левина Н.В.
Москва 2012
Содержание
Введение
1. Теоретическая характеристика проблемы адаптации персонала….4
1.1 Сущность и
цели адаптации……………………………………..
1.2 Этапы адаптации………………………………………
1.3 Формы и виды адаптации……………………………………………..10
1.4 Управление
системой адаптации персонала……
1.5 Оценка эффективности адаптации…………………………………..17
2. Аналитическая часть……………………………………………………18
2.1 Развитие и
современное состояние
Заключение……………………………………………………
Библиографический список……………………………………………...33
Введение
Профессиональная ориентация
и адаптация являются важным элементом
системы подготовки кадров, а также
регулятором связи между
Другая важная задача адаптации
- содействие быстрым структурным
сдвигам в занятости населения.
В настоящее время
Перед этой работой стоят следующие задачи:
1. Выбор аспектов адаптации для новых сотрудников;
2. Описание анализа и
совершенствование управления
3. Разработка перечня
и основного содержания
4. Описание программы деловой оценки для контроля успешности адаптации;
5. Разработка конкретного
перечня мероприятий,
Цель работы - разработка элементов системы управления адаптацией сотрудников предприятия.
1. Теоретическая характеристика проблемы адаптации персонала на предприятии.
1.1 Сущность и цели адаптации.
Адаптация --это процесс знакомства сотрудника с деятельностью организации и изменение собственного поведения в соответствии с требованиями среды.
К главным целям адаптации, по А.Я. КибановуКибанов А.Я. «Основы управления персоналом», 2008г., стр. 309 можно отнести следующие:
1) уменьшение стартовых
издержек. Пока новый работник
плохо знает свое рабочее
2) снижение степени
3) сокращение текучести
рабочей силы. Если новички чувствуют
себя ненужными на новом
4) экономия времени руководителя
и сотрудников. Проводимая по
программе работа помогает
5) развитие позитивного отношения к работе, удовлетворенности своим трудом на рабочем месте.
На предприятиях необходима
продуманная процедура введения
в должность или программа
адаптации персонала. Программа
адаптации представляет собой набор
конкретных действий, которые нужно
произвести сотруднику, ответственному
за адаптацию. В различных учебных
пособиях встречаются разные синонимы
программ адаптации -- их также называют
программами ориентации или просто
ориентацией. Большинство авторов
разделяют программу на общую
и специальную. Общая программа
адаптации касается в целом всей
организации. Разные авторы включают в
нее от 6 до 9 основных вопросов. Наиболее
полно, общая программа адаптации
представлена в учебнике Базарова и
Еремина Базаров Т.Ю. Еремен Б.Л. «Управление
персоналом», 2009г., стр. 293. Согласно ему,
в ходе проведения программы ориентации
затрагиваются следующие
- цели, приоритеты, проблемы;
- традиции, нормы, стандарты;
- продукция и ее потребители;
- разнообразие видов
- организация, структура, связи компании;
- информация о руководителях.
2. Политика организации:
- принципы кадровой политики;
- принципы подбора персонала;
- направления профессиональной
подготовки и повышения
- содействие работникам в случае привлечения их к судебной ответственности.
- правила пользования телефоном внутри предприятия;
- правила использования
различных режимов рабочего
- правила охраны коммерческой
тайны и технической
3. Оплата труда:
- нормы и формы оплаты
труда и ранжирование
- оплата выходных, сверхурочных.
4. Дополнительные льготы:
- страхование, учет стажа работы;
- пособия по временной
нетрудоспособности, выходные пособия,
пособия по болезням в семье,
в случае тяжелых утрат,
- поддержка в случае
увольнения или ухода на
- возможности обучения на работе;
- наличие столовой, буфетов;
- другие услуги организации для своих сотрудников.
5. Охрана труда
и соблюдение техники
- места оказания первой медицинской помощи;
- меры предосторожности;
- предупреждение о возможных опасностях на производстве;
- правила противопожарной безопасности;
- правила поведения при несчастных случаях и порядок оповещения о них.
6. Работник и его отношения с профсоюзом:
- сроки и условия найма;
- назначения, перемещения, продвижения;
- испытательный срок;
- руководство работой;
- информирование о неудачах на работе и опозданиях на работу;
- права и обязанности работника;
- права непосредственного руководителя;
- организации рабочих;
- постановления профсоюзов и политика компании;
- руководство и оценка исполнения работы;
- дисциплина и взыскания, оформление жалоб;
7. Служба быта:
- организация питания;
- наличие служебных входов;
- условия для парковки личных автомобилей;
8. Экономические факторы:
- стоимость оборудования;
- ущерб от прогулов, опозданий, несчастных случаев.
