Анализ эффективности использования земельных ресурсов в учхозе «Байкал»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 20:44, курсовая работа

Описание работы

Земля – важнейшее условие существования человеческого общества, незаменимое средство удовлетворения его разнообразных потребностей: экономических, социально-бытовых, эстетических и т. д. Однако, говоря об использовании земли, прежде всего подразумевают ее функционирование в сфере общественного производства.
Роль земли неодинакова в различных отраслях экономики. В сельском хозяйстве земля выполняет активную роль, являясь главным средством производства, функционирует одновременно как предмет труда и как средство труда.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………...3
Глава I. Бюджетная система Российской Федерации………………………………..6
1.1. Понятие бюджетной системы: уровни, классификация, принципы……………6
1.2. Бюджетный процесс в Российской Федерации………………………………….7
1.3. Исполнение бюджетов…………………………………………………………….9
Глава II. Бюджетная политика РФ…………………………………………………...11
2.1. Основные понятия и задачи бюджетной политики в Российской Федерации 11
2.2. Государственные доходы и методы их мобилизации………………………….14
2.3. Государственные расходы, их экономическое и социальное знаение………18
2.4. Сбалансированность бюджетов…………………………………………………24
2.5. Бюджетная политика в ходе экономического цикла…………………………..25
Глава III. Особенности проведения бюджетной политики в России в современных условиях………………………………………………………………………………. 27
3.1 Основные показатели прогноза социально-экономического
развития Российской Федерации, положенные в основу формирования бюджетной политики на 2013-2015 годы. …………………………………………..27
3.2 Основные результаты и проблемы бюджетной политики ……………………..31
3.3 Основные цели бюджетной политики на 2013 год и среднесрочную перспективу …………………………………………………………………………...33
Заключение…………………………………………………………………………….43
Список литературы……………………………………………………………………44

Файлы: 1 файл

Эк. теория.docx

— 87.55 Кб (Скачать файл)

2.5. Бюджетная политика  в ходе экономического цикла

Фундаментальная цель бюджетной  политики состоит в том, чтобы  ликвидировать безработицу или  инфляцию. В период спада проводится стимулирующая бюджетная политика. Она включает в себя увеличение государственных  расходов, или снижение налогов, или  и то и другое. Т.е. если в начале мы имеем сбалансированный бюджет, то бюджетная политика должна двигаться в направлении бюджетного дефицита в период спада или депрессии.

И наоборот, если в экономике  имеет место вызванная избыточным спросом инфляция, то проводится сдерживающая фискальная политика. Она включает в себя уменьшение правительственных  расходов, или увеличение налогов, или  и то и другое. Бюджетная политика должна двигаться в направлении  бюджетного профицита, если перед экономикой стоит проблема контроля над инфляцией.14

При наличии бюджетного дефицита его стимулирующее воздействие  на экономику будет зависеть от методов  финансирования дефицита. Существуют два метода: займы у населения  или выпуск новых денег. Рассмотрим первый метод: если правительство выходит  на денежный рынок и размещает  там свои займы, то оно вступает в  конкуренцию с частными предпринимателями  за финансовые средства. Этот дополнительный спрос приводит к росту уровня процентной ставки. Таким образом, правительство  будет выталкивать некоторые  расходы частных инвесторов и чувствительные к величине процента потребительские расходы. Второй же метод позволяет избежать выталкивания частных инвестиций. И, следовательно, считается, что создание новых денег является по своему характеру более стимулирующим способом финансирования дефицита.

