Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 10:27, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение теоретических, нормативно-правовых и практических вопросов анализа доходов и расходов предприятия.
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
изучить теоретические аспекты анализа доходов и расходов предприятия;
Введение …………………………………………………………………………………..3
1 Теоретические основы анализа доходов и расходов организации…………………..5
1.1 Экономическое содержание доходов и расходов организации……………………5
1.2 Информационная база для проведения анализа доходов и расходов организации………………………………………………………………………………10
1.3 Методика проведения анализа доходов и расходов………………………………12
2. Анализ доходов и расходов в ОАО «Тюменский хлебокомбинат»………………..15
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия…………15
2.2 Анализ имущества и источников его формирования……………………………...19
2.3 Анализ состава, структуры и динамики доходов организации…………………...24
2.4 Анализ состава, структуры и динамики расходов ОАО «Тюменский хлебокомбинат»………………………………………………………………………….26
Заключение ………………………………………………………………………………28
Список используемых источников………………………
1.2 Информационная база для проведения анализа доходов и расходов организации
Результативность анализа
доходов и расходов предприятия
в значительной степени зависит
от его информационного и
К источникам информации
нормативно-планового
Источники информации учетного
характера – это все данные,
которые содержат документы бухгалтерского,
статистического и оперативного
учета, а также все виды отчетности,
первичная учетная
Ведущая роль в информационном обеспечении анализа принадлежат бухгалтерскому учету и отчетности, где наиболее полно отражаются хозяйственные явления, процессы, их результаты. Своевременный и полный анализ данных, которые содержатся в первичных и сводных учетных регистрах и отчетности, обеспечивает принятие необходимых корректирующих мер, направленных на достижение лучших результатов хозяйствования.4
Наиболее важными среди документов бухгалтерского учета являются формы отчетности, утвержденные Приказом Минфина Российской Федерации от 22.07.2003 г. № 67н: форма № 1 «Бухгалтерский баланс»; форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»; форма № 3 «Отчет об изменениях капитала»; форма № 4 «Отчет о движении денежных средств»; форма № 5 «Приложения к бухгалтерскому балансу».
Внеучетные источники
Документальную информацию для проведения анализа доходов и расходов предприятия можно также классифицировать по ряду признаков в соответствии с рисунком 1.2.1.
По отношению к объекту исследования информация бывает внутренней и внешней. Система внутренней информации – это данные статистического, бухгалтерского, оперативного учета и отчетности, плановые данные, нормативные данные, разработанные на предприятии, и т.д. Система внешней информации – это данные статистических сборников, периодических и специальных изданий, конференций, деловых встреч, официальные, хозяйственно-правовые документы.
Рис. 1.2.1 - Классификация документальной информации
По отношению к предмету исследования информация делится на основную и вспомогательную, необходимую для более полной характеристики изучаемой предметной области.
По периодичности поступления аналитическая информация подразделяется на регулярную и эпизодическую. К источникам регулярной информации относятся плановые и учетные данные.5
Регулярная информация, в свою очередь, классифицируется на постоянную, сохраняющую свое значение длительное время (коды, шифры, план счетов бухгалтерского учета и др.), условно-постоянную, сохраняющую свое значение в течение определенного периода времени (показатели плана, нормативы), и переменную, характеризующую частую сменяемость событий (отчетные данные о состоянии анализируемого объекта на определенную дату).
По отношению к процессу обработки информацию можно отнести к первичной (данные первичного учета, инвентаризаций, обследований) и вторичной, прошедшей определенную стадию обработки и преобразований (отчетность, конъюнктурные обзоры и т.д.).
1.3 Методика проведения анализа доходов и расходов
Информация для анализа продаж, необходимого для составления прогнозов на следующий период (периоды), доступна в полном объеме лишь внутреннему аналитику.
При анализе расходов основная проблема – убедиться в соответствии доходов и расходов данного периода. Другая проблема состоит в том, чтобы отойти от принятого в нашей стране налогового подхода к формированию себестоимости продукции (работ, услуг). Данный подход реализован в Положении о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли.6
Изменения и дополнения к Положению о составе затрат, внесенные постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. № 661, хотя и содержат утверждение о том, что все произведенные организацией затраты, непосредственно связанные с производством и реализацией продукции, подлежат включению в себестоимость продукции, полностью данный подход не выдерживают.
В то же время инструкциями
Минфина России о порядке заполнения
форм годовой бухгалтерской
Данная информационная ограниченность должна быть учтена при проведении внутреннего анализа финансовых результатов, главной задачей которого должно стать объективное отражение доходов и расходов с целью выявления реальной доходности деятельности предприятия.
Дополнительная информация о структуре расходов и их динамике может быть получена при анализе соотношений: «себестоимость/выручка»; «коммерческие расходы/выручка»; «управленческие расходы/выручка».
