Анализ формирования и распределения прибыли предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 18:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ прибыли предприятия, а также выявление резервов их повышения. В работе использованы теоретические и практические аспекты.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
– рассмотреть экономическую сущность прибыли, ее состав и структуру;
– провести анализ влияния факторов на изменение величины прибыли;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ И СПЕЦИФИКИ ЕГО ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………
2.1. Характеристика величины прибыли, ее состава и структуры….
2.2. Оценка эффективности деятельности предприятия……………..
2.3. Анализ влияния факторов на изменение величины прибыли….
ГЛАВА 3. ВЫЯВЛЕНИЕ РЕЗЕРВОВ РОСТА ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 387.00 Кб (Скачать файл)

 

2.3. Анализ влияния  факторов на изменение величины  прибыли

 

Прибыль формируется  под воздействием большого количества взаимосвязанных факторов, которые влияют на результаты деятельности предприятия разнонаправленно: одни – положительно, другие – отрицательно. Более того, отрицательное воздействие одних факторов способно снизить или даже свести на нет положительное влияние других.

Многообразие факторов не позволяет их четко ограничить, и обуславливает их группировку. Учитывая, что предприятие является одновременно и субъектом, и объектом экономических отношений, то наиболее важным представляется деление их на внешние и внутренние.

Многообразие факторов, влияющих на прибыль, требует их классификации, которая в то же время имеет важное значение для определения основных направлений поиска резервов повышения эффективности хозяйствования.

При этом факторы, влияющие на прибыль, классифицируются по разным признакам. Так, выделяют факторы внешние и внутренние, рис. 2.2. [41].

Внутренние факторы  изменения прибыли подразделяются на основные и неосновные.

Важнейшими в группе основных являются валовой доход  и доход от продажи продукции (объем продаж), себестоимость продукции, структура продукции и затрат, величина амортизационных отчислений, цена продукции.

К неосновным факторам относятся  факторы, связанные с нарушением хозяйственной дисциплины, такие  как ценовые нарушения, нарушения  условий труда и требований к качеству продукции, другие нарушения, ведущие к штрафам и экономическим санкциям.

К внешним факторам, влияющим на прибыль предприятия, относятся  социально-экономические условия, цены на производственные ресурсы, уровень  развития внешнеэкономических связей, транспортные и природные условия.













 


 

 

Рис. 2.2 Факторы, влияющие на изменение прибыли.

В анализе факторов, влияющих на величину прибыли, лежат резервы  увеличения прибыли предприятия.

Проведем факторный анализ прибыли на предприятии «Ишимская швейная фабрика», тем самым выявим резервы ее увеличения.

Валовая прибыль предприятия, а также прибыль от реализации зависят от 4 факторов:

– изменение объема продаж,

– изменение структуры  продаж,

 – изменение себестоимости продукции,

– изменение цен на продукцию.

Для проведения факторного анализа воспользуемся необходимыми данными, представленными в табл. 2.5.

Таблица 2.5

Исходная информация для факторного анализа валовой  прибыли и прибыли от реализации

Показатель 

2011г.

2011г. пересчитанный на объем в 2005г.

2012г.

Объем производства, тыс. ед.

73,8

-

76,7

Себестоимость ед. продукции, тыс. руб.

48,4

-

55,6

Цена единицы продукции, тыс  руб.

58,8

-

67,2

Выручка от реализации, млн. руб.

4342

4510

5157

Полная себестоимость, млн. руб.

3575

3712

4270

Валовая прибыль, млн. руб.

767

798

887

Коммерческие расходы, млн. руб.

22

-

25

Прибыль от реализации, млн. руб.

745

-

862


 

Рассчитаем влияние  факторов на увеличение валовой прибыли.

В целом валовая прибыль  увеличилась в 2012г. на 120 млн. руб. или на 15,6%.

∆Пв = 887 – 767  = 120 млн. руб.

совокупное изменение  объема продукции и структуры  продукции позволило увеличить  валовую прибыль на 31 млн. руб.:

∆Пв (объем и структура) = 798 – 767 = +31 млн. руб.

непосредственно за счет увеличения объема продукции на 2,9 тыс. ед. или на 3,9%, позволило увеличить валовую прибыль на 29,9 млн. руб.:

∆Пв (объем) = 767 * (76,7/73,8*100 - 100) / 100  = +29,9 млн. руб.

