Анализ и управление объемом производства и продаж

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 23:13, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи анализа производства и продаж товаров, порядок анализа объемов производства и продаж, анализ обновления продукции и ее качества.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..………3
Глава 1. Анализ объема производства и продаж……………………….………5
1.1 Цели и задачи анализа производства и продаж товаров……………..…….5
1.2 Порядок анализа объемов производства и продаж………………...………9
Глава 2. Обоснование формирования и оценки эффективности ассортиментных программ…………………………………………………...…17
2.1 Ассортиментная политика и планирование ассортимента……………….17
2.2 Анализ выполнения планов по номенклатуре и ассортименту выпускаемых товаров………………………………………………………..…..20
2.3 Анализ влияния структуры и структурных сдвигов на производство товаров……………………………………………………………………………23
Глава 3. Анализ обновления продукции и ее качества…………………….….30
3.1 Критерии оценки новых товаров……………………………………..…….30
3.2 Анализ показателей качества товара………………………………...……..36
Глава 4. Анализ факторов и резервов увеличения объема производства и продаж товаров…………………………………………………………..………42
4.1 Анализ ритмичности производства……………………………………...…42
4.2 Анализ факторов увеличения объема продаж и выполнения договорных обязательств………………………………………………………….…….…….46
4.3 Анализ сбыта товаров……………………………………………….………51
Заключение……………………………………………………………………….55
Список литературы………………………………………………………………56

Файлы: 1 файл

Анализ и управление объемом производства и продаж.doc

— 589.00 Кб (Скачать файл)

Анализ объема производства и продаж начинают с изучения его динамики, расчета индексов роста и прироста. В процессе анализа фактические данные сравнивают с плановыми, с данными предшествующих периодов, при этом проводиться полный сравнительный вертикальный и горизонтальный анализ, т.е. рассчитывается процент выполнения плана, абсолютное и относительное отклонение от плановых значений или от показателей периода, принятого за базисный.

Базисные темпы  роста определяются относительно базисного  периода:

 

Тб=Vi / V0 * 100%, (5.2)

 

цепные –  относительно предыдущего периода:

 

Тц= Vi / V1 * 100%. (5.3),

 

где Vi-1, Vi – объем производства товаров в стоимостном выражении в сопоставимых ценах в i-1 и i-ом периоде соответственно;

Vо - объем производства товаров за период, принятый за базу сравнения.

На основе полученных данных можно рассчитать среднегодовые  темпы роста Tср и прироста Тпр данных показателей по среднеарифметической Тсра или среднегеометрической Тсрг взвешенной:

 

 ,

, (5.4)

Тпр = Тср – 100 .

 

В таблицах 5.1 и 5.2 приведен пример анализа темпов роста  производства и продаж условного  предприятия.

 

Таблица 5.1

Анализ темпов роста производства и продажи  товаров в сопоставимых ценах

Годы

Объем

производства,

тыс.руб.

Темпы роста, %

Объем

продаж,

тыс.руб.

Темпы роста, %

базисные

цепные

базисные 

цепные

ххх1

391123

100,00

100,00

463081

100,00

100,00

ххх2

461955

118,11

118,11

563089

124,60

124,60

хххЗ

717416

155,30

131,49

701605

141,97

113,94


 

Из данных таблицы видно, что на основе базисных темпов роста за два года мы можем судить о том, что объем производства увеличился на 55,3%, а объем продаж на 41,97%. Цепные темпы роста показывают, что в ххх2 году объем производства увеличился относительно предыдущего года на 18,11%, а в хххЗ году на 31,49% относительно ХХХ2 года. Наглядно эти процессы представлены на рисунке 5.1.

 

Рис. 5.1

Динамика производства и продажи товаров

 

Цепные темпы  роста объема продаж показывают, что  рост составлял 24,6% и 13,94% по годам соответственно.

В таблице 5.2 приведены  значения роста и прироста для  данных таблицы 5.1, где среднегодовой  темп роста производства и продажи  определяется по среднеарифметической величине.

 

Таблица 5.2

Анализ роста  и прироста производства и продаж товаров, %

Годы

Цепные темпы  роста 

объема производства

Цепные темпы  роста

объема продаж

ххх1

100

100

ххх2

118

125

хххЗ

131

114

Сумма

349

339

Среднеарифметическое (Тср)

116

113

Среднее значение

116,33

113

Прирост (Тпр)

16,33

13,00


 

Из данных таблицы  следует, что среднегодовое значение цепных темпов роста продаж ниже на 3,33%, чем производства продукции. Кроме  того, наблюдаются неравномерность  изменения показателей по годам, так, темп роста производства товаров  во ххх2 году составил 18%, а продаж – 25%, в то время как в ххх3 году - 31% и 14% соответственно. Среднеарифметическое значение также показывает превышение темпов роста объема производства над темпами роста объемов продаж на 3,33%. Объем продаж возрастал, но темпы роста его упали, что не позволило предприятию в ХХХ3 году удержать превышение объемов продаж над объемом производства товаров. Это – тревожная ситуация, и данные говорят о наличии у предприятия проблем в маркетинговой сфере. Эти же выводы подтверждаются и показателями прироста.

Продажа товаров  является связующим звеном между  производителем и потребителем. От спроса на товары зависят объем производства и объем продаж. По своему экономическому содержанию объем продаж характеризует  конечный финансовый результат работы организации, выполнения своих обязательств перед потребителями, степень участия в удовлетворении потребностей рынка.

