Анализ и управление объемом производства и продаж

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 23:13, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи анализа производства и продаж товаров, порядок анализа объемов производства и продаж, анализ обновления продукции и ее качества.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..………3
Глава 1. Анализ объема производства и продаж……………………….………5
1.1 Цели и задачи анализа производства и продаж товаров……………..…….5
1.2 Порядок анализа объемов производства и продаж………………...………9
Глава 2. Обоснование формирования и оценки эффективности ассортиментных программ…………………………………………………...…17
2.1 Ассортиментная политика и планирование ассортимента……………….17
2.2 Анализ выполнения планов по номенклатуре и ассортименту выпускаемых товаров………………………………………………………..…..20
2.3 Анализ влияния структуры и структурных сдвигов на производство товаров……………………………………………………………………………23
Глава 3. Анализ обновления продукции и ее качества…………………….….30
3.1 Критерии оценки новых товаров……………………………………..…….30
3.2 Анализ показателей качества товара………………………………...……..36
Глава 4. Анализ факторов и резервов увеличения объема производства и продаж товаров…………………………………………………………..………42
4.1 Анализ ритмичности производства……………………………………...…42
4.2 Анализ факторов увеличения объема продаж и выполнения договорных обязательств………………………………………………………….…….…….46
4.3 Анализ сбыта товаров……………………………………………….………51
Заключение……………………………………………………………………….55
Список литературы………………………………………………………………56

Файлы: 1 файл

Анализ и управление объемом производства и продаж.doc

— 589.00 Кб (Скачать файл)

 

Метод прямого счета по всем изделиям позволяет определить влияние изменения удельного веса каждого изделия на объем выпуска товаров в плановом и текущем периодах.

Влияние структурных  сдвигов на объем выпуска товаров  определяется как разность между  условным объемом производства товаров  при фактическом выпуске, фактической структуре и плановой цене (V2) и условным объемом производства товаров при фактическом выпуске, плановой структуре и плановой цене (V1):

 

,

 ( 5.4)

,

или

 

где ∆Vстр– изменения объема производства товаров за счет изменения структуры;

Qф – общий объем выпуска всех товаров в текущем периоде, шт.;

Уiпл , Уiф– удельный вес i-ого вида товара в общем объеме выпуска в плановом и текущем периодах соответственно;

Рiпл– цена i-ого вида товара в плановом периоде,

В таблице 5.8 представлены результаты расчета и анализа  влияния структурных сдвигов  на объем производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 5.4

Расчет и анализ влияния структурных сдвигов  на объем производства методом прямого  счета по всем изделиям

Вид

товара 

Оптовая

цена за единицу  товара в плано-

вых ценах,

руб.,

Рiпл

Выпуск товаров, шт.

Удельный вес  товара

в общем 

выпуске

Плано-

вый

объем произ-

водства товаров, тыс.руб. QiплРiпл

Условный объем  производства товаров при фактическом выпуске, тыс.руб.

Изменение объема производства,

тыс.руб.

план 

Qiпл

факт

Qiф

план Уiпл

факт Уiф

и плановой струк-

туре 

QфУiплРiпл

и факти-

ческой струк-

туре

QфУiфРiпл

А

10602

31807

32155

0,7846

0,7438

337218

359601

340902

-18700

Б

50280

2266

2711

0,0559

0,0627

113934

121504

136285

14781

В

17086

2294

3317

0,0566

0,0767

39195

41806

56653

14846

Г

55729

1062

1176

0,0262

0,0272

59184

63120

65529

2409

Д

6315

2739

3530

0,0676

0,0817

17297

18455

22304

3849

Е

15765

370

341

0,0091

0,0079

5833

6202

5384

-818

Итого:

 

40538

(Qпл)

43230

(Qф)

1

1

572661

(Vпл)

610689

(V1)

627057

(V2)

16368

(∆Vстр)


 

Из таблицы 5.8. следует, что разница между условным фактическим объемом производства при фактическом итоговом выпуске  по плановым ценам при плановой структуре и при фактической структуре существенна, и это вызвано отличием структуры выпуска товаров в плановом и отчетном периодах. Данный структурный сдвиг вызывает изменение фактического условного объема производства товаров на 16368 тыс.руб.

Полученные данные позволяют также оценить отклонение условного объема производства при фактическом выпуске, плановой цене и плановой структуре от планового объема производства.

 

∆V1 = V1 –Vпл , (5.5)

∆V1 =610689 – 572662 = 38027 тыс.руб.

 

При учете влияния  двух факторов на объем производства, изменения объема производства будут выражаться следующим образом:

 

∆V2 =∆Vстр + ∆V1, (5.6)

∆V2 = 16368 + 38027 = 54395 тыс.руб.

 

Для общего объема производства:

 

∆V2 = 627057 - 572662 =54395 тыс.руб.