соответственно, влияние  изменения структуры продукции  равно 1,1 млн. руб.:

∆Пв (структура) = 31 – 29,9 = +1,1 млн. руб.

 Полная себестоимость  продукции в 2012г. увеличилась  на 695 млн. руб., такое увеличение  оказало отрицательное влияние  на валовую прибыль предприятия:

∆Пв (себестоимость) = 3712 – 4270 = – 558 млн. руб.

итак, увеличение себестоимости снизило валовую прибыль на 558 млн. руб.

Цены на продукцию  в 2012г. также увеличились, их влияние  составило 647 млн. руб.:

∆Пв (цен) = 5157 – 4510 = +647 млн. руб.

На изменение балансовой прибыли дополнительно оказали  влияние изменение операционных расходов и доходов, а также внереализационные операции. На изменение чистой прибыли  дополнительно оказали влияние налог на прибыль и иные обязательные платежи, табл. 2.6.

Таблица 2.6

Анализ влияния факторов на прибыль предприятия, млн. руб.

Показатель 

Изменение

Влияние

Объем производства

+2,9(тыс. ед.)

+29,9

Структура продукции

-

+1,1

Себестоимость продукции

+695

-558

Цена ед. продукции

+8,4(тыс. руб.)

+647

Валовая прибыль

+120

 

Коммерческие расходы

+3

-3

Прибыль от реализации

+117

 

Доходы от участия в других организациях

+1

+1

Операционные доходы

+158

+158

Операционные расходы

+153

-153

Внереализационные доходы

-3

-3

Внереализационные расходы

+5

-5

Балансовая прибыль

+115

 

Налог на прибыль и иные обязательные платежи

+46

- 46

Чистая прибыль

+69

 

 

Таким образом, изменение  данных факторов оказало аналогичное  влияние на прибыль от реализации. Но в дополнение к ним на прибыль  от реализации повлияло и увеличение коммерческих расходов. Их влияние  выразилось в снижении прибыли от реализации на 3 млн. руб.(25-22).

Подводя итоги можно  сделать вывод, что наибольшее влияние  на увеличение прибыли оказало увеличение отпускных цен +647 млн. руб., наименьшее – изменение структуры продукции +1,1 млн. руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. ВЫЯВЛЕНИЕ РЕЗЕРВОВ РОСТА ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Необратимые изменения  хозяйственных, экологических, технологических  и социальных сфер нашей жизни, накладываясь друг на друга, образуют сложную картину  взаимодействия и влияния на конкретные предприятия. Что бы выжить и развиваться  дальше, им необходимо приспосабливаться к динамично изменяющимся условиям окружающей среды. Для этого нужно принимать и реализовывать сознательные хозяйственные решения. Всегда существует проблема снижения издержек, рациональной организации производства, иначе говоря, повышения долгосрочной и краткосрочной эффективности производства.

Резервы роста прибыли – это количественно измеримые возможности ее увеличения за счет роста объема реализации продукции, уменьшения затрат на ее производство и реализацию, недопущение внереализационных убытков, совершенствование структуры продукции. Пути реализации резервов роста прибыли представлены в табл. 3.1. Резервы выявляются на стадии планирования и в процессе выполнения планов. Определение резервов роста прибыли базируется на научно обоснованной методике их расчета, мобилизации и реализации. Выделяют три этапа этой работы: аналитический, организационный и функциональный. На первом этапе выявляют и количественно оценивают резервы, на втором – разрабатывают комплекс инженерно-технических, организационных, экономических и социальных мероприятий, обеспечивающих использование выявленных резервов, на третьем этапе практически реализуют мероприятия и ведут контроль за их выполнением[37].

Важное направление  поиска резервов роста прибыли – снижение затрат на производство и реализацию продукции, например сырья, материалов, топлива, энергии, амортизации основных фондов и других расходов.

