Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 18:46, курсовая работа
Целью данной работы является анализ прибыли предприятия, а также выявление резервов их повышения. В работе использованы теоретические и практические аспекты.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
– рассмотреть экономическую сущность прибыли, ее состав и структуру;
– провести анализ влияния факторов на изменение величины прибыли;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ И СПЕЦИФИКИ ЕГО ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………
2.1. Характеристика величины прибыли, ее состава и структуры….
2.2. Оценка эффективности деятельности предприятия……………..
2.3. Анализ влияния факторов на изменение величины прибыли….
ГЛАВА 3. ВЫЯВЛЕНИЕ РЕЗЕРВОВ РОСТА ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….
Прибыльность принято считать основным показателем успешной работы подразделения или корпорации а целом, который в дальнейшем учитывается ее руководителями при начислении премий сотрудникам. Несмотря на чрезмерную популярность показателей прибыли как критерия оценки успешной работы предприятия, их слабые стороны давно не представляют ни для кого секрета [31]:
Прибыль ни в коем случае нельзя считать показателем ценности предприятия. Показатели прибыли и нормы возврата инвестиций отражают результативность, эффективность деятельности предприятия за прошедший период времени, а не его возможности и потенциал успешной работы в будущем.
Резкое увеличение прибыли
скорее свидетельствует о
Существует три основных источника формирования прибыли. Источники прибыли в хозяйственной деятельности показывают, каким именно образом предприятие может достигнуть положительного финансового результата. Выделяют три основных источника получения прибыли[8].
– от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции(выбор продуктов, пользующихся стабильно высоким спросом);
– возможности создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг(цена, сроки поставки, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживание покупателей);
– возможности увеличения объемов производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли);
– возможности снижения издержек производства и реализации.
Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет следующие основные функции, рис. 2.2.[39]:
Рис. 2.2. Функции прибыли
Под распределением прибыли понимается порядок ее направления, определяемый законодательством. Конкретные формы и методы использования прибыли постоянно видоизменяются и развиваются с ростом общественного производства и с изменением задач, стоящих перед экономикой. Каждый этап во взаимоотношениях между бюджетом и предприятием по поводу использования прибыли порождает новые формы и методы этого использования, рис. 2.3.[12].
Прибыль распределяется
между государством, собственниками
предприятия и самим
На предприятии распределению подлежит прибыль после уплаты налогов и выплаты дивидендов. Из этой прибыли так же уплачиваются некоторые налоги в местные бюджеты и взыскиваются экономические санкции. Использование прибыли предприятием зависит от многих факторов. В период технического перевооружения и модернизации производства, освоение новых видов продукции и новых технологий предприятие крайне нуждается в финансовых ресурсах, и предоставить их должны в первую очередь собственники. Однако это не означает, что они должны отказаться от своих ожиданий и не получать доход на вложенный капитал.
Рис. 2.3. Распределение
и использование прибыли
Использование прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, регламентируется внутренними документами предприятия, как правило, в учетной политике. Некоторые аспекты распределительного процесса фиксируются в уставе предприятия.
Распределение и использование прибыли основывается на соблюдении трех принципов:
– обеспечение материальной заинтересованности работников в достижении наивысших результатов при наименьших затратах;
– накопление собственного капитала;
– выполнение обязательств перед государственным бюджетом[13].
В резервный фонд можно направить не более 50% суммы прибыли, подлежащей налогообложению. Средства этого фонда имеют целевое назначение для покрытия непредвиденных потерь, компенсации риска, других расходов, возникающих в процессе хозяйственной деятельности и при распределении прибыли в различные фонды предприятия. Существование резервного фонда определяет возможности выплаты дивидендов по акциям в случае недостатка суммы чистой прибыли.
Для дивидендов, на которых
полностью отражаются колебания
прибыли, характерна неустойчивость. Если
акции акционеров общества котируются
на фондовой бирже, одним из важнейших
ограничителей распределения
Если суммы уставного капитала и фонда накопления превышают величину полученной прибыли, можно говорить об устойчивости финансовой направленности средств на развитие предприятия.
Направляя значительную долю чистой прибыли на текущие потребности, предприятие снижает темпы экономического роста и, следовательно, ограничивает возможности будущего потребления. Прибыль, направленная на капиталовложения, способствует ускорению экономического роста, тем самым расширяются возможности будущего потребления.
В фондах специального назначения
аккумулируется значительная часть
прибыли, резервированная или
В идеале предприятие должно постоянно стремиться к получению прибыли от всех источников, однако реально оно может одновременно использовать один или два источника. Комплексному использованию всех источников часто мешает отсутствие стратегического подхода к управлению.
2.2. Оценка эффективности деятельности предприятия
В 2012 г. «Ишимская швейная фабрика» получила 862 млн. руб. прибыли от реализации продукции. Оценку работы предприятия за 2005г. определяют темпы роста основных целевых показателей прогноза социально-экономического развития, табл. 2.1.
