Анализ доходов и расходов коммерческой организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 10:27, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучение теоретических, нормативно-правовых и практических вопросов анализа доходов и расходов предприятия.
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
изучить теоретические аспекты анализа доходов и расходов предприятия;

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………………..3
1 Теоретические основы анализа доходов и расходов организации…………………..5
1.1 Экономическое содержание доходов и расходов организации……………………5
1.2 Информационная база для проведения анализа доходов и расходов организации………………………………………………………………………………10
1.3 Методика проведения анализа доходов и расходов………………………………12
2. Анализ доходов и расходов в ОАО «Тюменский хлебокомбинат»………………..15
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия…………15
2.2 Анализ имущества и источников его формирования……………………………...19
2.3 Анализ состава, структуры и динамики доходов организации…………………...24
2.4 Анализ состава, структуры и динамики расходов ОАО «Тюменский хлебокомбинат»………………………………………………………………………….26
Заключение ………………………………………………………………………………28
Список используемых источников………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 580.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный  экономический университет»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: «Экономический анализ»

по теме: «Анализ доходов и расходов коммерческой организации»

 

 

 

 

 

 

                                        Исполнитель: Студент ФК-09-3

Маннанова А.А.

Проверил: Тачина Е. И.

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение …………………………………………………………………………………..3

1 Теоретические основы анализа доходов и расходов организации…………………..5

1.1 Экономическое содержание  доходов и расходов организации……………………5

1.2 Информационная база  для проведения анализа доходов  и расходов организации………………………………………………………………………………10

1.3 Методика проведения анализа доходов и расходов………………………………12

2. Анализ доходов и расходов в ОАО «Тюменский хлебокомбинат»………………..15

2.1 Краткая организационно-экономическая  характеристика предприятия…………15

2.2 Анализ имущества и источников его формирования……………………………...19

2.3 Анализ состава, структуры и динамики доходов организации…………………...24

2.4 Анализ состава,  структуры и динамики расходов  ОАО «Тюменский хлебокомбинат»………………………………………………………………………….26

Заключение ………………………………………………………………………………28

Список используемых источников…………………………………………………......30

Приложение 1 ……………………………………………………………………………32

Приложение 2 ……………………………………………………………………………36

Приложение 3 ……………………………………………………………………………40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Независимо от того, каков  профиль деятельности предприятия, в процессе деятельности всегда происходит формирование его доходов и расходов.

Правильный учет и  анализ доходов и расходов важен  для отражения деятельности предприятия. Доходы и расходы предприятия  влияют на финансовый результат предприятия, целью же любого предприятия является получение прибыли. Это и обусловило актуальность выбранной темы.

Цель курсовой работы – изучение теоретических, нормативно-правовых и практических вопросов анализа доходов и расходов предприятия.

Для достижения указанной  цели в работе поставлены следующие  задачи:

  • изучить теоретические аспекты анализа доходов и расходов предприятия;
  • провести анализ состава, структуры и динамики доходов и расходов ОАО «Тюменский хлебокомбинат».

Объектом исследования является торговое предприятие ОАО «Тюменский хлебокомбинат».

Предметом исследования выступает совокупность экономических показателей, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности предприятия.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют концептуальные положения экономической теории.

Данная курсовая работа основывается на использовании следующих методов: экономико-математического, расчётно-конструктивного, статистико-аналитического, табличного, графического сравнения.

В процессе исследования и проведения анализа доходов  и расходов, определения недостатков, тенденций и особенностей функционирования использованы категориальный, субъектно-объектный, комплексный, системный подходы, сравнительный анализ, экономико-статистический анализ, маржинальный анализ и динамические ряды.

Информационно-эмпирической базой исследования послужили данные бухгалтерской и оперативной отчетности ОАО «Тюменский хлебокомбинат» за 2009-2011 гг., нормативные, директивные и методические документы Министерства финансов Российской Федерации, материалы периодической печати по исследуемой проблеме.

Методической и теоретической основой курсовой работы являются: нормативные акты, монографии так же литература по анализу финансового состояния предприятия, финансового менеджмента, публикации в экономических журналах и газетах. Авторов: Баканова М.И., Шеремета А.Д., Ковалева В.В., Савицкой Г.В., Нечитайло А.И. и других.

Курсовая работа состоит  из введения, двух глав основной части, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.

Курсовая работы изложена на 43 листах машинописного текста, включает 9 таблиц, приложения. Список используемой литературы представлен 20 источниками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  АНАЛИЗА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ  ОРГАНИЗАЦИИ

 

1.1 Экономическое  содержание доходов и расходов  организации

 

Доходы организации – это увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашение обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вклада участников.

В зависимости от характера, условий получения и направлений деятельности организации все доходы организации подразделяются на доходы от обычных видов деятельности и прочие доходы.

Доходы, не относящиеся  к доходам от обычных видов  деятельности, являются прочими доходами.

В бухгалтерской отчетности организации, в частности в отчете о прибылях и убытках, доходы организации, полученные за отчетный период должны отражаться с подразделением на выручку и прочие доходы. Понятие «выручка от продажи» соответствует понятию «доходы от обычной деятельности» (п. 5 ПБУ 9/99).

В форме № 2 «Отчет о  прибылях и убытках», утвержденной Приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» установлен показатель «Доходы  и расходы по обычным видам  деятельности. Выручка (нетто) от продажи  товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)». Таким образом, использование понятия «Выручка от реализации» в бухгалтерском учете не соответствует требованиям нормативных документов.

Доходами от обычных видов деятельности согласно п. 5 ПБУ 9/99 является выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг (далее – выручка). В зависимости от вида деятельности организации выручкой считаются:

  • суммы поступившей арендной платы, если предметом деятельности организации является предоставление за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды;
  • суммы поступивших лицензионных платежей (включая роялти) за пользование объектами интеллектуальной собственности, если предметом деятельности организации является предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;
  • суммы поступлений, связанные с участием в уставных капиталах других организаций, если предметом деятельности организации является участие в уставных капиталах других организаций.

В соответствии с п. 3 ПБУ 9/99 не признаются доходами организации  поступления от других юридических и физических лиц:

  • суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС), акцизов, экспортных пошлин и иных аналогичных обязательных платежей;
  • по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и тому подобного;
  • в порядке предварительной оплаты продукции, товаров, работ, услуг, а также суммы авансов в счет оплаты продукции, товаров, работ, услуг. Суммы, полученные в порядке предварительной оплаты и суммы авансов, не включаются в доходы до момента отгрузки продукции, товаров, выполнения работ и оказания услуг. Данные суммы отражаются на отдельном субсчете к счету, предназначенному для учета расчетов с покупателями и заказчиками;
  • задатка, так как согласно ст. 329 ГК РФ он является одним из видов исполнения обязательств. Задатком согласно ст. 380 ГК РФ признается денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне, в доказательство обеспечения договора и в обеспечение его исполнения. Соглашение о задатке заключается в письменной форме;
  • в залог, если договором предусмотрена передача заложенного имущества залогодержателю;
  • в погашение кредита, займа, предоставленного заемщику. Согласно ст. 807 ГК РФ по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками. Обязанностью заемщика является возврат заимодавцу той же суммы денег (суммы займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. Так как заемщик обязан возвратить полученную по договору сумму займа, данная сумма не признается доходом заимодавца.

Расходами предприятия  признается уменьшение экономических  выгод в результате выбытия активов  и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала предприятия.

В зависимости от характера, условий осуществления и направления  деятельности организации все расходы  подразделяются на расходы по обычным  видам деятельности и прочие расходы. Таким образом, расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, представляют собой прочие расходы организации.

Не признаются расходами  организации выбытие активов:

  • в связи с приобретением (созданием) внеоборотных активов (основных средств, незавершенного строительства, нематериальных активов и т.п.);
  • вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций, приобретение акций акционерных обществ и иных ценных бумаг не с целью перепродажи (продажи);
  • по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.;
  • в порядке предварительной оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;
  • в виде авансов, задатка в счет оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;
  • в погашение кредита, займа, полученных организацией.

Расходами по обычным  видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции  и продажей продукции, приобретением  и продажей товаров. Такими расходами  также считаются расходы, осуществление  которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.

В организациях, предметом  деятельности которых является предоставление за плату во временное пользование своих активов по договору аренды, расходами по обычным видам деятельности считаются расходы, осуществление которых связано с этой деятельностью.1

В организациях, предметом  деятельности которых является предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы  и других видов интеллектуальной собственности, расходами по обычным  видам деятельности считаются расходы, осуществление которых связано с этой деятельностью.

В организациях, предметом  деятельности которых является участие  в уставных капиталах других организаций, расходами по обычным видам деятельности считаются расходы, осуществление  которых связано с этой деятельностью.

Расходы, осуществление  которых связано с предоставлением  за плату во временное пользование  своих активов, прав, возникающих  из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, и от участия в уставных капиталах других организаций, когда это не является предметом деятельности организации, относятся к прочим расходам.

Расходами по обычным  видам деятельности считается также  возмещение стоимости основных средств, нематериальных активов и иных амортизируемых активов, осуществляемых в виде амортизационных отчислений.

Расходы по обычным видам  деятельности формируют:

1) расходы, связанные  с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных  запасов;

2) расходы, возникающие непосредственно в процессе переработки (доработки) материально-производственных запасов для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, а также по поддержанию их в исправном состоянии, коммерческие расходы, управленческие расходы и др.).2

При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам:

  • материальные затраты;
  • затраты на оплату труда;
  • отчисления на социальные нужды;
  • амортизация;
  • прочие затраты.

Для целей управления в бухгалтерском учете организуется учет расходов по статьям затрат.

Прочими расходами организации  являются, в частности:

  • расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;
  • расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;
  • расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций.

Перечисленные расходы  являются прочими только в том  случае, если виды деятельности, при  осуществлении которых эти расходы  произведены, не являются предметом деятельности организации.

Помимо уже названных, в состав прочих расходов также включаются:

  • расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции;
  • проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);
  • расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;
  • отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета (резервы по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и другое), а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности.3

Информация о работе Анализ доходов и расходов коммерческой организации