Анализ производства и реализации продукции на примере ГЛХУ «Могилевский лесхоз

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 15:20, курсовая работа

Описание работы

Анализ объема производства и реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать. Объем реализации – сложная экономическая категория, важный обобщающий показатель деятельности предприятия, представляет собой объем продаж продукции через все каналы реализации и относится к числу значимых экономических индикаторов страны.

Файлы: 1 файл

Курсовая ЭО (2).docx

— 158.24 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Переход к рыночной экономике требует  от предприятий повышения эффективности  производства, конкурентоспособности  продукции и услуг на основе внедрения  достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и  управления производством, преодоления  бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы и т. д.

Важная роль в реализации этой задачи отводится экономическому анализу  деятельности субъектов хозяйствования. С его помощью вырабатывается стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.

Квалифицированный экономист, финансист, бухгалтер, аудитор должен хорошо владеть  современными методами экономических  исследований, методикой системного, комплексно-экономического анализа, мастерством  точного, своевременного, всестороннего  анализа результатов хозяйственной  деятельности.

Данная курсовая работа посвящена  одному из важнейших разделов анализа  хозяйственной деятельности предприятия  – анализу реализации продукции  предприятия.

Анализ объема производства и реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченном спросе на первое место выдвигается  объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать. Объем реализации – сложная экономическая категория, важный обобщающий показатель деятельности предприятия, представляет собой объем продаж продукции через все каналы реализации и относится к числу значимых экономических индикаторов страны. На уровне предприятия объем продаж является важнейшим показателем деятельности, т.к. характеризует объем его деятельности, от которого зависит валовой доход и прибыль предприятия. На уровне экономики страны объем продаж также имеет важное значение, т.к. благодаря нему возмещаются производственные затраты и создаются условия для дальнейшего развития производства. Кроме того, объем продаж отражает уровень жизни населения. Планирование и анализ объема продаж являются важнейшими процессами внутри любой производственной организации.

С развитием производительных сил  и производственных отношений, расширением  масштабов производства стало невозможно обойтись, и принимать правильные управленческие решения без анализа  производственной и хозяйственной  деятельности предприятия.

В данной курсовой работе проведен анализ производства и реализация продукции  за 2009-2011 годы на предприятии ГЛХУ «Могилевский лесхоз», которое является организацией отрасли «лесное хозяйство» и входит в состав Министерства лесного хозяйства.

Предметом исследования является продукция, выпускаемая предприятием. Объект исследования – предприятие ГЛХУ «Могилевский лесхоз».

Целью курсовой работы является анализ объемов производства и реализации продукции, а также поиск резервов увеличения выпуска и реализации продукции на предприятии ГЛХУ «Могилевский лесхоз».

Для достижения цели поставлены следующие  задачи:

  • оценка динамики по основным показателям объёма, структуры и качества продукции;
  • выявление степени влияния основных факторов на показатели объёма производства и реализации продукции;
  • разработка важнейших мероприятий по использованию внутрихозяйственных резервов для повышения темпов прироста продукции, улучшения её ассортимента и качества.

 

 

 

 

1 Теоретические основы анализа объема производства и реализации продукции

 

1.1 Показатели объема производства и реализации продукции

 

Основными  показателями объема производства являются товарная и валовая продукция.

Валовая продукция – это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается в сопоставимых и действующих ценах.

Товарная продукция отличается от валовой продукции тем, что в нее не включаются остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной продукцией, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.

Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке). Может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих  ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции является связующим звеном между производством  и потребителем. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем производства.

Для оценки выполнения производственной программы имеют значения и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.

Условно-натуральные показатели, как и стоимостные показатели применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции.

Нормативные трудозатраты  используются также для обобщенной оценки объемов выпуска продукции в тех случаях, когда в условиях многономенклатурного производства не представляется возможным использовать натуральные или условные измерители.

При анализе объема продаж продукции используются следующие  измерители:

а) абсолютные:

  • натуральные;
  • стоимостные;
  • трудовые;

б) относительные:

  • проценты;
  • коэффициенты;
  • сотые доли;
  • и другие показатели, которые предприятие изберет.

Готовая продукция может  быть реализована по:

  1. оптовым ценам;
  2. розничным ценам;
  3. договорным ценам.

Оптовые цены устанавливаются  на уровне розничных за минусом торговых, сбытовых скидок с учетом местонахождения  данного предприятия.