Специальная (специализированная)
программа адаптации охватывает
вопросы, связанные конкретно с
каким-либо подразделением или рабочим
местом и осуществляется как в
виде специальных бесед с
Процедуры адаптации персонала
призваны облегчить вхождение новых
сотрудников в деятельность организации.
Практика показывает, что 90% людей, уволившихся
с работы в течение первого
года, приняли это решение уже
в первый день своего пребывания в
новой организации. Как правило,
новичок в организации
Кроме того, способы включения новых сотрудников в жизнь организации могут существенно активизировать творческий потенциал уже работающих сотрудников и усилить их включенность в корпоративную культуру организации.
Для руководителя же информация
о том, как организован в его
подразделении процесс
1.2 Этапы адаптации
Условно процесс адаптации можно разделить на четыре этапа.
Этап 1. Оценка уровня подготовленности новичка. Это необходимо для разработки наиболее эффективной программы адаптации. Если сотрудник имеет не только специальную подготовку, но и опыт работы в аналогичных подразделениях других компаний, период его адаптации будет минимален. Но не стоит забывать, что даже в этих случаях в организации возможны непривычные для него варианты решения уже известных ему задач. Поскольку организационная структура зависит от ряда параметров, таких, как технология деятельности, внешняя инфраструктура и персонал, работник неизбежно попадает в какой-то степени в незнакомую ему ситуацию. Адаптация должна предполагать как знакомство с производственными особенностями организации, так и включение в коммуникативные сети, знакомство с персоналом, особенностями коммуникации, правилами поведения.
Этап 2. Ориентация -- практическое знакомство нового работника со своими обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны организации. Значительное внимание должно уделяться адаптации нового работника к условиям организации. К этой работе привлекаются как их непосредственные руководители, так и менеджеры по управлению персоналом. Обычно обязанности между ними распределяются следующим образом Базаров Т.Ю. Еремен Б.Л.(«Управление персоналом», 2009г., стр. 294)Ознакомление новичков с фирмой и ее историей, кадровой политикой, условиями труда и правилами.
Этап 3. Действенная адаптация. Этот этап состоит в самом приспособлении работника к своему новому статусу и в значительной степени обусловливается его включением в отношения с коллегами. Важно в рамках данного этапа оказывать максимальную поддержку новому сотруднику, регулярно вместе с ним проводить оценку эффективности его деятельности и особенностей взаимодействия с коллегами.
Этап 4. Функционирование. Этот этап завершает процесс адаптации, он характеризуется постепенным преодолением производственных и межличностных проблем и переходом к стабильной работе. Как правило, при спонтанном развитии процесса адаптации этот этап наступает после 1 -- 1,5 лет работы. Если же процесс адаптации регулировать, то этап эффективного функционирования может наступить уже через несколько месяцев. Такое сокращение адаптационного периода способно принести весомую финансовую выгоду, особенно если в организации привлекается большое количество персонала.
1.3 Формы и виды адаптации
Термин "адаптация" применяется в самых различных областях науки. В социологии и психологии выделяют социальную и производственную адаптацию. В определенной мере эти два вида адаптации пересекаются друг с другом, но в то же время каждая из них имеет свои особенности: социальная деятельность не замыкается на производстве, а производственная - включает и технические, и биологические, и социальные аспекты.
С точки зрения управления персоналом наибольший интерес представляет производственная адаптация. Именно она является инструментом в формировании у нового рабочего необходимого уровня производительности и качества труда в более короткие сроки.
Следует также различать
активную адаптацию, когда работник
стремится воздействовать на среду
с тем, чтобы изменить ее, и пассивную,
когда он не стремится к такому
воздействию. Наиболее эффективной
является адаптация, когда новый
работник активно приспосабливается
к изменяющейся среде с помощью
соответствующего управляющего воздействия
и использования различных
По своему воздействию
на работника различают
Кроме того, различают первичную производственную адаптацию, когда человек впервые включается в постоянную трудовую деятельность на конкретном предприятии, и вторичную - при последующей смене работы.
Автор статьи «Методы адаптации персонала» В.Волина выделяет также еще два вида адаптации: