Анализ и управление объемом производства и продаж

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 23:13, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи анализа производства и продаж товаров, порядок анализа объемов производства и продаж, анализ обновления продукции и ее качества.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..………3
Глава 1. Анализ объема производства и продаж……………………….………5
1.1 Цели и задачи анализа производства и продаж товаров……………..…….5
1.2 Порядок анализа объемов производства и продаж………………...………9
Глава 2. Обоснование формирования и оценки эффективности ассортиментных программ…………………………………………………...…17
2.1 Ассортиментная политика и планирование ассортимента……………….17
2.2 Анализ выполнения планов по номенклатуре и ассортименту выпускаемых товаров………………………………………………………..…..20
2.3 Анализ влияния структуры и структурных сдвигов на производство товаров……………………………………………………………………………23
Глава 3. Анализ обновления продукции и ее качества…………………….….30
3.1 Критерии оценки новых товаров……………………………………..…….30
3.2 Анализ показателей качества товара………………………………...……..36
Глава 4. Анализ факторов и резервов увеличения объема производства и продаж товаров…………………………………………………………..………42
4.1 Анализ ритмичности производства……………………………………...…42
4.2 Анализ факторов увеличения объема продаж и выполнения договорных обязательств………………………………………………………….…….…….46
4.3 Анализ сбыта товаров……………………………………………….………51
Заключение……………………………………………………………………….55
Список литературы………………………………………………………………56

Файлы: 1 файл

Анализ и управление объемом производства и продаж.doc

— 589.00 Кб (Скачать файл)

 

Из таблицы  следует, что организация начала свою деятельность с избытком запасов  готовой продукции относительно плана на начало в 38744 тыс.руб. Организация  значительно увеличила объем  производства до 717416 тыс.руб. относительно плана 652711 тыс.руб. На конец периода запасы товаров превышали плановое значение на 49877 тыс. Превышение плана запасов на конец периода возросло относительно превышения его на начало периода.

Отрицательное влияние на объем продаж оказали такие факторы, как увеличение остатков товаров на складах на конец периода, рост остатков отгруженных товаров на конец года, оплата за которые не поступила еще на расчетный счет организации. Следовательно, в процессе анализа необходимо выяснить причины образования сверхплановых остатков на складах, несвоевременной оплаты товаров потребителями и разработать конкретные мероприятия по устранению выявленных недостатков.

Анализ продажи  товаров тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам товара. При этом определяется коэффициент выполнения договорных обязательств (Кд):

 

, (5.23)

 

где Sд - плановая отгрузка по договорным обязательствам;

Sн - недопоставка товара по договорам.

Плановая отгрузка и недопоставка суммируются по всем товарам.

При анализе  выполнения договорных обязательств поставки товара потребителям в зачет поставки идет объем товара в пределах плана ( Таблица 5.21)

 

Таблица 5.21

Анализ выполнения договорных обязательств по отгрузке товара

за месяц, тыс. руб.

Вид

товара

Потре-

битель

План поставки

по договору

Отгружено

по отчету

Недопоставка 

товара

Зачетный объем 

в пределах плана

А

1

1500

1680

-

1500

2

450

300

-150

300

3

800

850

-

800

4

400

400

-

400

5

1100

1000

-100

1000

6

1650

1970

-

1650

Б

1

450

400

-50

400

2

120

100

-20

100

3

350

450

-

350

4

760

1350

-

760

5

620

700

-

620

В

1

400

500

 

400

2

320

300

-20

300

3

200

150

-50

150

4

150

150

-

150

Итого:

 

9270

10300

-390

8880


 

Из таблицы 5.21 следует, что за отчетный месяц по договорам недопоставлено товаров на сумму 390 тыс. рублей, или на 4,2% от общей суммы по договорам. Если проводить анализ по видам товаров, то по товару А недопоставка составила 250 тыс. рублей, по товарам Б и В – 70 тыс. рублей.

Процент выполнения договорных обязательств организацией:

 

Кд = (9270 –390) / 9270 = 0,958 или 95,8 %.

 

Аналогично  проводится анализ выполнения договорных обязательств за год (Таблица 5.22).

 

Таблица 5.22

Анализ выполнения договорных обязательств за год, тыс. руб.

 

Месяц

План поставки

товаров

Недопоставка 

товаров

Выполнение, %

за месяц

с начала

года

за месяц

с начала

года

за месяц

с начала

года

Январь

67452

67452

3972

3972

94,11

94,11

Февраль

64760

132212

2540

6512

96,08

95,07

Март

61121

193333

9860

16372

83,87

91,53

Апрель

53117

246450

1582

17954

97,02

92,71

Май

49479

295929

0

17954

100,00

93,93

Июнь

43658

339587

0

17954

100,00

94,71

Июль

42930

382517

0

17954

100,00

95,31

Август

43658

426175

0

17954

100,00

95,79

Сентябрь

50934

477109

7765

25719

84,75

94,61

Октябрь

52608

529717

2168

27887

95,88

94,74

Ноябрь

58938

588655

1632

29519

97,23

94,99

Декабрь

62577

651232

6548

36067

89,54

94,46

Итого:

651234

651234

36067

36067

94,46

94,46


 

Результаты  анализа показывают, что сумма  недопоставки за весь год составила 36067 тыс. рублей, а план выполнен только на 94,46%.

Невыполнение  плана по договорам для организации  оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме  того, в условиях конкуренции организация может потерять рынки сбыта товара, что повлечет за собой спад производства. Недопоставка товара отрицательно влияет не только на итоги деятельности данной организации, но и на работу торговых организаций, организаций-смежников, транспортных организаций и т.д.