При наличии бюджетного профицита  его дефляционное влияние зависит  от того, как он будет ликвидироваться. Возможно погашение задолженности  государства, но, выкупая свои долговые обязательства, правительство передает свои избыточные налоговые поступления  обратно на денежный рынок, вызывая  падение ставки процента и стимулируя инвестиции и потребление. С другой стороны, правительство может просто изъять избыточные суммы. Это означает, что правительство приостанавливает любое их дальнейшее использование. И таким образом, эти средства уже не окажут никакого инфляционного  воздействия. Именно поэтому считается, что полное изъятие дефицитного  бюджетного излишка более сдерживающая мера, нежели использование этих средств для погашения государственного долга.15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Особенности проведения бюджетной политики в России в современных условиях

3.1. Основные показатели прогноза социально-экономического

развития Российской Федерации, положенные в основу формирования бюджетной политики на 2013-2015 годы

 

В 2011 году валовой внутренний продукт России в реальном выражении  вырос на 4,3% к предыдущему году,  достигнув номинального объема в 54 586 млрд. рублей. В 2011 году по объему реального  ВВП российская экономика вернулась  на докризисный уровень. В январе-апреле 2012 года, по оценке Минэкономразвития  России, прирост ВВП составил 4,6% к январю-апрелю 2011 года. В последующие  месяцы 2012 года ожидается замедление темпов экономического роста, что приведет к приросту экономики по итогам 2012 года на 3,4%. В последующие годы  по прогнозу предполагается ускорение  темпов роста: с 3,8% в 2013 году до 4,7% в 2015 году. В значительной степени ускорение  темпов роста в 2015 году будет связано  с высокими ожидаемыми темпами роста  инвестиционного спроса.

Инвестиции в основной капитал в 2011 году увеличились на 8,3 процента. Росту инвестиций в основной капитал способствовал рост кредитования реального сектора экономики. Прирост  кредитов, предоставленных нефинансовым организациям, по итогам 2011 года составил 26,0 процентов. Активы банковского сектора  по итогам 2011 года увеличились на 23,1 процента.

В январе-апреле 2012 года инвестиции в основной капитал выросли на 13,8 процентов. Однако в дальнейшем ожидается  замедление роста в связи с  высокой базой второй половины 2011 года. По итогам 2012 года ожидается прирост  данного показателя на уровне 6,6 процентов. Прогнозируется, что прирост инвестиций в основной капитал вырастет с 6,4% в 2013 году до 7,8% в 2015 году.

Промышленное производство в 2011 году увеличилось на 4,7 процента. Основной вклад в рост внесли обрабатывающие производства, которые в 2011 году выросли  на 6,5% (при этом наибольшие темпы  роста были зафиксированы в производстве машин и оборудования, производстве транспортных средств и оборудования). Прирост добычи полезных ископаемых составил 1,9%, прирост производства и распределения электроэнергии, газа и воды составил 0,1 процента.

В начале 2012 года продолжился  рост промышленности. За январь-апрель 2012 года промышленное производство выросло  на 3,3 процента. По итогам 2012 года ожидается  прирост промышленности на уровне 3,1 процента. В среднесрочной перспективе  темпы прироста промышленности будут  ускоряться: с 3,4% в 2013 году до 4,2% в 2015 году.

Оборот розничной торговли в 2011 году вырос на 7 процентов. Основной вклад в прирост внесли непродовольственные  товары. В январе-апреле 2012 года прирост  составил 7,2 процента. По итогам 2012 года ожидается прирост оборота розничной  торговли на уровне 6,3 процента. В 2013 году прирост оборота розничной торговли прогнозируется на уровне 5%, в 2014 году – 5,6%, в 2015 году – 5,7 процента.

Прирост объема платных услуг  населению в 2011 году составил 3 процента. В 2011 году основной объем платных  услуг населению пришелся на транспортные услуги, коммунальные услуги, услуги связи. В январе-апреле 2012 года объем платных  услуг населению вырос на 4,3%, а  по итогам 2012 года ожидается прирост 5 процентов. Прогнозируется, что объема платных услуг вырастет с 5,5% в 2013 году до 6,3% в 2015 году.

Вместе с восстановлением  экономики в 2011 году улучшилась ситуация на рынке труда. По итогам 2011 года уровень  общей безработицы составил соответственно 6,9% против 7,7% в 2010 году. Этому способствовал  как возобновившийся экономический  рост, так и меры по реализации мероприятий, направленных на снижение напряженности  на рынке труда.