Тенденция к росту указанных соотношений может свидетельствовать о том, что у предприятия существуют проблемы контроля над издержками. В этой связи может быть полезным постатейное рассмотрение расходов с целью выявления резервов их снижения. Так, в составе управленческих расходов согласно Типовой номенклатуре статей выделяют: расходы на управление предприятием; общехозяйственные расходы; налоги, сборы и отчисления; непроизводительные расходы. Анализ должен выделить в составе каждой группы, контролируемые и неконтролируемые расходы с тем, чтобы оценить реальную возможность их снижения.7
Главная цель отчета о
прибылях и убытках состоит в
прогнозировании будущих
Вероятность получения
доходов или возникновения расх
Редкие и чрезвычайные статьи отчета о прибылях и убытках российских предприятий отражаются, как правило, в составе прочих внереализационных доходов и расходов.8
Критерием отнесения результатов финансовых операций в состав обычной деятельности также является регулярность их получения.
В целях повышения
достоверности финансового
Другим приемом оценки «качеств» получаемой чистой прибыли (чистая прибыль рассматривается как конечная характеристика наращения собственного капитала) является анализ динамики внутренних показателей доходности: «результат от реализации/выручка»; «результат от финансово-хозяйственной деятельности/выручка»; «результат отчетного года/выручка»; «чистая прибыль/выручка». Имея в виду, что последний показатель является обобщающим, расчет промежуточных показателей используется для лучшего понимания причин его изменения. Цель такого анализа – подтвердить стабильность получения данного чистого дохода с каждого рубля продаж.9
2 АНАЛИЗ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ В ОАО «ТЮМЕНСКИЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ»
2.1 Краткая
организационно-экономическая
«Тюменский хлебокомбинат»
- старейшее хлебопекарное
В 1992 году «Тюменский хлебокомбинат» приобрел статус открытого акционерного общества. Сокращенное фирменное наименование ОАО «ТХК».
Предприятие – признанный лидер хлебопечения в городе и области, продукция которого всегда отличалась высоким качеством, и поэтому повсеместно пользуется заслуженным спросом.
Генеральный директор ОАО «ТХК» Страчков Геннадий Петрович заслуженный работник пищевой и перерабатывающей промышленности, под его руководством стоит отличный коллектив.
Основными видами деятельности ОАО «Тюменский хлебокомбинат» являются:
Общество является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, отражаемое на его самостоятельном балансе. Общество может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Общество в праве
в установленном порядке
На рисунке 2.1.1. представлена
организационная структура
В структуре управления организацией выделяются следующие элементы: звенья (отделы), уровни (ступени) управления и связи – горизонтальные и вертикальные.
Рисунок 2.1.1 - Организационная структура управления ОАО «Тюменский хлебокомбинат»
К звеньям управления относятся структурные подразделения, а также специалисты, выполняющие соответствующие функции управления либо их часть. К звеньям управления следует относить и менеджеров, осуществляющих регулирование и координирование деятельности нескольких подразделений. В основе образования звена управления лежит выполнение отделом определенной функции управления.
Ступени управления находятся
в вертикальной зависимости и
подчиняются друг другу по иерархии:
менеджеры более высокой
Численность работников
ОАО ««Тюменский хлебокомбинат»
Таблица 2.1.1 - Численность работников ОАО «Тюменский хлебокомбинат» в 2009 – 2011 гг.
Показатели |
2009 |
2010 |
2011 |
2011-2009гг., % |
Всего работников, |
547 |
550 |
567 |
103,5 |
в том числе: |
||||
- промышленно-производственного персонала |
350 |
335 |
326 |
93,1 |
- работники аппарата управления |
162 |
167 |
173 |
106,8 |
- работники торговли |
40 |
58 |
68 |
170,0 |
Общее количество работников на предприятии за последние годы постоянно увеличивалось. В 2011 году по сравнению с 2009 годом данное количество возросло на 3,5 %. Такое увеличение обусловлено, в первую очередь, увеличением работников торговли, так как предприятие активно осваивает новые сегменты рынка и расширяет фирменную торговлю.
В структуре основных категорий работников ОАО «Тюменский хлебокомбинат» за последние годы произошли следующие изменения. Если доля работников управления в 2009 году составляла 29,6 %, то в 2011 году эта доля возросла до 30,5 %. Такие изменения связаны, в первую очередь, с изменениями в организации управления и расширением функций управления.
Сокращение промышленно-
Основу системы мотивации на предприятии составляет выплата премий.
Что касается отделов сбыта, снабжения, то здесь сотрудникам выплачивается процент от объёма совершённой сделки. Сотрудники остальных отделов получают материальное вознаграждение в зависимости от выполнения ими планов.
Информация о работе Анализ доходов и расходов коммерческой организации