Анализ выполнения договорных обязательств ведется работниками  отдела сбыта. В процессе анализа  определяется выполнение объема поставок помесячно и нарастающим итогом с начала года в целом по организации, в разрезе отдельных договоров, сроков поставки, потребителей и видов товаров, выясняются причины невыполнения плана и дается оценка деятельности по выполнению договорных обязательств. Особенно большое значение для организации имеет выполнение договоров на поставку товаров для государственных нужд, которые гарантируют сбыт товара, своевременную ее оплату, льготы по налогам, кредитам и т.д.

4.3 Анализ сбыта  товаров

 

Под анализом сбыта  товаров понимают деятельность, включающую детальное изучение данных о сбыте товара с целью оценки пригодности маркетинговой стратегии. Объект анализа - объемы продаж на разных рынках (сегментах), цены, категории потребителей и методы продаж.

Основной источник информации для анализа сбыта  – данные по отгрузке товаров. Они  содержат информацию о наименовании потребителя, заказанном количестве, цене и условиях продажи и транспортировки. Основная цель изучения информации заключается в умении выделить закономерности из случайных явлений.

Когда организация  производит или продает разнообразные  товары, то часто можно обнаружить значительную разницу в объеме продаж и прибылей, получаемых от продажи  различных изделий (работ, услуг). Для того, чтобы сконцентрировать основные усилия на тех товарах, которые имеют наилучшие возможности для сбыта и получения прибыли, необходимо разбить данные о сбыте по группам потребителей или товаров. Если производитель планирует снять с производства медленно или плохо продающиеся товары, он должен произвести тщательный анализ причины сокращения сбыта, прежде чем принимать какие-либо меры. Товар может все ещё пользоваться большим спросом, но из-за неэффективного сбыта, недостаточной рекламы или ограниченной емкости рынка он может продвигаться медленно. После установления основных причин, организация может принять решение по улучшению своей позиции в сбыте этого товара или снять его с производства.

Одним из вариантов  анализа сбыта является анализ приоритетов.

Анализ  приоритета по товарам (товарным группам) является первым шагом при изучении перспектив организации. Поскольку свое благополучие большинство организаций связывают с возможностью удержаться на рынке традиционного для них товара, т.е. товара, выпускаемого по хорошо изученной и отлаженной технологии, такой анализ должен проводиться регулярно.

Таблица 5.23

Данные об отгрузке отдельных видов товаров

Вид товара

Объем отгрузки,тыс.руб.

Структура сбыта, %

А

435017

62,00

Б

132411

18,87

В

42797

6,10

Г

63799

9,09

Д

22163

3,16

Е

5879

0,84

Итого:

702066

100,00


 

Анализ показывает, что организация удерживается на рынке в основном со своими традиционными  товарами А и Б, доля которых в  объеме отгрузки составляют 62% и 18,9% соответственно. Очевидно, маркетинговая стратегия организации должна быть направлена на выравнивание сбыта различных товаров общей структуре, что обеспечит ей большую устойчивость на рынке.

Анализ  приоритета по рынкам – это ранжирование региональных рынков в порядке убывания интересов организации, которые определяются условиями продажи ее товаров. Сбыт товаров по региональным рынкам для данной организации характеризуется данными, приведенными в таблице 5.24.

Таблица 5.24

Анализ приоритетов  продажи товаров по федеральным округам

Экономические районы

Годовой объем  сбыта, тыс.руб.

Структура сбыта, %

Южный Федеральный  округ

454938,77

64,8

Москва

178324,76

25,4

Центральный Федеральный  округ

68802,468

9,8

Итого по РФ:

702066

100


 

Из таблицы 5.24 следует, что приоритетным рынком для организации является Южный Федеральный округ, на который приходится 64,8% сбыта товаров в год. Это объясняется территориальной близостью и большим количеством торговых дилеров. Следующим по важности является Москва (25,4%) в связи с наличием платежеспособных потребителей и также большим количеством дилеров.

Анализ сбыта  должен быть дополнен информацией о  случаях отклонения от планов продаж, где перечисляются ситуации, в  которых не были достигнуты поставленные цели или присутствовали новые возможности сбыта. Для товаров, при сбыте которых организация испытывает трудности, должны быть разработаны меры по стимулированию сбыта, которое может осуществляться по трем основным направлениям: внутрифирменное стимулирование; стимулирование дилерской сети; стимулирование потребителей.

Анализ  приоритетов по потребителям играет большую роль при разработке и оценке выполнения планов маркетинга. В составе потребителей выявляются группы в соответствии с их расположением (внутри страны и за рубежом), спецификой отрасли или видом бизнеса. Для каждой группы определяется доля в структуре сбыта, потребительские группы ранжируются в соответствии с этой долей (Таблица 5.25).

Очевидно, что приоритетной группой потребителей товаров данной организации являются внутренние потребители (97,4%), и наиболее значимыми здесь с точки зрения объема сбыта являются предприятия торговли (50%) и частные дилеры (22,4%).

Таблица 5.25

Анализ приоритетов  по потребителям товаров

Группа потребителей

Объем сбыта,

тыс.руб.

Структура

сбыта, %

Внутренние  потребители, всего:

702066

97,4

Торговля

360404

50

Частные дилеры

161461

22,4

Учреждения  здравоохранения

108121

15

Детские дошкольные учреждения

72081

10

Внешние потребители, всего:

18741

2,6

Экспорт

-

-

Потребители стран  СНГ

18741

2,6

Итого:

720805

100

Информация о работе Анализ и управление объемом производства и продаж