 

Метод прямого счета по всем изделиям и по проценту выполнения плана учитывает влияние структурного сдвига, рассчитанного с учетом отношения фактического выпуска товаров к плановому.

,

 ( 5.7)

  ,

 

где ∆В– отношение фактического выпуска к плановому, в нашем случае:

 

∆В=43230/40538 = 1,0664.

 

Результаты  расчета влияния структурных  сдвигов данным методом приведены  в таблице 5.9.

 

Таблица 5.9

Расчет и анализ влияния структурных сдвигов  на объем производства

методом прямого счета по всем изделиям и по проценту

Вид

товара 

Оптовая

цена товара

в плановом периоде,

руб.,

Рiпл

Выпуск товаров, шт.

Условный объем  производства товаров при плановой цене, тыс.руб.

Изменение

объема 

производ-

ства 

тыс.руб.

план 

Qiпл

Факт

Qiф

и при факти-

ческом выпуске 

QiфРiпл

при плановом выпуске  и учете отношения фактического выпуска к плановому

Qiпл∆ВРпл

А

10602

31807

32155

340907

359633

-18726

Б

50280

2266

2711

136309

121508

14801

В

17086

2294

3317

56674

41801

14874

Г

55729

1062

1176

65537

63118

2419

Д

6315

2739

3530

22292

18447

3845

Е

15765

370

341

5376

6221

-845

Итого:

 

40538

43230

(Qф)

627096

(V2)

610728

(V1)

16368

(∆Vстр)


 

В соответствии с таблицей 5.9, влияние структурного сдвига на объем производства, рассчитанного  данным метолом, составляет, как и в случае расчета методом прямого счета  составляет 16368 тыс.руб.

Метод средних цен основан на определении средневзвешенных цен при плановой и фактической структуре и умножении разницы полученных величин на фактический выпуск товаров:

 

 (5.2)

или :

 

Определение изменения  средней цены приводится в таблице 5.10.

 

 

Таблица 5.10

Расчет изменения  средней цены единицы товара

за счет изменения  структуры выпуска

Вид

товара 

Оптовая

цена товара

в плановом

периоде,

руб.,

Рiпл

Структура выпуска  товаров, %

Изменение

средней цены

за счет

структуры,

руб.

план

факт

+,-

А

10602

78,46

74,38

-4,08

-43,26

Б

50280

5,59

6,27

+0,68

34,19

В

17086

5,66

7,67

+2,01

34,34

Г

55729

2,62

2,72

+0,1

5,57

Д

6315

6,76

8,17

+1,41

8,90

Е

15765

0,91

0,79

-0,12

-1,89

Итого:

       

37,86


 

Итак, за счет структурных  сдвигов в объеме выпуска товаров, средняя цена единицы товара возросла на 37,86 руб. Изменение объема выпуска  товаров за счет структурных сдвигов определяется как произведение изменения средней цены на фактический выпуск товаров в отчетном периоде:

 

∆Vстр = 37,86 * 43230 : 1000 = 16368 тыс.руб.

 

В результате использования  трех методов расчета были получены одинаковые результаты по каждому из них, т.е. структурные сдвиги в выпуске товаров увеличили объем производства на 16368 тыс.руб.

Проведенный анализ влияния изменения структуры  выпуска товаров на объем производства продукции и среднюю цену единицы  продукции показывает важность обоснованности планирования структуры товаров и выполнения принятых планов.

Глава 3. Анализ обновления продукции и ее качества

3.1 Критерии  оценки новых товаров

 

При принятии решения  о производстве нового вида товаров, перед организацией стоит задача повышения конкурентоспособности этих товаров. Конкурентоспособность должна тщательно прорабатываться на стадии планирования товаров, быть опережающей и долговременной.

Под конкурентоспособностью понимается не только характеристика самого товара, но и упаковки, послепродажных услуг, рекламы, консультаций для клиентов, особенностей поставки, услуг по складированию и др.

Для организаций  разработана система критериев  для оценки ситуации при разработке и выводе на рынок новых товаров (Таблицы 5.11 – 5.14).

 

Таблица 5.11

Рыночные критерии

Оценка

Выше  среднего

Среднее

Ниже  среднего

1. Потребность  в товаре

Товар будет  удовлетворять потребность, которая  в настоящее время не удовлетворяется: товар в значительной степени  обновлен по сравнению с существующими  видами.

Товар улучшен  лишь по второстепенным характеристикам, которые, однако, имеют значение для достаточно широкого круга потребителей.

Товар мало отличается от того, что предлагает рынок, и  удовлетворяет потребность не лучше, чем ранее.

2. Степень  конкурентоспособности товара

Нет сильных, имеющих  прочные позиции конкурентов. Уровень  рекламных расходов низок по сравнению  с уровнем продаж. Низкая себестоимость  нововведения. Конкуренты не располагают  благоприятными возможностями для  принятия быстрых контрмер против нового товара.

