Анализ и пути повышения конкурентоспособности фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 14:59, дипломная работа

Описание работы

Исследованы сущность понятия «конкурентоспособность предприятия»; изучены основополагающие принципы и методы оценки конкурентоспособности и систем управления конкурентоспособностью предприятия; проведен анализ уровня конкурентоспособности ООО «Южно – Уральское книжное издательство» и система управления конкурентоспособностью; разработаны мероприятия по повышению эффективности управления конкурентоспособностью на данном торговом предприятии. Для разработки стратегии и системы управления конкурентоспособностью продукции был проведен анализ рынка.

Содержание работы

Введение 8
Глава 1 Теоретические основы управления конкурентоспособностью предприятия
1.1 Общее понятие конкурентоспособности предприятия 12
1.2 Стратегии развития бизнеса 18
1.3 Общая теория управления и управление конкурентоспособностью
предприятия 17
1.4 Методы оценки конкурентоспособности предприятия 32
Глава 2 Анализ уровня конкурентоспособности предприятия ООО «Южно – Уральское книжное издательство»
2.1 Краткая характеристика объекта исследования 43
2.2 Анализ стратегии и уровня конкурентоспособности торговой компании ООО «Южно – Уральское книжное издательство» и основных конкурентов 47
2.3 Оценка существующей системы управления конкурентоспособностью на предприятии 63
Глава 3 План управления конкурентоспособностью предприятия ООО «Южно – Уральское книжное издательство»
3.1 Общий план управления конкурентоспособностью предприятия ООО «Южно – Уральское книжное издательство» 66
3.2 Организация маркетинговой службы на предприятии 68
3.3 Разработка рекламной кампании предприятия 70
3.4 Оценка эффективности проведения рекламных мероприятий 79
Заключение 83
Список литературы

Файлы: 1 файл

Мой Диплом Анализ И Пути Повышения Конкурентоспособности Фирмы.doc

— 3.09 Мб (Скачать файл)

Величина  риска, связанная с отдельными альтернативными  стратегиями, неодинакова. По данным исследований немецких специалистов, вероятность  успеха различных стратегий и  расходы, связанные с их реализацией, выглядят следующим образом (табл. 3).

Выбор той  или иной стратегии зависит от ресурсов предприятия и его готовности к риску. Если фирма имеет большие ресурсы, но не желает рисковать, она может использовать стратегию разработки продукта. Если же ресурсов недостаточно, можно избрать стратегию развития рынка.

 

 

Таблица 3 - Оценка альтернативных стратегий на основе матрицы «продукт-рынок»

 

Стратегия

Вероятность успеха,    %

Расходы

Глубокое

проникновение на

рынок

50

Базис

Разработка продукта

33

Увеличение  в 8 раз

Развитие рынка

20

Увеличение в 4 раза

Диверсификация

5

Увеличение  в 12-16 раз


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Общая теория управления и управление конкурентоспособоностью  предприятия

 

 

Общая теория управления ограничивается изучением  системы управления, в которую входят все объекты производственных отношений, включая физические объекты (персонал, средства производства) и продукты мыслительной и психической деятельности (свойства индивида, системы формирования мотиваций, личностные отношения, производственные отношения). Отсюда следует, что система управления относится к классу сложных, целеполагающих систем. Сложность системы проявляется в нелинейности, значительном числе степеней свободы, наличии «памяти» и других свойствах, приводящих к слабой предсказуемости поведения системы.

Целеполагающие системы  характеризуются некоторой системой ценностей, на основании которой  система сама формирует для себя последовательность целей, уточняемых в зависимости от характера достижения предыдущих. Сложившаяся в настоящее время ситуация в исследованиях задач управления соответствует положению, когда множество сущностей, возможно, известно, но система отношений не описана полностью. При этом формирование системы отношений сдерживается проблемой корректного описания свойств, предметов исследования.

Как известно, приложение основных принципов теории управления возможно к любому при некоторых  исходных условиях. Такими основными  условиями являются:

  1. Наличие программ поведения управляемого объекта или заданный, запланированный уровень параметров его состояния;
  2. Неустойчивость объекта по отношению к программе и заданным параметрам, то есть объект должен уклоняться от заданной программы или плановых значений параметра;
  3. Наличие способов и средств, для обнаружения и измерения отклонения объекта от заданной программы или значений параметров;
  4. Наличие возможности влиять на управляемый объект с целью устранения возникающих отклонений.