Уровень безработицы в  апреле текущего года составил 5,8 процента. В 2012 году ожидается дальнейшее снижение безработицы до 6,1%, а к 2015 году –  до 6 процентов.

Работодатели в 2011 году не только более активно нанимали работников, но и повышали заработную плату. По итогам 2011 года реальная заработная плата  выросла на 4,2 процента. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника в 2011 году составила 23 693 рубля.

Реальные располагаемые  доходы населения в 2011 году увеличились  на 0,8 процента. Структура использования  денежных доходов населения в 2011 году по сравнению с 2010 годом существенно  не изменилась. По-прежнему наибольшая часть доходов населения используется на потребление (73,8% в 2011 году против 69,9% в 2010 году). Одновременно сокращается  норма сбережения доходов населения  с 14,6% в 2010 году до 10,3% в 2011 году.

За январь-апрель 2012 года прирост реальной заработной платы  составил 10,3%, реальных располагаемых  доходов – 2,2 процента.

По итогам 2012 года ожидается  увеличение реальной заработной платы  на 6,3%, а реальных располагаемых  доходов населения – на 5 процентов. В 2013 году прирост данных показателей  прогнозируется на уровне 5,4% и 4,5% соответственно, в 2014 году – на 6,3% и 5,3%, в 2015 году –  на 6% и 5,2 процента.

В 2011 году доля населения  с денежными доходами ниже прожиточного минимума составила 12,8 процента. При  этом прожиточный минимум (в среднем  на душу населения) в 2011 году составил 6 369 рублей в месяц. В 2012 году эти  показатели составят: доля бедного  населения – 12,6%, прожиточный минимум  – 6 834 рублей. К 2015 году величина прожиточного минимума прогнозируется на уровне 8 346 рублей, при этом доля населения  с доходами ниже прожиточного минимума сократится до 11,5 процента.

Рост потребительских  цен в 2011 году составил 6,1%, что является минимальным значением инфляции за весь постсоветский период. Указанный  минимум был достигнут благодаря последовательной политике Банка России, снижению цен на мировом продовольственном рынке, а также хорошему урожаю в Российской Федерации.

По состоянию на 4 июня 2012 года уровень инфляции составил 2,4% (к декабрю 2011 года). В текущем  году планируется удержать прирост  цен в границах 5-6%, а к 2015 году – снизить до 4-5 процентов.

По оценке Минэкономразвития  России, прирост цен (в среднем) на электроэнергию для всех категорий потребителей в 2011 году составил 13,5%, оптовых цен на газ для всех категорий потребителей – 15,3%, цен на железнодорожные перевозки – 8%, цен на пассажирские перевозки железнодорожным транспортом – в среднем 10 процентов.

В 2012 году повышение тарифов  предполагается с 1 июля. Это окажет определенное инфляционное давление на экономику. В среднем для всех категорий населения прирост  цен на электроэнергию прогнозируется в 2012 году на 6-7%, в 2013-2014 годах – по 10-12%, в 2015 году – на 11-13 процентов. В среднем прирост оптовых цен на газ прогнозируется в 2012 году на уровне 7,5%, в 2013-2014 годах – по 15%, в 2015 году – на 14,6-15 процентов. В среднем прирост цен на железнодорожные перевозки грузов прогнозируется в 2012 году на уровне 6%, в 2013-2015 годах – соответственно на 5,5%, 5% и 5,5%, на пассажирские перевозки железнодорожным транспортом – по 10% ежегодно.

Экспорт товаров (по методологии  платежного баланса) в 2011 году составил 522,0 млрд. долл. США (прирост 30,4% относительно 2010 года). Рост экспорта в основном был  связан с увеличением цены основных экспортируемых товаров.