 

Таблица 3.1

Резервы повышения прибыли

Факторы

Пути реализации

резервов

Резервы повышения прибыли

поэлементные

комплексные

увелич. объема произ-тва

повыш. цены реали-зации

сни-жение затрат на производ-ство

струк-турные сдвиги произ-водимой про-ции

увелич. разницы между  ценой и затратами

увелич. объема произ-ства и прибыли от реа-ции ед. про-ции

1.мате-риально-техни-ческие

1.1. Использование более  прогрессивных и экономичных  предметов труда                       

   

+

     

1.2. Применение более  прогрессивного и оборудования

+

+

       

1.3. Использование высокопроизводительной  оснастки и инструментов

+

+

       

2.органи-зационно-управлен-ческие

2.1. Освоение производства  новых, более совершенных видов  продукции           

+

+

+

+

+

+

2.2. Проведение модернизации  и реконструкции предприятия  

+

+

       

2.3. Разработка стратегии  и тактики деятельности предприятия             

+

+

+

+

+

+

3.экономи-ческие

3.1. Планирование деятельности  предприятия  

+

+

+

     

3.2. Экономическое стимулирование  производства 

+

+

+

     

3.3. Анализ и поиск  внутрипроизводственных резервов

+

+

+

     

4.социаль-ные

4.1. Облегчение условий труда 

+

         

4.2. Повышение квалификации  работников

+

         

4.3.Организация отдыха и оздоровления трудящихся

+

         

5.эколо-гические

5.1. Выпуск экологически  чистой и безопасной продукции

     

+

+

+

5.2. Утилизация отходов производства              

   

+

     

6.рыночно-конъюнк-турные

6.1. Организация рекламы продукции                     

+

       

+

6.2. Формирование спроса на продукцию                      

+

       

+

6.3. Повышение конкурентоспособности продукции

+

     

+

+

7.хозяйст-венно-правовые

7.1. Разработка законов  о налогообложении              

+

+

+

+

+

+

7.2.Разработка закона  о правах потребителя        

+

+

+

+

+

+

7.3. Разработка закона  о собственности

+

+

+

+

+

+

8.админи-стратив-но-коман-дные

8.1. Формирование госзаказа на выпуск продукции      

+

+

+

+

+

+

8.2. Дотирование производства  и потребления продукции        

+

+

+

+

+

+

8.3. Индексация доходов,  цен, сбережений        

+

+

+

+

+

+


Прибыль от реализации продукции, работ, услуг занимает наибольший удельный вес в структуре балансовой прибыли предприятия. Ее величина формируется под воздействием трех основных факторов: себестоимости продукции, объема реализации и уровня действующих цен на реализуемую продукцию.

Рассмотрим возможные  резервы увеличения прибыли предприятия «Ишимской швейной фабрики».

На анализируемом предприятии  проводится техническое перевооружение, в результате которого планируется  повысить выпуск продукции на 2,5 тыс.единиц. Затем благодаря перевооружению будет произведен пересмотр норм времени, в результате чего планируется повысить объем продукции на 3,1 тыс. единиц, табл.3.2.

Табл. 3.2

Резервы увеличения прибыли  за счет увеличения объема продукции

Мероприятие

Резерв увеличения объема продукции, тыс. ед.

Фактическая сумма прибыли на ед. продукции, тыс. руб.

Резерв увеличения прибыли, млн. руб.

Перевооружение  и модернизация оборудования

2,5

9,0

22,5

Пересмотр норм времени

3,1

9,0

27,9

Итого

5,6

9,0

50,4


 

Увеличение объема продукции  на 5,6 тыс. единиц позволит предприятию  получить прибыль в размере  50,4 млн. руб.

Снижению себестоимости  продукции могут способствовать различные факторы:

– снижение норм расхода  сырья на изготовление продукции,

– изменение технологии раскроя изделий, что позволяет  снизить количество затрачиваемого материала,

– рациональное использование  топливно-энергетических ресурсов.

Данные факторы позволят снизить себестоимость продукции  на 6,9 и 4,9 млн. руб. В результате резерв увеличения прибыли составит 11,8 млн. руб.

Существенным резервом увеличения прибыли предприятия является повышение качества продукции. Так, на предприятии, в результате проводимых мероприятий, изменения технологий изготовления изделий возможно повысить качество женских жакетов в полоску. Это дает возможность повысить цену жакетов на 2,0 тыс. руб. В результате планируемое повышение качества даст резерв прибыли в размере:

Резерв прибыли = 2,0*12,0 тыс. ед. = 24 млн. руб.

Обобщение резервов увеличения прибыли приведено в табл. 3.3.

Информация о работе Анализ формирования и распределения прибыли предприятия