Механизм  управления, согласно общей теории управления, выглядит так, как он представлен на схеме. (Приложение А) [3, с. 156]. Рассматривая исходные условия возможного приложения основных принципов общей теории управления и схему механизма управления, можно с большой ответственностью за объективность составить схему механизма управления конкурентоспособностью предприятия.

Но сначала  несколько предварительных соображений  о характере конкурентоспособности предприятия, как об объекте управления.

Система обеспечения  конкурентоспособности организации - это система управления ею. Другими словами, все существующие системы управления организациями, независимо от их организационно-правовой формы и сферы деятельности, будем называть системой обеспечения конкурентоспособности. Такое переименование систем управления считаем правомерным, поскольку целью большинства организаций должно быть обеспечение конкурентоспособности выпускаемого товара (выполняемой услуги) на внешнем или внутреннем рынках. Компонентами управляемой подсистемы СОК будут стратегический маркетинг (стратегический менеджмент), инновационный менеджмент, организация производства, тактический маркетинг и др. Системы исследования рынка, управления качеством (например, TQM), ресурсосбережения, комплексного развития производства могут быть только целевыми подсистемами СОК.

В конкурентной политике относительно предприятия принимаются во внимание, прежде всего, способность предприятия удовлетворять совокупные потребности покупателя лучше, чем конкуренты. То есть уровень конкурентоспособности предприятия напрямую связан с запланированным уровнем параметров его состояния. Таким образом, конкурентоспособность удовлетворяет первое условие теории управления.

Что касается второго условия, здесь рассматривается конкурентоспособность товаров - показатель весьма гибкий и динамичный. Он перманентно меняется в соответствии с темпами научно-технического прогресса, происходящего как внутри страны, так и у ведущих мировых производителей той или иной продукции. Можно констатировать, что отклонение продукции от заданных параметров обуславливает характер конкурентоспособности продукции, она находится в постоянном движении.

Следовательно, конкурентоспособность определяет собой хронически неустойчивый объект. Это объективная реальность, с  которой приходится иметь дело.

Таким образом, конкурентоспособность удовлетворяет  и второму условию общей теории управления.

В практической деятельности оценки конкурентоспособности  продукции могут быть приняты следующие решения: изменение состава, структуры применяемых материалов, изменение порядка проектирования продукции, изменение технологии изготовления продукции, методов испытаний, системы контроля качества изготовления, хранения, упаковки, транспортировки, монтажа, и другие.

Следовательно, третьему и четвертому условиям общей теории управления конкурентоспособность также удовлетворяет. [10, с.68.]

При таком взгляде на последовательность действий, обнаруживается явление, это имеет большое значение для всей философии работ по управлению конкурентоспособностью - это наличие единства и органического сочетания прямых и обратных связей во всех действиях.

Главная роль в построении Системы Обеспечения Конкурентоспособности и реализации ее целей принадлежит, конечно, персоналу. Особенности управления персоналом, нацеленного на конкурентоспособность, заключаются в следующем:

  • высокая неопределенность параметров внешней среды как для организации в целом, так и для отдельного индивидуума;
  • необходимость   укрепления   здоровья,   постоянного   повышения   своей квалификации. Знания - залог успеха;
  • постоянное ожидание более сильного конкурента. Конкуренция - стиль жизни;
  • положительное отношение к нововведениям;
  • высокая адаптивность к ситуациям;
  • новизна, сложность и неповторяемость выполняемых работ;
  • широкий диапазон психологических характеристик личности;
  • высокий риск инвестирования и неопределенность достижения конечных результатов деятельности;
  • неопределенность параметров организации труда;
  • большая текучесть кадров;
  • возможность получения большого дохода;
  • возможность реализации потребностей высшего уровня - социальных потребностей и потребностей в самоактуализации, достижении высоких творческих результатов. [5, с.47]

Для организации  работ по обеспечению конкурентоспособности  любых объектов (систем) необходимо четко сформулировать их миссию, стратегию развития, оценить свои возможности и внешние угрозы, сильные и слабые стороны, связи с внешней средой и решить другие задачи.