Объем продаж в  плане определяется как стоимость  товаров, предназначенных к поставке и подлежащих оплате в плановом периоде: готовых изделий; полуфабрикатов собственного производства; работ промышленного характера, предназначаемых к продаже на сторону (включая капитальный ремонт своего оборудования и транспортных средств, выполняемый силами промышленно-производственного персонала), а также как продажа товаров и выполнение работ для своего капитального строительства и других непромышленных хозяйств, находящихся на балансе организации.

Анализ продажи  товаров проводят каждый месяц, квартал, полугодие, год. Рассчитывают процент выполнения плана, абсолютное отклонение от плана, темпы роста и прироста.

Пример схемы  анализа продаж товаров приведен в таблице 5.3.

 

Таблица 5.3

Анализ соотношения  планового и фактического объема производства

и продаж товаров  в сопоставимых ценах

Вид

товара

Объем производства, тыс.руб.

Объем продаж, тыс.руб.

план

факт

отклонение 

(+, -)

в %

к плану

план

факт

отклонение 

(+, -)

в %

к плану

А

337218

433600

96382

128,58

400211

434817

34606

108,65

Б

113934

131374

17440

115,31

122331

132211

9880

108,08

В

39195

51325

12130

130,95

40921

42797

1876

104,58

Г

59184

73362

14178

123,96

62538

63799

1261

102,02

Д

17297

22609

5312

130,71

20233

22102

1869

109,24

Е

5833

5146

-687

88,22

5000

5879

879

117,58

Итого:

572661

717416

144755

125,28

651234

701605

50371

107,73


 

Представленные  в таблице данные позволяют сделать  вывод о том, что организация  в целом успешно справляется  с планами производства и продаж, кроме отклонения от плана производства товара Е в сторону снижения на 687 тыс.руб. Однако перевыполнение плана  производства на 25, 28% не подкрепляется соответствующим перевыполнением плана по продажам, которое составляет лишь 7,73%. Неубедительной также представляется вся система плановых показателей, поскольку они значительно ниже фактических. Руководству организации следует обратить внимание на повышение обоснованности планирования производства и продаж, поскольку занижение этих плановых показателей влечет за собой дефицитность планирования всех ресурсов, необходимых для реального обеспечения производства и продаж.

Пример анализа выполнения плана по производству товаров приведен в таблице 5.3., где представлены показатели по каждому виду товара. Такая детализация позволяет определить виды товаров, по которым выполняется или не выполняется план производства.

 

Таблица 5.4

Анализ выполнения плана по производству продукции 

в сопоставимых ценах

Вид

товара 

Объем производства товаров, тыс. руб.

Изменение плана  производства отчетного года относительно плана прошлого года

Изменение фактического объема производства в отчетном году

прошлый год

отчетный год

относительно  плана

относительно  прошлого года

план

факт

план

факт

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

А

261230

276463

337218

433600

75988

129,09

96382

128,58

157137

156,84

Б

98520

101356

113934

131374

15414

115,65

17440

115,31

30018

129,62

В

21220

24228

39195

51325

17975

184,71

12130

130,95

27097

211,84

Г

36570

40097

59184

73362

22614

161,84

14178

123,96

33265

182,96

Д

14520

15991

17297

22609

2777

119,13

5312

130,71

6618

141,39

Е

3600

3820

5833

5146

2233

162,03

-687

88,22

1326

134,71

Итого:

435660

461955

572661

717416

137001

131,45

144754

125,28

255461

155,30


 

Анализ выполнения плана производства и продаж товаров  проводится как в целях оценки качества планирования, так и для  контроля плановой дисциплины, т.е. способности организации выполнять плановые показатели, т.е. достигать поставленные цели. Из данных таблицы 5.4 следует, что организация наращивает объем производства всех видов товаров. Наблюдается значительное отклонение планов производства отчетного и предыдущего года от 115,65% до 184,71% для разных видов товаров. Кроме того, выявлено существенное отличие фактического объема производства от планового как в предыдущем году, так и в отчетном. Отклонения фактического объема производства от планового в отчетном году изменяются от 130,95% до 88,22%. Отклонение итогового показателя составляет 125,28%.

Анализ показывает, что присутствуют как ошибки планирования в сторону занижения планов производства, так и нарушения плановой дисциплины. По всем видам товаров, кроме товара Е, планы не были напряженными. По товару Е в предыдущем году план был перевыполнен, и в отчетном году был запланирован объем производства, составляющий 162,03% от плана предыдущего года. Этот показатель, естественно, является завышенным, и план был недовыполнен в отчетном году на 687 тыс.руб., т.е. на 11,78%.

Представленная  в данной таблице 5.3 схема анализа  выполнения плана по производству товаров  дает много полезной информации как  для маркетинговой деятельности, так и для организации производства. В таблице отражаются сведения, позволяющие делать выводы о качестве планирования и плановой стратегии организации.

От объёма производства и продажи товаров зависят  финансовые результаты организации, его  финансовое положение, платёжеспособность и т.д. Следовательно, анализ и корректировку плановых показателей необходимо проводить за каждый месяц, квартал, год.

 

Глава 2. Обоснование формирования и оценки эффективности ассортиментных программ

2.1 Ассортиментная политика и планирование ассортимента

 

Сущность планирования, формирования и управления ассортиментом заключается в том, чтобы товаропроизводитель своевременно предлагал определенную совокупность товаров, которые бы, соответствуя в целом профилю его производственной деятельности, наиболее полно удовлетворяли требованиям определенных категорий покупателей. Набор товаров, предлагаемых организацией-изготовителем на рынке, называют ассортиментом.

Номенклатура – перечень наименований товаров и их кодов, установленных для соответствующих видов продукции в общесоюзном классификаторе промышленной продукции (ОКПП), действующим на территории СНГ.

Информация о работе Анализ и управление объемом производства и продаж