Анализ и пути повышения конкурентоспособности фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 14:59, дипломная работа

Описание работы

Исследованы сущность понятия «конкурентоспособность предприятия»; изучены основополагающие принципы и методы оценки конкурентоспособности и систем управления конкурентоспособностью предприятия; проведен анализ уровня конкурентоспособности ООО «Южно – Уральское книжное издательство» и система управления конкурентоспособностью; разработаны мероприятия по повышению эффективности управления конкурентоспособностью на данном торговом предприятии. Для разработки стратегии и системы управления конкурентоспособностью продукции был проведен анализ рынка.

Содержание работы

Введение 8
Глава 1 Теоретические основы управления конкурентоспособностью предприятия
1.1 Общее понятие конкурентоспособности предприятия 12
1.2 Стратегии развития бизнеса 18
1.3 Общая теория управления и управление конкурентоспособностью
предприятия 17
1.4 Методы оценки конкурентоспособности предприятия 32
Глава 2 Анализ уровня конкурентоспособности предприятия ООО «Южно – Уральское книжное издательство»
2.1 Краткая характеристика объекта исследования 43
2.2 Анализ стратегии и уровня конкурентоспособности торговой компании ООО «Южно – Уральское книжное издательство» и основных конкурентов 47
2.3 Оценка существующей системы управления конкурентоспособностью на предприятии 63
Глава 3 План управления конкурентоспособностью предприятия ООО «Южно – Уральское книжное издательство»
3.1 Общий план управления конкурентоспособностью предприятия ООО «Южно – Уральское книжное издательство» 66
3.2 Организация маркетинговой службы на предприятии 68
3.3 Разработка рекламной кампании предприятия 70
3.4 Оценка эффективности проведения рекламных мероприятий 79
Заключение 83
Список литературы

Файлы: 1 файл

Мой Диплом Анализ И Пути Повышения Конкурентоспособности Фирмы.doc

— 3.09 Мб (Скачать файл)

 

 

НОУ Ю-УрИУиЭ –В К. 080705.65 05 ПЗ

 

 

 

НОУ Ю-УрИУиЭ –В К. 080705.65 05 ПЗ

 

Анализ И Пути Повышения  Конкурентоспособности Фирмы

 

                                                АННОТАЦИЯ

 

             Исследованы сущность понятия «конкурентоспособность предприятия»; изучены основополагающие принципы и методы оценки конкурентоспособности и систем управления конкурентоспособностью предприятия; проведен анализ уровня конкурентоспособности ООО «Южно – Уральское книжное издательство» и система управления конкурентоспособностью; разработаны мероприятия по повышению эффективности управления конкурентоспособностью на данном торговом предприятии. Для разработки стратегии и системы управления конкурентоспособностью продукции был проведен анализ рынка.

Предложены  основные направления деятельности в данной области, то есть создание службы маркетинга. Предложена программа по продвижению продукции, которая включает в себя разработку Медиа-плана рекламной кампании, в рамках которого был произведён выбор СМИ, составлен креативный план, и рассчитан и распределён рекламный бюджет.

Так же представлена оценка эффективности предложенных мероприятий. Проведён расчёт, который показывает, что проведение рекламной кампании специалистами службы маркетинга повысит объём продаж в период сезонного спада на семь процентов.

Разработанная программа  представляет собой стратегический подход к управлению конкурентоспособностью продукции.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение                                                                                                                   8

Глава 1 Теоретические  основы управления конкурентоспособностью предприятия

1.1 Общее понятие  конкурентоспособности предприятия                                     12

1.2 Стратегии  развития бизнеса                                                                                 18

1.3 Общая теория управления и управление конкурентоспособностью

предприятия                                                                                                                17

1.4 Методы оценки конкурентоспособности предприятия                                        32

Глава 2 Анализ уровня конкурентоспособности предприятия ООО «Южно – Уральское книжное издательство»

    1. Краткая характеристика объекта исследования                                                  43                  
    2. Анализ стратегии и уровня конкурентоспособности торговой компании ООО «Южно – Уральское книжное издательство» и основных конкурентов         47
    3. Оценка существующей системы управления конкурентоспособностью на предприятии                                                                                                         63

Глава 3 План управления конкурентоспособностью предприятия ООО «Южно – Уральское книжное издательство»

    1. Общий план управления конкурентоспособностью предприятия ООО «Южно – Уральское книжное издательство»                                                  66
    2. Организация маркетинговой службы на предприятии                                     68 
    3. Разработка рекламной кампании предприятия                                                  70

3.4   Оценка  эффективности проведения рекламных мероприятий                        79

Заключение                                                                                                             83

Список литературы                                                                                                   85

Приложение А                                                                                                          88

Приложение Б                                                                                                           89

Приложение В                                                                                                           90

Приложение Г                                                                                                          91

Приложение Д                                                                                                          92  

Приложение Е                                                                                                         97

Приложение Ж                                                                                                       102

Приложение И                                                                                                         111

Приложение К                                                                                                         112

Приложение Л                                                                                                         113

Приложение М                                                                                                        114

Приложение Н                                                                                                         115    

    

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Предположения, бытовавшие в начале 90-х годов, о том, что конкурентоспособность российских предприятий сформируется в режиме саморазвития при переходе к рынку, не сбылись. Причин крайне низкого уровня этого показателя по сравнению с западными компаниями достаточно много. Ход рыночных преобразований требует должного учета и целенаправленного использования реальных возможностей конкуренции.