Примем, что система  обеспечения конкурентоспособности  организации - это  система управления ею. Другими словами, все существующие системы управления организациями, независимо от их организационно-правовой формы и сферы деятельности, будем называть системой обеспечения конкурентоспособности. Такое переименование систем управления считаем правомерным, поскольку целью большинства организаций должно быть обеспечение конкурентоспособности выпускаемого товара (выполняемой услуги) на внешнем или внутреннем рынках. Компонентами управляемой подсистемы СОК будут стратегический маркетинг (стратегический менеджмент), инновационный менеджмент, организация производства, тактический маркетинг и др. Системы исследования рынка, управления качеством (например, TQM), ресурсосбережения, комплексного развития производства могут быть только целевыми подсистемами СОК.

Таким образом, система  управления конкурентоспособностью предприятия - это организация его бизнес-процессов, позволяющих обеспечить эффективную деятельность предприятия на рынках товаров, труда, капитала и информации при любых изменениях внешней и внутренней среды.

К компонентам «входа»  системы относится все, что необходимо переработать для получения «выхода» с параметрами согласно плану. Главное требование к «входу» - обеспечение или наличие конкурентоспособных партнеров - поставщиков. Чем выше конкуренция среди поставщиков, тем больше вероятность обеспечения конкурентоспособного «выхода» системы. При конкурентоспособном «входе» требуется только качественно организовать процесс, тогда и «выход» будет конкурентоспособным.

В социально-экономическом  и производственном планах приоритетной должна стать стратегия повышения качества товаров (услуг) и экономии ресурсов у их потребителей.

Логическая цепочка  экономии следующая: повышение качества стратегического маркетинга - обеспечение конкурентоспособности выпускаемых объектов - снижение совокупных затрат за жизненный цикл объектов на единицу их полезного эффекта (отдачи) за счет повышения качества и экономии эксплуатационных затрат.

Отсюда вывод: для повышения качества «выхода» системы необходимо сначала повышать качество стратегического маркетинга, обоснованность нормативов конкурентоспособности будущих товаров, а затем - качество процесса в системе.

К компонентам обратной связи СОК относятся: дополнительные требования на стадии НИОКР к нормативам конкурентоспособности объектов; рекламации потребителей; новая информация по инновациям и т.п. Службы НИОКР, изготовители и потребители товаров могут иметь обратную связь как со службой маркетинга (отдел в организации, либо самостоятельный НИИ), так и с компонентами «входа» СОК и, прежде всего, с владельцами информации для маркетинговых исследований.

Наличие связей внутри системы свидетельствует  о том, что выполнение любого компонента управляемой подсистемы (например, стратегического маркетинга, инновационного менеджмента) требует применения или выполнения операций всех компонентов подсистемы научного сопровождения, обеспечивающей и управляющей подсистемами СОК.

К внешней  среде СОК, например организации, относятся  макросреда, инфраструктура региона (города), микросреда организации. К сфере макросреды относятся международные, политические, экономические, правовые, экологические, природно-климатические, научно-технические, культурные факторы страны в целом. К инфраструктуре региона (города) мы относим рыночную инфраструктуру, мониторинг окружающей природной среды, здравоохранение, науку и образование, культуру, торговлю, общественное питание, транспорт и связь, пригородное сельское хозяйство, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения, промышленность. Каждый регион заинтересован в увеличении удельного веса конкурентоспособной продукции организаций и соответственно в увеличении массы прибыли как организаций, так и региона. От качества работы во всех отраслях инфраструктуры региона во многом зависит устойчивость и эффективность работы каждой организации. Поэтому регион как глобальная система по отношению к организации должен оказывать всяческую помощь своим компонентам (подсистемам). Эффективность глобальной системы будет увеличиваться при совершенствовании связей в системе. [8, с.112]

Рассмотренные факторы макросреды страны и инфраструктуры региона оказывают влияние на устойчивость и эффективность функционирования организации косвенно, так как управлять ими организация сама не имеет возможности.

К факторам микросреды (или ближнего, непосредственного окружения) организации отнесем ее непосредственных конкурентов по выпускаемым товарам, всех конкурентов поставщиков («входа» системы), маркетинговых посредников по «входу» и «выходу» системы, контактные аудитории (общество потребителей, контролирующие органы, профсоюзы, пресса). Чем выше будет сила конкуренции по «входу» и «выходу» системы, тем выше будет конкурентоспособность выпускаемых товаров.

Информация о работе Анализ и пути повышения конкурентоспособности фирмы