Таблица 2.1
Основные показатели работы «Ишимской швейной фабрики»
п/п |
Показатели |
Ед. изм. |
2005 г. | |
План |
Факт | |||
1. |
Объем производства потребительских товаров |
% |
103,0 |
103,5 |
2. |
Объем производства в сопоставимых ценах |
% |
103,5 |
103,9 |
3. |
Производство продукции
|
% |
98,2 |
99,4 |
4. |
Выручка |
% |
101,0 |
101,4 |
5. 8. |
Производительность на 1 раб. ППП |
% |
102,9 |
103,1 |
6. |
Рентабельность реализованной продукции |
% |
24,7 |
20,1 |
7. |
Уровень снижения материалоемкости |
% |
-1,0 |
-7,9 |
8. |
Показатель по энергосбережению |
% |
-5,0 |
-5,9 |
Анализируя данные табл. 2.1. можно сделать вывод, что экономическое развитие предприятия «Ишимской швейной фабрики» на должном уровне – почти все запланируемые показатели соответствуют фактическим данным. Рентабельность реализованной продукции (рентабельность продаж) равна 20,1% – это достаточно высокий показатель для данной отрасли производства, т. е. на 1 рубль выручки предприятия приходится 20,1% прибыли.
Рассмотрим более подробно формирование прибыли от реализации продукции «Ишимской швейной фабрики», табл. 2.2.
Таблица 2.2
Прибыль предприятия от реализации продукции за 2011 – 2012 гг.
Показатель |
2011г. |
2012г. |
Изменение | |
млн. руб. |
темп роста, % | |||
Выручка от реализации продукции |
4342 |
5157 |
815 |
18,7 |
Себестоимость товаров, продукции, работ, услуг |
3575 |
4270 |
695 |
19,4 |
Валовая прибыль |
767 |
887 |
120 |
15,6 |
Коммерческие расходы |
22 |
25 |
3 |
13,6 |
Прибыль от реализации |
745 |
862 |
117 |
15,7 |
Данные табл. 2.2. также свидетельствует о том, что предприятие в 2012 г. получило на 15,6% больше валовой прибыли, определяемой как разница между выручкой от реализации и себестоимостью продукции. Отметим, что увеличению прибыли от реализации способствовало повышение выручки от реализации продукции на 815 млн. руб. или на 18,7%.
Формирование балансовой прибыли, или прибыли отчетного период осуществлялось за счет изменения операционных и внереализационных доходов и расходов, табл. 2.3.
Таблица 2.3
Изменения балансовой прибыли «Ишимской швейной фабрики»
Показатель |
2011г. |
2012г. |
изменение | |
млн. руб. |
темп роста, % | |||
Прибыль от реализации |
745 |
862 |
117 |
115,7 |
Доходы от участия в других организациях |
- |
1 |
1 |
- |
Прочие операционные доходы |
48 |
206 |
158 |
4,29 раз |
Прочие операционные расходы |
219 |
372 |
153 |
169,8 |
Внереализационные доходы |
4 |
1 |
-3 |
25 |
Внереализационные расходы |
2 |
7 |
5 |
3,5 раз |
Общая прибыль |
576 |
691 |
115 |
119,9 |
Таким образом, общая
прибыль «Ишимской швейной
Размер чистой прибыли в 2012г. составил 429 млн. руб., в 2011г. 360 млн. руб., то есть чистая прибыль выросла на 69 млн. руб. или на 18,9%.
В целом, динамика валовой прибыли, прибыли от реализации, общей прибыли и чистой прибыли предприятия «Ишимской швейной фабрики» представлена на рис. 2.1.
Рис. 2.4 Динамика показателей прибыли «Ишимской швейной фабрики»
Данные рис. 2.4. свидетельствует о том, что в 2011г. наблюдалось снижение прибыли предприятия, в 2012г. она вновь повысилась.
Изменения в структуре балансовой прибыли представлены в табл.2.4.
Таблица 2.4
Динамика структуры балансовой прибыли за 2011 – 2012 гг.
Показатель |
2005г. |
2004г. |
Изменение |
Балансовая прибыль всего |
100,0 |
100,0 |
- |
В том числе: |
|||
Прибыль от реализации |
124,7 |
129,3 |
-4,6 |
Прибыль от финансовых результатов |
- |
- |
- |
Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности |
100,7 |
99,6 |
+1,1 |
От внереализационных операций |
-0,8 |
0,3 |
-1,1 |
Чистая прибыль |
62,1 |
62,5 |
-0,4 |
Таким образом, в 2012г. произошли как положительные, так и отрицательные изменения в структуре прибыли. Так, снизился удельный вес прибыли от реализации и внереализационных операций, в результате чего, полученная предприятием чистая прибыль (ее удельный вес) также снизилась. Положительным является увеличение удельного веса прибыли от финансово-хозяйственной деятельности.
Информация о работе Анализ формирования и распределения прибыли предприятия