В современных  условиях в России происходит усиление конкуренции, вследствие чего руководители предприятий находятся в постоянном поиске новых (адекватных условиям конкуренции) инструментов управления предприятиями и рычагов повышения конкурентоспособности.

В течение  первых тридцати лет XX в. ситуация в обществе складывалась таким образом, что предприятиям удавалось достичь успеха, а значит, и обеспечить свою конкурентоспособность с минимальными издержками. Дифференциации товарного ассортимента не существовало, а секрет успеха заключался в умении произвести продукцию с наименьшими затратами. Критериями оценки эффективности производства в это время были в основном показатели соотношения доходов и расходов. Однако с течением времени, с внедрением новых технологий, ускорением насыщения спроса, интернационализацией и ростом конкуренции и усилением государственного регулирования в промышленных отраслях первого поколения: сталелитейной, станкостроении и производстве сельскохозяйственной техники - отдельные оперативные способы и методы управления уже не приводили к увеличению объема продаж и повышению конкурентоспособности предприятий. Что касается розничной торговли, а точнее торговли непродовольственными товарами, то этот вид деятельности получил развитие именно в период переломный для РФ, в 90 - годы, когда предприниматели, учитывая сложившиеся условия, не стремились вкладывать деньги в производство.

В середине 90-х годов  произошли изменения в организации книготорговли: в связи с развалом централизованной системы книготорговли и построение издательствами собственных торговых сетей.

Общими направлениями  развития книжной торговли в России в настоящее время, можно назвать следующие: усиление роли региональных издательств, которые смогут построить эффективную сбытовую сеть; применение современных электронных технологий, которые позволят решить проблему недостаточной технической оснащенности; укрупнение и усиление книготорговых сетей в отдельных городах области.

Сегодня ни одна серьезная  компания не может обойтись без оценки своего конкурентного положения  на рынке и конкурентоспособности  своей продукции, что обуславливает  актуальность дипломной работы. Несмотря на разнообразные методы и формы конкурентной борьбы, каждая фирма пытается выработать свою конкурентную стратегию для достижения рыночного успеха.

Объектом исследования является деятельность предприятия ООО «Южно – Уральское книжное издательство», которое в настоящее время является лидером книжной торговли Уральского региона.

Предмет исследования – конкурентоспособность компании.

Целью данной дипломной  работы является исследование конкурентоспособности предприятия и выработка предложений по усилению конкурентной позиции ООО «Южно – Уральское книжное издательство».

Для реализации поставленной цели необходимо поставить и решить целый комплекс задач.

Среди них  целесообразно выделить следующие:

- исследовать сущность понятия «конкурентоспособность предприятия»;

- изучить основополагающие принципы и методы оценки конкурентоспособности и систем управления конкурентоспособностью предприятия;

- Оценить уровень конкурентоспособности предприятия ООО «Южно – Уральское книжное издательство» и систему управления конкурентоспособностью;

- Разработать стратегическую  программу управления конкурентоспособностью  предприятием ООО «Южно – Уральское книжное издательство».

Поставленные  цели и задачи определили структуру  дипломной работы:

В первой главе рассматривается механизм управления конкурентоспособностью. В этой главе характеризуется общая теория управления и управления конкурентоспособностью; стратегии развития бизнеса. Механизм управления (схема), условия возможного приложения основных принципов общей теории управления и схемы механизма управления к организации работ по повышению конкурентоспособности. Механизм управления конкурентоспособностью, инструменты оценки конкурентоспособности, показатели конкурентоспособности.

Во второй главе представлен  анализ деятельности предприятия. Здесь даётся характеристика предприятия, приводятся данные оценки конкурентоспособности, а так же характеризуется система управления конкурентоспособностью применяемая на данном предприятии её роль и место в общей системе управления предприятием.

В третьей  главе представлена стратегическая программа управления конкурентоспособностью продукции, которая включает в себя организацию службы маркетинга на предприятии и разработку рекламной кампании.

В качестве теоретической  базы дипломной работы были использованы работы ряда отечественных и зарубежных авторов, а также использован ряд нормативных актов Российского законодательства и Госстандарта России.

Применение  работ зарубежных авторов осуществлено с учётом специфики России, кроме того, были внимательно изучены публикации в средствах массовой информации, в том числе, в специализированных изданиях, посвященные данной проблеме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

 

    1. Общее понятие конкурентоспособности предприятия

 

 

Ключевым  понятием предпринимательской организации  является конкурентоспособность. Данное понятие разностороннее и распространяется на такие составляющие деятельности предприятия, как товар (услуга) и основные его характеристики: качество, технология производства.

Для более  полного освещения данной экономической  категории приведем некоторые термины и понятия по рассматриваемой проблеме.

Конкуренция - это процесс управления субъектом  своими конкурентными преимуществами для победы или достижения целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение своих объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства, либо в естественных условиях. Конкуренция является движущей силой развития субъектов и объектов управления, общества в целом, она должна стать образом жизни каждого работника. Широко признано определение конкуренции, данное известным исследователем М. Портером:

«Конкурентная стратегия  должна основываться на всестороннем понимании структуры отрасли  и процесса ее изменения. В любой отрасли экономики, - неважно, действует она только на внутреннем рынке или на внешнем тоже, - суть конкуренции выражается пятью силами:

  1. угрозой появления новых конкурентов;
  2. угрозой появления товаров-заменителей;
  3. способностью поставщиков комплектующих изделий торговаться;
  4. способностью покупателей торговаться;
  5. соперничество уже имеющихся конкурентов между собой.

Информация о работе Анализ и пути повышения конкурентоспособности фирмы