Анализ финансирования и расходов бюджетных учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 16:56, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ финансирования бюджетных учреждений, кассовых и фактических расходов, обоснованности назначений по смете.
Курсовая написана на основе данных бухгалтерского учета и отчетности инспекции Министерства по налогам и сборам по г. Лепелю.

Содержание работы

Введение
Приемы и источники информации анализа финансирования и расходов бюджетного учреждения
Анализ правильности определения размера финансирования бюджетного учреждения
Анализ отклонений кассовых и фактических расходов от назначений по смете
Анализ кассовых и фактических расходов
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ.doc

— 1.44 Мб (Скачать файл)

     Сформировав доходную часть финансового плана с разделением по программам и проектам и отдельно выделив прочие поступления, перейдем к рассмотрению расходной части, в которой содержатся статьи, включающие планируемые потребности в ресурсах.

     Учитывая, что степень детализации статей расходов нормативными документами не регламентируется, формирование расходных статей целесообразно проводить по следующим правилам:

     - расходы, отраженные в финансовом плане, должны быть наиболее приближены к уставным целям и задачам некоммерческой организации;

     - назначение и порядок формирования статей должен быть понятен потребителям данной информации.

     При составлении финансового плана должен соблюдаться балансовый принцип финансового планирования, предполагающий равенство доходов и расходов. Поэтому необходимо учитывать особенности характера расходов, направляемых на конкретные программу или проект, например, есть затраты, которые носят переменный характер и величина которых изменяется пропорционально масштабам деятельности, а есть фиксированные затраты, величина которых неизменна и не зависит от масштабов деятельности. Но могут быть и такие затраты, которые являются частично переменными и частично фиксированными (услуги связи, коммунальные услуги и так далее).

     Существуют также затраты, имеющие тенденцию скачкообразного увеличения или уменьшения, например, связанные с расширением деятельности в определенный интервал времени.

     Учет этих особенностей поведения затрат позволяет создать более гибкий и работоспособный финансовый план.

     Следует отметить, что в процессе планирования возникает острая необходимость в получении обоснованных расчетов и экспертных оценок, так как значения определенных показателей являются прогнозными, вследствие чего в процессе реализации планов возможны отклонения.

     Формирование финансовых планов может осуществляться двумя способами:

  1. некоммерческая организация отталкивается от стоящих перед ней целей и задач при реализации программы или проекта, в рамках которых рассчитываются расходы, необходимые для успешного выполнения поставленных целей;
  2. исходя из имеющихся финансовых возможностей некоммерческой организации, ставится вопрос об использовании этих средств для решения текущих задач или их возможном направлении на долгосрочные программы или проекты.

     Рассмотрим механизм составления финансового плана:

     - этап прогнозирования возможных источников поступления финансовых ресурсов;

     - после этапа прогнозирования возможных источников поступления финансовых ресурсов переходят к распределению планируемых доходов на финансирование конкретных программ, направлений деятельности;

     - этап распределения представляет собой последовательность процедур.

     В первую очередь необходимо провести анализ потребности в ресурсах для реализации конкретной программы и оценить их в стоимостном выражении. Кроме того, проводится проверка соответствия плановой потребности в ресурсах их фактическому наличию, а также определяются возможные отклонения от поставленных целей и пути предупреждения сбоев в работе. В результате, анализ внешних и внутренних факторов как раз и позволяет создать программу и достигнуть поставленные цели во взаимосвязи с имеющимися материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами.

     Всю последовательность определения потребности в объемах финансирования можно разбить на три этапа.

     На первом этапе задаются стратегические цели, реализуемые посредством программ.

     На втором этапе оценивается потребность в трудовых и материальных ресурсах, необходимых для реализации программ. Здесь же выявляется недостаток ресурсов и принимается решение о необходимости внесения изменений в программу.

     На третьем этапе определяются потребность в финансировании. Если величина потребности в финансовых ресурсах больше заданной, то меняется содержание программы и, соответственно, их ресурсная база, что достигается за счет итераций в ходе финансового планирования: исходные показатели будут подвергаться изменению до тех пор, пока сумма необходимых затрат не совпадет с заданным объемом финансирования. Таким образом реализуется балансовый принцип составления финансового плана.

     На практике увязка балансового и калькуляционного (ресурсного) методов планирования реализуется шахматным методом, где по горизонтали представлены виды затрат, а по вертикали - программы.

     В настоящее время персонал некоммерческих организаций в России испытывает определенные трудности в разработке финансовых планов, что обусловлено рядом объективных причин. В первую очередь, это связано с тем, что механизм функционирования некоммерческих организаций несколько отличается от механизма функционирования многих других организаций, поскольку при составлении финансового плана необходимо учитывать ряд специфических особенностей. К ним относятся ограниченность финансовых ресурсов и следующее сочетание параметров: один источник финансирования - одна программа; много источников финансирования - одна программа; много источников финансирования - много программ; один источник финансирования - много программ.

     В то же время слабость методического и программного обеспечения, используемого при планировании и контроле деятельности некоммерческой организации, не позволяет на сегодняшний день обеспечить должное взаимодействие исполнителей проектов и программ с меценатами и грантодателями. А поэтому предложенный алгоритм составления финансового плана некоммерческой организации может стать действенным инструментом в решении поставленных задач.

     Все же, попытаемся выявить отличия организации финансов на предприятиях некоммерческих, каковыми, в данном случае выступают государственные образовательные учреждения от коммерческих предприятий.

     Отличие первое. Пункт 1 ст.48 ГК РФ требует, чтобы юридическое лицо обязательно имело самостоятельный баланс либо смету, поскольку наличие такого документа выражает и в определенной степени обеспечивает имущественное обособление и организацию имущественной самостоятельности юридического лица [2]. Смета, отражающая поступление и расходование финансовых средств, является, как правило, формой организации имущественного обособления учреждений, финансируемых за счет внешнего источника и осуществляющих некоммерческую деятельность, к каковым относятся государственные образовательные учреждения. По определению смета бюджетного учреждения - это основной плановый документ, для финансирования учреждений: определяет объем, целевое назначение и поквартальное распределение бюджетных ассигнований на все расходы данного учреждения. Утвержденная смета является основанием для расходования выделяемых из бюджета средств. В отличие от других финансовых планов, составляемых в форме баланса доходов и расходов, смета представляет собой план расходов и отражает односторонний характер отношений с бюджетом учреждений, состоящих на сметном финансировании. Тем не менее, для практической деятельности государственных образовательных учреждений законодательство об образовании предусматривает наличие баланса или документа, отражающего не только расходы образовательного учреждения, но и получаемые им доходы. "Образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность. Оно имеет самостоятельный баланс и расчетный счет, в том числе валютный, в банковских и иных кредитных организациях" (ст.43, п.1, Закон РФ "Об образовании") [6]. Это же положение подкрепляется законодательством о некоммерческих организациях. "Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету" [4]. Отсюда следует, что баланс или смета являются взаимозаменяемыми документами.

     Отличие второе. Доходная часть государственного образовательного учреждения формируется из:

     - нормативного бюджетного финансирования;

     - доходов государственных образовательных учреждений от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

     - доходов от аренды площадей и ресурсов государственных образовательных учреждений.

     Отличие третье. Расходная часть государственного образовательного учреждения состоит из:

     - расходов на оплату труда, выплату стипендий, трансфертов;

     - расходов на оплату коммунальных услуг;

     - расходов по текущему и капитальному ремонту, обслуживанию и содержанию территорий, зданий, сетей, коммуникаций и прочее;

     - выбора и финансирования приоритетных направлений развития государственных образовательных учреждений.

     Отличие четвертое. Несмотря на определение некоммерческой организации, как организации, для которой извлечение прибыли - не является главной целью, в условиях относительной свободы использования финансовых средств одной из важнейших задач учреждения становится оптимизация доходной и расходной частей бюджета, то есть увеличение доходов и уменьшение расходов. Полученная некоммерческой организацией прибыль не подлежит распределению между участниками некоммерческой организации.

     Отличие пятое. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, в соответствие со ст.31 п.1. Закона РФ "О некоммерческих организациях", создают государственные и муниципальные учреждения, закрепляют за ними имущество на праве оперативного управления в соответствие с ГК РФ и осуществляют полное или частичное финансирование.

     Отличие шестое. Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут оказывать некоммерческим организациям экономическую поддержку в различных формах, в том числе:

     - предоставление в соответствии с законодательством льгот по уплате налогов, таможенных и иных сборов и платежей некоммерческими организациями, созданным в образовательных нуждах, с учетом организационно-правовых форм некоммерческих организаций;

     - предоставление некоммерческим организациям иных льгот, в том числе полное или частичное освобождение от платы за пользование государственным и муниципальным имуществом [39] ;

     - размещение среди некоммерческих организаций на конкурсной основе государственных и муниципальных заказов;

     - предоставление в соответствии с законом льгот по уплате налогов гражданам и юридическим лицам, оказывающим некоммерческим организациям материальную поддержку.

     Отличие седьмое. Размеры и структура доходов некоммерческой организации, а также сведения о размерах и составе имущества некоммерческой организации, о ее расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации не могут быть предметом коммерческой тайны

     Таким образом, финансовое планирование - планомерное управление процессами создания, распределения, перераспределения и использования денежных ресурсов.

     Задачами финансового планирования является следующее: определяются источники и объемы финансовых ресурсов, необходимые для обеспечения деятельности субъекта; намечаются виды и размеры специальных денежных фондов, а также способы их формирования и направления использования; устанавливается соотношение в распределении централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов с целью обеспечения необходимых темпов и пропорций социального и экономического развития; вскрываются резервы использования материальных, трудовых и денежных ресурсов; осуществляется постоянный контроль за производственно-финансовой деятельностью предприятий, организаций, учреждений.

     Финансовый план представляет собой документ, в котором отражаются притоки и оттоки денежных средств.

     Доходная часть финансового плана - это все возможные источники финансирования данной организации, включая финансовые возможности самой организации (доходы от коммерческих видов деятельности), имеющиеся в наличии или предполагаемые.

     Расходы, отраженные в финансовом плане, должны быть наиболее приближены к уставным целям и задачам некоммерческой организации; назначение и порядок формирования статей должен быть понятен потребителям данной информации. Таким образом, реализуется балансовый принцип составления финансового плана. 
 

 

      1.3 Смета доходов и расходов, как основа финансового планирования деятельности бюджетных организаций 

     Уставная деятельность некоммерческой организации, осуществляется на основании финансового плана или запланированных на предстоящий период (месяц, квартал, год и так далее) доходов и расходов. Этот план можно представить в виде достаточно привычного для некоммерческих организаций документа - сметы доходов и расходов. Следует учитывать, что отсутствуют четкие указания в законодательстве о некоммерческих организациях по этому вопросу.

Информация о работе Анализ финансирования и расходов бюджетных учреждений