В условиях рыночных отношений  цены различаются по особенностям купли-продажи:

    1. базисная цена устанавливается, когда есть сделка и необходимо определить сорт и качество продукции, т.е. она согласовывается на уровне купли-продажи между поставщиком и потребителем.
    2. Фактурная цена – условная цена, она согласовывается на уровне заключения контракта:
  • EXWORK – продавец дает право покупателю распоряжаться продукцией на своем складе.
  • FOB – товар будет поставляться непосредственно покупателю за счет поставщика до места нахождения.
  • CAF – условия, когда продавец оплачивает расходы до места назначения.
  • CIF – условия, когда продавец оплачивает расходы до места назначения и страхование в пользу покупателя против риска потери и повреждения товара во время перевозки.

в) Мировая цена – определяется уровнем цен экспортеров или уровнем цен на аукционах, уровнем цен ведущих фирм.

 

1.2 Цели, задачи и источники анализа объема производства и реализации продукции

 

Основной целью предприятия  в большинстве случаев является получение максимально возможной  прибыли от реализации продукции. В  сегодняшних условиях жесткой конкуренции  практически на всех рынках вопросы  реализации стоят на первом месте, а  задачи производства занимают подчиненное  положение. Как заметил П. Дракер, известный американский экономист, «результатом бизнеса должен являться удовлетворенный клиент, внутри же предприятия существуют лишь затраты».

Чтобы оставаться конкурентоспособным  и поддерживать свои экономические  показатели на высоком уровне в условиях сильной конкуренции на рынке  и при постоянно меняющихся технологиях, предприятие должно обратить внимание на свои средства производства. 

Таким образом анализ производства продукции и ее реализации имеет следующие цели:

  1. оценить результаты деятельности предприятия, его ноу-хау, человеческие и материальные ресурсы, его место в экономике (преимущества предприятия в количественном и качественном выражении);
  2. определить направления деятельности предприятия в краткосрочной перспективе с целью поддержания и развития его конкурентоспособности, учитывая современную ситуацию, а также в зависимости от ожидаемых в будущем изменений, в частности, развитий технологий и стратегий конкурентов.

Основные задачи данного вида анализа в традиционном его варианте состоят в следующем:

  • оценка выполнения предприятием договорных обязательств по поставкам продукции;
  • изучение динамики выпуска продукции и ее реализации в денежном выражении;
  • оценка выполнения плана и изучение динамики выпуска продукции в натуральном выражении;
  • выявление изменений в ассортименте продукции и определение их влияния на выпуск продукции в натуральном и денежном выражении;
  • оценка ритмичности производства и реализации продукции;
  • оценка качества производимой продукции;
  • комплексный и системный анализ факторов, оказывающих влияние на выполнение плана по производству и реализации продукции;
  • выявление резервов дальнейшего увеличения объема реализации продукции и улучшения ее качества, обеспечения ритмичности производства и реализации;
  • разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.

Информационной базой  для анализа объемов производства и реализации продукции может  быть:

  1. статистические показатели (приложение к балансу – форма № 4, «движение готовых изделий, их отгрузка и реализация» – форма №16);
  2. оперативные отчеты;
  3. планы-графики производства;
  4. планы экономического и социального развития предприятия;
  5. различные виды сопроводительной документации.

Анализ работы промышленных предприятий начинают с изучения показателей выпуска продукции.

 
   




 

 

1.3 Методика анализа объема производства и реализации продукции

 

Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста. Этот анализ показывает, как изменился объем производства и реализации за определенное количество лет. Если темпы роста производства значительно выше темпов реализации продукции, это свидетельствует  о накоплении остатков нереализованной  продукции на складах предприятия  и неоплаченной покупателями.

Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать по формуле:

 ,                                                (1)

 

где – темп роста;

n – количество рассматриваемых периодов.

Средний темп прироста определяется по формуле:

                                                            (2)

Оперативный анализ производства и отгрузки продукции осуществляется на основе расчета, в котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске и отгрузке продукции  по объему, ассортименту, качеству, а  также отклонение от плана.

Анализ реализации продукции  тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам  продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается  уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может  потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.

Особое значение для предприятия  имеет выполнение контрактов на поставку товаров для государственных  нужд. Это гарантирует предприятию  сбыт продукции, своевременную ее оплату, льготы по налогам, кредитам.

Информация о работе Анализ производства и реализации продукции на примере ГЛХУ «Могилевский лесхоз