В январе-апреле 2012 года экспорт  товаров составил, по оценке     Минэкономразвития России, 181,6 млрд. долл. США. По итогам 2012 года экспорт  составит 558 млрд. долл. США, а к 2015 году прогнозируется его рост до 581 млрд. долл. США.

Импорт товаров (по методологии  платежного баланса) в 2011 году составил 323,8 млрд. долл. США (прирост 30,2% относительно 2010 года). Положительная динамика была обусловлена увеличением доходов  населения, а также реальным укреплением  рубля. Увеличение импорта также  связано с активизацией инвестиционной активности и восстановлением физических объемов ввоза, в то время как  средние контрактные цены росли  медленнее.

Импорт товаров в январе-апреле 2012 года составил, по оценке Минэкономразвития  России, 100,1 млрд. долл. США. В 2012 году импорт товаров оценивается на уровне 369,5 млрд. долл. США, а к 2015 году прогнозируется его рост до 484,9 млрд. долл. США.16

 

3.2. Основные результаты и проблемы бюджетной политики

 

В результате целенаправленных действий в сфере бюджетной политики в последние годы удалось решить ряд существенных задач. Полностью  выполнены принятые социальные обязательства  государства. Создание Резервного фонда  и Фонда национального благосостояния позволило пройти период мирового кризиса  без снижения уровня жизни граждан, поддержать финансовую инфраструктуру и реальный сектор экономики. Удалось  снизить и удержать государственный  долг на приемлемо низком уровне даже в условиях мирового кризиса. Осмотрительная бюджетная политика стала существенным фактором устойчивого снижения инфляции.

К началу 2012 года экономика  полностью восстановилась после  кризиса. Наряду с высокими ценами на нефть это позволило исполнить  в 2011 году федеральный бюджет без  дефицита. Началось пополнение Резервного фонда, что повысило устойчивость экономики  Российской Федерации к внешним  негативным экономическим факторам. Проведено первое размещение суверенных еврооблигаций, номинированных в рублях, что является свидетельством возросшего доверия к российской национальной валюте и проводимой бюджетной политике.

Но есть и ряд нерешенных проблем.

Во-первых, сохраняется значительный ненефтегазовый дефицит. Бюджетная система Российской Федерации находится в высокой степени зависимости от ситуации на мировых сырьевых рынках. Из-за этого ограничены возможности для бюджетного маневра в целях существенного увеличения бюджетных расходов по направлениям, обусловливающим экономическое развитие страны, даже при понимании объективной необходимости этих расходов. При этом принятые бюджетные обязательства не могут быть существенно сокращены вследствие социальной направленности значительной их части.

Во-вторых, структура бюджетных  расходов не является оптимальной для  стимулирования экономического развития. Направляемых из бюджета средств  на реализацию отвечающих потребностям экономического развития инфраструктурных проектов, проектов в сфере образования  и науки, то есть в сферы, определяющие перспективный облик российской экономики, явно недостаточно.

В-третьих, на низком уровне осуществляется финансово-экономическое  обоснование решений, приводящих к  новым расходным обязательствам. Недостаточно качественной является оценка того, какие долгосрочные последствия  будет иметь принятие новых обязательств для социально-экономического развития Российской Федерации, как оно будет связано с другими направлениями политики государства и какое влияние окажет на объем длящихся обязательств.

В-четвертых, зачастую эффективность  осуществляемых бюджетных расходов низка, получаемый социально-экономический  эффект несоразмерен объему израсходованных  на те или иные цели средств.

В-пятых, межбюджетные отношения  пока не в полной мере настроены  на стимулирование органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления к созданию условий для предпринимательской  и инвестиционной деятельности, которые  объективно являются необходимой основой  для увеличения доходов бюджетов субъектов Российской Федерации  и местных бюджетов. Высока зависимость бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов от финансовой помощи, поступающей из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Информация о работе Анализ эффективности использования земельных ресурсов в учхозе «Байкал»