Конкуренты  имеют прочные позиции, но для  получения умеренных доходов  потребуются умеренные расходы. Себестоимость нововведения не слишком  высока.

На рынке  доминируют несколько одинаково  сильных конкурентов. Крайне высокий  уровень рекламы и сбытовых расходов по сравнению с уровнем продаж. Стоимость разработки товара, аналогичного по качеству товарам конкурентов, является слишком высокой. Конкуренты способны принять быстрые и эффективные меры против нового или традиционного товара организации.

3.Реклама

Уникальные свойства товара представляют хорошие возможности для проведения эффективной рекламы, стимулирования спроса и демонстрации товара.

По своим  свойствам товар не превосходит  конкурирующие товары, но организация  владеет методами рекламы и стимулирования спроса лучше, чем конкуренты.

Постановка  рекламной работы в организации  находится на значительно более  низком уровне, чем у основных конкурентов.

4.Степень  стабильности рынка

Общие экономические  факторы слабо влияют на состояние  рынка или не отражаются на нем совсем. Рынок не подвержен сезонным колебаниям. Можно предполагать, что спрос на товар будет иметь постоянный характер. В течение ряда лет ожидается норма прибыли выше средней.

Объем сбыта  находится в умеренной зависимости  от общеэкономических изменений и сезонных колебаний спроса. Товар будет пользоваться спросом достаточно долго, для того чтобы оправдать произведенные капиталовложения и получать некоторую прибыль в течение ряда лет.

Объем сбыта  находится в сильной зависимости  от общеэкономических изменений. Значительные сезонные колебания в объеме продаж, возможно связанные с последующим увольнением персонала и потерей товарных запасов. Неизвестно, удастся ли возместить произведенные капиталовложения. Получение прибыли весьма сомнительно.

5. Перспективы развития рынка

Однородный  общенациональный рынок, имеющий значительные перспективы развития с охватом  разнообразных слоев потребителей.

Рынок более  или менее стабилен, можно ожидать  лишь умеренного его расширения, причем только в отдельных регионах или среди ограниченного круга потребителей.

Рынок сужается или же может сузиться. Рынок является небольшим и узко специализированным с крайне ограниченным и сокращающимся  числом потребителей.


 

Таблица 5.12

Производственные  критерии

Оценка

Выше  среднего

Среднее

Ниже  среднего

1. Оборудование  и персонал организации

Производство  товара может быть организованно  на базе существующего оборудования. Будут использоваться незагруженные  производственные мощности: дополнительная нагрузка будет хорошо увязываться с текущей производственной программой. Дополнительный персонал не потребуется.

Производство  может быть организованно в основном или полностью на базе имеющихся  технических средств, но необходимы дополнительное оборудование, персонал и некоторая переподготовка имеющегося персонала.

Потребуется значительное количество дополнительного оборудования или совершенно новые технические  средства, а также соответствующий  персонал. Необходима переподготовка имеющегося персонала.

2. Сырьевые  ресурсы

Используется  имеющееся сырье. Организация может продолжить закупку сырья у своего постоянного поставщика.

В значительной степени используется имеющееся  сырье, но может возникнуть необходимость  в закупке дополнительного сырья  у постоянных или новых поставщиков.

Имеющееся сырье используются слабо или не используются совсем. Необходимы крупные закупки сырья.

3.Инженерно-  технические знания и опыт  персонала

Товар позволяет  оптимально использовать инженерно-техни-

ческие знания и опыт персонала, а также знание потребительских свойств товара. Обеспечены также чрезвычайно благоприятные условия для дальнейшего совершенствования этих знаний и повышения квалификации персонала.

Инженерно-технические  знания и опыт персонала, а также  знание потребительских свойств  товара обеспечивают производство нового товара. Могут потребоваться некоторые дополнительные знания и добавочный персонал.

Инженерно-технические  знания и опыт персонала почти  не будут или почти не будут  использоваться при производстве нового товара.


 

 

Таблица 5.13

Сбытовые критерии

Оценка

Выше  среднего

Среднее

Ниже  среднего

1.Увязка  с ассортиментом выпускаемого  товара

Товар дополняет  существующий ассортимент продукции, его производство должно содействовать  сбыту остальной продукции

Если необходимо, товар может быть приспособлен к существующему ассортименту. Oн не оказывает воздействия на сбыт остального товара.

Товар плохо  увязывается с существующим ассортиментом  и его продажа может привести к уменьшению спроса на остальной  товар.

2.Реализация

Реализация полностью  обеспечивается существующей распределительной сетью и имеющимся сбытовым аппаратом.

Реализация  обеспечивается в основном или частично существующей распределительной сетью. Может потребоваться небольшая  реорганизация сбытового аппарата и использование мер по стимулированию сбыта.

Распределение может быть произведено только за счет поиска новых потребителей. По всей вероятности, потребуются серьезные  изменения в организации и  численности сбытового аппарата или же полная его замена.

Информация о работе Анализ и управление объемом производства и продаж