Анализ производства и реализации продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 12:52, курсовая работа

Описание работы

На сегодняшний день объем производства и реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса приоритет отдается объему производства продукции, который определяет объем продаж. Однако по мере насыщения рынка и усиленной конкурентной борьбы не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Организация должна производить те товары и в таком объеме, в каком оно может их реализовать.

Содержание работы

Введение
3
1 Методика проведения анализа производства и реализации продукции
5
1.1 Экономическое содержание и значение объема производства и реализации продукции

5
1.2 Анализ динамики производства и реализации продукции
8
1.3 Методика анализа ассортимента и структуры продукции
9
1.4 Методика анализа качества произведенной продукции
13
1.5 Методика анализа ритмичности работы предприятия
16
2 Организационно – экономическая характеристика ООО «Молоко
Зауралья»

19
3 Анализ производства и реализации продукции
31
3.1 Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции

31
3.2 Анализ ассортимента и структуры продукции
35
3.3 Анализ качества произведенной продукции
40
3.4 Анализ ритмичности работы ООО «Молоко Зауралья»
42
3.5 Анализ эффективности производства и реализации продукции
45
4 Пути повышения эффективности производства и реализации продукции
47
Заключение
54
Список использованных источников
56
Приложения

Файлы: 1 файл

анализ пр-ва и реал продукции.DOC

— 817.00 Кб (Скачать файл)

 

Из таблицы видно, что  с улучшением качества продукции (увеличением продукции I сорта и уменьшением доли продукции II сорта) средняя цена увеличилась на 1,6 р., а стоимость всего фактического выпуска – на 26000 тыс. р. (16250 туб * 1,6 р.). Косвенным показателем качества продукции является брак. Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителями). Выпуск брака ведет к повышению себестоимости продукции, уменьшению объема товарной  и реализованной продукции, снижению прибыли и рентабельности.

 

3.4 Анализ ритмичности работы ООО «Молоко Зауралья»

Ритмичность – равномерный выпуск продукции  в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных  планом. Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска  и реализации продукции.

Для оценки выполнения плана по ритмичности  используются прямые и косвенные  показатели.

Прямые показатели –  коэффициент ритмичности, коэффициент  вариации, коэффициент аритмичности, удельный вес производства продукции  за каждую декаду (сутки) к месячному выпуску, удельный вес произведенной продукции за каждый месяц к квартальному выпуску, удельный вес выпущенной продукции за каждый квартал к годовому объему производства, удельный вес продукции, выпущенной в первую декаду отчетного месяца, к третьей декаде предыдущего месяца.

Косвенные показатели ритмичности -  наличие  доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине хозяйствующего субъекта, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную  отгрузку продукции, наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и готовой продукции на складах.

     Коэффициент ритмичности – определяется путем суммирования фактических удельных весов выпуска за каждый период, но не более планового их уровня.

Коэффициент вариации определяется как отношение среднеквадратического отклонения от планового задания за сутки (декаду, месяц, квартал) к среднесуточному (среднедекадному, среднемесячному, среднеквартальному) плановому выпуску продукции. 

Анализ  ритмичности выпуска продукции  предприятием по декадам рассмотрим в таблице 21.

Из таблицы 21 видно, что удельный вес фактически изготовленной продукции в первой декаде составил 33,6 %, что меньше  планового показателя на 0,5 %. Во второй декаде фактический удельный вес составил 29,6 %, что больше показателя по плану на 0,5 %, а в третьей декаде фактический и плановый удельный вес равны   36,8 %.  Выполнение плана по первой, второй и третье декаде соответственно составили 1,05 %, 1, 08 % и 1,06 %. Доля продукции зачтенная в выполнение плана по ритмичности составила: по первой декаде 34,1 %, по второй – 29,1 %, по третьей – 36,8 %.

 

Таблица 21 - Ритмичность выпуска продукции по декадам 2011 г.

№ п\п

 

Декада

Выпуск продукции  за год, тыс. р.

Удельный

 вес, %

Выполнение  плана,

Коэффициент

Доля продукции зачтенная в выполнение плана по ритмичности, %

план

факт

план

факт

А

1

2

3

4

5

6

1

Первая

30 500

32 000

34,1

33,6

1,049

34,1

2

Вторая

26 000

28 000

29,1

29,6

1,076

29,1

3

Третья

33 000

35 000

36,8

36,8

1,06

36,8

4

Итого:

89 500

95 000

100

100

1,061

100


 

К ритм = 34,1 + 29,1 + 36,8 = 100 %

То есть выпуск продукции по декадам  в среднем отклоняется от графика  на 6,2 %.

Далее нужно уделить внимание коэффициенту аритмичности. Он рассчитывается как  сумма положительных и отрицательных  отклонений в выпуске продукции от плана за каждый день (неделю, декаду). Чем менее ритмично работает предприятие, тем выше показатель аритмичности. На предприятии ООО «Молоко Зауралья» он равен:

К арит = 0,049 + 0,076 + 0,06 = 0,185

 

3.5 Анализ эффективности производства и реализации продукции

Для каждого предприятия занимающихся выпуском продукции немаловажным является оценка эффективности производимой продукции и ее реализации.

Для ООО «Молоко Зауралья» проанализируем эффективность производства в таблице 22.

Из  таблицы 22 видно, что стоимость произведенной  продукции за рассматриваемый период увеличилась на 10000 тыс.р., в том  числе на 1 среднегодового работника  с 315,98 тыс.р. до 350,55 тыс.р. – т.е. на 34,57 тыс.р.,  на 5,21 на 1 чел. – ч. и уменьшилась  на 1 р. производственных затрат на 1,11 тыс.р.

 

Таблица 22 – Оценка эффективности производства продукции ООО «Молоко

   Зауралья» 

№ п\п

Показатели 

Годы 

Отклоне-ние, +,-

2009

2010

2011

 

А

1

2

3

4

1

Стоимость произведенной  продукции – всего, тыс.р.

85000

88000

95000

10000

2

в т.ч. на 1 среднегодового работника 

315,98

325,92

350,55

34,57

3

на 1 р. производственных затрат

2,85

1,55

1,74

-1,11

4

на 1 чел.-ч.

44,27

45,83

49,48

5,21

5

Приходится  производственных затрат на 1 р. произведенной продукции

0,35

0,64

0,57

0,22

6

Приходится  выручки от реализации на 1 р. произведенной продукции. 

0,98

0,96

1,02

0,04


 

Производственных  затрат на 1 р. произведенной продукции  приходится в 2009 г. – 0,35 тыс.р., в 2010 г. – 0,64 тыс.р., в 2011 г. – 0,57 тыс.р., т.е. изменение за период на 0,22 тыс.р.

Выучка  от реализации на 1 р. произведенной  продукции в данном периоде увеличилась  на 0,04 тыс.р.

Оценку эффективности реализации продукции приведем в таблице 23.

 

Таблица 23 – Оценка эффективности реализации продукции 

№ п\п

Показатели 

Годы

Отклонение, +,-

2009

2010

2011

 

А

1

2

3

4

1

Выручка от реализации – всего, тыс.р.

83000

85000

97000

14000

2

в т.ч. на 1 среднегодового работника 

308,55

314,81

357,93

49,38

3

на 1 р. производственных затрат

2,78

1,50

1,77

-1,01

4

на 1 чел.-ч.

43,23

44,27

50,52

7,29


 

Из таблицы 16 видно, что выручка от реализации увеличилась на 14000 тыс.р., в т.ч. на 1 среднегодового работника на 49,38 тыс.р., на 7,29 на 1 чел.-ч. и уменьшилась на 1,01 тыс.р. на 1 р. производственных затрат.

Таким образом, исходя из приведенного выше анализа, можно отметить, что в целом производство и реализация продукции увеличилась, это может быть связано с увеличением рынков сбыта, выпуск новых видов продукции. Несмотря на то, что на предприятии благоприятное положение руководству предприятия и его подчиненным необходимо постоянно совершенствовать выпуск и реализацию продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Пути повышения эффективности производства и реализации

продукции

 

Изучив  динамику и выполнение плана по реализации продукции и выполнению договоров поставки, необходимо установить факторы изменения ее объема.




 




 

 

 





 


 

 

 

 

 

Рисунок 5 - Схема факторной системы объема реализации продукции

 

Возможны два варианта методики анализа реализации продукции:

  1. Если выручка на предприятии определяется по отгрузке товарной продукции, то баланс товарной продукции будет иметь вид:

ГПн + ТП = РП + ГПк

Следовательно, РП = ГП н + ТП – ГПк.

  1. Если выручка определяется после оплаты отгруженной продукции, то товарный баланс  выражается так:

ГПн + ТП + Отн = РП + ОТк + ГПк.

РП = ГПн + ТП + Отн – Отк – ГПк,

где  ГПн, ГПк – соответственно остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода;

                 ТП – стоимость выпуска товарной продукции;

                 РП – объем реализации продукции  за отчетный период;

               Отн, Отк – остатки отгруженной продукции на начало и конец периода.

Расчет влияния данных факторов на объем реализации продукции производится сравнением фактических уровней факторных показателей с плановыми и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них. Для изучения этих факторов требуется анализ баланса товарной продукции (Таблица 24).

 

Таблица 24 - Анализ факторов изменения объема реализованной продукции

№ п\п

Показатель

Сумма в плановых ценах, тыс. р.

план

факт

+, -

А

1

2

3

1

Остаток готовой продукции на начало года

8 200

8 200

-

2

Выпуск товарной продукции

89 500

95 000

+ 5 500

3

Остаток готовой продукции на конец года

2 200

2 430

+ 230

4

Отгрузка продукции за год

95 500

100 770

+ 5 270

5

5.1

5.2

Остаток товаров, отгруженных покупателям:

На начало года

На конец года

 

3 800

4 000

 

3 800

5 100

 

-

+ 1 100

6

Реализация продукции

95 300

99 470

+ 4 170


 

Из анализа факторов изменения объема реализации продукции на ООО «Молоко Зауралья» видно, что план реализации перевыполнен на 4170 тыс. р. за счет увеличения выпуска товарной продукции на 5500 тыс. р. Отрицательное влияние на объем продаж оказало увеличение остатков готовой продукции на складах  на 230 тыс. р. и рост остатков отгруженных товаров на конец года, оплата за которые не поступила еще на расчетный счет предприятия, на 1100 тыс. р. Отгрузка продукции за год увеличилась по сравнению с плановым показателем на 5270 тыс. р.

В процессе анализа необходимо выяснить причины образования сверхплановых  остатков на складах, несвоевременной  оплаты продукции покупателями и  разработать конкретные мероприятия  по ускорению реализации продукции  и получению выручки.

Особое внимание уделяется изучению влияния факторов, определяющих объем  производства продукции:

1) обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и эффективность их использования:

ВП = ЧР * ГВ

РП = ЧР * ГВ * Дв

2) обеспеченность предприятия основными производственными фондами и эффективность их использования:

ВП = ОПФ * ФО

РП = ОПФ * ФО *Дв

3) обеспеченность производства сырьем и материалами и эффективность их использования:

ВП = МЗ * МО

РП = МЗ * МО * Дв,

где ЧР – численность рабочих,

  ГВ – годовая выработка,

  Дв – доля реализованной  продукции (выручки) в общем  объеме                 валовой продукции,

 ОПФ – основные  производственные фонды,

 ФО – фондоотдача,

 МЗ – материальные  запасы,

 МО – материалоотдача.

Расчет влияния данных факторов на объем валовой и реализованной продукции можно произвести одним из приемов детерминированного факторного анализа. Затем, зная причины изменения среднегодовой выработки персонала, фондоотдачи и материалоотдачи, следует установить их влияние на выпуск продукции путем умножения их прироста за счет i-го фактора соответственно на фактическую численность персонала, фактическую среднегодовую стоимость основных производственных фондов и фактическую сумму потребленных материальных ресурсов:

DВП xi = DГВ * ЧР ф,

DВП xi = DФО xi * ОПФ ф,

DВП xi = DМО xi * МЗ ф,

DРП xi =  DГВ * ЧР ф * Дв ф,

DРП xi = DФО xi * ОПФ ф * Дв ф,

DРП xi = DМО xi * МЗ ф * Дв ф.

Основные предлагаемые источники резервов увеличения выпуска и реализации продукции для ООО «Молоко Зауралья» показаны на рисунке 6.

 


  



 

 

 

Рисунок 6 – Предлагаемые источники резервов увеличения выпуска  и 

 реализации продукции  ООО «Молоко Зауралья»

 

Резервы роста производства продукции ООО «Молоко Зауралья» должны состоят из трех групп:

Информация о работе Анализ производства и реализации продукции